|
Инновационные подходы к процессу обучения в системе подготовки специалистов Многочисленные исследования показали, что решение проблемы обучения профессиональным умениям и навыкам студентов привлекает к себе пристальное внимание многих преподавателей-педагогов. В условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности общества усложняется процесс выработки эффективных решений, повышается необходимость комплексного учета взаимовлияющих факторов как внутри организации, так и в ее внешнем окружении. Необходимость научного обоснования решений, учета экономических, технических, социально-психологических и политических последствий заставляет привлекать к управлению все более широкий круг управленцев-аналитиков и делает необходимым использование коллективных методов подготовки решений. Поэтому актуальным в настоящее время является использование в процессе обучения активных форм занятий, которые помогают сформировать у студентов умения и навыки самостоятельной работы. Успех способствует тем, кто полностью владеет предметом, обладает чувством нового, способен видеть перспективу. Для того, чтобы приобрести эти качества, необходимо постоянно заботиться о приращении знаний и приобретении необходимых навыков аналитической деятельности и самостоятельности мышления. Активные, даже "острые", формы обучения значительно повышают эффективность учебного процесса, который ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, интенсивное взаимодействие студентов и преподавателей, живой обмен мнениями между ними. Кроме того, учебный процесс нацелен на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы, ее связи с жизненной практикой, что в конечном счете и приводит к возникновению и упрочению партнерских взаимоотношений по следующим направлениям: 1. преподаватель - студент, 2. студент - студент, 3. преподаватель - преподаватель. Спектр активных форм разнообразен, среди них можно отметить: деловые игры, ролевые игры, "круглые столы", "мозговой штурм" и другие разновидности дискуссий, а также социально-психологические тренинги (СПТ). В рамках данной статьи мы рассмотрим одну из форм проведения практических занятий -социально-психологический тренинг с использованием приема ведения занятий, как "teamteaching" ("тимтичинг" - "командное обучение"). Нам хотелось бы сказать несколько слов об этом относительно новом приеме, но уже успевшем получить широкое признание среди ведущих специалистов в области управленческой деятельности. Тимтичинг (ТТ) - занятие, которое одновременно ведут 2 преподавателя. Главным преимуществом является присутствие элемента разнообразия, повышение результативности за счет взаимного дополнения преподавателей.
При проведении СПТ в рамках учебного процесса силами опытных преподавателей рекомендуется использовать 2-ую форму ТТ с ролевым поведением, как наиболее эффективную и экономичную. Социально-психологический тренинг - это своеобразная форма обучения как новым умениям в сфере общения, так и различным формам коррекции уже существующих у обучаемых знаний, умений и навыков общения. Во время СПТ моделируются конкретные и значимые ситуации общения, проводится анализ реального поведения участников, что позволяет получить информацию о степени эффективности того или иного поведения для решения управленческих задач СПТ, способствует более глубокому пониманию себя, ситуаций взаимодействия, партнера по общению. Наш опыт применения СПТ в работе со студентами, обучающимися по специальности "менеджмент", показал, что развиваются следующие качества, важные для их профессиональной деятельности: активность, инициативность, ответственность, ориентация на другого человека, гибкость, креативность. Эффективность СПТ определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки студентов к конкретной практической деятельности. Это, в свою очередь, определяет место тренинга в процессе обучения студентов: он является необходимым, обязательным методом обучения наряду с лекциями и другими формами практических занятий. На наш взгляд, наиболее оптимальным представляется СПТ методом деловых игр. Особенность данного вида тренинга заключается в групповом и, следовательно, более интенсивном взаимодействии его участников. Игровой метод обучения является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление этого метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственного по методу "здесь и теперь" использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи студентам активной позиции - от роли игрока до соавтора игры. Исследователями установлено, что пути восприятия учебного материала и запоминание у студентов зависят от степени участия в процессе обучения. Как показано ниже, эта зависимость пропорциональная:
Игровой метод относится к числу многоцелевых, представляет преподавателю и студенту широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в: а) формировании мотивации на дальнейшее обучение; б) оценке уровня подготовленности студентов; в) оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния - знания в активное - умение. Основной сферой приложения деловой игры является принятие управленческого решения в социально-экономических ситуациях. Такая характеристика, как дискретность, является очень важной для деловой игры, так как игра строится по принципу: игровая деятельность -деятельность по поводу игры (рефлексия) -игровая деятельность. Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения, фокусирующиеся как на предметной стороне решаемых проблем, так и на особенностях взаимодействия между участниками. Это позволяет, с одной стороны, контролировать процесс игры, а с другой - дает возможность участникам внести изменения в свою деятельность на основе рефлексии, перестроить свою работу в соответствии с выявляющимися промежуточными результатами. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многоактна, т.е. существует цепочка решений, которая не является непрерывной. Значимость деловой игры зависит от многого, в том числе и от состава участников, и от их готовности к состязательности, от актуальности и значимости рассматриваемых проблем и степени конфликтности, что на протяжении всей игры придает ей эмоциональность и творческое напряжение. Метод деловой игры позволяет во вступительном слове преподавателю довести до сведения участников тренинга сущность обыгрываемого события. Чтобы оживить подготовку, а тем более ход деловой игры, мы вводим подготовительный этап с использованием "ролевых игр". Одно из важнейших отличий этих игр от вышерассмотренных состоит в том, что сферой моделирования ролевой игры являются не только социально-экономические и производственные, но и социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что и приближает ее к реальности. Еще одно отличие состоит в отсутствии системы оценивания по ходу игры. В ролевой игре действия игроков стимулируются самим игровым процессом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки сами анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, (им в этом не помогают), за счет чего достигается самоорганизация участников игры. Ролевые игры непрерывны, т.е. не прерываются на обсуждения по поводу самой игры. В них нет процедурных средств, бездействующих на действия игроков, таких как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. Авторами статьи разработан и успешно используется поэтапный видеотренинг делового взаимодействия, идея которого следующая: современному руководителю важно уметь формировать коллектив и уметь реагировать на межличностные отношения в коллективе, а также особенно важно научиться умению осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Основные цели, которые были поставлены перед видеотренингом:
В качестве иллюстрации мы приводим план проведения видеотренинга делового взаимодействия, который проводится со студентами Московского профессионального лицея экономики и управления №334. В качестве средств обучения используются:
Подготовительный этап Вступительное слово
Знакомство
Обсуждение и принятие норм группы
Психотехнические упражнения,
Моделирование ситуаций группового процесса принятия решений:
Подведение итогов
Домашнее задание
Основной этап
Подведение итогов работы на тренинге, обмен мнениями с акцентированием внимания участников на самочувствие и процедуре "упаковка чемодана", которая предусматривает групповое обсуждение и обобщение итоговой информации. В процессе проведения тренинга происходят изменения стереотипов, которые мешают справляться с нестандартными ситуациями. Такая форма проведения занятий снижает возможность разочарований в будущей профессиональной деятельности и препятствует развитию неэффективного профессионального поведения.
1. Белова В.П. Модульное обучение студентов. Социально-политические науки, М., 1995, №2. 2. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. 3. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. Ж-л "Вопросы психологии" №4, М., 1999. 4. Бутов А.В. Видеотренинг делового общения. Практическое руководство, Ленинград, 1990. 5. Васютин Ю.С., Мосякин И.Я. Активные формы учебных занятий: вопросы, методики и познания. Орловская РАГС, 1996. 6. Герасимов В.Г. От знаний к творчеству: становление личности. М., Изд-во МЭИ, 1995. 7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск,, 1997. 8. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. Москва-Берлин, Изд-во DSE, 1999. |