|
Дистанционная подготовка лидеров некоммерческих организаций Проведенные исследования показывают заинтересованность в повышении квалификации руководителей и служащих организаций «третьего сектора». Но подчеркивается краткосрочный характер образовательного процесса (семинар, тренинг, круглый стол, консультации). Невозможность покинуть местожительство в силу финансовых, производственных, территориальных, физиологических (например, инвалиды и пр.) и иных причин личного характера затрудняет получение необходимого образования в достаточном объеме. В связи с этим возникает потребность в поиске новых форм подготовки и повышения квалификации лидеров НКО. Исследование потребностей образовательного обеспечения неправительственных и некоммерческих организаций проводилось в 1997 году (май-август) в рамках программы "Оценка состояния развития и потребностей "третьего сектора" в Центральном районе России: Калужская, Ярославская, Смоленская, Тульская, Тверская, Владимирская, Рязанская и Московская области"[1 ], и в ноябре 1999 года было проведено анкетирование 27 лидеров негосударственных и некоммерческих организаций Новгородской области. Важным результатом исследований выступило то, что в Новгородской области необходимость образовательного обеспечения НКО получила 100% экспертную оценку. На вопрос, как Вы полагаете, соответствует ли подготовка лидеров НКО требованиям сегодняшнего дня, были получены следующие результаты:
На вопрос, чему необходимо учить лидеров НКО в рамках подготовки их к социальной работе, лидеры НКО дали разную оценку образовательных потребностей, что свидетельствует о различиях в уровне развития отдельных неправительственных организаций в Новгородской области.
В Центральном районе России эксперты дали разнообразную оценку необходимых образовательных направлений.
Причины таких различий имеют комплексный характер и не могут быть сведены к одной или двум составляющим. Свой вклад в этот процесс вносят как особенности повседневной деятельности отдельных НКО, так и условия окружающей среды: политические, правовые, социально-экономические и т.д. Одной из прогрессивных систем образования, выступающей альтернативой традиционным формам, является дистанционное образование (ДО). Оно определено как метод получения образования по заочной форме, основанный на использовании специфических образовательных технологий, базирующихся на современных методиках обучения, технических средствах связи и передачи информации.[2] Хронология развития средств, применяемых в дистанционном обучении, наиболее полно изображена в работе Cambre, M.A. [3]. Описание систем связи и поставки информации в ДО даны в работах Schamber [4]; Barron & Orwig, [5], Gunawardena, C.N. [6]. Результаты обзоров указывают, что телевидение и видеокассеты использовались в большей степени, чем любые другие средства информации. Большинство учреждений использовало открытую не диалоговую радиопередачу и, в меньшей степени, диалоговые технологии типа ITFS и спутниковой поставки информации с телефонной обратной связью. Однако в будущем большее количество учреждений планирует использовать одностороннюю спутниковую связь и диалоговые технологии типа ITFS, модем с телефонной обратной связью и "point-to-point" радиосвязь. В работах российских специалистов также проводится анализ средств, используемых в дистанционном обучении, и на первый план выдвигается Internet технология и мультимедийные программные продукты. Причина такой заинтересованности в компьютерной конференц-связи и WWW заключается в потенциале асинхронной двухсторонней связи. Когда это асинхронное взаимодействие, позволяющее студенту на расстоянии непосредственно общаться с преподавателем или другими студентами, объединено с изучаемым материалом высокого качества, типа CD-ROM или странички WWW, тогда можно говорить об обеспечении ученика очень мощной образовательной средой. Кроме того, форма некоторых из этих новых технологий как требует, так и помогает разрабатывать новые навыки, необходимые в работе неправительственных и некоммерческих организаций. Например, поиск, сбор, анализ и приложение информации, создание знания, то есть когда эта информация преобразована в кое-что новое. Чего недостает в настоящее время -так это убедительных или систематических исследовательских доказательств, что слушатели фактически приобрели и использовали эти навыки или что это является лучшим способом достижения качественного обучения. Следовательно, существует потребность в российских исследованиях применения новых информационных технологий в образовании. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. В принципе проблема самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярной связи с преподавателем, довольно сложна для большинства обучаемых. Именно поэтому самые увлекательные телевизионные и радиокурсы, видеозаписи сами по себе, вне реального учебного процесса под руководством опытного педагога редко дают ощутимый эффект. Отбор информации для усвоения, структурная организация учебного материала, методы представления этого материала - это вторая проблемная область. Важно, на каких концептуальных педагогических положениях целесообразно строить современный курс дистанционного обучения, необходимый организациям "третьего сектора". Решение задач в сфере учебной деятельности требует создания комфортной, дружественной пользователю интеллектуальной обстановки. Необходимо создание условий для самоуправления функциональным состоянием слушателей, а также обеспечение возможности алаятации при выборе стратегии обучения к их индивидуально-психологическим характеристикам, стилю и степени сформированности приемов познавательной и коммуникационной деятельности. Предлагается разработать систему электронных обучающих курсов (ЭОК) по актуальным для НКО направлениям и на базе НФ СЗАГС организовать "Виртуальный образовательный центр НКО". В свете этого решения становится актуальным разработка концепции создания ЭОК. Можно выделить ключевые позиции, которые электронный обучающий курс должен обеспечивать:
ЭОК является сложной системой, состоящей из комплекса взаимосвязанных частей, выделяемых по функциональному, стуктурно-организационному и информационному признакам. Принцип проектирования ЭОК основан на эволюционном подходе. Суть его заключается в разработке постоянно развивающейся системы. Этот принцип одинаково применяется в информационном, организационном и техническом обеспечениях ЭОК. Системный принцип для ЭОК реализуется с помощью блочной или модульной структуры. При этом можно неограниченно увеличивать объем ЭОК. Такие объекты называются открытыми, так как допускают включение дополнительных блоков, звеньев. Эволюционный принцип построения ЭОК не исчерпывается блочным построением, он обуславливается еще человеко-машинной реализацией. Введение в обучение ЭОК потребует времени, за этот срок технология частично устареет, поэтому целесообразно разрабатывать не замкнутую систему, а открытую автоматизированную человеко-машинную систему, которая допускает оперативные изменения и дополнения. Одной из характерных черт системного подхода является типовость ЭОК, которая предусматривает серию типовых решений реализации ЭОК. Под типовостью ЭОК необходимо понимать модульную структуру определенного типового множества систем, т.е. имеется в виду, что все обеспечивающие системы (информационная, организационная, техническая) имеют модульную структуру, и в конкретных ЭОК эти системы представляют собой набор типовых модулей, составляющих часть большой модульной системы. При информационном обеспечении единая типовая система организации данных позволяет одну и ту же информацию использовать в различных ЭОК. Для технической базы ЭОК модульная концепция типовости может быть обеспечена строгим соблюдением блочной структуры локальных вычислительных сетей (ЛВС), терминалов, линий связи. Модульная концепция организационного обеспечения ЭОК предполагает, что учебный процесс разбивается на четыре основных уровня. Модули учебного процесса заочного образования с использованием элементов дистанционного обучения, в часах:
На первом уровне слушатель знакомится с методологией курса, основными понятиями (базовый уровень). На втором уровне студент усваивает некий фрагмент учебной или практической деятельности, то есть приобретает способность "функционировать" (решать типовые задачи). На третьем, более высоком, он осваивает полученные знания, приобретает рефлексивное оснащение, становится способен к развитию данного фрагмента деятельности и к переходу в другие - проблемные и тематические области. На четвертом уровне осуществляется комплексный контроль знаний студента. При такой системе процесс образования становится интерактивным и требует изменения психологии как самого студента, так и преподавателя. "Информация, поступающая от преподавателя, - это прямое воздействие на обучаемого, как на объект управления, который перерабатывает информацию в знания. Информация об усвоении материала, 'поступившая от обучаемого к преподавателю, - обратное воздействие на орган управления (источник информации). Несоответствие знаний обучаемого предъявленным требованиям (полноте переданной информации) является тем сигналом ошибки в обратном воздействии, который должен приводить к управлению учебным процессом" (см. Молибога А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск. 1975, с. 15.). Поэтому интерактивный подход ориентирован на обязательность организации рефлексии студентов, на вскрытие структуры и генезиса, преподаваемых им предметных знаний, что позволяет в той или иной степени овладеть критикой, прогнозированием, проектированием и программированием развития профессиональной деятельности. Без рефлексии невозможна свобода владения предметом. Очевидно, для этого нужны особые методы, которые позволяли бы рассматривать процесс обучения как "процесс регулирования" или "процесс управления усвоением определенной суммы знаний". Учебный блок должен обеспечивать доступ слушателя к учебным, методическим материалам и включать следующие составляющие:
Информационно-справочный блок должен обеспечивать поисковую работу с базовыми учебными материалами и дополнительной литературой в процессе изучения учебных блоков, а также в подготовке к прохождению рубежного контроля. Информационно-справочный блок должен включать в себя следующие режимы работы:
Блок рубежного контроля должен обеспечивать проведение тестирования слушателя по завершению или во время его работы с учебным блоком. Блок рубежного контроля должен включать следующие режимы работы:
Методика разработки рабочей тетради и схемокурс а Рабочая тетрадь представлена в трехуровневой детализации (три части рабочей тетради) и соединяет в себе полный текст лекционного материала (см. рис. 2). Каждый из функциональных блоков рабочей тетради построен таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность слушателя. Круг проблем каждого раздела определяют опорные вопросы и макроопределения. Эти макроопределения помогают ориентироваться в рамках предмета изучения. Далее следует краткий тематический обзор, который представляет собой лекционный материал. Информация в этом опорном конспекте концентрирует внимание на узловых вопросах и определениях, логике их анализа, выявление макросвязей. Завершают тематический обзор структурно-логические схемы, где наглядно и в компактной форме раскрываются все понятия, синтезируются макроопределения, определения и микроопределения, выявляются макро- и микросвязи. Каждый тематический обзор дополняется списком рекомендуемой к изучению литературы с указанием глав источника, а также контрольными вопросами, которые позволяют выяснить, насколько глубоко усвоены этапа: рассматриваемые вопросы. Для задания методики изучения курса необходимо проработать следующие позиции: 1. Определение курса: должны быть четко определены характер, цели и содержание курса, а также все конечные ответы с их точными характеристиками. Полезно использовать иерархию целей и задач курса, показывающую полную цепь конечных результатов и средств для их достижения. 2. Уровень детализации: необходимо обдумать степень детализации курса и количество уровней элементов в структуре разбивки курса. 3. Структура изучения курса: должна быть подготовлена схема последовательности изучения курса. Примером могут быть соотношения типа КРС – РАЗДЕЛ – ТЕМА – ПОНЯТИЕ. 4. Схемокурс: реализация первых трех шагов позволяет разработать детализированный график, включающий краткое изложение лекционного материала. Он также обозначает сценарные связи, которые определяют порядок изучения материала. Схемокурс представляется ациклическим графом и строится на основе структуры курса. Разработка схемокурса осуществляется в 2 этапа: 1) Создание структуры курса с кратким изложением материала 2) Создание сетевой модели курса Подробнее о построении сетевых графиков смотри в литературе [7] стр. 227-237, [8] стр.286-331.*
1. Оценка состояния развития и потребностей третьего сектора в Центральном районе России: Калужская, Ярославская, Смоленская, Тульская, Тверская, Владимирская, Рязанская и Московская области /Ph.D. Ларри Дершем, д.э.н. В. Пациорковский; Перевод с английского: О. Лылова, А. Крупин; Редактор: В. Пациорковский. - М: Федерация «Спасите детей», 1997 г. -66с. 2. Постановление Государственного комитета по высшему образованию от 31.05.95 № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». 3. Cambre, M.A. The state of the art of instructional television. In G.J. Anglin, (ed.), Instructional technology, past, present, and future ,-Englewood, CO: Libraries Unlimited. (1991). 4. Schamber, L. Delivery systems for distance education. (ERIC Document Reproduction Service No. ED 304 111). (1988). 5. Barron, A., & Orwig, G. New technologies for education. Englewood, CO: Libraries Unlimited. (1993). 6. Gunawardena, C.N. Using communications technologies for distance education: report on current practices in the United States Conference paper. -Submitted for presentation at the Fourteenth World Conference of the International Council for Distance Education, Oslo, Norway, August 9-16. 1988. - 66p. 7. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - СПб.: "ДваТри", 1996. - 610 с. 8 Исследования операций в экономике: Учебн. пособие для вузов/ Н.Ш.Кремер, Б.А.Путко, И.М.Тришин, М.Ф.Фридман; Под ред. Проф. Н.Ш.Кремера. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-407 с. |