Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 1

Александ БЕЛЯЕВ

Диалог власти и СМИ: поиск оптимальной формулы

“Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича...”. Как часто мы, те, кто работает в органах власти, читая ту или иную статью, уподобляемся гоголевской Агафье Тихоновне: мол, отчего это преподносят мне не тот портрет, который хочется? Сделайте мне красиво!

Между тем, средства массовой информации –- это не гримерная, они отображают то, что видят на самом деле. Журналисты пишут об окружающем так, как это окружающие понимают, естественно, высказывая собственную позицию (говорю здесь в первую очередь о СМИ на местном уровне).

Помню, как-то года два назад стал свидетелем следующего диалога. А ситуация этому разговору предшествовала такая: мы своевременно не закупили соль для приготовления на зиму дорожной песко-соляной смеси. Допустили промах. В итоге зимние дороги превратились в глубокие ледяные колеи, где даже двум машинам разъехаться было трудно. Понятно, что Администрация стала объектом постоянной и жесткой газетной критики. И вот слышу: мой заместитель, отвечающий за коммунальную сферу, прочитав очередную статью, с досадой выговаривает руководителю нашей пресс-службы (как говорится, прорвало):

- И что твои журналисты все пишут и пишут...… Сколько же можно!

На что последовал вполне резонный ответ:

- Василий Иванович, а разве неправду пишут-то? Наведите порядок на дорогах, и критики не будет.

Вот с таких позиций мы и стараемся подходить к городской прессе. Если критикуют (пусть даже поначалу кажется, что и несправедливо), значит, все равно где-то что-то упускаем, недорабатываем.

Год назад, в канун Дня печати, северодвинское телевидение готовило передачу, посвященную прессе. И тогда я в интервью прямо сказал о своих принципах. Повторю и сейчас: да, газетная статья и у меня порой вызывает раздражение. И я высказываю его. Но только сам себе, когда рядом никого нет. А потом, когда первая реакция проходит, стараюсь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения: любая публикация, даже очень злая, несет в себе элементы конструктивизма. К самой несправедливой критике все равно следует прислушиваться. Ведь если написал журналист, значит, какое-то число людей, и, может быть, немаленькое, думают так же. Поэтому стараюсь из любой статьи, даже самой неприятной, извлекать пользу.

Взаимодействие власти и средств массовой информации (слово ”управление” в данной сфере вообще, на мой взгляд, неприемлемо) -– проблема очень непростая. Она существует ровно столько, сколько существуют сами эти общественные институты.

Лет пятнадцать назад, – все мы помним те времена, – вопрос этот разрешался достаточно просто. Все газеты были органами парткомов разного уровня, телевидение, радио -– государственными. Каждая статья под микроскопом изучалась цензорами из управления по охране государственных тайн в печати. Для издания любой, даже многотиражной газеты требовалось разрешение ЦК КПСС...… Вот тогда можно было рулить без оглядки.

В Северодвинске в то время выходила одна городская, две заводские газеты и ”Северная вахта” у военных моряков. Да еще вещало городское радио. Отдел пропаганды и агитации горкома КПСС зорко следил, как используется это информационное поле.

Сейчас и руководящего и направляющего отдела нет, и информационное поле не то. Включаю телевизор, и странно становится: даже московские журналисты стонут,– мол, власть СМИ душит. Приезжаю в какой-либо город, район - те же сетования: пресса, дескать, еле выживает. А у нас в Северодвинске словно заповедник какой-то журналистский: за последние десять лет появилось 15 новых газет. Общий тираж выпускаемых городскими газетчиками изданий превышает 1,5 млн. экземпляров. Многие расходятся по всей стране. Среди них, конечно, газеты разного качества, разной направленности: пропагандирующие народные лечебные рецепты, для садоводов и огородников, семейные, рекламные...… Но есть среди них и общественно-политические. Это прежде всего старейшая наша газета ”Северный рабочий”. Это ”Вечерний Северодвинск” и ”Корабельная сторона”, выпускаемые издательским домом ”Северная неделя”. Это второй год выходящая в городе молодежная газета ”НаСевере.RU”. Это детская газета ”Воробей”.

Кроме радио, которое у нас проводное и имеет около 50 тысяч радиоточек, последнее десятилетие активно развивается телевидение. Было в городе несколько телестудий, а пять лет назад они объединились в одну компанию ”ТВС”, которая вещает на одном из 23-х принимаемых северодвинцами через спутниковую систему телеканалов. Плюс областные газеты, областное радио, телевидение…...

Вот такое информационное поле возделывается сегодня в Северодвинске. Как же мы, органы муниципальной власти, работаем на этом пространстве?

Собственных СМИ, то есть тех, которые принадлежали бы только муниципалитету, у нас нет. Хотя участие в их деятельности мы принимаем: имеем 30-процентный пакет акций в закрытом акционерном обществе ”ТВС”, одну десятую часть в ООО ”Редакция газеты ”Северный рабочий”. И совместно с издательским домом ”Северная неделя” и нашим знаменитым Севмашем, строящем подводные лодки, учредили российскую морскую газету ”Корабельная сторона”. В то же время, даже став соучредителями или акционерами, в повседневную жизнь и работу редакций мы не вмешиваемся. Участвуем в годовых собраниях, высказываем свои позиции по главным вопросам, касающимся организации газетного или телевизионного бизнеса. Но вот в содержательную часть - избави Боже, не влезаем. Как сказал недавно на приеме, организованном в мэрии в честь Дня печати, директор издательства ”Северная неделя”, он же председатель Архангельского областного Союза журналистов Вячеслав Белоусов, пресса -– зеркало. И если оно станет отображать только милые черты власти, то будет заведомо кривым. Никто в таком случае не станет уважать ни прессу, ни власть.

Безусловно, у нас есть масса возможностей повлиять на редакции, ”приструнить” ”зарвавшихся» журналистов”, заставить изображать эти ”милые черты”. Достаточно сказать, что большинство СМИ расположены в арендованных у муниципалитета помещениях. Это мощнейший рычаг!

Однако такое взаимодействие, на наш взгляд, - ненормальное, взаимодействие из-под палки. Мы такой путь отвергаем. Есть масса возможностей для того, чтобы поддерживать деловые, вполне конструктивные отношения.

Во-первых, мы используем систему договоров, которые ежегодно заключаем со всеми основными городскими информационными компаниями - с ”Северной неделей”, ”Северным рабочим”, телевидением, радио. Договариваемся о расценках, о том, что будем публиковать на платной основе, какие материалы редакции поместят бесплатно…...

Во-вторых, власть - обладатель, носитель и производитель самого важного товара, без чего пресса жить не может. Это -– информация. И вот на этом поле,– умело предоставляя ее журналистам, а кого-то и ограничивая (скажем, ”желтую прессу”), можно достигать гораздо большего, чем окриком, нажимом, выражением недовольства.

Поэтому я требую от нашей пресс-службы одного: дружите с журналистами, становитесь своими людьми в редакциях. Методы должны быть не агитпроповскими, а в лучшем значении этого незаслуженно очерненного понятия – пиаровскими.

Кстати, в серьезных западных компаниях совершенно справедливо специалисты по связям с общественностью, по пиар, играют ведущую роль, занимают должности вице-президентов. Как правило, при принятии тех или иных хозяйственных решений они имеют последнее слово. И даже благоприятное для экономики фирмы, но способное повредить ее общественному имиджу действие, очень часто не производится. Ибо имидж- вещь вроде бы и нематериальная, но на материальную сторону влияет коренным образом.

У нас роль ”законодателей мод” в этой сфере возложена на пресс-службу. Значение ее постоянно растет. Сегодня в пресс-службе Администрации Северодвинска работают пять человек. Вся информация в СМИ идет только через это подразделение. И все контакты с журналистами осуществляются только с его ведома. Еще раз подчеркну: это не означает введения какой-то цензуры, дозирования с нашей стороны новостей. Просто, раз уж к пресс-службе мы предъявляем такие требования, она должна иметь инструмент, чтобы выполнять возложенные задачи. Этот инструмент один -– владение информацией.

Ежедневно наша пресс-служба готовит по несколько пресс-релизов, в зависимости от происходящих событий. И рассылает их с помощью электронной почты почти в 40 адресов: редакции газет, радио, телевидения, информационные агентства, в областные корпункты ”Известий”», ОРТ, ”Итар-ТАСС” и т. д. По понедельникам еженедельно ее руководитель проводит пресс-конференции для работников печати, приглашая для участия в них моих заместителей по направлениям, начальников управлений, отделов.

В этот же день на местном телевидении выходит 10-15 - минутная программа ”Вполне официально”», съемки и монтаж которой также ведут специалисты пресс-службы. В этих своеобразных телефильмах всесторонне рассказывается о той или иной злободневной проблеме, которую мы решаем, которая волнует людей. А после этой программы на экране появляется заставка ”Общественная приемная мэра Северодвинска”. В прямом эфире на вопросы телезрителей в течение 30 минут отвечают специалисты, руководители Администрации. Причем, тему мы заявляем такую же, как и в передаче ”Вполне официально”, берем ту же отрасль. Таким образом, зрители как бы готовятся к восприятию прямого эфира. Так насыщенно начинается каждая информационная неделя.

Кроме рассылки пресс-релизов, раз в два месяца с этого года начинаем выпускать свое издание - ”Спрошу у мэра” на четырех полосах формата А3, тиражом 30 тыс. экземпляров. Такую газету, где диалог с читателем строится в форме вопросов и ответов, мы выпустили год назад. Она получила хороший резонанс. И поэтому сейчас решили сделать это издание регулярным.

Готовим к запуску собственный сайт в Интернете, за который также будет отвечать пресс-служба. Он начнет ”работать” где-то в мае.

И завершается информационная неделя вещанием на Архангельском канале Общественного российского радио (в диапазоне 105,4 FM). Каждую пятницу в

20-25 -минутной передаче пресс-служба подводит итоги минувшей рабочей пятидневки. Хотя…... завершается неделя -– это сильно сказано. У меня, у сотрудников Администрации, работающих на информационном поле, выходных нет и не может быть. Ведь каждый день приносит новое, каждый день что-то происходит. И отстать нельзя. Ибо тогда не ты будешь управлять событиями, а они тобой.

Вот такой информационной концепции мы придерживаемся. Она лежит в русле нашей политики: не рулить средствами массовой информации, а помогать им, поддерживать добрые партнерские отношения. А для этого проводить и приемы журналистов, и вручать лучшим награды (в этом году, например, специально приготовили ”желтые майки лидеров”), и организовывать в городе российский фестиваль юных мастеров пера ”Голос моря”, и развивать, материально укреплять школу юных журналистов ”Контакт”, действующую в детско-юношеском центре (из нее вышло уже немало профессиональных сотрудников наших телевидения и газет)…... Все формы перечислить трудно, и, наверное, не нужно: в каждом регионе они свои. Общим должно быть одно: при всей критической нацеленности важно, чтобы и власть, и пресса с уважением относились к работе друг друга. Мы видим, что наши, северодвинские журналисты привлекают читателя не газетными утками, а болью за свой город. И мы их в этом поддерживаем. А это -– основа конструктивного диалога.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz