|
Семен
ХОРОШУХИН В условиях неустойчивости, противоречивости, бессистемности макроэкономических преобразований особо важную роль приобретает оптимально выбранный концептуальный подход в выработке направлений экономической политики на уровне регионов. Она (Концепция) должна учитывать общие правила, задаваемые Федеральными органами, решать основные направления преобразований в рамках страны в свете Законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других нормативных документов, но основу Концепции надлежит строить на использовании внутреннего потенциала как наиболее стабильном факторе, мобилизация которого в основном подвластна местной компетенции. Основные направления экономической политики региона в переходный период целесообразно сформулировать на решении следующих целей:
Само построение Концепции обязательно должно четко обозначать цели, задачи по их достижению, механизм выполнения и объемы реального финансирования. Особо важно, чтобы Концепция предусматривала развитие всего спектра хозяйственного и социального комплекса региона и основывалась исключительно на материальных, физических возможностях субъекта Российской Федерации. Те ресурсы, которые поступят из внетерриториальных источников, будут считаться дополнительным фактором, способствующим территориальному развитию. Таким образом, Концепция социально-экономического развития территории практически становится реальным Планом действий, приемлемым для исполнителей, понятным для народа, в интересах которого она осуществляется. Концепция составляется на среднесрочный (3-5 лет) и краткосрочный (на предстоящий год) периоды. На более длительный срок разрабатываются “Основные направления экономической политики региона”. Эти документы увязываются с федеральными, учитывается прогноз основных показателей и сценарий развития экономики на общероссийском и территориальном уровне (по данным Минэкономики России, других органов федеральной власти). Концепция формируется с учетом предложений нескольких источников: органов местного управления (городов, районов); отраслевых структур и ведущих субъектов хозяйствования; комитетов, отделов, управлений Администрации региона; общественных объединений (профсоюзов и других); ассоциаций хозяйственных структур (Совет работодателей, Координационный Совет товаропроизводителей и др.); консультативных органов при Губернаторе (Совет предпринимателей, бывших руководителей областных и городских органов власти), ученых, отраслевых специалистов и др. Целесообразно подготовку проекта Концепции на основе вышеуказанных факторов осуществлять экономическим органом Администрации региона. Проект Концепции обсуждается в структурах законодательной (на комиссиях) и исполнительной (в департаментах) власти, на консультативных Советах при Губернаторе, в областных ассоциациях и в доработанном виде принимается после утверждения бюджета областной Думой и утверждается Губернатором. То есть приобретает реальную возможность ее исполнения на основе законодательного обеспечения и запланированного финансирования. Текст Концепции социально-экономического развития области на предстоящий год доводится до населения во всех средствах массовой информации в подлинном изложении. Алгоритм подготовки Концепции исключает формирование текста, который может быть понятным только специалисту. Текст готовится изначально в форме, обеспечивающей восприятие каждым гражданином территории. Обязательно в состав включается раздел о выполнении ранее принятой Концепции предыдущего года. Тем самым население информируется о результатах деятельности органов власти по стабилизации социально-экономического развития области и намерениях текущего года. В дальнейшем более подробно комментируют населению Концепцию в средствах массовой информации Губернатор, его заместители - руководители департаментов, председатели комитетов, заведующие отделами, начальники управлений региона. По аналогичному принципу в контексте с региональной формируются на городском и районных уровнях соответствующие Концепции социально-экономического развития. Тем самым, ввиду открытости намерений, достигается уровень понимания и определенная поддержка населением деятельности местной власти по развитию экономики региона, вносится вклад в стабильность общества. Последовательность и устойчивость экономической политики предопределяется прогнозированием среднесрочного периода развития региона. Концепция определяет пути и методы решения задач социально-экономического развития региона в соответствии с Основными направлениями структурной перестройки экономики на долгосрочную перспективу. Определяются основные направления деятельности региональных органов государственной власти и самоуправления, юридических и физических лиц, которые позволят обеспечить подъем экономики, создать нормальные условия жизни, обеспечить прямую заинтересованность всех слоев населения в построении нового цивилизованного общества. Они предусматривают: Основные ориентиры:
Итоговый ориентир:
Решения социального характера:
Конкретные меры должны быть направлены на:
Приоритеты в развитии экономики, социальной защите населения:
Пути их осуществления
Способы решения поставленных задач:
Концепция должна предусматривать комплексное, последовательное, взаимоувязанное развитие отраслей народного хозяйства области. Подъем экономики области будет происходить за счет:
Комплексность развития территории достигается планируемыми действиями по основным направлениям ее развития, охватывающими сферы материального производства, социальную; осуществляемыми в соответствии с объективными законами становления рыночной экономики. Рекомендуемое содержание Концепции должно предусматривать в своем составе изложение следующих главных аспектов и мер в каждой из составляющих сфер развернутого спектра экономики:
Перечень может быть расширен исходя из актуальности задачи, применительно к конкретной территории. Отраслевые разделы должны включать:
Концепция должна определять основные направления деятельности исполнительных и представительных органов власти региона, ее городов и районов, а также юридических и физических лиц по обеспечению подъема экономики и уровня жизни населения области в конкретной форме. По существу, она должна носить форму Плана практических действий по реализации Концепции среднесрочного периода, охватывать весь перечень ее разделов. Реализация ежегодной Концепции должна опираться на ключевые составляющие, которые позволяют создать условия выполнения всех ее разделов, обеспечивающих всестороннее развитие территории. Структурные мероприятия социальной и экономической политики, намечаемые Концепцией, требуют более совершенной работы органов государственной власти области и органов местного самоуправления, хозяйственных руководителей; объединения совместных усилий с общественными организациями, предпринимателями, и в конечном итоге, должны выполнить социальную роль в интересах всего населения области.
|