|
Наша цель - развитие общества через развитие человека * Автор благодарит за ценные эксклюзивные материалы, которые были использованы в этой работе, своих коллег, друзей и единомышленников: Ю.Е. Хохлова, О.Н. Вершинскую, СБ. Шапошника, А. Малину (Великобритания), Ш. Лейка (ЮАР).
Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР, http://russia-gateway.ru) начинает свою историю с 30 ноября 2001 года. Это необычная для нашей страны структура, созданная для того, чтобы в формировании политики развития информационного общества на равных участвовали все общественные силы, а не только власть. Участниками партнерства сегодня являются 227 организаций, в том числе 219 организаций из 27 регионов России, четыре международные 1Т компании, две финские компании, одна организация США и одна украинская компания. Эти организации представляют основные движущие силы электронного развития -государство (23 организации), бизнес (102), гражданское общество (48), научно-образовательное сообщество (54). Существуют также семь самостоятельных региональных партнерств: в Ставропольском крае, на Северо-Западе России, в Тульской, Калининградской, Пермской областях, в Республике Татарстан, на Южном Урале. Есть у нас и индивидуальные участники - частные лица и онлайновое СМИ. Главной задачей ПРИОР является формирование устойчивого социального партнерства и публичное обсуждение наиболее важных проблем, волнующих страну, а главным проектом - Российский портал развития (http://russia-gateway.ru), который задуман как площадка для обсуждения, разработки и реализации национальной (а не только государственной) программы перехода России к информационному обществу.
СТАВКА НА ЧЕЛОВЕКА Мы живем в эпоху информационной революции, которая кардинально меняет жизнь людей, внося глубочайшие качественные перемены во все сферы человеческой деятельности. Начало нового тысячелетия - не просто временной рубеж, а начало нового этапа развития человеческой цивилизации. Одна из основных черт этого этапа - стремительное и мощное развитие и широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий. Россия не стоит в стороне от всемирного процесса развития информационного общества. Внедрением ИКТ занимаются государственные ведомства, институты гражданского общества, частные компании, донорские организации. Партнерство для развития информационного общества (ПРИОР) является инструментом для координации их усилий по всем направлениям формирования информационного общества, включая преодоление информационного неравенства и развитие экономики, основанной на знаниях. Информационно-коммуникационные технологии сделали как никогда реальной широко известную пословицу: "Человек - кузнец своего счастья". В эпоху ИКТ надежно защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Тем не менее удельный вес самоактуализирующихся людей в нашем обществе пока очень мал, и это - одна из причин многих социально-экономических проблем, с которыми сталкивается страна. Возрастание комфортности жизни - это переход от категории "нужда" к категории "выбор". Под воздействием ИКТ активно развивается производство услуг, а потребление услуг есть характеристика качества жизни, а не степени нужды. Повышение возможностей выбора, происходящее под влиянием распространения ИКТ, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др. Для России это чревато и внутренними, и внешними проблемами. Ее менее развитые регионы и наименее обеспеченные слои населения все более оттесняются на обочину из-за невозможности полноценного доступа к информации и знанию для достижения большего благосостояния. В связи с тем, что значительная часть общества в этих регионах не ощущает на себе положительного воздействия информационной революции, там появляется негативное отношение ко всему, что с нею связано, и развитие тормозится. Выпасть из развития глобального информационного общества для России означает оказаться на обочине истории. Возможность использовать силу знаний для ликвидации бедности и улучшения качества жизни - вызов, который бросает нашей стране глобальное информационное общество. Распространение ИКТ имеет потенциал развития взаимопомощи, и нужны осознанные усилия и консолидация духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества для внедрения идеологии сотрудничества и согласования целей и задач всех основных движущих сил развития: государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества. Сегодня для лиц, принимающих решения, будь это государственные служащие, бизнесмены, лидеры гражданского общества, руководители инвестиционных компаний и благотворительных организаций, вопрос о том, нужно нам информационное общество или нет, уже не стоит. Этот рубикон в человеческом сознании уже перейден. На нынешнем этапе наиболее актуальны проблемы включения лидеров и тех структур и сил, которые за ними стоят, в активную деятельность на благо развития общество. Здесь на передний план выходит деятельность ПРИОР, направленная на формирование сообщества союзников, готовых принимать стратегические решения, работать ради будущего, причем даже достаточно отдаленного. Понятно, что должен пройти определенный период времени, прежде чем можно будет говорить о закреплении тенденции развития общества. Чтобы каждый человек, каждая организация или страна попадали бы в такую среду, которая побуждала бы их к постоянному росту, к постоянному развитию. Совершенно очевидно, что в нашей стране сейчас таких условий нет, система образования этому не способствует. Спасибо образовательным программам прошлых лет - достигнута стопроцентная грамотность населения. Но этого недостаточно! Человек может прочитать большое количество книг, получить хорошее образование, но быть неспособным ни накормить, ни одеть себя, ни заниматься дальнейшим саморазвитием. У такого человека не воспитана свобода воли, умение выявить и реализовать свои возможности. Развитие общества через развитие человека - в этом смысл деятельности нашего Партнерства. Если люди с юного возраста попадают в среду, помогающую развитию личности, то в итоге вырастет новая генерация людей, способных создаватьобщество другого качества, производить любой продукт - интеллектуальный, материальный, какой угодно, тоже нового, более высокого качества. И страна тогда будет несколько другой, потому, что если и экономика, и политика, и, в первую очередь, управление обществом будут нацелены на развитие, соответственно и структура управления таким обществом будет совершенной иной. Традиционно ведь как бывает? С появлением какого-либо глобального технологического решения видоизменяется экономика, потом под нее подстраивается политика. И сейчас новые технологии уже диктуют необходимость переструктурирования общества и системы его управления с вовлечением большого числа граждан в управление государством. Но пока еще наши граждане не готовы к этому психологически. Подавляющая, критическая масса населения очень сильно зависит от воли других людей. Изменение ее менталитета потребует десятилетий. Поэтому мы поставили себе конкретные задачи на ближайшее время, исходя из того, что ПРИОР занимается развитием в информационном обществе, в которое мы уже вошли и в котором живем. Речь идет об увеличении числа образованных людей, умеющих работать с информацией, извлекать из нее знания и использовать эти знания для решения своих проблем. Кстати, примеры формирования таких достаточно благополучных обществ с весьма ответственными гражданами, которые сами знают, что им делать с собой и своими доходами, как распорядиться своей персоной, уже имеются, например Скандинавские страны, Швейцария. Решение этой задачи вполне реалистично и для России. Просто Россия - огромная страна, и потребуется большой отрезок времени. В этих целях для нового поколения людей нужно с рождения, с семьи, с детского сада создавать соответствующую "среду обитания". Это, так сказать, "задача максимум". Мы не случайно назвали наше объединение Партнерством для развития информационного общества в России. Мы приступили к решению этой конкретной задачи, уже сегодня привлекая союзников из числа лиц, принимающих решения и в государственной сфере, и в бизнесе, и в общественных организациях, выявляя самых активных людей в обществе, готовых внести свой посильный вклад в его дальнейшее развитие. Наш Наблюдательный совет возглавляет А.В. Коротков - Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации, в Совет также входят сенаторы Д.Ф. Мезенцев и И.Н. Стариков, заместитель Министра образования Ю.В. Шленов, начальник отдела Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ А.Н. Кошкин, руководитель Департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России Ц.В. Церенов, депутат Московской городской Думы С.В. Орлов, вице-губернатор Челябинской области Н.М. Рязанов, заместитель Губернатора Ярославской области А.Ю. Сазонов, председатель Союза журналистов России В.Л. Богданов, представители Аппарата Совета Безопасности РФ, Минкультуры и Минпечати России, руководители национальных научных фондов России - РФФИ и РГНФ, представители ряда организаций гражданского общества. И, соответственно, мы с той же целью вовлекаем в свою деятельность все больше и больше организаций. Сейчас у нас свыше 200 партнеров, и, конечно же, как и полагается по статистике, среди них 8% активных людей, еще 8% - совершенно пассивных, которые уже и забыли о том, что являются членами ПРИОР, и "серединка", которую нужно время от времени побуждать к действиям. К слову сказать, подавляющее большинство участников Партнерства поддерживает наше видение развития России, сформулированные нами цели и задачи, необходимость создания "знаниеемкой" экономики, которая является, на наш взгляд, точкой роста. Безусловно, нелегко управлять таким огромным количеством партнеров, но даже однонаправленный процесс распространения информации приносит свои плоды. Можно назвать это своего рода маркетинговым приемом экстенсивного роста Партнерства на первом этапе, но этот этап тоже нужно пройти. Сейчас процесс расширения Партнерства несколько замедляется, что естественно. Мы переходим к очередному организационному этапу, когда, выявив наиболее сильного партнера в регионе, будем работать с ним целенаправленно, рассчитывая на то, что он уже сам у себя на месте разовьет процесс экстенсивного роста. Далее у него точно так же замедлится рост, и он начнет выборочно работать с какими-то отдельными партнерами для выполнения конкретных проектов. То есть идет сначала идеологическая экспансия, которая потом трансформируется в решение конкретных практических задач. Надо сказать, что экспансия Партнерства еще не завершена. За год мы образовали "точки роста" в 26 регионах из 89. Это, без сомнения, хороший результат, но впереди еще много работы. К сожалению, в нашей стране нет единой национальной идеи, которая действительно вдохновила бы массы. У нас люди привыкли выживать, вместо того, чтобы вырваться из нищеты и выйти на совершенно другие горизонты. Мы хотим вырвать простых людей из парадигмы выживания, мы хотим перевести их в парадигму развития, ведь имеется огромное количество исторических примеров, когда человек, рожденный и воспитанный в среде выживания, вырывался и выходил на орбиту развития, становился известным ученым и т.д. Для этого требуется, чтобы человек развивал и прикладывал свою волю. Если рассматривать ПРИОР как прообраз какого-то политического движения, то видно, что пока оно еще не сформировалось, потребуется, как минимум, еще несколько лет. Пока очень трудно даже для нас самих реализовать эту идеологию, настолько она непривычна для нас, выходцев из советской эпохи. Распространение ИКТ имеет потенциал развития духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования. Однако для его высвобождения требуются специальные усилия духовно продвинутой и информационно подготовленной части общества по пропаганде новых возможностей сотрудничества и кооперации. Создание гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и распространение идеологии сотрудничества. Академик Н.Моисеев в своей книге "Универсум. Информация. Общество" отмечал, что планетарное общество можно будет называть информационным лишь тогда, когда возникнет Коллективный Разум, способный играть в этом обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное информационными технологиями общество, мало способное к предотвращению кризисных ситуаций. Важным условием успеха в деле создания Коллективного Разума является заинтересованное участие и тесное сотрудничество всех сил российского общества. Речь идет о совершенно новом и пока непривычном феномене - социальном партнерстве.
СОТРУДНИЧЕСТВО - ЗАЛОГ УСПЕХА Огромная ответственность ложится на плечи представителей нашего Партнерства. Выступая в качестве граждан, потребителей информации и информационных технологий или просто жителей России, они должны объединиться и вместе добиться усиления своего влияния на бизнес и власть на всех уровнях. Здесь понятие "вместе" символизирует и объединяет зачастую противоположные процессы: конкуренцию и сотрудничество, протест и торжество, желание перемен и стремление к порядку, обучение новому и незабвение старого. Но самое главное значение слова "вместе" - совместное строительство нового общества знания с ровными возможностями для каждого с точки зрения доступа к знаниям и технологиям, что закладывает основы справедливости и мира. Здесь мы, прежде всего, обращаем серьезное внимание на конкретные механизмы взаимодействия и практику сотрудничества неправительственных организаций и исполнительной власти. .Общеизвестно, что государственные организации строго регламентированы, ограничены в свободе действий, численности, формах и методах работы. Некоммерческие, в том числе общественные, благотворительные - более свободны, гибки и многообразны в выборе форм и методов своей работы. И те, и другие выполняют конкретные, реальные, социально значимые задачи. И те, и другие заинтересованы в успешном, или хотя бы формальном их решении. Именно наличие общих задач и потребность в их решении может стать фундаментом возможного сотрудничества. Говоря об издержках и трудностях в налаживании партнерства общественных и государственных структур, мы чаще склонны искать их причины в пассивности, непонимании со стороны властей, которые в представителях общественных структур привыкли видеть назойливых просителей, а не деловых и полезных партнеров, способных предоставлять услуги на выгодных для государства и населения условиях. Нередко этому процессу мешают чисто субъективные причины - нежелание или неумение вести конструктивный диалог, недоразумения и проблемы, возникающие из-за отсутствия необходимых знаний и доверия друг к другу, осторожность чиновников. Мы считаем: люди должны сами научиться решать свои проблемы, привлекая к сотрудничеству другие секторы общества, научиться оценивать свои возможности, затраты и ресурсы. Опыт показывает, что участие в Партнерстве помогает организациям (и конкретным людям) выработать приоритеты и стратегию собственного развития, объединить усилия и ресурсы для оказания услуг, определить наиболее эффективные механизмы защиты общих интересов, а также учит их искусству общения, умению находить общий язык с потенциальными партнерами. Хорошим импульсом в поиске новых подходов и решений служат наши мероприятия, где каждый может почерпнуть много нового, установить связи с региональными и зарубежными коллегами. Приведу только один пример. В декабре прошлого года в Москве состоялась международная конференция "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний". Она была организована в контексте разработки национальной стратегии "Россия в информационном веке", реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" и подготовки к Всемирной встрече на высшем уровне по информационному обществу. Здесь обсуждались концепции и стратегии развития различных стран, шел обмен мнениями и практическим знанием. В многочисленных докладах и сообщениях рассказывалось об опыте Армении, Белоруссии, Великобритании, Грузии, Казахстана, Канады, Малайзии, России, Словакии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Эстонии. Особый интерес у присутствующих вызвал доклад руководителя Программы "Знания в интересах развития" Института Всемирного Банка Карла Далмана "знаниеемкая экономика: концепции, тенденции, стратегии", ключевая идея которого изложена в эпиграфе: "Богатство или бедность страны зависят от успешности использования знаний". Излагая свое видение проблемы, К. Далман напоминает, что для любого государства главное -"выработать верную стратегию, учитывающую тесную взаимосвязь между различными составляющими знаниеемкой экономики". Что касается России, то ученый уверен - наша страна "сегодня обладает огромным недоиспользованным потенциалом развития". Этот форум показал, что региональные и национальные сети являются очень важными инструментами для обмена информацией и знаниями, помогают странам оставаться на переднем крае современных тенденций развития, проводить эффективные социальные и экономические реформы, запускать крупномасштабные программы использования ИКТ и знания. Конференция предоставила уникальную возможность для всех основных участников процесса движения к информационному обществу сформировать общую точку зрения на то, как сократить информационное неравенство и создать действительно глобальное информационное общество. Она дала возможность выработать адекватные решения и найти необходимые инструменты, принять реалистичные и жизнеспособные рекомендации. И она же одновременно учила людей социальному партнерству.
ПЕРВЫЕ ШАГИ Мы начали с привлечения к осуществлению наших целей профессионалов, без которых невозможна реализация любого проекта, тем более, столь масштабного, как ПРИОР. Состав актива, насчитывающего сегодня сотни прекрасных специалистов в области информационного общества: аналитиков, юристов, политиков, программистов, социологов, представителей государственных структур - складывался не сразу: подобрать не только профессионалов, но еще и единомышленников было нелегко. Среди них: А.В. Евтюшкин (НИКойл), Д.Д. Хан-Магомедов (РОЦИТ), Н.В. Борисов (Санкт-Петербургский госуниверситет), А.Н. Райков (Аналитическое агентство "Новые стратегии". Академии госслужбы при Президенте РФ), Р.М. Юсупов (Санкт-Петербургский Институт информатики и автоматизации РАН), А.И. Русаков (Ярославский госуниверситет), А.М. Елизаров (НИИ математики и механики Казанского госуниверситета). Опыт такого успешного сотрудничества - убедительный пример, доказывающий перспективность социального партнерства в целом. Не менее важной (и постоянной) задачей мы считаем просветительскую деятельность: разъяснение лицам, принимающим решения в государственном и частном секторах (а через них и широкой общественности), роли информации, знания и технологий для развития в современных условиях. Речь идет не столько о формировании общественного мнения, сколько о комплексном решении пропагандистских задач. Наши российские и международные партнеры должны знать и уважать наш потенциал. Пропагандистская деятельность ведется на конференциях, через Российский портал развития, "Вестник ПРИОР', но страницах журнала "Информационное общество", "Независимой газеты". Среди наших партнеров -Компания "РосБизнесКонсалтинг", Интернет-холдинг "Рамблер", которые по своей сети распространяют информацию дальше. От традиционных технологий мы тоже не отказываемся, проводим "живые конференции". Мы комбинируем самые разные способы для того, чтобы проводить свою идеологию и собирать все новые и новые идеи, которые могли бы превратиться в программы и проекты. Пропаганда использования новых технологий - тоже наша задача. Я могу сказать, что качественное изменение моей конкретной жизни и конкретной жизни многих знакомых мне людей началось тогда, когда они начали присматриваться и использовать новые технологии: Интернет, компьютер, мобильный телефон и т.д. Это не просто экономит время - новые технологии приподнимают человека на другой уровень. Они становятся инструментом подъема людей из состояния простого выживания.
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ Благоприятная правовая среда и нормативная база - необходимые условия для развития информационного общества, где на деле соблюдаются права человека, где существуют одинаковые социальные стандарты по отношению к людям разных возрастов и достатка. Совершенствование законодательства и нормативной базы, внесение поправок и дополнений в уже имеющиеся регулирующие документы -начало всех начал. Этой роботе мы уделяем самое серьезное внимание. Российское законодательство, относящееся к информационному обществу, включает много нормативно-правовых актов разного уровня, однако они не всегда четко согласованы друг с другом и не всегда отвечают реальным потребностям общества. Деятельность органов власти в законодательной и нормотворческой сфере в первую очередь направлена на надзор и контроль за использованием ИКТ. В итоге слишком многие области деятельности подлежат лицензированию и сертификации, что сдерживает развитие рынка ИКТ. А развитие экономики знаний, составляющей основу информационного общества, тормозится за счет неблагоприятной ситуации с регулированием перемещения продуктов интеллектуального труда через государственные границы. Есть и другие проблемы, препятствующие динамичному движению России к информационному обществу. Среди них - неотрегулированность основных прав граждан на доступ к информации, информационного взаимодействия власти и общества, права собственности на информационные продукты. То, что уже существует в этой области, на деле мало что гарантирует с точки зрения реального исполнения. Содействие ПРИОР совершенствованию нормативно-правовой базы информационного общества в России будет сосредоточено на обеспечении последовательности принятия правовых актов разных уровней, взаимной непротиворечивости этих актов, а также их соответствия международным нормам. Важным направлением станет унификация стандартов и протоколов передачи данных.
РОССИЙСКИЙ ПОРТАЛ РАЗВИТИЯ Сегодня порталы развития существуют по всему миру, образуя глобальную сеть. Это набор информационных служб, которые призваны помогать развитию отдельных людей и государства в целом. Их финансовое обеспечение на себя берет специальный Фонд "Портала развития", поддерживаемый разными организациями, в том числе Всемирным Банком. В России также есть свой "Российский портал развития" (РПР), которым управляет наше Партнерство. Сейчас но базе РПР строится региональная сеть порталов. При поддержке программы infoDev Всемирного Банка создан действующий прототип портала развития (http://russia-gateway.ru), на котором сегодня собрано более восьми тысяч информационных ресурсов по проблемам развития на русском и английском языках - как ссылок на имеющиеся ресурсы российского и глобального Интернета, так и оригинальных работ, ранее нигде не опубликованных. Кроме того, разработан механизм для динамической генерации и ведения новостных лент, тематических страниц, дискуссий и форумов, а также эффективной фильтрации информации по географическому и содержательному признакам, по целевой аудитории. Создатели портала - участники Партнерства для развития информационного общества в России - уверены: чем больше будет таких заинтересованных сторон, тем больше шансов на выбор правильного сценария развития страны, который обеспечит достойное будущее нам и нашим детям. Целевой аудиторией РПР является активная часть российского общества, заинтересованная в реализации вышеуказанной миссии - работники науки, культуры и образования, представители государственной власти и местного самоуправления, работники сферы производства, переработки и распространения информации и других высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг. На развитие проекта в этом году в рамках ФЦП "Электронная Россия" было выделено около 2,4 млн. руб., а в рамках городской программы "Электронная Москва" - 5 млн. руб. Кроме того, был создан "фонд развития информационного общества", который в настоящее время также ищет средства для продвижения проекта. Раскручивать "Портал развития" вызвался Интернет-холдинг "Rambler". Он, по словам заместителя генерального директора по связям с общественностью Ивана Засурского, способен поднять посещаемость портала с пяти до пятидесяти тысяч посетителей в месяц.
ПРИОР КАК ИНКУБАТОР ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ Разработанный на базе Российского портала развития прототип имеет сложную внутреннюю информационную архитектуру, где предусмотрены редакторский интерфейс с простой системой обновления новостей, специально созданная для поддержания дискуссий среди экспертного сообщества коммуникационная система и механизмы навигации. Другими словами, технологическое решение, разработанное на базе Российского портала развития, подталкивает к формированию новой культуры взаимодействия власти и общества, которая уже воплотилась за рубежом в концепции "электронного правительства", предполагающей активное и ответственное вовлечение бизнеса, ученых и экспертов, гражданского общества в управление государством на основе согласования интересов различных социальных сил. Поэтому предложенное типовое решение может служить задаче формирования сотрудничества сообществ развития. Таким образом, мы начинаем реализовывать сущность Партнерства как инкубатора программ развития. При поддержке Всемирного Банка инициировано появление в структуре программы "Электронная Россия" такого проекта, как "Российский портал развития". Мы инкубируем эту программу, а потом отдадим регионам. Это наша технология содействия развитию - создать какой-то проект или программу, довести до рабочего состояния, согласовать с нашими партнерами, настоящими и будущими, ее идеологию, привлечь первые деньги на ее выполнение. А дальше, если программа удачная, она идет без нашего вмешательства. Как эти программы коррелируют с региональными и общегосударственными программами развития информатизации? Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, то, что у нас принято понимать под информатизацией, стал очень важной составляющей. Но нужно понимать, что именно информатизируется, нужно сначала определить приоритеты развития экономики и общества и т.д., а затем только создавать соответствующую программу или утверждать план социально-экономического развития региона. Если делать ставку на развитие информационного общества, то это - одни цели. Если делать акцент на более интенсивное использование сырьевой базы, промышленного производства, поддержку отечественного производителя, то тогда все программы информатизации будут выстраиваться под решение этих политических задач. По-прежнему серьезной проблемой остается целенаправленное и эффективное вовлечение в процессы развития информационного общества российских регионов, многие из которых недостаточно или вообще не осведомлены о современных тенденциях развития и возможностях, предоставляемых благодаря широкому и умелому использованию знания, информации и ИКТ во всех сферах жизни. Мировой опыт показывает, что наиболее оптимальной последовательностью действий по реализации возможностей, предоставляемых развитием информационного общества, на национальном и региональном уровнях является следующая: (1) проведение оценки готовности региона к развитию информационного общества с целью выявления препятствий и зон отставания на пути электронного развития1; (2) разработка стратегии движения региона к информационному обществу; (3) создание инструментов для разработки и реализации стратегии - Партнерство основных сил развития и портала как веб-ресурса, нацеленного на информационную поддержку деятельности Партнерства и всех участников электронного развития региона. Реализация указанного подхода позволит эффективно решать задачи электронного развития регионов на уровне передовой мировой практики. Этот подход лег в основу коллективной заявки на реализацию НИОКР "Разработка проекта концепции "Российский портал развития" (2003 г.) в рамках ФЦП "Электронная Россия". Целью предполагаемой деятельности является содействие разработке и реализации региональных программ и проектов движения к информационному обществу. Поэтапная реализация этой цели будет способствовать преодолению информационного неравенства (цифрового разрыва) в России - проблемы, признанной мировым сообществом в качестве одной из центральных проблем развития информационного общества; содействовать более динамичному социально-экономическому развитию регионов, усилению прозрачности власти, инновационной и деловой активности, конструктивного сотрудничества различных "игроков", а также улучшению делового климата в регионах. Для достижения этой цели предлагается реализовать следующие решения:
В качестве пилотных регионов выступили Калининградская, Новгородская, Пермская, Тульская и Челябинская области и Ханты-Мансийский автономный округ, выразившие готовность к этой деятельности, обеспечив соответствующие гарантии регионального и внебюджетного финансирования. Администрации этих регионов участвовали в подготовке совместной заявки на участие в творческом конкурсе 2002 года, организованном Минэкономразвития России по отбору заявок на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов Российской федерации и местного самоуправления в рамках программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Данная заявка стала одним из победителей конкурса. Оценка готовности регионов к электронному развитию будет выполняться здесь на основе единой методологии оценки, учитывающей международный опыт таких оценок и позволяющей провести межрегиональные и международные сопоставления, выявить зоны отставания, проблемы и препятствия в движении регионов к информационному обществу. В соответствии с методологией оцениваться будут существующие в регионах предпосылки для электронного развития, а также уровень использования ИКТв ключевых сферах деятельности. Оценку готовности регионов к электронному развитию предполагается проводить по нескольким десяткам параметров, сгруппированным в несколько областей оценки, в частности: информационно-коммуникационная инфраструктура, человеческие ресурсы, деловой климат, политика и регулирование, использование ИКТ в различных областях (государственном управлении, образовании, здравоохранении, бизнесе, повседневной жизни). При анализе будет использоваться система показателей, позволяющих проводить международные сопоставления. Региональные порталы, создаваемые в рамках донной работы, будут интегрированы в распределенную сеть порталов развития, создаваемую на глобальном (программа "Портал развития"), международном (сеть национальных порталов развития) и национальном (Российский портал развития) уровнях. Создатели каждого регионального портала будут изучать и учитывать потребности и использовать возможности участников Партнерств для развития информационного общества в своем регионе, которые будут выступать как в роли пользователей, так и в роли создателей порталов. В связи с этим сервисы сети региональных порталов развития будут разделены на две группы: пользовательские и административные. Ряд участников консорциума, представляющего настоящую заявку, являются участниками ПРИОР, а некоторые из них выполняют в рамках его деятельности определенные функции:
Активная вовлеченность заявителей в ПРИОР гарантирует успешное расширение деятельности Партнерств для развития информационного общества в Калининградской, Пермской, Тульской, Челябинской областях и в г. Санкт-Петербурге, а также создание партнерств для развития информационного общества в Новгородской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Деятельность Партнерств для развития информационного общества в указанных регионах будет направлена на усиление взаимопонимания и взаимодействия между участниками процесса развития - государством, бизнесом, гражданским обществом, научно-образовательным сообществом, донорами и инвесторами; а также на осуществление целенаправленных действий по преодолению информационного неравенства и развитию экономики, основанной на знаниях. Заявители будут максимально содействовать тому, чтобы деятельность функционирующих и вновь создаваемых Партнерств была основана на принципах открытости, системности, устойчивости и мотивированности.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Чтобы развиваться устойчиво, производительность экономики должна непрерывно повышаться, причем за счет понижения, а не повышения количества используемых природных ресурсов. Это возможно только через развитие знания. Понятно это стало давно. Однако с горечью можно констатировать, что де-факто складывается вариант развития России как поставщика сырьевых ресурсов на мировой рынок. В стратегическом плане этот путь не имеет перспектив, открыто его никто не пропагандирует, но за ним стоят серьезные экономические интересы и вероятность такого выбора отнюдь не равна нулю. В то же время мировое научное сообщество сегодня признало, что нужна новая парадигма развития, основанная на пробуждении самосознания и духовном обновлении, на смещении акцента с "уровня жизни" на "качество жизни". Задача сообществ развития - разработка и реализация стратегий и программ, направленных на успешное развитие страны, конкретных отраслей экономики, отдельных компаний и учреждений и в целом способствующих развитию человека, индустрии и информационного общества. В нашей стране принято считать, что лишь государству принадлежит роль "лица, принимающего решения", а значит, и ответственность за результаты этих решений. Ответственность чиновника - это тщательно навязываемая обществу иллюзия. Отвечать можно лишь реально созданным богатством, которое можно в одночасье потерять. Чиновник вряд ли может потерять что-то большее, чем свое и так неустойчивое кресло. Но из-за неправильно устроенной системы общественных отношений потерять может каждый, начиная от бизнесмена и заканчивая простым обывателем. Для ПРИОР государственный аппарат - это не "босс" общества, а одно из ключевых сообществ развития, которое занимает четко очерченную нишу в общественном устройстве и наравне с бизнесом, гражданским обществом и научно-образовательным сообществом делит ответственность за реализацию согласованных решений. При этом роль государства ни в коей мере не принижается, она остается важнейшей в обществе, но более не рассматривается как самодостаточная. Государство, изолированное от общества, - это наше прошлое, а максимально открытая власть, допускающая участие экспертного сообщества, индустрии и граждан в процессе принятия решений, - это, хотелось бы верить, наше будущее. И новые технологии помогут нам сделать его реальностью. Кстати, часто можно услышать, что при наведении порядка в системе государственного управления (то есть после внедрения "электронного правительства") все граждане окажутся "под колпаком", а информационные технологии станут новым инструментом тоталитаризма. Я все же вижу в государстве не более чем "сервисную структуру" общества (при этом вполне понимаю весь идеализм такого взгляда на задачу власти, особенно с учетом российских традиций), которая, по сути, представляет собой слегка модифицированную форму "общественного договора". При этом сам собой напрашивается интересный вывод: у государства в принципе не может быть интересов, интересы могут быть только у общества, а государство является просто структурой, обеспечивающей их реализацию. В ходе создания национальной стратегии подготовка и согласование поставленных целей и задач может оказаться непростым делом. Различные варианты, с которыми столкнутся разработчики российской политики в сфере информационного общества, чреваты компромиссами, сомнениями и противоречиями. Определение оптимального набора задач в сфере этой политики потребует анализа и оценки сложных компромиссных решений. Например, один из наиболее серьезных вопросов, который встанет перед разработчиками, состоит в том, делать ли приоритетными меры политики, способствующие производству знаний российскими учеными, или же те меры, которые способствуют потреблению знаний российскими предприятиями. Другими словами, на данной стадии своего развития и с учетом той конкурентной позиции, которую занимает Россия в глобальной экономике, базирующейся на знании, должна ли Россия делать ставку на повышение своей роли в качестве производителя знаний глобального характера, или же на необходимость потребления знаний, производимых в других странах? И если Россия собирается стать производителем знаний, должна ли она сосредоточить свое внимание на внутренних или на внешних источниках спроса, на базовых, фундаментальных исследования или в большей степени на прикладных, коммерчески ориентированных исследованиях? Пока еще эти вопросы не рассматривались достаточно полно. Например, многие уверены, что в наше время, когда технология является ведущим фактором производства и основным источником национального богатства и экономического роста, Россия должна использовать свои значительные научные и технологические активы в качестве ресурса, необходимого для роста собственной экономики. Но что это означает на практике, и как это может быть реализовано в действительности? Думается, что наше Партнерство располагает достаточным институтом экспертов, чтобы обеспечить независимую экспертизу различных направлений развития с точки зрения интересов общества и человека. На наш взгляд, важнейшим направлением национальной стратегии развития должны были стать программы по созданию систем образования, направленные на обучение учащихся навыкам познания и техническим навыкам, которые потребуются им для достижения благополучия и высокого уровня жизни в условиях глобальной экономики, базирующейся на знании. Образованные россияне должны иметь право жить и работать где угодно, однако наша мечта, чтобы им хотелось проживать, работать и инвестировать средства именно в России. В настоящее время число заявлений абитуриентов, поступающих в элитные технические вузы России, как никогда велико. В обычных условиях это можно было бы рассматривать как позитивное явление, как знак того, что студенты верят в благополучное будущее Российского государства и в плодотворный, высокооплачиваемый труд профессионала. Однако отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий. До тех пор, пока Россия не сумеет убедить этих студентов в необходимости использовать полученные ими знания и навыки внутри страны -другими словами, до тех пор, пока Россия не создаст такой климат и такие возможности для предпринимательской деятельности, которые бы препятствовали крупномасштабной "утечке мозгов", - Россия будет сталкиваться с трудностями на пути успешного перехода к экономике, базирующейся на знании. Может возникнуть парадоксальная ситуация, когда при массовой безработице производство будет испытывать огромный дефицит интеллектуального труда.
ВПЕРЕД - К ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЯ Ряд исследователей склоняется к мысли, что информационная эра -исторически выигрышный этап для России. Многие особенности российского менталитета, которые с точки зрения индустриального развития можно было считать недостатками, в информационную эру превращаются в достоинства: отсутствие жесткой привязки к месту и времени, способность переключаться и быстро осваивать новое, беспокойство о судьбах мира и др. Эти социокультурные особенности в условиях развития глобального информационного общества обретают новый смысл и экономическое значение, так как виртуальная среда и сетевая организация новой экономики соответствуют таким характеристикам. Сравнительные преимущества России в мировом контексте лежат в области ее информационного потенциала. Интеллектуальный капитал нации, особенно в информационный век, является общественным благом, умелое распоряжение которым будет служить процветанию. Политика правительства, направленная на эффективное использование, сохранение и развитие национального информационного потенциала, и разработка четкой стратегии управления процессом перехода к информационному обществу -предпосылки экономического роста и социального благополучия. Информационное общество порождает принципиально новую форму экономического субъекта - "работника знания", то, что называется Knowledge Work. Что означает термин "работник знания"? Мое представление о "работнике знания" XXI века таково: это человек, который сознательно использует знание в своей работе. Он не просто выполняет повторяющиеся операции, но формулирует и реализует свое понимание стоящей перед ним задачи. Это может проявляться в форме критического анализа данных, принятия решений, инновационных действий или передачи своей личной интерпретации имеющихся данных другим людям. "Работник знания" XXI века - это, в принципе, специалист любого профиля или любой сферы деятельности. Такие сотрудники есть в юридических фирмах и промышленности, в розничной торговле и банковском секторе. Они могут быть адвокатами, продавцами, управляющими и клерками. Эти люди работают в сетевом, полностью интегрированном мире и могут пользоваться данными, выработанными интегрированными системами, осмысливать эти данные и применять их для пользы предприятия и/или общества. Но, чтобы выполнять такие действия, человек должен обладать некоторой способностью перерабатывать информацию. Прежде всего, анализировать, синтезировать и представлять свою точку зрения другим людям - будь то решение, рекомендация, аргумент, идея, комментарий и т.п. В течение XX века эта функция принадлежала администратору - хорошо подготовленному и опытному менеджеру, который имел доступ к "привилегированной" информации. Теперь критически важная информация все больше становится достоянием обычного работника, и с увеличением скорости передачи информации и при условии доступности необходимого специфического знания рядовому специалисту придется все чаще принимать ключевые решения. Этот тип устройства бизнеса уже существует в финансовом секторе, где 25-летние служащие в течение нескольких секунд без чьих-либо рекомендаций принимают на торговых площадках решения, стоящие много миллионов долларов. Почему компании идут по этому пути? Как это может отразиться на их управлении? Нас очень интересуют эти вопросы. Благодаря веб-технологиям мир склоняется сегодня к "бесшовным" сетевым и интегрированным системам. Отношения между покупателями и поставщиками становятся все более тесными и близкими, похожими на партнерские. Усиливается практика совместного использования информации, взаимодействие между субъектами становится более интенсивным. Такие условия требуют увеличения числа людей, обеспечивающих в этих отношениях человеческую составляющую. Результатом становится делегирование рядовому по должности работнику высокого уровня ответственности, что приводит к более высокой степени мотивации его труда. Дальнейшее развитие приведет к тому, что лица, принимающие решения, будут становиться все моложе, а в некоторых областях деятельности молодые люди в целом будут работать лучше, чем более зрелые. Менеджмент станет некоторым вызовом в процессе его демократизации. От руководителей маленьких фирм и транснациональных корпораций потребуется новое качество - уметь заслужить уважение "работника знания". Менеджер должен будет сфокусироваться на управлении интеллектуальным капиталом. Менеджеры компаний должны будут научиться лучше понимать внутренние и внешние взаимосвязи организации на стратегическом уровне и быть способными управлять ими. Что хорошо в этом процессе, так это усиление стимула к труду практически на всех должностных уровнях. Любой сотрудник, начиная с самых низких должностных ступенек, будет гораздо лучше представлять смысл достижения поставленной цели и ожидающее его персонально (в случае успеха) вознаграждение. В результате, естественно, у каждого повысится степень удовлетворенности собственной работой, увеличится преданность фирме. Обратной стороной является массовая структурная безработица, к которой, скорее всего, приведет данная тенденция развития в XXI веке. Те, кто не готов выполнить требования, предъявляемые к "работнику знания", будут уволены. Компании, которые не смогут двигаться в нужном направлении, обнаружат себя не у дел. Страны, отстающие в этой сфере, уступят тем, кто серьезно воспринимает новую тенденцию. Если в богатых государствах появится много "работников знания", то, боюсь, пропасть между развитыми и развивающимися экономиками будет быстро увеличиваться. Менее развитые страны уже сегодня должны обратить на это самое пристальное внимание. Давайте ответим на вопрос: готовят ли наши школы и университеты людей к тому, чтобы они стали "работниками знания"? Как имеющийся людской потенциал может быть использован в новой парадигме? Достаточно ли думающих людей и новаторов среди наших сотрудников? До какой степени мы являемся банкротами, с точки зрения наличия "работников знания"? Мы беспокоимся по поводу национального долга и истощения нефтяных запасов - однако насколько при этом мы озабочены катаклизмом, который может возникнуть в результате дефицита этих самых "работников знания"? Последний вопрос, который, как мне кажется, необходимо поставить: как мы готовим "работников знания"? Это, к сожалению, намного сложнее, чем просто быстрые курсы для всякого рода специалистов. Это потребует новых подходов к воспитанию и развитию личности каждого человека. Как я уже говорила, людей надо "с младых ногтей" учить думать, иметь мнение и использовать свое понимание в различных обстоятельствах. Традиционные системы образования этого не дают. Они иерархичны и предусматривают в основном одностороннее общение между преподавателем и студентом. Студент в основном должен заучивать информацию и затем повторять ее при сдаче экзамена. Если его память удерживает эту информацию, он получает хорошую оценку. К сожалению, это не приводит к появлению думающих людей и новаторов. Это приводит к появлению людей, способных выполнять что-то заранее определенное и решать повторяющиеся задачи. Наша система образования нуждается в полном пересмотре методов и программ преподавания. Это - императив. Для воплощения экономики знаний число работников с высшим образованием или с научными дипломами должно составлять 60-90%. Но у нас ситуация прямо противоположная. Сейчас только 15% взрослого населения России имеет законченное высшее образование. В то же время во всем мире есть университеты, занимающиеся доставкой знаний по месту проживания и работы людей. Как утверждает ректор МЭСИ Виктор Тихомиров, "эти университеты обладают совершенно уникальными характеристиками. Университет Мэриленда за пять лет с 60 тысяч студентов подошел к цифре 360 тысяч за счет использования информационных и околоинформационных технологий. Знания доставляются на рабочие места, на мобильные компьютеры, они доступны". В России пока нет аналогичного опыта. Однако наше Партнерство уже делает первые шаги в данном направлении. Вспомним проект "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии". Он реализован как российская национальная составляющая программы "Виртуальный университет Европы и Центральной Азии", инициированной 36 учебными организациями (вузы) и организациями гражданского общества из шести стран: Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Проект включает в себя координацию и интеграцию усилий университетов и организаций-участников в следующих главных целях:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПАРТНЕРСТВА Среди многочисленных вопросов, которые мне задают на семинарах и пресс-конференциях, наиболее сложным является вопрос, связанный с измерением успеха деятельности ПРИОР. Как все мы понимаем, общественную деятельность такого рода трудно измерять в категориях показателей пятилеток, к которым мы привыкли. Главным критерием ее успеха, по моему мнению, можно считать существенное увеличение в течение жизни одного-двух поколений количества творчески мыслящих граждан, умело использующих информацию, ИКТ и знание для собственного развития и активно содействующих развитию своего бизнеса и своего сообщества. Для этого необходимо формировать устойчивое равноправное партнерство ведущих сил общества, инициировать конкретные программы и проекты, использовать самые разнообразные инструменты взаимодействия, обмена информацией и опытом. Среди таких инструментов - ПРИОР и Российский портал развития. Если посмотреть на ситуацию более конкретно, к примеру, с точки зрения предпринимателя, то ПРИОР обеспечивает: (1) связи между различными организациями (например, между промышленностью, университетами и научно-исследовательскими институтами); (2) услуги по поддержанию бизнеса; (3) советы в сфере технологий и поддержку в области защиты интеллектуальной собственности; (4) доступ к потенциальным частным инвесторам и стратегическим партнерам; (5) обучение и тренинг для того, чтобы участники Партнерства умели строить отношения с потенциальными инвесторами и стратегическими партнерами. Кроме того, есть еще одна роль в обществе, которую должны взять на себя негосударственные объединения. На Западе профессиональные ассоциации выполняют очень важную функцию - они фактически обеспечивают члену своего сообщества некую гарантию его будущего. Когда человек состоит в той или иной ассоциации - это знак признания его высокого профессионализма. У нас пока нет ни соответствующих стандартов общественной оценки профессионального мастерства, ни соответствующей повсеместной практики. А ведь это очень важный элемент контроля уровня специалиста со стороны профессионального сообщества, без которого ни одна профессия не может развиваться. Есть и другая сторона проблемы. Сегодня все ринулись в бизнес - а куда обращаться за независимой экспертизой? Такие сообщества, которые контролируют качество и общественно значимые ценности, могут выступать как независимые институты, в которые можно обратиться за независимой научной консультацией. Именно такова цель создания под эгидой ПРИОР корпуса экспертов по развитию. К сожалению, часто приходится слышать: "Дайте нам денег, и мы их освоим". Еще раз повторю - мы не волшебники. Мы просто стараемся содействовать формированию в стране такого экономического и политического режима, который дал бы людям возможность самим зарабатывать столько, сколько им хочется. 1
Оценка
готовности страны к электронному развитию -
современный аналитический инструментарий, разрабатываемый в последние годы
различными организациями и предназначенный для определения
степени подготовленности различных стран мира и регионов к широкомасштабному
использованию ИКТ. К настоящему времени разработан достаточно широкий спектр
подходов, основанных на различном понимании
готовности и предназначенных для решения различных задач. |