2002,
№ 1
Семен
ХОРОШУХИН
Концепция
социально-экономического развития как
важнейший инструмент устойчивого развития
региона
В условиях неустойчивости,
противоречивости, бессистемности
макроэкономических преобразований особо
важную роль приобретает оптимально
выбранный концептуальный подход в
выработке направлений экономической
политики на уровне регионов.
Она (Концепция) должна учитывать
общие правила, задаваемые Федеральными
органами, решать основные направления
преобразований в рамках страны в свете
Законов, Указов Президента РФ,
постановлений Правительства РФ и других
нормативных документов, но основу
Концепции надлежит строить на
использовании внутреннего потенциала как
наиболее стабильном факторе, мобилизация
которого в основном подвластна местной
компетенции.
Основные направления
экономической политики региона в
переходный период целесообразно
сформулировать на решении следующих целей:
 |
развитие сферы материального
производства, на этой основе; |
 |
повышение жизненного уровня
населения. |
Само построение Концепции
обязательно должно четко обозначать цели,
задачи по их достижению, механизм
выполнения и объемы реального
финансирования. Особо важно, чтобы
Концепция предусматривала развитие всего
спектра хозяйственного и социального
комплекса региона и основывалась
исключительно на материальных, физических
возможностях субъекта Российской
Федерации. Те ресурсы, которые поступят из
внетерриториальных источников, будут
считаться дополнительным фактором,
способствующим территориальному развитию.
Таким образом, Концепция
социально-экономического развития
территории практически становится
реальным Планом действий, приемлемым для
исполнителей, понятным для народа, в
интересах которого она осуществляется.
Концепция составляется на
среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (на
предстоящий год) периоды. На более
длительный срок разрабатываются “Основные
направления экономической политики
региона”.
Эти документы увязываются с
федеральными, учитывается прогноз основных
показателей и сценарий развития экономики
на общероссийском и территориальном уровне
(по данным Минэкономики России, других
органов федеральной власти).
Концепция формируется с учетом
предложений нескольких источников: органов
местного управления (городов, районов);
отраслевых структур и ведущих субъектов
хозяйствования; комитетов, отделов,
управлений Администрации региона;
общественных объединений (профсоюзов и
других); ассоциаций хозяйственных структур
(Совет работодателей, Координационный
Совет товаропроизводителей и др.);
консультативных органов при Губернаторе (Совет
предпринимателей, бывших руководителей
областных и городских органов власти),
ученых, отраслевых специалистов и др.
Целесообразно подготовку
проекта Концепции на основе вышеуказанных
факторов осуществлять экономическим
органом Администрации региона. Проект
Концепции обсуждается в структурах
законодательной (на комиссиях) и
исполнительной (в департаментах) власти, на
консультативных Советах при Губернаторе, в
областных ассоциациях и в доработанном
виде принимается после утверждения бюджета
областной Думой и утверждается
Губернатором. То есть приобретает реальную
возможность ее исполнения на основе
законодательного обеспечения и
запланированного финансирования.
Текст Концепции социально-экономического
развития области на предстоящий год
доводится до населения во всех средствах
массовой информации в подлинном изложении.
Алгоритм подготовки Концепции исключает
формирование текста, который может быть
понятным только специалисту. Текст
готовится изначально в форме,
обеспечивающей восприятие каждым
гражданином территории.
Обязательно в состав включается
раздел о выполнении ранее принятой
Концепции предыдущего года. Тем самым
население информируется о результатах
деятельности органов власти по
стабилизации социально-экономического
развития области и намерениях текущего
года.
В дальнейшем более подробно
комментируют населению Концепцию в
средствах массовой информации Губернатор,
его заместители - руководители
департаментов, председатели комитетов,
заведующие отделами, начальники управлений
региона.
По аналогичному принципу в
контексте с региональной формируются на
городском и районных уровнях
соответствующие Концепции социально-экономического
развития.
Тем самым, ввиду открытости
намерений, достигается уровень понимания и
определенная поддержка населением
деятельности местной власти по развитию
экономики региона, вносится вклад в
стабильность общества.
Последовательность и
устойчивость экономической политики
предопределяется прогнозированием
среднесрочного периода развития региона.
Концепция определяет пути и
методы решения задач социально-экономического
развития региона в соответствии с
Основными направлениями структурной
перестройки экономики на долгосрочную
перспективу.
Определяются основные
направления деятельности региональных
органов государственной власти и
самоуправления, юридических и физических
лиц, которые позволят обеспечить подъем
экономики, создать нормальные условия
жизни, обеспечить прямую
заинтересованность всех слоев населения в
построении нового цивилизованного
общества. Они предусматривают:
Основные ориентиры:
 |
завершить
в основном перестройку экономики
территории применительно к новым условиям;
|
 |
улучшить
жизненный уровень населения;
|
 |
обеспечить
экономический подъем народного хозяйства
региона; ·повысить благосостояние основной
части населения;
|
 |
обеспечить
экономический подъем народного хозяйства
по крайней мере до уровня
самофинансирования.
|
Итоговый ориентир:
 |
создать
благоприятные условия для
товаропроизводителей, повышение
активности которых, при опоре на
интеллектуальные, природные и финансовые
ресурсы, позволит в конечном итоге
формировать доход бюджета, необходимый для
обеспечения устойчивой экономической
ситуации, при которой доходы населения и
наличие товаров, услуг обеспечат жизненно
необходимый уровень потребления, уверенное
существование нетрудоспособного населения за
счет социальных гарантий, требуемый
уровень медицинского обслуживания,
возможность получения желаемого
образования и духовного развития, надежную
защиту от преступных посягательств на
жизнь и имущество людей, условия для
благоприятного изменения демографической
ситуации;
|
 |
создать
надежную платформу для развития процессов,
направленных на более высокий уровень
удовлетворения потребностей людей в
последующие годы;
|
 |
создать
условия восстановления и развития
уникального историко-культурного и
духовного наследия области.
|
Решения социального характера:
 |
основные
усилия Администрации должны быть
сосредоточены на завершении перестройки
производственной, социальной сфер,
применительно к условиям деятельности в
рыночной экономике, за счет создания
благоприятной инвестиционной ситуации (законодательной
базы, обеспечивающей развитие производств),
улучшения использования природных
ресурсов, поддержки: научных исследований;
высокоэффективных производств в интересах
народного хозяйства области,
предпринимательства, в первую очередь,
малого и среднего бизнеса;
|
 |
решение
этих вопросов даст возможность более
эффективно осуществить социальную защиту и
поддержку населения.
|
Конкретные меры должны быть
направлены на:
 |
сохранение
и создание новых рабочих мест;
|
 |
регулирование
цен в интересах населения;
|
 |
защиту
населения от преступных посягательств на
его жизнь, достоинство, имущество;
|
 |
социально-экономическую
защиту работающего населения;
|
 |
обеспечение
роста промышленного производства,
сельскохозяйственной продукции, сферы
услуг;
|
 |
выравнивание
уровня развития районов и городов области,
предупреждение образования отсталых
районов;
|
 |
формирование
социально-ориентированной бюджетной
политики.
|
Приоритеты в развитии экономики,
социальной защите населения:
 |
подъем
сельского хозяйства, создание мощностей по
переработке сельскохозяйственной
продукции, уменьшение ее потерь;
|
 |
укрепление
промышленного потенциала области, его
структурная перестройка с ориентацией на
непосредственные нужды человека;
|
 |
развитие
топливно-энергетической базы,
энергосбережения;
|
 |
сохранение
уникального историко-культурного наследия,
реставрация памятников;
|
 |
адресная
социальная поддержка наименее защищенных
групп населения (пенсионеров, инвалидов,
малообеспеченных семей с детьми, учащейся
молодежи),
|
 |
укрепление
непроизводственной сферы;
|
 |
поддержка
эффективных производственных проектов.
|
Пути их осуществления
 |
комплексное
развитие всех отраслей народного хозяйства
на основе современных достижений науки и
техники, формирование социально-ориентированной
рыночной экономики с переориентацией на
непосредственное удовлетворение запросов
людей, совершенствование системы
здравоохранения, образования, социальной
защиты, культуры, правоохранительных
органов; мобилизация всех имеющихся
ресурсов и резервов; оздоровление
окружающей среды и рациональное
природопользование.
|
Способы решения поставленных
задач:
 |
программно-целевой комплексный подход к развитию
народного хозяйства области;
|
 |
правовое,
организационное, финансовое обеспечение
целевых программ;
|
 |
изыскание
инвестиций в развитие сферы материального
производства;
|
 |
финансовая
поддержка высокоэффективных
социальнонаправленных проектов и
производств;
|
 |
создание
современной системы информатики и связи;
|
 |
развитие
самоуправления на территории области;
|
 |
развитие
рыночной инфраструктуры (банков, финансово-промышленных
групп, инвестиционных, лизинговых,
страховых компаний, аудиторских фирм и т.д.);
|
 |
содействие
развитию внешнеэкономической деятельности;
|
 |
отстаивание
интересов регионов в федеральных органах
власти и управления в целях формирования
оптимальной государственной региональной
политики.
|
Концепция должна
предусматривать комплексное,
последовательное, взаимоувязанное
развитие отраслей народного хозяйства
области.
Подъем экономики области будет
происходить за счет:
 |
использования,
в первую очередь, внутренних потенциальных
возможностей и привлечения зарубежных
партнеров;
|
 |
использования
ранее созданных производственных
мощностей, научных учреждений для
производства конкурентоспособной,
востребованной продукции;
|
 |
привлечения
исследовательских учреждений, научных
сотрудников, высококлассных
профессиональных специалистов и практиков
к разработке прикладных программ по
основным направлениям развития народного
хозяйства;
|
 |
природных
ресурсов (минерально-сырьевых, лесных,
водных);
|
 |
инвестиционного
потенциала коммерческих банков, средств
населения;
|
 |
энергообеспечения
производственной и социальной сфер;
|
 |
создания
условий для развития предпринимательства,
становления малого бизнеса в приоритетных
направлениях;
|
 |
расширения внешнеэкономической деятельности;
|
 |
восстановления
межрегиональных экономических связей;
|
 |
строительства
современных транспортных коммуникаций,
создания новых систем коммуникаций;
|
 |
восстановления
туристической инфраструктуры, памятников
истории, культурного наследия;
|
 |
образования
территориальной системы самоуправления;
|
 |
совершенствования
борьбы с преступностью.
|
 |
Содержание Концепции должно быть
нацелено на комплексное развитие
территории.
|
Комплексность развития
территории достигается планируемыми
действиями по основным направлениям ее
развития, охватывающими сферы
материального производства, социальную;
осуществляемыми в соответствии с
объективными законами становления
рыночной экономики. Рекомендуемое
содержание Концепции должно
предусматривать в своем составе изложение
следующих главных аспектов и мер в каждой
из составляющих сфер развернутого спектра
экономики:
 |
ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИТУАЦИИ
|
 |
ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДЫДУЩЕЙ
КОНЦЕПЦИИ
|
 |
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
|
 |
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
|
 |
СВЯЗЬ
|
 |
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
|
 |
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
|
 |
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
|
 |
КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
|
 |
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС
|
 |
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ
|
 |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
|
 |
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
 |
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
|
 |
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
|
 |
ТОРГОВЛЯ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ,
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
|
 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ
ХОЗЯЙСТВО
|
 |
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
|
 |
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
|
 |
ТРАНСПОРТ
|
 |
ПЕЧАТЬ И ИНФОРМАЦИЯ
|
 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
|
 |
ОСНОВНЫЕ НАПPАВЛЕНИЯ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И PАЗВИТИЯ КОНКУPЕНЦИИ
|
 |
РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
|
 |
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА
|
 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
|
 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
 |
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ
|
 |
ОБРАЗОВАНИЕ
|
 |
КУЛЬТУРА
|
 |
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
|
 |
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
|
 |
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
|
 |
УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
|
 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
|
 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПРЕССИВНЫХ РАЙОНОВ
|
 |
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ
РАЗРЕШЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
|
Перечень может быть расширен
исходя из актуальности задачи,
применительно к конкретной территории.
Отраслевые разделы должны
включать:
 |
Основные направления развития
отрасли на среднесрочную перспективу.
|
 |
Институциональные
преобразования, адекватные требованиям
рыночной экономики. |
 |
Целевые ориентиры.
|
 |
Механизм достижения
поставленных целей. |
 |
Финансовые возможности.
|
 |
Кадровое и научное обеспечение. |
 |
Программно - целевой метод
организации.
|
 |
Социальную направленность в
отраслевом развитии. |
Концепция должна определять
основные направления деятельности
исполнительных и представительных органов
власти региона, ее городов и районов, а
также юридических и физических лиц по
обеспечению подъема экономики и уровня
жизни населения области в конкретной
форме.
По существу, она должна носить
форму Плана практических действий по
реализации Концепции среднесрочного
периода, охватывать весь перечень ее
разделов.
Реализация ежегодной Концепции
должна опираться на ключевые составляющие,
которые позволяют создать условия
выполнения всех ее разделов,
обеспечивающих всестороннее развитие
территории.
Структурные мероприятия социальной и
экономической политики, намечаемые
Концепцией, требуют более совершенной
работы органов государственной власти
области и органов местного самоуправления,
хозяйственных руководителей; объединения
совместных усилий с общественными
организациями, предпринимателями, и в
конечном итоге, должны выполнить
социальную роль в интересах всего
населения области.
|