|
Что такое ТОС и зачем он нужен? Местное самоуправление отличается от других форм власти наибольшей приближенностью к населению и должно опираться на разнообразные формы его самоорганизации. Сводить местное самоуправление только к деятельности органов местного самоуправления, а участие населения только к муниципальным выборам и в редких случаях к референдумам было бы неверным. Одной из распространенных форм самоорганизации граждан является территориальное общественное самоуправление граждан (ТОС), которое представлено в статье 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как "самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Проще говоря, ТОС – это одна из возможных форм самоорганизации населения, определенный механизм открытого и свободного решения жителями своих повседневных проблем. Причем, ТОС, не являясь формой власти, не принимает нормативные правовые акты, общеобязательные для населения, а осуществляет собственные инициативы, направленные на решение вопросов местного значения. Иначе говоря, не распоряжается, а делает. Представляя интересы населения в органах местного самоуправления, ТОС, по существу, становится еще и механизмом реализации народной инициативы в системе местного самоуправления. А это в свою очередь означает активное участие населения в принятии решений органами местного самоуправления, обеспечивая их открытость и демократичность. В свою очередь, для органов местного самоуправления ТОС обеспечивает обратную связь с населением, что позволяет более оперативно выявлять и решать те же повседневные проблемы жителей. При наличии ТОС система местного самоуправления становится более демократичной, гибкой и стабильной. Это и естественно, ТОС обеспечивает крепкую социальную базу для органов местного самоуправления. Особенно актуальной эта форма самоорганизации граждан стала после событий, связанных с террористическими актами, прокатившимися по территории России и унесшими сотни жизней ни в чем не повинных мирных жителей. И многим вдруг стало понятно, что их дома и дворы доступны любому негодяю, будь то террорист или просто хулиган. И многие, которым было "до лампочки", что подъезды в домах попросту разгромлены, превращены в отхожие места, что во дворах горы мусора, тьма кромешная вечером и страшно возвращаться домой, наконец-то стали осознавать, что никакая власть не в состоянии поставить у каждого подъезда по милиционеру на круглосуточное дежурство. И что необходимо объединиться и сообща, своими силами решать повседневные проблемы. В городе Старая Русса и Старорусском районе территориальное общественное самоуправление существует уже более 30 лет, естественно, изменяясь структурно и по содержанию в соответствии с изменением правовой основы, регламентирующей его деятельность и потребностей населения в его наличии. К настоящему времени сложилась достаточно действенная система органов ТОС, на практике доказавшая свою востребованность у жителей города и района. Старая Русса издавна условно делится на 6 микрорайнов. В каждом из них были избраны советы микрорайонов, а также уличные и домовые комитеты. Уличные комитеты избираются на территориях, где проживают граждане – владельцы индивидуального жилья, старшие по домам - в домах муниципального жилого фонда. В советы ТОС микрорайонов входят представители уличных комитетов и старших по домам, созданных на территории микрорайонов. В настоящее время в городе работает 73 уличных комитета, 178 старших по домам. В сельской местности институт ТОС представлен старостами (представителями) сельских населенных пунктов в органах МСУ. Их у нас сейчас 125 человек. С течением времени назрела необходимость создания органа ТОС, который осуществлял бы координацию деятельности всех элементов данной системы, оказывал бы им консультативную и методическую помощь, помогал в налаживании контактов с властными структурами – органами МСУ города и района и их структурными подразделениями. Таким органом стал Совет ТОС города и района, в который вошли представители всех вышеназванных ТОС, кроме того – управляющие микрорайонами города, мастер по благоустройству ЖКХ и депутат Старорусской Думы. В соответствии с Положением о городском Совете ТОС, утвержденным решением Старорусской Думы, действующий Совет ТОС имеет право внесения инициативы о проведении в микрорайонах города и на территории района сходов граждан, обсуждать и вносить предложения по проектам планов социально-экономического развития территории муниципального образования, осуществлять контроль за работой объектов социальной сферы, деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обсуждать вопросы и вносить предложения по укреплению правопорядка, улучшению противопожарной безопасности, благоустройству и санитарному состоянию территории, улучшению торгового, бытового, медицинского, транспортного обслуживания населения города и района, рассматривать предложения и пожелания жителей в пределах своей компетенции и направлять их в соответствующие органы власти для принятия решений и т.д. Возглавляет совет очень беспокойный человек М.И.Николаев, крайне порядочный и авторитетный в среде старорусцев. Считаю очень важным, что все предложения, разработанные городским советом ТОС, являются основой для принятия совместных решений Администрации города и района и совета территориального общественного самоуправления. И это еще один значительный момент в определении степени и характера участия в управлении городом и районом самого совета ТОС, уличных, домовых комитетов, советов старост деревень. В практику работы совета ТОС прочно вошли проводимые один раз в месяц заседания совета, ежеквартальные совещания с общественностью. Но это не бумажно-бюрократическая, а живая работа с людьми, итогом которой часто становятся разрешенные проблемы населения. Этих проблем у нас, как и всюду, бывает немало. Особенно много собирается и обобщается их после сходов граждан, которые традиционно проходят в январе-феврале на селе, когда отчитываются Главы сельских администраций. На сходах граждан обязательно присутствуют представители Администрации города и района, руководители коммунальных служб. Хочу сказать, что сходы проходят у нас при высокой активности участников, люди заинтересованно обсуждают проблемы местной жизни, задают много острых, животрепещущих вопросов, высказывают критические замечания и просьбы в адрес администрации города и района. Так, за истекший период т.г. таких отчетов и сходов проведено 97. К исполнению было принято 66 вопросов, из них выполнено 42, часть из них находятся в стадии выполнения. По вопросам, решение которых требует выделение значительных финансовых средств, и Администрация не может их исполнить в текущий период, даются разъяснения. Жители регулярно информируются о ходе выполнения поднятых проблем прежде всего через местную газету «Старая Русса», радио, телевидение. Обязательно дается такая информация и на следующих сходах. Совет наш решает немало вопросов, я могу привести множество живых примеров. Много сил, энергии надо было приложить к решению проблем газификации некоторых домов города, вопросу благоустройства и наведения порядка на нашем Старорусском рынке. Важным для нас был вопрос работы пунктов по приему лома цветных металлов. Волнует работа участковых инспекторов ОВД. При необходимости совет ТОС обращается и в областную Администрацию. Так было, например, при рассмотрении вопроса о работе Старорусской автостанции в осенне-зимний период. К Губернатору области обращались по проблеме строительства нового помещения для автостанции. И это весьма показательно: общественники обращаются в любые инстанции, когда дело требует этого. Несколько выше я упомянул, что для удобства в работе с населением город условно разделен на 6 микрорайонов, в каждом из которых есть свой совет. Одним из примеров работы совета микрорайона можно назвать 6-й микрорайон, где председатель - Лукаш Савельевич Федоров. В его активе заместитель председателя Ипатова Лидия Павловна и 12 уличных комитетов, 17 старших по домам. Эти люди проводят кропотливую ежедневную работу с населением. На их счету сходы, рейды, организация уборки несанкционированных свалок, составление списков одиноких престарелых граждан, списков бесхозных домов, оказание помощи по подготовке к предстоящей переписи населения, активное участие в подготовке к выборам всех уровней. Большую помощь оказывают отряду государственной противопожарной службы в профилактике противопожарной безопасности жилого фонда. Очень часто обращаются к ним жители за помощью в разрешении бытовых конфликтов. И, разумеется, незаменима их роль в подъеме, организации населения на решение вопросов благоустройства, озеленение своих прилегающих территорий. В результате - этот микрорайон уже дважды по итогам соревнования признан лучшим с получением премии в размере трех тысяч рублей, а улица Софьи Перовской получила звание «Улица образцового содержания» (премия 2,5 тыс.рублей). Не секрет, что при нынешнем дефиците средств, вопрос о благоустройстве стоит очень остро. Кажется, ну что можно сделать силами общественности, если нет денег на одно, другое, третье? Оказывается можно! И это красноречивее всего доказывают проводимые нами смотры-конкурсы на лучший дом, улицу, деревню. Эти конкурсы очень хорошо показывают, как можно проявить себя при дефиците средств в условиях самофинансирования. В результате, в городе 25 домов признаны лучшими, 20 руководителям предприятий объявлены благодарности за хорошую работу по благоустройству. Эта работа советом ТОС (рейды по микрорайонам и сельским населенным пунктам) проводилась, начиная с мая нынешнего года. И хочу сказать, что непросто решить, кто же все-таки лучший. Знаю, что при объявлении итогов были и обиды, так как люди работали, многие из них видели, что по благоустройству сделано немало. Но это задел на будущее. Эту работу мы видим и в перспективе. Основное то, что как в городе, так и в районе, жители сами стали следить за чистотой и порядком, стали помогать Администрации города и района в благоустройстве населенных пунктов. Не надо думать, что лишь горожане проявляют активность в этом отношении. Я не оговорился, упомянув и район. В подавляющем большинстве сельских Администраций созданы коллегиальные органы для оперативного решения текущих дел. Старосты населенных пунктов - это лишь одно звено цепи территориального общественного самоуправления. Они активно работают по вопросам доведения информации до населения, следят за состоянием дорог, оказывают помощь в сборе налогов с населения, обращают внимание Глав сельских администраций на возникающие проблемы. Очень активны в этом отношении старосты деревень Дретенского, Залучского, Троховского, Высоцкого и других сельсоветов. А результаты их деятельности таковы: несмотря на финансовые трудности многие из поднимаемых населением вопросов при участии актива, органов ТОС и Администрации города и района решены. Это и улучшение состояния дорог на территории Борисовского сельсовета, и благоустройство территорий целого ряда сельсоветов, и вопросы улучшения автобусного сообщения. Конечно, я далек от того, чтобы идеализировать ситуацию. Гладко, говорят, на бумаге... Хотелось бы, чтобы в территориальном общественном самоуправлении участвовало больше молодых людей, которым жить, работать и строить будущее города и района. К сожалению констатирую, что коммунальные службы города, точнее их руководители, не всегда охотно идут на контакт с общественностью, не воспринимают совет ТОС как структуру, с которой можно и нужно работать в теснейшем сотрудничестве. Отсюда иногда и вытекают разногласия, улаживать которые приходится на уровне Администрации города и района. Но должен внести и нотку оптимизма: с каждым годом таких разногласий все меньше и меньше. Надо признать, что председатель совета ТОС М.И.Николаев очень много делает для того, чтобы наладить контакты, проявляет настоящую деловую активность, чтобы довести до коммунальных служб города справедливые требования общественности. Таким образом, институт территориального общественного самоуправления на сегодня остается важнейшим инструментом для решения приоритетных задач в жизни города и района.
|