Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1999, № 4

О. СИНЯЕВА, Г. ШЕЛАМОВА

Инновационные подходы к процессу обучения в системе подготовки специалистов

Многочисленные исследования показали, что решение проблемы обучения профессиональным умениям и навыкам студентов привлекает к себе пристальное внимание многих преподавателей-педагогов.

В условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности общества усложняется процесс выработки эффективных решений, повышается необходимость комплексного учета взаимовлияющих факторов как внутри организации, так и в ее внешнем окружении. Необходимость научного обоснования решений, учета экономических, технических, социально-психологических и политических последствий заставляет привлекать к управлению все более широкий круг управленцев-аналитиков и делает необходимым использование коллективных методов подготовки решений. Поэтому актуальным в настоящее время является использование в процессе обучения активных форм занятий, которые помогают сформировать у студентов умения и навыки самостоятельной работы. Успех способствует тем, кто полностью владеет предметом, обладает чувством нового, способен видеть перспективу. Для того, чтобы приобрести эти качества, необходимо постоянно заботиться о приращении знаний и приобретении необходимых навыков аналитической деятельности и самостоятельности мышления.

Активные, даже "острые", формы обучения значительно повышают эффективность учебного процесса, который ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, живой обмен мнениями между ними. Кроме того, учебный процесс нацелен на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы, ее связи с жизненной практикой, что в конечном счете и приводит к возникновению и упрочению партнерских взаимоотношений по следующим направлениям:

1. преподаватель - студент,

2. студент - студент,

3. преподаватель - преподаватель.

Спектр активных форм разнообразен, среди них можно отметить: деловые игры, ролевые игры, "круглые столы", "мозговой штурм" и другие разновидности дискуссий, а также социально-психологические тренинги (СПТ).

В рамках данной статьи мы рассмотрим одну из форм проведения практических занятий -социально-психологический тренинг с использованием приема ведения занятий, как "teamteaching" ("тимтичинг" - "командное обучение").

Нам хотелось бы сказать несколько слов об этом относительно новом приеме, но уже успевшем получить широкое признание среди ведущих специалистов в области управленческой деятельности.

Тимтичинг (ТТ) - занятие, которое одновременно ведут 2 преподавателя. Главным преимуществом является присутствие элемента разнообразия, повышение результативности за счет взаимного дополнения преподавателей.

 

При проведении СПТ в рамках учебного процесса силами опытных преподавателей рекомендуется использовать 2-ую форму ТТ с ролевым поведением, как наиболее эффективную и экономичную.

Социально-психологический тренинг - это своеобразная форма обучения как новым умениям в сфере общения, так и различным формам коррекции уже существующих у обучаемых знаний, умений и навыков общения. Во время СПТ моделируются конкретные и значимые ситуации общения, проводится анализ реального поведения участников, что позволяет получить информацию о степени эффективности того или иного поведения для решения управленческих задач СПТ, способствует более глубокому пониманию себя, ситуаций взаимодействия, партнера по общению. Наш опыт применения СПТ в работе со студентами, обучающимися по специальности "менеджмент", показал, что развиваются следующие качества, важные для их профессиональной деятельности: активность, инициативность, ответственность, ориентация на другого человека, гибкость, креативность. Эффективность СПТ определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов к конкретной практической деятельности. Это, в свою очередь, определяет место тренинга в процессе обучения студентов: он является необходимым, обязательным методом обучения наряду с лекциями и другими формами практических занятий.

На наш взгляд, наиболее оптимальным представляется СПТ методом деловых игр. Особенность данного вида тренинга заключается в групповом и, следовательно, более интенсивном взаимодействии его участников.

Игровой метод обучения является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление этого метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного по методу "здесь и теперь" использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи студентам активной позиции - от роли игрока до соавтора игры.

Исследователями установлено, что пути восприятия учебного материала и запоминание у студентов зависят от степени участия в процессе обучения. Как показано ниже, эта зависимость пропорциональная:

bullet

10% от прочитанного;

bullet

20% от услышанного;

bullet

30% от увиденного;

bullet

50% от услышанного и увиденного;

bullet

70% от того, что сам сказал;

bullet

90% от того, что сам сделал.

Игровой метод относится к числу многоцелевых, представляет преподавателю и студенту широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:

а) формировании мотивации на дальнейшее обучение;

б) оценке уровня подготовленности студентов;

в) оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния - знания в активное - умение.

Основной сферой приложения деловой игры является принятие управленческого решения в социально-экономических ситуациях. Такая характеристика, как дискретность, является очень важной для деловой игры, так как игра строится по принципу: игровая деятельность -деятельность по поводу игры (рефлексия) -игровая деятельность.

Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками. Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой - дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить свою работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многоактна, т.е. существует цепочка решений, которая не является непрерывной.

Значимость деловой игры зависит от многого, в том числе и от состава участников, и от их готовности к состязательности, от актуальности и значимости рассматриваемых проблем и степени конфликтности, что на протяжении всей игры придает ей эмоциональность и творческое напряжение.

Метод деловой игры позволяет во вступительном слове преподавателю довести до сведения участников тренинга сущность обыгрываемого события. Чтобы оживить подготовку, а тем более ход деловой игры, мы вводим подготовительный этап с использованием "ролевых игр".

Одно из важнейших отличий этих игр от вышерассмотренных состоит в том, что сферой моделирования ролевой игры являются не только социально-экономические и производственные, но и социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что и приближает ее к реальности.

Еще одно отличие состоит в отсутствии системы оценивания по ходу игры. В ролевой игре действия игроков стимулируются самим игровым процессом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки сами анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, (им в этом не помогают), за счет чего достигается самоорганизация участников игры.

Ролевые игры непрерывны, т.е. не прерываются на обсуждения по поводу самой игры. В них нет процедурных средств, бездействующих на действия игроков, таких как мнение экспертов или ведущего.

Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс.

Авторами статьи разработан и успешно используется поэтапный видеотренинг делового взаимодействия, идея которого следующая: современному руководителю важно уметь формировать коллектив и уметь реагировать на межличностные отношения в коллективе, а также особенно важно научиться умению осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения.

Основные цели, которые были поставлены перед видеотренингом:

bullet

совершенствование межличностных отношений;

bullet

личностное развитие;

bullet

моделирование процесса принятия решений. На 1-ом этапе используется метод направленных дискуссий и метод ролевой игры. На 2-ом - метод деловой игры.

В качестве иллюстрации мы приводим план проведения видеотренинга делового взаимодействия, который проводится со студентами Московского профессионального лицея экономики и управления №334. В качестве средств обучения используются:

bullet

видеокамера,

bullet

магнитофон,

bullet

аудиокассеты с записями,

bullet

карточки,

bullet

бумага,

bullet

маркеры и ручки,

bullet

мяч.

Подготовительный этап Вступительное слово

bullet

Сообщаются общие сведения о теме и регламенте занятий.

Знакомство

bullet

Происходит настрой группы на общение и подготовка к раскрытию своей личности путем вовлечения участников в несколько новые, необычные размышления о себе и о своем личностном потенциале.

Обсуждение и принятие норм группы

bullet

Фиксируются правила поведения, которые создают наиболее благоприятную и рабочую атмосферу и являются важнейшим условием эффективности тренинга в целом.

Психотехнические упражнения,

bullet

используемые на протяжении всего тренинга, направлены на поддержание работоспособности участников тренинга.

Моделирование ситуаций группового процесса принятия решений:

bullet

информирование друг друга о способах взаимодействия, доминирования; отработка навыков общения.

Подведение итогов

bullet

Помогает осознать процесс изменений о поведении, самооценке во взглядах на обсуждение проблемы, получение обратной связи.

Домашнее задание

bullet

Самоанализ происходившего на подготовительном этапе СПТ.

Основной этап

bullet

Деловая игра.

bullet

Анализ и обсуждение видеозаписи деловой игры и ее результатов.

Подведение итогов работы на тренинге, обмен мнениями с акцентированием внимания участников на самочувствие и процедуре "упаковка чемодана", которая предусматривает групповое обсуждение и обобщение итоговой информации.

В процессе проведения тренинга происходят изменения стереотипов, которые мешают справляться с нестандартными ситуациями. Такая форма проведения занятий снижает возможность разочарований в будущей профессиональной деятельности и препятствует развитию неэффективного профессионального поведения.

 

1. Белова В.П. Модульное обучение студентов. Социально-политические науки, М., 1995, №2.

2. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

3. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Ж-л "Вопросы психологии" №4, М., 1999.

4. Бутов А.В. Видеотренинг делового общения. Практическое руководство, Ленинград, 1990.

5. Васютин Ю.С., Мосякин И.Я. Активные формы учебных занятий: вопросы, методики и познания. Орловская РАГС, 1996.

6. Герасимов В.Г. От знаний к творчеству: становление личности. М., Изд-во МЭИ, 1995.

7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск,, 1997.

8. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. Москва-Берлин, Изд-во DSE, 1999.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz