|
"Красная изба" как метод управленческого решения (Офис Туризма Великого Новгорода) Первый каменный храм России и одно из лучших мировых собраний русской иконописи, уникальные фрески XI-XVII веков и памятник «Тысячелетие России», строгая красота силы и волшебное погружение в мир русской истории — все это - Великий Новгород, древнейший город России, город Мирового культурного наследия, город, обладающий интереснейшими объектами показа и достаточно развитой инфраструктурой туризма, традиционно считающийся одним из туристских центров России. Стремление превратить туризм в один из бюджетообразующих факторов экономики города, принципиальное изменение организационных принципов развития туризма в России в постперестроечный период, его децентрализация и приватизация основных объектов инфраструктурной сферы обусловили необходимость поиска городскими властями новых организационно-управленческих решений в сфере муниципального управления туризмом. В условиях отсутствия четкой организационной схемы туристских администраций (национальная - региональная - муниципальная), когда на общероссийском уровне проблемы туризма вводились то в сферу Министерства культуры, то в компетенцию органов, занимающихся вопросами физическом культуры и спорта, а в организационных структурах региональных и муниципальных администраций место туризма могло быть рядом как с проблемами кино и спорта, так и с проблемами молодежной политики, принципиально важно было определить место структуры, занимающейся проблемами туризма, в управленческой схеме Администрации Великого Новгорода. Понимание руководством города туризма как сферы экономики определило место этого структурного подразделения в экономическом блоке, курируемом первым заместителем Главы администрации. Правильность такого решения подтверждается и тем, что после длительных организационных перетрясок па общероссийском уровне место национальной туристской администрации определено в блоке Министерства экономического развития. Отсутствие у муниципальных властей в силу исторических аспектов наработанных организационных инструментов, обеспечивающих развитие туристской сферы экономики города, отсутствие опыта продвижения города как туристского направления на внутреннем и международном туристском рынке, невозможность использования методов прямого административного воздействия на частные предприятия туристского бизнеса обусловили необходимость поиска организационно-управленческой модели, которая могла бы стать инструментом решения задач по совершенствованию сферы городского гостеприимства и продвижения города как туристского направления. С этой целью Администрацией Великого Новгорода были использованы возможности Европейской программы ТАСИС «Породненные города», в рамках которой с октября 1999 года по май 2001 года осуществлялся проект «Сатурн», посвященный проблемам развития туризма. Партнерами Администрации Великого Новгорода выступили Администрация, Торгово-промышленная палата и туристский офис французского города Страсбурга - крупнейшего туристского центра Европы. Одной из основных задач проекта и была разработка эффективного механизма взаимодействия для осуществления продвижения города как направления, а также - улучшения качества приема и обслуживания туристов. В ходе осуществления проекта наряду с проведением аудита туристского потенциала Великого Новгорода, детальным изучением опыта работы Страсбурга в сфере развития туризма совместно с французскими экспертами была разработана модель, позволяющая объединить организационные, финансовые и интеллектуальные возможности всех заинтересованных в деле развития туризма сторон: Администрации города и непосредственных участников турбизнеса, модель информационно-координационной структуры, призванной стать основным инструментом Администрации в деле развития туризма. Такой структурой стал Офис Туризма Великого Новгорода «Красная изба», открытый 4 мая 2001 года. По организационно-правовой форме Офис Туризма Великого Новгорода — некоммерческое партнерство, основной целью деятельности которого, в соответствии с Уставом, «является продвижение Великого Новгорода на международном и внутреннем туристских рынках, содействуя тем самым его экономическому развитию и процветанию». «Для достижения указанной цели основными видами деятельности являются:
Членами Партнерства наряду с Администрацией Великого Новгорода стали непосредственные участники турбизнеса: свыше 20 гостиниц, ресторанов, кафе, турагенств, сувенирных магазинов, Новгородский музей-заповедник и другие заинтересованные в развитии туризма организации. Бюджет Офиса формируется из членских взносов в соответствии с утвержденной шкалой. Постоянно действующим коллегиальным органом управления Офиса является Административный Совет, обязательными членами которого, согласно Уставу, являются мэр Великого Новгорода и представители Администрации по решению Главы Администрации (5 человек), остальные 6 членов Совета избираются общим собранием. Председателем Административного Совета избран мэр города, в Совет вошли заместители Главы Администрации, курирующие важные для развития туризма направления жизнедеятельности города. Подобная организационно-управленческая модель позволила сформировать площадку, на которой Администрация города и участники турбизнеса обозначают проблемы и совместно определяют пути их решения, консолидируя свои возможности для решения общих задач. В соответствии с разработанной концепцией размещения Туристского Офиса осуществлено строительство так называемой «Красной Избы», располагающейся в центре города на туристской стоянке рядом с кремлем. По своим основным характеристикам - площади, местоположению, легкой узнаваемости и транспортной доступности - «Красная Изба» полностью соответствует концептуальным требованиям. «Красная Изба» - первый туристский офис России, основанный на принципах некоммерческого партнерства и совмещающий в себе формат информационного туристского офиса и модель координационно-управленческой структуры, расширяющей возможности Администрации города в решении комплексных задач развития туризма. 10 мая 2001 года Красная Изба открыла свои двери для гостей города, на сегодняшний день ее посетителями стали более 3,5 тысяч человек, из них около 10% иностранных граждан ,большинство из которых граждане Великобритании и США, Германии, стран Прибалтики, Франции, Финляндии. Наиболее часто запрашиваемая информация - это точное местонахождение и режим работы объектов показа , расценки гостиниц города, сведения о номерах и услугах, сведения о ресторанах, обменных пунктах . Офис разработал и выпустил полноцветный двухсторонний буклет с планом города, с указанием основных достопримечательностей и координатами всех членов Административного Совета. Офисом проведены рекламные туры для французских туроператоров и туроператоров Москвы. Административный совет Офиса рассматривал вопросы транспортного обеспечения, благоустройства города в соответствии с проблемами его музеефикации, вопросы формирования календаря туристских событий на 2002 год. Красная Изба становится надежной платформой для решения проблем сферы туризма.
|