|
Александр
Крупкин Анализ социально-экономического положения города Боровичи и района показывает, что нам не только удалось оправиться от кризисных потрясений, но и сделать значительный шаг вперед по пути развития и обновления. На территории муниципального образования работают более 40 крупных и средних предприятий промышленности, строительства, транспорта и более 130 малых предприятий различных видов деятельности. Финансовая поддержка со стороны муниципалитета, переход на различные формы собственности позволили сохранить в районе 17 коллективных хозяйств и более 160 крестьянских, полностью обеспечивающих горожан молоком, картофелем, овощами. За 4 года объем промышленной продукции увеличился в четыре раза и по итогам 2001 года составил почти 3 млрд. рублей. За это время финансовая помощь местному бюджету уменьшилась с 30,5% в 1996 году до 0% в 2001 году. Обычный анализ, привычные цифры. Но за ними –- значительные изменения, иное содержание. Изменилось все:– собственность, экономическая деятельность, ее техническая база, организационные формы и сам характер труда, в котором все большая доля приходится на умственную составляющую. Лицо города сегодня –- продукция предприятий с высокими технологиями: производство синтетических порошков алмазов и инструмента на их основе в ООО “Эльбор-Абразив”, аморфных лент на основе кобальтовых сплавов в ОАО ”Мстатор”, облицовочных изделий на ЗАО ”Боровичский комбинат строительных материалов”.. Совершенно иной уровень производства мебели на ООО ”Боровичи-мебель” и фирме ”Элегия”. Даже старейшему предприятию города ОАО ”Боровичский комбинат огнеупоров” стабильность обеспечивает сбыт новейших видов продукции: пропантов и периклазоуглеродистых огнеупоров. Это стало возможным благодаря тому, что пришли руководители с иным видением перспектив, иным мышлением, адекватным современным требованиям, сумевшие подобрать и переподготовить кадры. Сегодня мы видим, что качество персонала предприятий является важнейшим фактором успеха, а стратегическая кадровая политика становится одним из ключевых моментов управления. Однако выстроить ее на уровне муниципалитета достаточно сложно. Во-первых, потому, что подготовку специалистов ведут учебные заведения, имеющие федеральную, региональную и муниципальную принадлежность. В результате возникает противоречие между структурой и количеством специалистов, требуемых для комплексного развития города и района, и фактическими размерами, структурой их подготовки. Во-вторых, на рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работники с высоким уровнем образования, воспитания, профессиональной подготовки. Есть еще одно обобщающее качество, необходимое и рабочему, и руководителю- управленцу -– профессионализм. Учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования не в полной мере обеспечивают это требование. В результате, имея большие возможности в профессиональной подготовке молодежи, мы ощущаем дефицит кадров, особенно с высшим образованием, и в то же время, часть наших выпускников остается не востребованной. В нашем городе безработица- одна из самых низких в области – 0,28%, возможность получить работу есть, однако 16 процентов выпускников профессиональных учебных заведений в прошлом году обратились в службу занятости. 74% из них были трудоустроены, а 10% направлены на переобучение и повышение квалификации. А это, в свою очередь, мешает выстраивать кооперативные связи между учебными заведениями и предприятиями. В третьих, у муниципалитета недостаточно кадровых и финансовых ресурсов для обеспечения стратегического планирования и реализации задачи повышения качественного уровня подготовки специалистов. Тем не менее, мы упорно ищем пути взаимодействия всех структур: школ и профессиональных учебных заведений, службы занятости, работодателей в решении задачи обеспечения рынка труда кадрами. Координацию их деятельности осуществляет консультативный совет. Кроме того, совет способствует развитию контактов, мониторинга, ситуации на рынке труда, конструирования, выработки рекомендаций образовательным структурам и работодателям, выявлению возможных источников финансирования профессионального образования. Возглавляют совет заместители Главы администрации города и района по вопросам экономики и социальной сферы. Мы сумели выстроить систему допрофессиональной подготовки. В соответствии с программой ”От развития образования - к развитию территории»” в школах города и района организована профильная технологическая и профессиональная подготовка с учетом желания учащихся и потребности территории в кадрах. Она ведется более чем по 20 профессиям и специальностям. Продолжается успешное развитие интеграционных связей с профессиональными образовательными учреждениями. Все средние школы района работают по согласованным учебным планам и программам с Агролицеем № 10. Школы города тесно сотрудничают с начальными и средними профессиональными учебными заведениями и ВУЗами. Среди основных школ только две не имеют соглашений и договоров с профессиональными учебными заведениями. Каковы же результаты этой работы? Заметно вырос престиж образования. Практически все выпускники средней и основной школ продолжают обучение. 44,8% поступили нынче в ВУЗы. 33,6% выпускников средней школы получают профессию в ССУЗах, 47,8% выпускников 9 классов продолжают учиться в школах, 20,7% - в ССУЗах, 28,5% - в ПУ. К сожалению, учебные заведения начального профессионального образования, которые ведут подготовку по 38 профессиям, не имеют должной материальной базы, ощущается и острый дефицит кадров мастеров производственного обучения. Мы стремимся привлечь к ним внимание руководителей промышленных предприятий. Все заместители Главы администрации возглавляют попечительские советы в ПУ. Так, учитывая острую потребность предприятий в специалистах по металлообработке, огнеупорному производству, коммерческой деятельности, было проведено выездное заседание совета в лицее № 8 с приглашением работодателей, руководителей школ. Были организованы рабочие группы, которые изучили возможные варианты совместной деятельности органов управления, учебного заведения и работодателей и внесли конкретные предложения. В результате ОАО "БКО" и ЗАО "Эльбор" заключили целевые договоры на подготовку основных кадров для этих предприятий (оператор в производстве огнеупоров, токарь, штамповщик) по дуальной системе подготовки, позволяющей активно привлекать производство и таким образом способствовать улучшению качества подготовки специалистов. Работодатели стали активно участвовать в делах лицея, оказывая помощь в оснащении учебно-производственного процесса, участвуя в конкурсах мастерства, которые проводятся по всем профессиям. Сближает позиции лицея и работодателей и проведение научно-практических конференций. Последняя прошла по инициативе рабочей группы, изучавшей совместную деятельность по подготовке коммерсантов, и отдела торговли и сферы услуг Администрации по теме ”От качества подготовки кадров – к производственному бизнесу”. Руководители предприятий, частные предприниматели увидели свои будущие кадры, уровень их подготовки, высказали замечания и рекомендации. При поддержке консультативного совета развиваются связи ПУ № 18 с ООО "Боровичи-мебель" по профессиям "мастер столярного и мебельного производства" и "швея", которые строятся на договорной основе. Аналогично работает Агролицей № 10 по подготовке рабочих для лесной отрасли. Что касается среднего специального образования, то мы здесь не стоим на месте. На базе автомобильно-дорожного колледжа создана, своего рода, уникальная модель непрерывного профессионального образования, представленная Учебным научно-производственным объединением (генеральный директор Старшов В.В.). Данный комплекс обеспечивает принцип непрерывности и преемственности образовательных программ. Подготовка специалистов здесь ведется на базе основного или среднего общего образования. А дальше, в зависимости от уровня знаний, возможностей, желания можно получать профессию с различным уровнем подготовки: начальным – в ПУ-12, среднем – в автодорожном колледже, высшим – в филиале НовГУ и негосударственном колледже "Интербиз". Кроме того, в состав объединения входят учебно-деловой центр Морозовского проекта, осуществляющий функции дополнительного профессионального образования, и Учебно-курсовой комбинат, который ведет повышение уровня квалификации кадров по 20 профессиям. Все структуры, входящие в объединение, что очень важно, имеют статус юридического лица и достаточно высокий уровень самостоятельности при взаимной скоординированности действий. В постоянном поиске повышения эффективности деятельности находится педагогический колледж, который в рейтинге средних специальных заведений области по итогам 2001 года занял первое место. В колледже подготовка специалистов осуществляется по программе с использованием новых технологий и методик. Учитывая потребность школ не только нашего района, введены различные виды дополнительной квалификации и новая специальность "социальный педагог". Студентам предоставляется возможность выбрать образовательную траекторию в зависимости от своих способностей. Продолжить обучение и получить высшее образование по сокращенной форме можно в филиале НовГУ. И в этом тоже наша цель: создать условия для получения высшего образования, не выезжая за пределы района. Боровичский филиал НовГУ осуществил свой первый выпуск. Сейчас в нем на очном и заочном отделениях учится 706 студентов по 4 специальностям. В представительствах Северо-Западного заочного технического и современного гуманитарного университетов можно получить высшее образование еще по 8 профессиям. Мы в этом заинтересованы, так как молодые люди, получившие дипломы в Москве или Санкт-Петербурге, домой, как правило, не возвращаются. Возможности муниципалитета в обеспечении их жильем, материальном стимулировании практически нет. В этом - главный тормоз в привлечении на территорию профессионалов. А выход мог бы быть найден в развитии таких филиалов университета, как наш. В настоящее время политика в области высшего образования состоит в сосредоточении всех ресурсов в НовГУ имени Ярослава Мудрого. Но социальные условия сегодня таковы, что многие выпускники, по-своему потенциалу готовые учиться дальше, не могут себе этого позволить. Боровичский филиал НовГУ имеет сейчас помещение, есть планы дальнейшего развития, есть общежитие. Выпускники ближайших районов с наименьшими затратами могли бы здесь учиться. Однако самостоятельно эту задачу не решить. Хотелось бы видеть заинтересованность в этом коллег из районов, руководителей области. Естественно, что всех специалистов у себя в области нет возможности подготовить. Сократить дефицит высокопрофессиональных кадров можно было бы с помощью областной программы ипотечных кредитов под жилье для молодых специалистов. Рынок жилья в нашем городе большой, проблем нет, но, как видим, нет и специалистов. Чем раньше мы решим эту проблему, тем быстрее снимем напряженность с обеспечением жильем молодых семей и закреплением профессионалов. Одним словом, назрела необходимость всерьез подумать о совершенствовании механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также- рабочих профессий. На уровне консультативных советов и муниципалитетов, как показывает практика всесторонне, эту важнейшую для экономики проблему решить не представляется возможным.
|