Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 1

Семен ХОРОШУХИН

Концепция социально-экономического развития как важнейший инструмент устойчивого развития региона

В условиях неустойчивости, противоречивости, бессистемности макроэкономических преобразований особо важную роль приобретает оптимально выбранный концептуальный подход в выработке направлений экономической политики на уровне регионов.

Она (Концепция) должна учитывать общие правила, задаваемые Федеральными органами, решать основные направления преобразований в рамках страны в свете Законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других нормативных документов, но основу Концепции надлежит строить на использовании внутреннего потенциала как наиболее стабильном факторе, мобилизация которого в основном подвластна местной компетенции.

Основные направления экономической политики региона в переходный период целесообразно сформулировать на решении следующих целей:

bullet

развитие сферы материального производства, на этой основе;

bullet

повышение жизненного уровня населения.

Само построение Концепции обязательно должно четко обозначать цели, задачи по их достижению, механизм выполнения и объемы реального финансирования. Особо важно, чтобы Концепция предусматривала развитие всего спектра хозяйственного и социального комплекса региона и основывалась исключительно на материальных, физических возможностях субъекта Российской Федерации. Те ресурсы, которые поступят из внетерриториальных источников, будут считаться дополнительным фактором, способствующим территориальному развитию.

Таким образом, Концепция социально-экономического развития территории практически становится реальным Планом действий, приемлемым для исполнителей, понятным для народа, в интересах которого она осуществляется.

Концепция составляется на среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (на предстоящий год) периоды. На более длительный срок разрабатываются “Основные направления экономической политики региона”.

Эти документы увязываются с федеральными, учитывается прогноз основных показателей и сценарий развития экономики на общероссийском и территориальном уровне (по данным Минэкономики России, других органов федеральной власти).

Концепция формируется с учетом предложений нескольких источников: органов местного управления (городов, районов); отраслевых структур и ведущих субъектов хозяйствования; комитетов, отделов, управлений Администрации региона; общественных объединений (профсоюзов и других); ассоциаций хозяйственных структур (Совет работодателей, Координационный Совет товаропроизводителей и др.); консультативных органов при Губернаторе (Совет предпринимателей, бывших руководителей областных и городских органов власти), ученых, отраслевых специалистов и др.

Целесообразно подготовку проекта Концепции на основе вышеуказанных факторов осуществлять экономическим органом Администрации региона. Проект Концепции обсуждается в структурах законодательной (на комиссиях) и исполнительной (в департаментах) власти, на консультативных Советах при Губернаторе, в областных ассоциациях и в доработанном виде принимается после утверждения бюджета областной Думой и утверждается Губернатором. То есть приобретает реальную возможность ее исполнения на основе законодательного обеспечения и запланированного финансирования.

Текст Концепции социально-экономического развития области на предстоящий год доводится до населения во всех средствах массовой информации в подлинном изложении. Алгоритм подготовки Концепции исключает формирование текста, который может быть понятным только специалисту. Текст готовится изначально в форме, обеспечивающей восприятие каждым гражданином территории.

Обязательно в состав включается раздел о выполнении ранее принятой Концепции предыдущего года. Тем самым население информируется о результатах деятельности органов власти по стабилизации социально-экономического развития области и намерениях текущего года.

В дальнейшем более подробно комментируют населению Концепцию в средствах массовой информации Губернатор, его заместители - руководители департаментов, председатели комитетов, заведующие отделами, начальники управлений региона.

По аналогичному принципу в контексте с региональной формируются на городском и районных уровнях соответствующие Концепции социально-экономического развития.

Тем самым, ввиду открытости намерений, достигается уровень понимания и определенная поддержка населением деятельности местной власти по развитию экономики региона, вносится вклад в стабильность общества.

Последовательность и устойчивость экономической политики предопределяется прогнозированием среднесрочного периода развития региона.

Концепция определяет пути и методы решения задач социально-экономического развития региона в соответствии с Основными направлениями структурной перестройки экономики на долгосрочную перспективу.

Определяются основные направления деятельности региональных органов государственной власти и самоуправления, юридических и физических лиц, которые позволят обеспечить подъем экономики, создать нормальные условия жизни, обеспечить прямую заинтересованность всех слоев населения в построении нового цивилизованного общества. Они предусматривают:

Основные ориентиры:

bullet

завершить в основном перестройку экономики территории применительно к новым условиям;

bullet

улучшить жизненный уровень населения;

bullet

обеспечить экономический подъем народного хозяйства региона; ·повысить благосостояние основной части населения;

bullet

обеспечить экономический подъем народного хозяйства по крайней мере до уровня самофинансирования.

Итоговый ориентир:

bullet

создать благоприятные условия для товаропроизводителей, повышение активности которых, при опоре на интеллектуальные, природные и финансовые ресурсы, позволит в конечном итоге формировать доход бюджета, необходимый для обеспечения устойчивой экономической ситуации, при которой доходы населения и наличие товаров, услуг обеспечат жизненно необходимый уровень потребления, уверенное существование нетрудоспособного населения за счет социальных гарантий, требуемый уровень медицинского обслуживания, возможность получения желаемого образования и духовного развития, надежную защиту от преступных посягательств на жизнь и имущество людей, условия для благоприятного изменения демографической ситуации;

bullet

создать надежную платформу для развития процессов, направленных на более высокий уровень удовлетворения потребностей людей в последующие годы;

bullet

создать условия восстановления и развития уникального историко-культурного и духовного наследия области.

Решения социального характера:

bullet

основные усилия Администрации должны быть сосредоточены на завершении перестройки производственной, социальной сфер, применительно к условиям деятельности в рыночной экономике, за счет создания благоприятной инвестиционной ситуации (законодательной базы, обеспечивающей развитие производств), улучшения использования природных ресурсов, поддержки: научных исследований; высокоэффективных производств в интересах народного хозяйства области, предпринимательства, в первую очередь, малого и среднего бизнеса;

bullet

решение этих вопросов даст возможность более эффективно осуществить социальную защиту и поддержку населения.

Конкретные меры должны быть направлены на:

bullet

сохранение и создание новых рабочих мест;

bullet

регулирование цен в интересах населения;

bullet

защиту населения от преступных посягательств на его жизнь, достоинство, имущество;

bullet

социально-экономическую защиту работающего населения;

bullet

обеспечение роста промышленного производства, сельскохозяйственной продукции, сферы услуг;

bullet

выравнивание уровня развития районов и городов области, предупреждение образования отсталых районов;

bullet

формирование социально-ориентированной бюджетной политики.

Приоритеты в развитии экономики, социальной защите населения:

bullet

подъем сельского хозяйства, создание мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции, уменьшение ее потерь;

bullet

укрепление промышленного потенциала области, его структурная перестройка с ориентацией на непосредственные нужды человека;

bullet

развитие топливно-энергетической базы, энергосбережения;

bullet

сохранение уникального историко-культурного наследия, реставрация памятников;

bullet

адресная социальная поддержка наименее защищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи),

bullet

укрепление непроизводственной сферы;

bullet

поддержка эффективных производственных проектов.

Пути их осуществления

bullet

комплексное развитие всех отраслей народного хозяйства на основе современных достижений науки и техники, формирование социально-ориентированной рыночной экономики с переориентацией на непосредственное удовлетворение запросов людей, совершенствование системы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, правоохранительных органов; мобилизация всех имеющихся ресурсов и резервов; оздоровление окружающей среды и рациональное природопользование.

Способы решения поставленных задач:

bullet

программно-целевой комплексный подход к развитию народного хозяйства области;

bullet

правовое, организационное, финансовое обеспечение целевых программ;

bullet

изыскание инвестиций в развитие сферы материального производства;

bullet

финансовая поддержка высокоэффективных социальнонаправленных проектов и производств;

bullet

создание современной системы информатики и связи;

bullet

развитие самоуправления на территории области;

bullet

развитие рыночной инфраструктуры (банков, финансово-промышленных групп, инвестиционных, лизинговых, страховых компаний, аудиторских фирм и т.д.);

bullet

содействие развитию внешнеэкономической деятельности;

bullet

отстаивание интересов регионов в федеральных органах власти и управления в целях формирования оптимальной государственной региональной политики.

Концепция должна предусматривать комплексное, последовательное, взаимоувязанное развитие отраслей народного хозяйства области.

Подъем экономики области будет происходить за счет:

bullet

использования, в первую очередь, внутренних потенциальных возможностей и привлечения зарубежных партнеров;

bullet

использования ранее созданных производственных мощностей, научных учреждений для производства конкурентоспособной, востребованной продукции;

bullet

привлечения исследовательских учреждений, научных сотрудников, высококлассных профессиональных специалистов и практиков к разработке прикладных программ по основным направлениям развития народного хозяйства;

bullet

природных ресурсов (минерально-сырьевых, лесных, водных);

bullet

инвестиционного потенциала коммерческих банков, средств населения;

bullet

энергообеспечения производственной и социальной сфер;

bullet

создания условий для развития предпринимательства, становления малого бизнеса в приоритетных направлениях;

bullet

расширения внешнеэкономической деятельности;

bullet

восстановления межрегиональных экономических связей;

bullet

строительства современных транспортных коммуникаций, создания новых систем коммуникаций;

bullet

восстановления туристической инфраструктуры, памятников истории, культурного наследия;

bullet

образования территориальной системы самоуправления;

bullet

совершенствования борьбы с преступностью.

bullet

Содержание Концепции должно быть нацелено на комплексное развитие территории.

Комплексность развития территории достигается планируемыми действиями по основным направлениям ее развития, охватывающими сферы материального производства, социальную; осуществляемыми в соответствии с объективными законами становления рыночной экономики. Рекомендуемое содержание Концепции должно предусматривать в своем составе изложение следующих главных аспектов и мер в каждой из составляющих сфер развернутого спектра экономики:

bullet

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

bullet

ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДЫДУЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

bullet

ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

bullet

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

bullet

СВЯЗЬ

bullet

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

bullet

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

bullet

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

bullet

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

bullet

ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС

bullet

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ

bullet

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

bullet

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

bullet

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

bullet

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

bullet

ТОРГОВЛЯ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

bullet

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bullet

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bullet

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

bullet

ТРАНСПОРТ

bullet

ПЕЧАТЬ И ИНФОРМАЦИЯ

bullet

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

bullet

ОСНОВНЫЕ НАПPАВЛЕНИЯ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И PАЗВИТИЯ КОНКУPЕНЦИИ

bullet

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

bullet

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

bullet

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

bullet

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

bullet

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bullet

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

bullet

ОБРАЗОВАНИЕ

bullet

КУЛЬТУРА

bullet

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

bullet

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

bullet

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

bullet

УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

bullet

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

bullet

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАЙОНОВ

bullet

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Перечень может быть расширен исходя из актуальности задачи, применительно к конкретной территории.

Отраслевые разделы должны включать:

bullet

Основные направления развития отрасли на среднесрочную перспективу.

bullet

Институциональные преобразования, адекватные требованиям рыночной экономики.

bullet

Целевые ориентиры.

bullet

Механизм достижения поставленных целей.

bullet

Финансовые возможности.

bullet

Кадровое и научное обеспечение.

bullet

Программно - целевой метод организации.

bullet

Социальную направленность в отраслевом развитии.

Концепция должна определять основные направления деятельности исполнительных и представительных органов власти региона, ее городов и районов, а также юридических и физических лиц по обеспечению подъема экономики и уровня жизни населения области в конкретной форме.

По существу, она должна носить форму Плана практических действий по реализации Концепции среднесрочного периода, охватывать весь перечень ее разделов.

Реализация ежегодной Концепции должна опираться на ключевые составляющие, которые позволяют создать условия выполнения всех ее разделов, обеспечивающих всестороннее развитие территории.

Структурные мероприятия социальной и экономической политики, намечаемые Концепцией, требуют более совершенной работы органов государственной власти области и органов местного самоуправления, хозяйственных руководителей; объединения совместных усилий с общественными организациями, предпринимателями, и в конечном итоге, должны выполнить социальную роль в интересах всего населения области.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz