|
Николай Гражданкин, Максим Владимиров Великий Новгород: система взаимодействия власти и общества (Отдельное спасибо за участие в подготовке статьи С.И.Малышеву и А.И.Жуковскому).
Введение В создавшихся условиях социально-экономического развития и финансовой системы России местные органы управления не могут обеспечить эффективного развития количества и качества муниципальных услуг, традиционно оставаясь в положении их основного поставщика населению. В связи с происходящим финансово не обеспеченным перераспределением компетенции между федеральным центром и местным уровнем, повышение эффективности местного управления во многом зависит от того, насколько быстро будут созданы условия для привлечения новых ресурсов. Теория и мировой опыт управления указывают на непосредственное участие людей в решении вопросов собственной жизнедеятельности, свидетельствуют о необходимости его включения в общую систему общественного управления. Перспектива местного самоуправления и усиление его роли будут определяться взаимодействием с гражданским сектором. Развитие гражданского общества представляется необратимым процессом, и принципиально важно для местной власти уловить эти тенденции и поддержать формирование обществ, организаций, союзов, взаимодействуя с которыми органы местного самоуправления смогут сделать процесс развития своей территории более динамичным. Одной из основных задач местного самоуправления является не только развитие демократического процесса, подготовки и принятия решений, но и снятие напряжения в отношениях власти и общества, и нивелирование социальных и политических противоречий между отдельными группами населения. Отсюда одним из политических критериев местного самоуправления является возможность сохранения политического равновесия внутри самоуправляющейся общности, достигаемого, прежде всего, через открытый и равный диалог местной власти и граждан.
1. Система взаимодействия с общественностью С 1995 года в Новгородской области сложилась система взаимодействия власти и общества, которая состоит из целого ряда разнообразных форм работы, позволяющих осуществлять контакты с общественностью на постоянной и конструктивной основе. Помимо регламентированных законодательством и уже ставших традиционными форм, таких, как прием граждан по личным вопросам или проведение общественной экологической экспертизы, органы управления в регионе сознательно пошли дальше. Используемые формы взаимодействия можно классифицировать по нескольким признакам: по периодичности, по массовости охвата населения, по количеству и формам участия представителей органов власти, по участию представителей различных уровней власти, по географии работы, по тиражированию, по эффективности решения конкретных проблем населения и т.д. Основными формами взаимодействия с общественностью, которые используются на протяжении длительного времени, являются: прием граждан по личным вопросам, работа с письмами и обращениями граждан, проведение общественной экологической экспертизы, областная общественная палата1, день общественного приема граждан, областные информационные дни2, приемные Губернатора области в городах и районах, система закрепления руководителей Администрации области в качестве кураторов городов и районов, трехстороннее соглашение между органами государственного управления, работодателями и профсоюзами, система общественных публичных слушаний бюджета области и важных для ее развития законодательных актов. При всем разнообразии форм и методов связей с общественностью необходимым компонентом каждой из них является коммуникация (здесь под коммуникацией понимается передача в процессе диалога некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя), предполагающая взаимный обмен информацией о целях деятельности, интересах и запросах, предлагаемых сторонами путях и методах решения проблем, учет мнений и точек зрения3. В ряде случаев речь идет не только о простом информировании населения о предполагаемых решениях органов власти, но и о предварительной общественной экспертизе их проектов. Совокупность приведенных форм является подтверждением того, что в основе работы лежит стратегически важное понимание ее системности: обеспечение взаимодействия между органами власти и общественностью - это одно из важнейших требований управления в демократическом обществе. Сложилось устойчивое понимание того, что реальные шаги по обеспечению открытости власти для самой власти являются важным политическим ресурсом. В заслугу нынешней управленческой команды можно поставить то, что в результате создания системы взаимодействия с общественностью объективно сложились предпосылки возникновения в области нового ресурса - общественного капитала4. Основными элементами общественного капитала принято определять следующие факторы: власть стремится установить четкие "правила игры"; общество характеризуется развитостью гражданских институтов и наличием эффективных форм взаимодействия с властью, в том числе процедур выявления и согласования интересов; наблюдается рост доверия населения к власти. Для Новгородской области сегодня этот ресурс становится одним из ключевых, на который разумно делается ставка. Характерным является то, что в регионе объективно складывается ситуация, когда основные элементы общественного капитала становятся системными и являются составляющими частями системы управления. Происходит осознание важности учета ресурса социального капитала как на муниципальном, так и на региональном уровнях. В результате чего система местного самоуправления претерпевает отладку, меняется ее структура и функционал: органы управления берут на вооружение положительно зарекомендовавшие себя технологии работы с общественностью.
1.1. Отдел по работе с общественными организациями и населением города Осознание необходимости выстраивания четкого взаимодействия органов управления с общественным сектором произошло уже достаточно давно. С изменением в начале 90-х годов государственного устройства стали появляться другие партии, создаваться различные инициативные группы, регистрироваться некоммерческие организации. На протяжении многих лет функции взаимодействия с общественностью в Администрации Великого Новгорода были разнесены по нескольким структурным подразделениям, можно сказать "размыты". Для объединения и общей координации в декабре 2002 года в Великом Новгороде после выборов Мэра города были произведены структурные изменения управленческой команды и началось освоение новых технологий: в составе комитета муниципальной службы Администрации Великого Новгорода был создан отдел по работе с общественными организациями и населением города. Основными задачами отдела являются:
Как и у любой административной структуры, функции отдела определены двумя главными стратегическими задачами: "стабильность и развитие". В целях стабилизации, удержания и контроля ситуации отдел обеспечивает взаимодействие Мэра Великого Новгорода, Администрации города с некоммерческими организациями, политическими партиями, профсоюзными организациями и религиозными объединениями; анализирует и информирует Мэра Великого Новгорода о социально-политической ситуации; координирует деятельность органов местного самоуправления по взаимодействию с некоммерческими организациями; оказывает структурным подразделениям Администрации города методическую и консультационную помощь; ведет базу данных по некоммерческим организациям, политическим партиям, профсоюзным организациям и религиозным объединениям. В целях развития и регулирования социально-политической ситуации отдел организует работу Городского общественного совета при Мэре Великого Новгорода; организует проведение в городе областного и городского информационных дней, встреч руководителей Администраций города и области с трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства, анализирует итоги их проведения; организует работу трехсторонней комиссии и координирует действия структурных подразделений Администрации города по разработке и исполнению Соглашения с профсоюзами и работодателями; осуществляет работу по организации системы территориального общественного самоуправления на территории Великого Новгорода и взаимодействует с ней; оказывает в пределах, установленных российским законодательством, информационную и организационную помощь общественным организациям. Доли функций, нацеленных на стабилизацию и развитие, пропорционально уравновешены, что позволило отделу гармонично вписаться в систему управления городом и достичь определенных позитивных результатов. На схеме 1 приведена система взаимодействия органов местного самоуправления Великого Новгорода с населением (см. схему 1). Тонкие черные стрелки показывают взаимодействие секторов гражданского общества и общественных институтов, серые широкие стрелки показывают направление воздействия и подчеркивают первостепенность населения в системе.
1.2. Работа со СМИ Основные принципы работы со СМИ являются общими для любой пресс-службы: быстрота, содержательность, открытость. Но зачастую в административных системах можно оперировать понятием открытости только в отношении самой пресс-службы. В Великом Новгороде, с его вековыми традициями гласности и народовластия, принцип "открытости" трактуется как принцип "открытости и прозрачности власти". В результате чего между городской властью и прессой сложился обоюдонаправленный конструктивный диалог. СМИ являются постоянными участниками всех основных мероприятий, как общегородских, организованных Администрацией города, так и рабочих совещаний, коллегий, проходящих внутри структурных подразделений Администрации. Регулярно проходят пресс-конференции, выходят тематические передачи и публикации. Ежемесячно на местном телеканале "Славия" выходит "Час Мэра". В городской газете "Новгород" публикуется ежеквартальный отчет о .социально-экономической ситуации и исполнении бюджета города. Впервые в 2003 году в городских СМИ заблаговременно был размещен проект городского бюджета на 2004 год, не просто для ознакомления горожан, как практиковалось раньше, а для дальнейшего обсуждения и внесения дополнений. Можно сказать, что новшеством для политической ситуации в России является то, что отдел-пресс-центр Администрации Великого Новгорода работает со всеми СМИ, представленными в городе, независимо от политических взглядов и позиции их редакций (учредителей). Этот принцип работы власти коррелируется с ожиданиями общественности в том, что критика со стороны прессы должна быть объективной и конструктивной: "не просто критикуй, что плохо, а предлагай решения". В целях вовлечения общественности в обсуждение и решение общегородских проблем с редакцией городской газеты достигнута договоренность о публикации материалов о работе с общественностью и деятельности некоммерческих организаций. Для бесплатного размещения на "странице НКО" некоммерческие организации могут самостоятельно готовить материалы, к которым со стороны редакции предъявляются только требования актуальности проблемы, раскрытия деятельности организации, демонстрации конкретных решений и результатов (публикация не должна быть объявлением о мероприятии, проводимом организацией). По-прежнему, на взгляд Администрации Великого Новгорода, остаются актуальными проблемы патриотического воспитания, пропаганды здорового образа жизни и занятий спортом. Для привлечения внимания СМИ к указанным проблемным точкам принято решение о проведении конкурсов для журналистов. Конкурс "Мой город" организован для стимулирования объективного освещения местных событий и проблем города в городских, региональных и центральных СМИ, взаимодействия городской власти и прессы в решении проблем горожан, продвижении имиджа Великого Новгорода, формировании общественного мнения по важнейшим вопросам городской политики. Конкурс проводится по шести тематическим номинациям, охватывающим освещение вопросов исторического прошлого и настоящего Великого Новгорода, решения проблем социальной сферы, развития промышленности, благоустройства города, общественного мнения и защиты гражданских прав. Конкурс организационно приурочен к празднованию Дня города, и его итоги подводятся в рамках праздника. Другой конкурс, например, проводится среди молодых журналистов (до 30 лет) и нацелен на привлечение внимания к работе ветеранской общественности, преемственности поколений, патриотическому воспитанию молодежи и освещение мероприятий, посвященных 60-летию освобождения Новгорода.
2.Работа с населением 2.1. Приемы граждан по личным вопросам. Письма и обращения граждан В составе Администрации Великого Новгорода приемом граждан и обработкой обращений занимается отдел по работе с обращениями граждан. Отдел ежедневно ведет прием населения и организует личный прием граждан Мэром Великого Новгорода и его заместителями. График приема ежеквартально публикуется в городской газете "Новгород". Желающие предварительно записываются на прием в отделе, и проблема прорабатывается сотрудниками отдела заранее, даются консультации. На личный прием приходят люди, обращение которых не может быть решено без вмешательства руководства города. Таким образом, часть вопросов решается до приема Мэром города или его заместителями. Все поступающие в Администрацию города обращения жителей обрабатываются отделом. В отделе ведется работа как с устными, так и с письменными обращениями граждан. Ряд обращений переадресован в вышестоящие органы власти. По каждому обращению устанавливаются контрольные сроки. В соответствии с российским законодательством максимальные сроки рассмотрения обращения граждан составляют 30 дней. Для более детальной проработки вопросов отдел практикует рассмотрение вопросов с выездом на место. В результате разового обращения одного жителя возможно принятие управленческого решения, решающего проблему. Когда информация систематизируется и видно, что обозначенная проблема не единична, речь заходит о проектах программ и регулирующих нормативных актов. Отдел обеспечивает методологическую помощь в работе с обращениями граждан. В отделе разработана компьютерная база данных, в которой ведется учет всех поступивших обращений. Она позволяет отслеживать этапы выполнения, переписку, сроки исполнения, производить напоминания исполнителям, оценивать исполнительскую дисциплину, отслеживать повторные обращения и систематизировать информацию, а также готовить отчеты и проводить анализ проблем. Отделом накоплена информация за несколько лет, можно проследить историю развития и решения проблем, а также, используя наработанные технологии, эффективнее решать возникающие проблемы. С точки зрения жителей - это приводит еще и к тому, что, если проблема неразрешима в ближайшее время, то опыт и знания специалистов отдела не позволяют вселять лишние надежды - идет конструктивная работа. На личных приемах руководством города в 2003 году принято 514 человек, в том числе Мэром города - 135. По 107 (или 21%) обращениям приняты положительные решения, 61 обращение взято на контроль, на остальные даны разъяснения. По различным вопросам обращаются все возрастные и социальные группы, чаще всего - пенсионеры. В 2003 году произошел общий рост количества обращений от горожан, связанный с выборами Мэра города в декабре 2002 года и Губернатора области в сентябре 2003 года. В таблице 1 приведены пять основных проблемных вопросов, с которыми обращаются жители города в Администрацию. Совпадение порядков цифр за 2003 и 2002 годы свидетельствует о постоянной актуальности выделенных проблем. Таблица 1
В разрезе тематической направленности по-прежнему лидирует блок проблем по вопросам коммунального обслуживания, ремонту жилого фонда и благоустройству дворовых территорий. В письмах и на личных приемах граждане жалуются на неоперативное реагирование на их просьбы, некачественное рассмотрение писем, нарушение сроков выполнения данных обещаний и пр., особенно работниками муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий, число жалоб на работу которых постоянно растет. Многие справедливые просьбы и элементарные требования горожан удовлетворяются только после вмешательства Мэра Великого Новгорода или его заместителей. Порядка 30% обращений граждан по данным вопросам удовлетворены. За 2003 год значительно увеличилось количество обращений по вопросам улучшения жилищных условий. Характерно, что более половины всех обращений в вышестоящие инстанции - обращения названного характера. Зачастую происходит так, что граждане вынуждены повторно обращаться по инстанциям либо до положительного решения вопроса, либо до получения заявителями обоснованного отказа. Появление повторных писем и устных обращений граждан - пример недоработки соответствующих подразделений Администрации города при решении поставленных в них вопросов и проблем. В контексте сказанного необходимо отметить прямо противоположное отношение к письмам и устным просьбам населения руководителей и работников социальной сферы: комитетов по образованию, культуре и социальной защите. Рост количества обращений по данным направлениям связан с тщательной проработкой вопросов, внимательным отношением к ним и, как следствие, положительным решением многих проблем, а отсюда и формированием у горожан позитивного отношения к соответствующим структурам Администрации города. Обращений граждан в вышестоящие органы по названным вопросам практически нет. Повторных обращений также нет.
2.2. Встречи Мэра Великого Новгорода с населением, проведение собраний, сходов жителей города Одной из достойных традиций в работе с населением являются открытые встречи Мэра Великого Новгорода с населением города: встречи по месту проживания (сход граждан), встречи с активом города (встреча с руководителями основных организаций и общественностью города), общегородские встречи с представителями той или иной сферы или отрасли. На подобных мероприятиях, как правило. Мэр Великого Новгорода отчитывается о результатах работы органов местного самоуправления и социально-экономической ситуации в городе, о концепции и планах развития территории. Любой желающий новгородец может прийти на встречу и получить информацию непосредственно от первого лица города. На подобных мероприятиях присутствуют руководители структурных подразделений Администрации города, и поэтому неоднократно происходило так, что вопросы, возникающие в ходе встречи, были тут же решены. На сходе граждан присутствуют жители какого-либо района города. Все встречи протоколируются, даются поручения, исполнение которых контролируется. В 2003 году, например, с участием Мэра Великого Новгорода было проведено шесть сходов граждан, проживающих в пригородах. По результатам определены первоочередные задачи и по ряду из них уже приняты решения.
2.3. Общественные слушания Впервые понятие общественных слушаний, закрепленное федеральным законодательством в начале 90-х годов, касалось вопросов экологической безопасности. Было введено понятие общественной экологической экспертизы. Но, до недавнего времени, законодательство полностью не регламентировало данную сферу, и Великий Новгород был впереди и Новгородской области, и ряда регионов России, когда принял временное положение об организации и проведении общественных слушаний в сфере градостроительной деятельности. В 2003 году после принятия ряда федеральных и областных нормативных правовых актов Дума Великого Новгорода внесла коррективы и приняла постоянное положение. Данное положение четко определяет, в каких случаях необходимо проводить слушания, кто их организует, процедуру их проведения, принципы и правила участия населения, а также правила принятия решений и дальнейшей их реализации. Согласно положению общественные слушания являются обязательными при обсуждении вопросов градостроительной деятельности, например, таких, как застройка микрорайонов города. В иных случаях учет мнения общественности проводится через механизм согласования. Объявление об общественных слушаниях организаторы должны предварительно, за один месяц, разместить в СМИ и пригласить все заинтересованные стороны. Общественные слушания должны проводиться в выходные дни, либо в рабочие не ранее 16.00. Это изменение внесено в целях большего удобства для населения, работающего в дневное время. По итогам общественных слушаний составляется протокол, в котором фиксируется мнение всех сторон. Далее документы направляются в Администрацию города и контролирующие территориальные органы в сфере природопользования и экологии. За время действия в Великом Новгороде процедуры общественных слушаний накопилась масса примеров, когда проекты, не получившие поддержку населения, были приостановлены до согласования интересов или свернуты полностью. Одним из последних примеров является прекращение строительства пристройки к жилому дому внутри микрорайона, в которой предприниматели планировали сделать кафе. Причем, проектная документация была подготовлена по условиям действующего законодательства, и ни со стороны власти, ни со стороны предпринимателей не было никаких нарушений. Все решили жители близлежащих домов. Технология общественных слушаний положительно зарекомендовала себя, и сегодня она широко используется при обсуждении с общественностью (экспертизе) различных вариантов управленческих решений, а, в первую очередь, проектов нормативных правовых актов.
3. Работа с различными группами населения 3.1. Встречи руководителей Администрации Великого Новгорода с трудовыми коллективами и различными социальными группами населения С начала 2003 года еженедельно в планах Мэра Великого Новгорода значится посещение трех-пяти различных трудовых коллективов. В первую очередь - это крупные промышленные предприятия, от налоговых отчислений которых зависит бюджет города. Затем, можно сказать, проводились тематические или отраслевые выезды в организации:это и финансовые структуры, это и торговые предприятия, это и организации малого бизнеса, это и бюджетные организации различных отраслей и сфер. Как было указано выше, встречи Мэра Великого Новгорода могут проходить с представителями организаций одной отрасли или сферы, так же регулярно проходят встречи с руководителями учреждений образования, культуры, здравоохранения и прочих. Встречи проводятся системно, практикуется проведение тематических встреч. Так, целенаправленно прошли посещения коллективов предприятий машиностроения, перерабатывающей промышленности, строительных организаций, учреждений образования и здравоохранения. Подобные встречи позволяют более детально проводить анализ ситуации в отрасли, узнавать проблемы организаций, оказывать помощь и находить варианты решения вопросов: в ряд образовательных учреждений поставлено учебное оборудование, компьютерные классы, оборудование для пищеблоков и пр. Изучение состояния учреждений здравоохранения послужило предпосылкой объявления в городе 2004 года годом здравоохранения и начала разработки комплексной программы развития муниципального здравоохранения Великого Новгорода.
3.2. Городские информационные дни Городской информационный день сегодня - это уже опробованная, зарекомендовавшая себя технология работы с населением, обеспечивающая обратную связь в системе управления территорией. Содержание информации, получаемой в ходе его проведения, наряду со статистическими данными, материалами средств массовой информации, результатами обобщения жалоб и обращений граждан и т.п. является важнейшим источником для определения приоритетов социально-экономического развития территории и принятия управленческих решений в масштабах города. Целями городского информационного дня являются: информирование населения о социально-экономической ситуации в городе и важнейших отраслях; разъяснение положений федеральных, областных и местных нормативных правовых актов; получение и анализ информации о реальных проблемах и запросах людей и содействие в их разрешении. В основе технологии городского информационного дня лежит восьмилетний опыт проведения областных информационных дней^. Всего с 1996 года проведено порядка 40 областных информационных дней, в рамках которых было организовано свыше 800 сходов граждан, около 2300 встреч с трудовыми коллективами и приблизительно 100 встреч с активами городов и районов Новгородской области. Ежегодно в областных информационных днях принимают участие до 10 тысяч новгородцев. Охватываются все слои и категории граждан: 26% из них молодежь до 30 лет, а 20% - пенсионеры. За время проведения информационных дней в Новгородской области Администрацией области было рассмотрено около 1500 критических замечаний. Анализ всей совокупности обращений граждан показывает, что до 50% вопросов положительно решается в результате рассмотрения критических замечаний. На диаграмме 1 приведено распределение по Департаментам Администрации области всех критических замечаний, вопросов, зафиксированных в ходе областных информационных дней с 1996 по 2002 годы.
Диаграмма 1
Основная доля критических замечаний приходится на сферы ведения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (треть всех вопросов). Департаментов образования, здравоохранения, культуры и социальной политики и Департамента продовольственной политики (по 20%). В Великом Новгороде областной информационный день по единой для всей области технологии проводился только в 1996 и 1997 годах, и в последующие годы он не системно проводился по особой форме и отличался порядком рассмотрения обращений граждан. В таблице 2 приведено распределение обращений, высказанных в ходе проведения областных информационных дней в Великом Новгороде по Департаментам Администрации области. Таблица 2
Данные, приведенные в таблице 2, подчеркивают особенности жизнедеятельности и социально-экономического развития административного центра Новгородской области. Это различие явилось одной из причин того, что Администрация Великого Новгорода, поддержав идею и взяв за основу технологию, разработанную Администрацией области, усовершенствовала эту форму работы и адаптировала ее к местным условиям и потребностям. В городском информационном дне по договоренности между Губернатором области и Мэром Великого Новгорода участвуют представители областных органов управления. Организация, подготовка и проведение городского информационного дня осуществляется в соответствии с Положением о городском информационном дне, утвержденном постановлением Администрации Великого Новгорода. Городской информационный день проводится не менее одного раза в квартал, в один день, массированно. Дни его проведения учтены в регламенте работы Администрации города, следовательно, на указанные даты не назначаются другие крупные мероприятия. Тема, списки участников, план проведения городского информационного дня и итоги рассмотрения обращений согласовываются с Мэром Великого Новгорода. Большое значение для оперативного рассмотрения предложений и обращений граждан имеет своевременное представление участниками отчетов утвержденной формы по итогам информационных дней. Особое внимание организаторы уделяют качеству составления отчетов, т.к. возможный формализм приведет к тому, что при дальнейшем рассмотрении и принятии решений по поднятым обращениям придется снова и снова возвращаться к решению одних и тех же вопросов. Все критические замечания и обращения, высказанные в ходе информационного дня, обобщаются и направляются на рассмотрение в структурные подразделения Администрации Великого Новгорода. По итогам рассмотрения данная информация доводится до сведения тех коллективов, где предложения были высказаны, через печатные и электронные СМИ. В рамках городского информационного дня телевидение приглашается в первую очередь на встречи с участием Мэра Великого Новгорода и заместителей Главы администрации города. В таблице 3 приведено распределение вопросов и предложений, заданных в ходе проведения городских информационных дней в 2003 году по сферам жизнедеятельности. Таблица 3
Актуальность ряда вопросов предопределена темой городского информационного дня: 18.02.2003 - Итоги работы Администрации Великого Новгорода в 2002 году и основные направления ее деятельности в 2003 году; 21.05.2003 - Благоустройство города. Организация отдыха и занятости детей в летнее время; 20.08.2003 - Итоги социально - экономического развития Великого Новгорода в 1 полугодии 2003 года. Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы к работе в зимний период 2003/2004 года. Подготовка образовательных учреждений города к новому учебному году; 19.11.2003 - Итоги социально-экономического развития Великого Новгорода за 9 месяцев 2003 года и вопросы финансирования основных сфер деятельности города в 2004 году. В таблице 4 приведено распределение замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения городских информационных дней в 2003 году по отраслям. В таблице указаны только те отрасли, суммарное годовое значение которых превышает средний уровень проблем по году. Таблица 4
Распределение замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения городских информационных дней в 2003 году по отраслям, свидетельствует об актуальности проблем жилищно-коммунального хозяйства города. Данное распределение коррелируется с данными анализа обращений, полученных в ходе областного информационного дня. В таблице 5 приведено сравнение пяти самых актуальных проблем в 2003 году, зафиксированных в ходе проведения городских информационных дней и приема по личным вопросам, а также обработки писем и обращений населения. Таблица 5
Исходя из данных таблицы 5, можно классифицировать приведенные технологии следующим образом:
Объективным подтверждением правильности принятия на вооружение органов власти вообще и Администрации Великого Новгорода в частности технологии информационного дня являются следующие утверждения:
3.3. Взаимодействие с НКО города В Великом Новгороде сегодня зарегистрировано более 1500 некоммерческих организаций. Новгородский регион является одним из лидеров в России по абсолютному и относительному количеству зарегистрированных некоммерческих организаций. Несмотря на то, что часть из них так и осталась "организациями на бумаге", тем не менее основной костяк в 400-500 реально действующих организаций является мощной силой, которая помогает решать проблемы социальной сферы, молодежи, инвалидов. В отношении некоммерческих организаций со стороны власти ведется целенаправленная регулярная работа: проводятся встречи Мэра Великого Новгорода с некоммерческими организациями; выстраиваются взаимоотношения; идет поиск возможных вариантов их поддержки. Администрация предлагает и самим представителям третьего сектора использовать новые формы работы во взаимодействии с властью и между собой. По предложению Администрации Великого Новгорода, озвученной на одной из встреч с некоммерческими организациями, началась работа по созданию Совета некоммерческих организаций Великого Новгорода. Руководство города отметило одну особенность третьего сектора города -все некоммерческие организации и их руководители являются яркими самостоятельными структурами, личностями, и никто из этих лидеров не хочет уступать друг другу для создания какого-либо координирующего органа. Некоммерческие организации должны объединиться для того, чтобы консолидирование отстаивать свои интересы. Это позволило бы наладить информационный обмен, осуществлять поиск партнеров, объединять усилия и ресурсы для более эффективного решения проблем местного сообщества. Сегодня Совет некоммерческих организаций Великого Новгорода охватывает более полусотни организаций. Его представители включены в городской общественный Совет при Мэре Великого Новгорода. Сохраняются многолетние традиции сотрудничества органов власти с такими некоммерческими организациями, как: Городская общественная организация ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, новгородская городская общественная организация "Городской совет женщин", общественная организация "Новгородский союз молодежи". Они являются постоянными партнерами власти в вопросах патриотического воспитания молодежи, согласования и корректировки различных правовых актов, адресной поддержки ветеранов, организации и проведения общегородских мероприятий и мероприятий, приуроченных к историческим датам нашей Родины, таким, как День Победы, освобождение Новгорода. Администрация города ввиду напряженности бюджета не может напрямую поддерживать (субсидировать) некоммерческие организации бюджетными средствами. На законодательном уровне полностью не урегулированы механизмы, но Администрация Великого Новгорода продолжает искать варианты выделения муниципального социального заказа или гранта. К реальной помощи сегодня можно отнести сохранение традиции сдачи муниципального имущества некоммерческим организациям по льготным арендным ставкам. Расценки для некоммерческих организаций в десятки раз ниже ставок для коммерческих структур. Общая сумма предоставляемых городским бюджетом некоммерческим организациям льгот составляет порядка 4 млн.рублей в год. Начиная с 2003 года. Администрацией города в целях систематизации и упорядочения взаимодействия ее структурных подразделений с некоммерческими организациями и координации их деятельности по решению городских проблем и социально значимых вопросов утвержден единый порядок заключения и оформления структурными подразделениями Администрации города соглашений о взаимодействии с некоммерческими организациями. Наиболее важным является то, что данными соглашениями устанавливается план совместных мероприятий Администрации города и некоммерческих организаций, а также ряд мероприятий организации, нацеленных на решение социально значимых городских проблем. В соглашении фиксируется четкий план мероприятий, основные участники, общая стоимость мероприятия, объемы и источники финансирования мероприятий, контрольный срок, а также показатели и критерии оценки полноты и качества реализации мероприятия, по которым можно оценить результативность исполнения соглашения. К сотрудничеству приглашаются все некоммерческие организации, которые изъявили желание, единственные, для кого указанное соглашение является обязательным - это организации, арендующие муниципальное имущество по льготным расценкам. Например, спортивная некоммерческая организация арендует по льготным арендным ставкам помещение под спортивный зал. Для его функционирования (оборудование, коммунальные услуги, работа тренера и прочего персонала и т.д.) организация набирает платные группы, в результате чего социально незащищенные семьи не в силах оплатить абонемент ребенка, дети идут на улицу. Идея соглашения и заключается в том, что в зачет льготного предоставления площадей организация обязательно работает с такими детьми и дополнительно набирает бесплатные группы. Данное решение, что и было одной из причин его принятия, позволяет сделать прозрачным процесс предоставления муниципальных помещений некоммерческим организациям. Чтобы самой общественности было понятно: кому, зачем и на каких условиях предоставлено помещение. Это помогает избегать непонимания во взаимоотношениях власти и некоммерческих организаций, а также и между самими организациями. Сегодня заключено порядка 30 соглашений в сфере спорта, образования, социальной поддержки и правового обеспечения социально незащищенных слоев населения. Со стороны общественности наблюдается двоякое восприятие этого нововведения. С одной стороны - лишняя "бумажная" работа, кстати, по оценкам некоторых организаций, помогающая им самим спланировать и упорядочить их деятельность. С другой же, город вправе предложить организациям в обмен на льготы заняться решением важных не только для организации, но и для всех горожан актуальных проблем.
3.4. Трехстороннее соглашение Администрации Великого Новгорода с профсоюзами и работодателями В режиме диалога формируются трехсторонние соглашения между органами государственного управления, работодателями и профсоюзами, в которых согласуются специфические интересы сторон в вопросах регулирования социально-трудовых отношений. Соглашение заключается с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерство необходимых условий для жизнедеятельности города, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей Великого Новгорода. Администрация Великого Новгорода, областная Федерация независимых профсоюзов и Общественный Фонд "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области", подписав Соглашение на 2000-2002 годы, на городском уровне включились в налаживание конструктивного диалога и практическую реализацию совместных задач. На региональном уровне подобная работа уже велась с 1995 года, когда федерация профсоюзов вышла с предложением о заключении территориального Соглашения. Эта инициатива профсоюзов являлась серьезным разумным шагом перехода от митингов и демонстраций в период массовой остановки предприятий и невыплат зарплат к совместной работе. Именно по этой причине в первых Соглашениях много внимания уделялось улучшению экономики и обеспечению социальных гарантий трудящихся. Для разработки и усиления контроля за исполнением положений Соглашения была создана трехсторонняя комиссия, на регулярных заседаниях которой рассматриваются отчеты сторон. Ежегодно каждой из сторон Соглашения утверждаются планы мероприятий по его реализации. В 2003 году в Великом Новгороде разработано и принято новое Соглашение на 2003-2005 годы, в котором пересмотрены принципы работы по его исполнению. Основным приоритетом в оздоровлении экономической ситуации в городе остается политика совместных усилий Администрации города и промышленников, предпринимателей в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в регион. Только развитая экономика позволит наладить бесперебойное поступление налогов в бюджет и выйти на уровень самоокупаемости территории. Данное Соглашение на 2003-2005 годы разработано на основе предыдущего с учетом региональных соглашений. Нововведения определены изменениями российской нормативной правовой базы, и в первую очередь, связаны с принятием нового Трудового Кодекса Российской федерации. В целях конструктивного взаимодействия и социального партнерство расширены и конкретизированы разделы Соглашения, касающиеся охраны труда, гарантий его оплаты, социальных гарантий по летнему отдыху детей и подростков, а также согласования с профсоюзами проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права граждан.
3.5. Взаимодействие с горожанами по месту их проживания Ранее мы рассмотрели технологии проведения собраний, сходов граждан и встреч жителей с Мэром Великого Новгорода. Подобные мероприятия проводятся, как правило, по месту жительства граждан. В советские времена в Великом Новгороде были созданы советы микрорайонов. Их работа строилась в тесной связке с парткомами, месткомами и домоуправлениями. Через них проводилась мощная воспитательная и идеологическая работа. С изменениями в системе управления это направление работы было свернуто. В середине 90-х годов в городе была проведена работа, в результате которой были определены старшие по подъездам, старшие по домам, старшие по улицам. Одними из основных функций, выполняемых ими, являлись организация дежурства жителей для повышения безопасности и определение приоритетов благоустройства, привлечение населения к решению этих вопросов. Несколько позже на базе школ города были созданы Советы микрорайонов. В их состав вошли представители жилищно-эксплуатационных предприятий, школ, досуговых клубов и прочих организаций, расположенных на территории микрорайона. В большинстве случаев их возглавили директора школ. На новые Советы была возложена функция организации внешкольной воспитательной работы, организации досуговых мероприятий. Соответственно, общая координация их деятельности была реализована через систему образования города. Советы были созданы не во всех школах, но, тем не менее, территория их охвата составила половину города. Активное участие в работе Советов принимали мастера по работе с населением из муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий и педагоги-организаторы внешкольной работы в микрорайоне. Введение этих ставок в ряде школ и сфере ЖКХ города послужило дальнейшим развитием системы взаимодействия с общественностью. Если рассказывать о мозаике системы взаимодействия, то нельзя не упомянуть совместную работу органов власти и правоохранительных органов с населением по месту жительства. До недавнего времени данные статистики и результаты социологических исследований свидетельствовали об ухудшении криминогенной ситуации и росте негатива в общественном мнении в отношении правоохранительных органов. После анализа сложившейся ситуации было принято решение оказать помощь органам правопорядка. Был разработан единый план по обеспечению безопасности города, объединяющий различные подразделения правоохранительных органов в единый комплекс. Сотрудникам патрульно-постовой службы введена доплата из городского бюджета, что позволило проводить ее доукомплектование. Проведено материально-техническое оснащение участковых милиционеров - они обеспечены пейджинговой связью. И самым системообразующим действием является то, что общими усилиями Администрации и правоохранительных органов, при спонсорской поддержке промышленных предприятий проведена огромная работа по восстановлению сети опорных пунктов милиции. В отремонтированных опорных пунктах милиции постоянно дежурит служащий, работающий непосредственно с населением. Описанные технологии позволяют работать с населением города по месту их проживания. В данном случае люди объединены лишь по территориальному признаку и волнующие их проблемы касаются всех сфер жизнедеятельности. Как мы знаем (см. выше), основная доля проблем приходится на сферу ЖКХ. Для повышения эффективности решения вопросов ЖКХ необходимо к их решению подключать самих жителей. В данном случае рациональным является работа с товариществами собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ - объединение граждан в целях эффективной эксплуатации собственного жилья, людей объединяет не просто проживание по соседству, они являются собственниками. В Великом Новгороде с середины 90-х годов активно проводится работа по созданию, поддержке и методическому руководству ТСЖ. В 1995 году руководством города было принято политическое решение о начале этой работы, а с 1996 года началось обучение людей вопросам деятельности и управления кондоминиумами. Из бюджета города было выделено финансирование на разработку программы и проведение обучения. Первые группы были набраны через службу занятости, и этот опыт оказался отрицательным. Во-первых, центр занятости не мог проводить обучение безработных по этой специальности, т.к. ее не было в реестре профессий. Во-вторых, выпускники не использовали полученные знания и не организовывали ТСЖ. Последующие группы набирали из числа желающих этим заниматься в дальнейшем. В 1997 году разработанный курс занял первое место в российском конкурсе учебных программ, и был передан как "ноу-хау" во многие города страны. Поддержка зарубежных фондов и средства от проведения обучения в других регионах России позволили продолжить работу. На 01.12.2003 г. в Великом Новгороде зарегистрировано 103 товарищества собственников жилья, что охватывает 108 жилых домов. Общая площадь домов ТСЖ составляет более 10% от всего жилого фонда города. В жилых домах, находящихся в управлении товариществ, проживает более 6% от населения города. В городе принята нормативная правовая база, определяющая обязательность проработки с жильцами вводимого в эксплуатацию жилого дома вопроса создания ТСЖ. Сегодня проходит тщательный анализ и обобщение опыта. Меняются приоритеты: от количества ТСЖ к их качеству. В Великом Новгороде перспективной представляется разработка системы территориального общественного самоуправления, поскольку заранее было принято решение об обязательном юридическом статусе органов территориального общественного самоуправления, под определение которых подпадали ТСЖ. Руководство Великого Новгорода активно участвует в совещаниях с председателями правлений товариществ собственников жилья, на которых рассматриваются перспективы в управлении жилищным фондом, а также существующие проблемы и пути их решения. Расчет, сделанный на становление ТСЖ, оправдал себя: население непосредственно участвует в обеспечении сохранности, организации ремонта жилищного фонда, благоустройстве придомовых территорий, в общественной и культурной жизни. Жители домов ТСЖ более бережно относятся к общему имуществу, вкладывают свой труд, многие товарищества проводят для своих жителей культурно-массовые мероприятия.
4. Совещательные структуры при органах МС У Великого Новгорода 4.1. Городской общественный совет при Мэре Великого Новгорода В апреле 2003 года в Великом Новгороде был создан Городской общественный совет при Мэре города. Необходимость его создания обусловлена объективными причинами и потребностями:
Городской общественный совет при Мэре Великого Новгорода состоит из 38 человек. В совет вошли представители руководства промышленных предприятий города, финансовых, банковских, предпринимательских и других экономических структур, некоммерческих организаций, партий, ветеранов органов власти, научных учреждений, творческих союзов и интеллигенции и Почетные граждане Великого Новгорода. Городской общественный совет при Мэре Великого Новгорода является совещательным органом и организационной формой взаимодействия Мэра Великого Новгорода с общественностью города и ведет свою деятельность на общественных началах. Целями и задачами Совета являются: 1. Выстраивание конструктивного диалога и взаимодействия руководства города и общественности для обсуждения, проведения консультаций и согласования позиций по важнейшим вопросам политической и социально-экономической жизни города и планов стратегического развития территории. 2. Выработка оптимальных решений по вопросам жизнедеятельности города. 3. Создание механизма обратной связи между органами управления города и общественностью, организация формы учета общественного мнения. Решения Совета носят рекомендательный характер. Принятые на заседании Совета решения протоколируются, доводятся до сведения СМИ и должностных лиц органов управления городом и учитываются при разработке программ и принятии управленческих решений. Заседания Совета проводятся открыто, в них могут принимать участие представители СМИ, органов государственного управления и других организаций. Для более детальной проработки рассматриваемых вопросов Совет может создавать постоянные или временные рабочие группы. В рабочие группы входят специалисты Администрации города и привлекаются независимые эксперты (см. схему). Совет может выносить основные вопросы для обсуждения с населением, проводить общественные слушания, заказывать и проводить социологические или экспертные исследования. Члены Совета могут выносить на его рассмотрение и дальнейшую проработку специалистами Администрации города проекты программ и нормативных правовых актов по важным вопросам жизнедеятельности города. В 2003 году прошло четыре заседания Городского общественного совета, на которых были рассмотрены вопросы планирования и организации работы Совета на 2003 год, состояния и дальнейшего развития пассажирского транспорта Великого Новгорода, состояния системы охраны здоровья населения Великого Новгорода, согласования проекта бюджета Великого Новгорода на 2004 год. Прессой и общественностью города подчеркнута результативность работы Совета. По итогам заседания Совета по вопросу общественного транспорта принято решение о создании рабочей группы Совета с привлечением специалистов и экспертов в данной сфере, которая займется обобщением поступивших предложений членов Совета, проанализирует ситуацию в городском общественном транспорте, более детально проработает вопрос, пересмотрит механизмы финансирования транспортной отрасли и определит комплексные решения. Реальной пользой для населения стало принятие решения о новом маршруте, важность которого отмечена в обращениях населения, а его целесообразность подтвердили члены Совета. Рассмотрение проблем здравоохранения на заседании Совета явилось продолжением системной работы, о которой мы уже упоминали: анализ жалоб населения, встречи с людьми, посещение учреждений здравоохранения, консультации специалистов. После рассмотрения состояния системы охраны здоровья населения города и обсуждения возможных вариантов решений члены городского общественного Совета предложили смелее опираться на бизнес города в решении проблем здравоохранения. Восстановлено шефство промышленных предприятий и торговых организаций за учреждениями социальной сферы и здравоохранения. На сегодняшний день можно уже говорить о конкретных фактах приобретения шефами медицинского оборудования, проведения ремонтов и т.д. Начата разработка комплексной программы по улучшению здравоохранения города на последующий период, которая предполагает в течение трех-четырех лет провести улучшение кадрового, материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений. В ее разработке и реализации примут участие специалисты областного комитета охраны здоровья населения, городских и областных учреждений здравоохранения и научных медицинских институтов. На 2004 год члены Городского общественного совета утвердили к рассмотрению вопросы молодежной политики Великого Новгорода, развития малого предпринимательства в Великом Новгороде, обсуждения проекта программы социально-экономического развития Великого Новгорода на 2005-2010 годы и рассмотрение проекта бюджета Великого Новгорода на 2005 год, вопросы стратегического развития Великого Новгорода.
4.2. Консультативные, совещательные, экспертные структуры при органах власти (советы, коллегии, рабочие группы и т.д) В таблице 6 приведено распределение комиссий, советов, рабочих групп, которые созданы при Мэре Великого Новгорода и заместителях Главы администрации города. Распределение совещательных структур по отраслям коррелируется с распределением актуальных вопросов и проблем, что является одним из подтверждений эффективности использования данного инструмента. Основными совещательными органами, в которых задействована общественность, являются: Городской общественный совет при Мэре Великого Новгорода, "Совет бывших мэров". Совет молодежи при Мэре Великого Новгорода, городская комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, координационный Совет по взаимодействию Администрации города и некоммерческих организаций по вопросам социального обслуживания населения, Городской совет предпринимателей и т.д. Структурные подразделения Администрации могут создавать собственные совещательные органы, но отдельно статистика не ведется. Таблица 6
Городской Совет предпринимателей создан для координации действий Администрации Великого Новгорода, учреждений инфраструктуры, поддержки малого предпринимательства и субъектов малого бизнеса, в целях развития предпринимательства. Совет состоит из представителей объединений предпринимателей, руководителей малых предприятий и специалистов Администрации города. Совет возглавляет первый заместитель Главы администрации города, курирующий данные вопросы. В целях реализации на территории Великого Новгорода молодежной политики, взаимодействия Администрации города с молодежными организациями, органами самоуправления молодежи образовательных учреждений и предприятий города, выработки предложений по актуальным проблемам молодежной политики, вовлечения молодежи в реализацию молодежной политики, формирования правовой и политической культуры молодежи создан Городской совет молодежи. Совет формируется из молодежи города (в возрасте от 14 до 30 лет), представителей молодежных общественных организаций, объединений и органов самоуправления, молодежи образовательных учреждений и предприятий города. Решения Совета принимаются открытым голосованием и носят рекомендательный характер. Совет создан при Мэре Великого Новгорода. Львиная доля реально работающих некоммерческих организаций сосредоточена в социальной сфере. Для формирования эффективной социальной политики необходима координация деятельности Администрации города и некоммерческих организаций. Не секрет, что у власти не всегда есть возможность оказания помощи некоммерческим организациям. Основной финансовой составляющей по-прежнему остаются грантовые средства зарубежных благотворительных организаций. Следовательно, согласованная политика власти и некоммерческих организаций позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и государственные и иностранные инвестиции в развитии социальной сферы. Именно по этим причинам и был создан координационный Совет по взаимодействию Администрации города и некоммерческих организаций по вопросам социального обслуживания населения. Координационный Совет создан с целью развития социального партнерства, объединения усилий некоммерческих организаций и Администрации города в решении социальных проблем населения города, в формировании городской социальной политики. В состав Совета входят представители некоммерческих организаций, Администрации города, муниципальных учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Совет является совещательным органом при Администрации города, решения которого носят рекомендательный характер. Совет возглавляет заместитель Главы администрации города, председатель комитета по социальным вопросам и охране здоровья населения. Сроком на один год обязательно из представителей НКО избирается заместитель председателя Совета. Заседания Совета протоколируются. Совет из своего состава может создавать рабочие группы по решению конкретных задач. Немаловажным является то, что в целях стимулирования деятельности НКО Совет может представлять к поощрению Почетной грамотой Великого Новгорода наиболее активных представителей некоммерческих организаций, действующих в сфере социального обслуживания граждан. За время существования координационного Совета сложилась хорошая традиция проводить заседания поочередно на базе организаций членов Совета. Это и знакомство с организацией, и отчет о ее деятельности.
5. Перспективы развития системы взаимодействия органов власти и общественности. Новгородский аспект В таблице 6 мы продемонстрировали организационное различие используемых технологий, целевое (на решение каких и какого плана проблем нацелена та или иная технология). Эффективность использования различных технологий, с точки зрения результативности решения проблем общества, также не однородна. Поэтому наиважнейшей задачей Администрации города будет увязывание всей работы в единую систему. Перспективы развития системы взаимодействия органов власти и общественности в Великом Новгороде в первую очередь будут связаны с рядом важных аспектов. Во-первых, отдел по работе с общественными организациями и населением города ведет работу по созданию и актуализации информационной базы данных по некоммерческим организациям города, которая будет содержать информацию об организациях и направлениях их деятельности. В дальнейшем база данных должна стать открытой, чтобы некоммерческие организации могли найти партнеров и работать сообща, чтобы журналисты и общественность получали самую свежую информацию о проектах, реализуемых в городе. И, как следствие, росла активность населения в решении городских проблем. Во-вторых, анализ информации, содержащейся в указанной базе данных, позволит вычленить проблемы, к решению которых, по нашему мнению, необходимо приглашать некоммерческие организации. Таким образом, необходимо какое-либо стимулирующее воздействие власти для привлечения партнеров в сферы, являющиеся важными для развития городского сообщества. Возможно, это будет связано с развитием образования для взрослых или развитием сферы туризма. В-третьих, помимо раскрытых в статье технологий существуют наработки, связанные с участием первых лиц в различных некоммерческих (общественных) организациях, попечительских советах, профессиональных объединениях, союзах, ассоциациях. Например, Мэр Великого Новгорода является председателем попечительского совета Гуманитарного института Новгородского государственного университета и входит в состав попечительского совета непосредственно Новгородского государственного университета, председателем которого является Губернатор Новгородской области М.М.Прусак. В-четвертых, немаловажными для дальнейшего развития системы взаимодействия и повышения ее эффективности являются положительные исходные данные. Так, в некоторых школах Великого Новгорода развернута система взаимодействия учебных заведений (муниципальных) с родителями учеников по месту жительства - педагоги-организаторы внешкольной работы, педагоги-организаторы работы в микрорайоне. В муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных предприятиях города создан штат мастеров по работе с населением, функционал данных специалистов, а также служащих, задействованных в опорных пунктах милиции, не синхронизирован между собой. И, тем более, не объединен в единый комплекс задач и действий с органами власти. Возможным вариантом согласования и синхронизации указанных задач будет реализация проекта "Диалог". (Проект "Диалог" реализуется совместно городами Страсбург и Великий Новгород в рамках программы IBPP "Поддержка гражданского общества и местных инициатив", финансируется Советом Европы). Общая цель: улучшение качества обслуживания населения через более тесные и прямые связи между гражданами и их органами управления. Задача данного проекта - используя международную практику, потенциал кадров управления Великого Новгорода, конструктивный опыт населения создать условия для перехода от традиционной инфраструктуры управления городом к новым технологиям, основанным но принципах открытости власти, демократических процедурах принятия решений и определения стратегических направлений развития. Проект предусматривает при повышении роли информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений проводить передачу отдельных технологий работы Администрации города структурам гражданского общества, активно включая их ресурсы в социальное развитие территории. Рабочие задачи:
Конечным результатом выполнения проекта является создание Центров управления микрорайоном (ЦУМ), органично вписывающихся в действующее законодательство. Такой подход позволит объединить усилия, оптимально использовать имеющиеся ресурсы и создать в конечном итоге эффективно развивающуюся систему управления современного типа как необходимого условия стабилизации и выхода из социально-экономического кризиса. В-пятых, большие надежды возлагаются на новый закон о принципах местного самоуправления, который поставит точку в спорах и позволит выстраивать на территории города систему территориального общественного самоуправления. В-шестых, важным толчком развития гражданского общества будет муниципальный заказ для некоммерческих организаций на решение различных городских проблем. Уже начата работа по привлечению некоммерческих организаций к решению городских проблем через систему муниципальных заказов . Но в ряде случаев мы сталкиваемся с законодательными ограничениями. В ближайших планах законодательной работы Новгородской областной Думы значится проект областного закона о социальном заказе, в разработке которого принимали участие некоммерческие организации города, юристы Администрации Новгородской области, Новгородской областной Думы, специалисты Администрации Великого Новгорода. На базе одного из разработчиков проекта некоммерческой организации "Новгородский женский парламент" были проведены общественные слушания законопроекта. Данный нормативный правовой акт является актуальным и необходимым. А широкое обсуждение позволяет назвать его народным. В-седьмых, Администрация Великого Новгорода поддерживает курс на открытость власти и активно взаимодействует с российским антикоррупционным центром "Трансперенси интернэшнл - Россия". По вопросам прозрачности бюджета при участии Администрации города выстраивается взаимодействие городского сообщества с Санкт-Петербургским гуманитарным политологическим центром "Стратегия". В-восьмых, перспективным для города будет то, что различные социальные группы населения будут самостоятельно структурироваться и организовывать инициативные группы. Как было показано выше, с подачи власти уже происходят объединение и сетевая работа различных групп и организаций. Считаем необходимым создать условия, при которых этот процесс пойдет самостоятельно. Так мы сможем двигаться в сторону гражданского общества и эффективно управлять территорией, решать проблемы населения. Примечательно, что задатки этого процесса уже есть, например. Почетные граждане Великого Новгорода самостоятельно проводили встречи и вышли к органам власти с предложением принять участие в последующих. 1 М.Владимиров, Н.Григорьева, О.Язепова. Областная общественная палата: идеология, технология, практика. - //Управленческое консультирование. №1(13). 2003. Стр. 48-58. 2 Е.Баранова, М.Владимиров. Информационный день как технология обратной связи в работе власти с населением. - //Управленческое консультирование. №2(10). 2002. Стр.15-25. 3 М.Владимиров, Н.Григорьева, О.Язепова. Областная общественная палата: идеология, технология, практика. - //Управленческое консультирование. №Ц13). 2003. Стр.48-58. 4 Н.Петра. Создание общественного капитала в России: новгородская модель. - // Управленческое консультирование. №1(7). 2001. Стр. 7-19. 5 Е.Баранова, М.Владимиров. Информационный день как технология обратной связи в работе власти с населением. - //Управленческое консультирование. №2(10). 2002. Стр.15-25. 6 Н.И.Гражданкин. Реальную пользу - реальным людям. - //Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. №9(57). 2003. Стр.36-40. |