Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1999, № 4

А. СУБЕТТО

Экология личности сквозь призму онтологии человека
(рефлексия в 2000-м году, в год 2000-летия христианства)

Главные положения, из которых строится концепция экологии личности, состоят в следующем.

А) Повышение актуальности проблемы экологии личности в условиях первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и Финала Классической, Стихийной Истории в конце XX века, обозначивших Пределы Классического, Стихийного Человека, Либерализма как идеологии и как модели бытия человека, всей Рыночно-капиталистической цивилизации, в одночасье превратившейся в Большую Утопию человечества, «ведущую» его к гибели.

Б) Появление императивов смены оснований Бытия человека, которые определяют содержание императива выживания человечества и России в XXI веке. К ним относятся:

bullet

императив перехода к новому типу образовательно-педагогической формации «образовательного общества», опережающего воспроизводства целостного, универсального, всесторонне развитого и гармоничного человека-творца (Хомо Креатора);

bullet

императив перехода к новому типу профессионализма проблемно-ориентированного, универсального, энциклопедического профессионализма;

bullet

императив непрерывного образования как форме бытия личности в «мире изменений», в мире высокой динамики и как форме преодоления «интеллектуальной черной дыры» (В. П. Казначеев), технократической асимметрии знаний, интеллектно-информационно-энергетической асимметрии человеческого разума (ИЭАР) (А. И. Субетто), которые являются одним из источников состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы;

bullet

императив перехода от ЭГО-центричного гуманизма к ЭКО-центричному гуманизму, от состояния «Разума-для-Себя» в состояние «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса»;

bullet

ноосферный императив;

bullet

императив смены Историй: переход от Конкурентной, Стихийной, Классической Истории к Кооперационной, Управляемой, Неклассической Истории в форме «управляемой социоприродной» эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества»; реализация данного императива одновременно означает переход к Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества, в «рамках» которой действует закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе, качества общественного интеллекта.

В) Экология личности строится с учетом указанных императивов. На рубеже XX и XXI веков происходит «революция Неклассичности», которая придает и всей экологии, и экологии человека, и экологии личности неклассический характер. Важным проявлением такой Неклассичности являет принцип Большого Антропно-Экологического Дополнения (А.И.Субетто), в соответствии с которым современные глобальные экологические проблемы не решаются без знания природы человека, человековедения, без изменения места человека в мире и повышения его ответственности за динамику социоприродной гармонии. С позиций данного принципа экология человека и экология личности оказываются в определенном смысле гомоморфными (изоморфными) всей проблематике общей, глобальной экологии, потому что главным ее источником является человек, неадекватность его ценностей, его оснований бытия императивам Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Г) Личность рассматривается как системно-социальное качество человека. Личность есть мера социальности человека, есть мера его системно-социального качества. Императив метаморфозы Истории перерастает в императив метаморфозы личности, потому что «разлом Истории», «разлом Бытия человека» предстает как «исторический разлом личности». Наступили Пределы «либеральной личности», личности, эгоцентрических устремлений, личности космополитической, «личности наживы и прибыли», «личности Денег», «личности потребительства». История поставила тест перед человеком, она испытывает его на разумность. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы предстает как «экологическая катастрофа личности», приобретающая черты Глобальных Духовной и Информационной Катастроф, «онтологического кризиса человека».

2. Изложенное ставит вопрос о рассмотрении экологии личности через призму онтологии человека и онтологии учительства.

"Онтология", как наука о бытии, является частью философии. В пятичленной ее структуризации она взаимодействует с феноменологией, гносеологией (эпистемологией), аксиологией и праксиологией. Ниже данное взаимодействие представлено схемой:

 

Возврат к проблематике онтологии с отказом от чрезмерной доминанты гносеологизма в отечественной философии происходит в конце XX века. Глобальный Экологический кризис, принимающий драматические черты первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, ставит вопрос о человекоразмерной онтологии (Р.С. Карпинская). В такой постановке происходит синтез аксиологии (науки о ценностях) и онтологии (науки о бытии): онтология аксиологизируется, а аксиология онтологизируется. Человекоразмерность бытия вводит человеческие ценности в «пространство бытия», определяет синтез «сущего» и «должного» в самих процессах такого человекоразмерного бытия. А это и означает, что Онтология Добра и Онтология Любви предстают как фундаментальные ипостаси онтологии человека. Антропные принципы, принципы Дополнительности, синтез Истины, Добра и Красоты, принцип Управляемости определяют новое содержание Неклассичности, Неклассической Неклассичности, определяющей» бытие человека XXI века как Тотальную Неклассичность будущего бытия человечества, в системе которой человек «научается» быть Ответственным за «ход» социоприродной эволюции, за дальнейший ход-ноосферогенеза на Земле.

Формируется Неклассическая онтология человека. Она антропологизируется, меняя содержание философской антропологии. В.Ф.Сержантов поставил вопрос об «очеловечивании» философии, об органичном включении в онтологию проблемы человека. Автором в ряде трудов (1989-1999гг.) разработана концепция креативной онтологии и креативной эволюции, в которой появляется категория Онтологического Творчества. В соответствии с этой концепцией креативность, Онтологическое творчество являются фундаментальным свойством любого Бытия. Его эволюция и приводит к появлению Хомо Креатора на Земле, причем «приводит» не случайно.

Таким образом, онтология человека всегда есть креативная онтология. «Очеловечивание» означает раскрытие фундаментального свойства человеческого разума - творчества. Поэтому мастерство в жизни человека предстает как высшее проявление человеческой сущности. Здесь творчество противостоит гедонизму. Человек Творческий отрицает Человека Гедонистического, «человека наслаждения». Самое удивительное состоит в том, что «наслаждение» не только онтологически отрицает творчество и радость, счастье в жизни, но и саму жизнь. Поэтому гедонизм и «шумит», являясь источником патологий, некрофилии и суицида. Казначеев достаточно убедительно показывает, как «гедонистический секс» «шумит». «Сексуальная революция» в этом смысле антионтологична, она, нарушая «запреты» популяционной генетики, часто приводит к эндоэкологическим катастрофам, уже не раз уведших в «небытие» ряд племен и народов.

Творчество - закон жизни, закон Бытия человека. Поэтому «экология личности» несет в себе креативное измерение. Примат духовности над материальным, примат креативности над гедонизмом -важнейшие принципы экологии личности.

Мастерство - высшая форма проявления творчества. Его онтологическая сущность раскрывается схемой.

 

Мастерство предстает как «возвышение духа», «совершенство качества всех движений и помыслов», «торжественность в любви», «торжество качества» (Н. К. Рерих). Не случайно в Живой Этике понятие Мастерства выступает высшим проявлением человеческого в человеке,  высшей формой качественности, высшей формы органичности труда, синтезирующей все виды «начал» - духовного, природного и профессионального. Через категорию Творчества, Труда и Мастерства «экология личности» включает в себя «экологию труда». Вне труда личность не формируется, не происходит ее гармоничное становление.

Поэтому педагогика, решающая проблемы экологии личности, преодоления ее деструктивных начал, обязательно включает в себя трудовое воспитание, креативную педагогику, «школу радости» Сухомлинского, «педагогику руки».

Онтология человека, таким образом, как свое высшее проявление, включает в себя «онтологию мастерства».

3. Учительство -родовая функция человека. Человек всегда реализуется как Учитель, потому что через него реализуется социальная наследственность, обеспечение двух видов бессмертия - биологического («роди себе подобного») и интеллектуально-социального («обеспечь социально-культурную эстафету поколений»). В этой своей ипостаси «учительство» предстает как механизм поддержания здоровья этноса, нации, народа. Учительство реализует смысл жизни как «производство человеком человека». В человеке -Мастере учительство ярко проявляется. Потому что любой Мастер — всегда Учитель. Мастер на протяжении всей истории человечества выполнял функцию Учителя, а мастерство - функцию школы, воспитания новых Мастеров.

Педагогическое мастерство есть высшая форма проявления бытия учителя, бытия педагога, которое одновременно предстает и как бытие учащегося. Существует бытийная взаимопроникновенность учителя и ученика. В педагогическом мастерстве она приобретает высшие формы.

4. Таким образом, Онтология Учителя включает в себя Онтологию педагогического мастерства. Последняя предстает как вершина онтологии самореализации личности педагога, как форма самоосуществления личности через становление другой личности.

5.Учитель, творящий Человека (по Сухомлинскому), выполняет эту свою миссию тогда, когда он сам творит себя и передает это искусство ученику, в чем и состоит его профессиональная самореализация.

Экология личности включает в себя, таким образом, понимаемую человекоразмерную онтологию, в которой мера человека реализуется не только через меру качества "творимого им мира", но и через меру качества творимого им человека.

Здесь экология личности опирается на квалиметрию человека и образования, антропоэтические основания квалиметрии личности.

6. Возникает программа осмысления экологии личности через призму трех взаимосвязанных наук  - креатологии, акмеологии и квалитологии.

 

Творчество предстает как норма жизни, как основание всех видов здоровья. Поэтому законы креатологии - закон креативно-стереотипной волны, закон лево-правополушарной волны, закон игры, закон антиавторитаризма и сомнения, закон спиральной фрактальности системного времени, определяющий организацию «бессознательного» в человеке как «эволюционной памяти» в нем, и др. (А. И. Субетто) предстают как законы экологии личности. Вне творческой жизни личность деградирует, самоуничтожается. «Здоровье» всегда креативно, а патология связана с потерей креативности, со снижением креативного потенциала человеческого организма.

Акмеология находится в отношении дополнительности к креатологии. В ней акценты смещаются в сторону феноменологии человека, реализации потенциального качества личности, раскрытия законов становления «вершин профессионализма». «Онтология мастерства» составляет основу акмеологии.

Комплементарность креатологии и акмеологии может быть представлена следующей схемой.

 

В квалитологии акцент смещается в сторону качества. Качество становится ключевой категорией онтологии, квалитативной онтологии человека. С позиций учения о 3-х родах качества-предметно-веществе иного, функционального, системно-социального - личность предстает как 3-й род качества -системно-социальный. Поэтому экология личности является экологией системного и социального качества человека. Деструкция, деградация человека начинается с личности, с системных и социальных ее связей, и, следовательно, отражает деструктивные процессы в обществе и в его социальных институтах, в том числе и в образовании.

7. Онтология человека предстает как пересечение онтологии природы, общества и культуры.

Через онтологию природы онтология человека сосредотачивает в себе, результирует всю предшествующую космологическую эволюцию. Поэтому экология личности результирует в себе «экологию Истории» и именно вследствие этого отражает в себе «Перевал Истории» на рубеже 11-го и Ш-го тысячелетий с рождества Христова.

Через онтологию общества результируется социальная эволюция, а через онтологию культуры - культурогенез.

Образование, как социогенетический механизм, становится ведущим механизмом развития общественного интеллекта и человека. Социогенетика опирается на «образовательную генетику» (А. И. Субетто). Образовательное общество (А, И. Субетто), таким образом, будучи новой формой социального бытия личности, приобретает смысл носителя «образовательной экологии личности». Последнее понятие обозначает всеувеличивающую'ея связь благополучия личности, качества ее жизни, социальной запрограммированности и самореализации от качества образования в широком смысле.

Сформулированные выше императивы образовательной и человеческой революций приобретают смысл императивов экологии личности.

Теория фундаментальных противоречий человека (А. И. Субетто) становится философско-онтологическим базисом экологии личности.

 

Предыдущая Главная Вверх 

Hosted by uCoz