Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1999, № 1

И. РАССКАЗОВА

Государствоведческий маркетинг в структуре профессиональной компетентности государственного служащего

Долгое время в полном противоречии с отечественным и зарубежным опытом в теории и практике управления российское государство квалифицировалось как антипод рынка, как некая надстройка над экономикой самостоятельных субъектов. В настоящее время, как считают многие специалисты, восстановление государственности и ее укрепление как насущная практическая задача для России должно выводиться не из каких-либо идеологических доктрин, а из объективных императивов развития и ориентироваться на критерии экономической и социальной эффективности, устанавливаемые научной теорией.

В этой связи, в современном обществе с демократическим политическим устройством и рыночной экономикой выдвигаются новые задачи перед государством, которое понимается как "государство развития", выполняющее функции обеспечения духовного и физического здоровья населения, развития образования, защиты семьи, материнства и детства, воспитания подрастающего поколения, стимулирования развития производства, науки и национальной культуры, повышения качества жизни и роста благосостояния населения.

Речь идёт о новом подходе в системе государственного управления, способном реформировать бюрократические структуры, превратив их в открытые организации, чутко реагирующие на насущные общественные потребности и интересы, и являющихся вследствие этого высокоэффективными.

Основным критерием эффективности деятельности государственных учреждений можно считать соответствие профессиональных компетентных действий служащих реальным потребностям и интересам граждан -потребителей, а также всем имеющимся ресурсам, обеспечивающим "качество" производимых общественных услуг.

Принимая во внимание разнообразные толкования понятия "профессиональная компетентность", мы рассматриваем её как высокую степень служебного профессионализма, как одну из важнейших сторон профессиональной культуры государственного служащего. Профессиональная компетентность, на наш взгляд, это необходимая совокупность управленческих, экономических, политологических, этических, социально-психологических знаний и умений государственного служащего, включающая его способность творчески мыслить, готовность пойти на риск и брать на себя ответственность, умение предвидеть результаты своей деятельности и критически оценить их последствия, грамотное владение инновационными управленческими технологиями в условиях рыночных отношений, человековедческую образованность.

Государственный служащий - это доверенное лицо государства, связующее звено между народом и властью. В этой связи "сервисная" направленность профессиональной деятельности работников государственного аппарата предъявляет повышенные требования к тем профессиональным знаниям и умениям, которыми они призваны владеть. И человековедческая компетентность, символизирующая о наличии "гуманитарного тезауруса" в структуре профессионального образования государственного служащего, является, на наш взгляд, неотъемлемым их компонентом.

Человековедческая технологичность работника представляет собой "совокупность умений, благодаря которым имеющиеся и получаемые человековедческие знания опредмечиваются в виде конкретных умственных действий (сбор информации, аналитическая деятельность при принятии управленческого решения, футурологическое проектирование, эффектные спичи и т.д.), а также волевых и душевных качеств, которые выражаются в чёткой организации труда, продуктивном использовании рабочего времени, стрессоустойчивости и запасах оптимизма".

Наряду с человековедческой компетентностью, важной составляющей профессиональной компетентности государственных служащих является их "государствоведческая маркетинговая компетентность".

Понятие "государствоведческий маркетинг" появилось совсем недавно. В научный оборот его ввёл профессор В.М.Шепель, считающий, что государствоведческий маркетинг - "это, прежде всего, объективное познание потребности и возможности людей соучаствовать в государственном строительстве, поддерживать органы власти и тех, кто персонифицирует эту власть". Обращение к государствоведческому маркетингу способствует ориентации мышления и практических действий государственных служащих на потребности и интересы населения. При этом система государственного управления становится более открытой, гибкой, ориентированной на демократизацию образа жизни людей. При умелом использовании государствоведческого маркетинга возрастает возможность удовлетворённости различных слоев населения деятельностью государственных учреждений.

Мониторинговое изучение гражданского самочувствия людей, отношения их к самим себе, а также "к тому государственному устройству, в котором протекает их жизнедеятельность", - вот что представляет "государствоведческий интерес". Надо только, как говорил Платон, "суметь повернуть глаза души" к людям, их потребностям и желаниям, к их проблемам. Неслучайно русский философ И.А. Ильин считал политику делом трудным и сложным, требующим "дара и искусства". Он писал: "Государство есть явление психическое, а не физическое: его проявление в воздействии души на души... ", говоря о "душе" чиновника и "душах" граждан.

Именно человековедческой направленностью маркетинговой деятельности, реализуемой государственными учреждениями, и отличается понятие "государствоведческий маркетинг" от другого, на первый взгляд, сходного понятия -"государственный маркетинг", в сферу которого (также как и в сферу государствоведческого маркетинга) входит область услуг, где, с одной стороны, действуют федеральные и региональные органы управления, комитеты, ведомства, местные органы власти, а с другой - потребители этих услуг - граждане, общины, профсоюзы, политические и общественные организации, группы интересов, финансовые и промышленные объединения и т.д.

Принципиальное отличие состоит в другом. В сфере государствоведческого маркетинга находится не только оказание услуг, но и человековедческое познание государственными служащими потребностей населения, а также их возможностей быть причастными к деятельности властных структур и организации конструктивного открытого диалога. И на основе этого взаимодействия, учитывая разнообразные потребности и интересы людей, государственные учреждения "производят" необходимые им социальные услуги.

Таким образом, в термин "государствоведческий маркетинг" мы вкладываем следующий смысл: это не просто реализация маркетинговой деятельности на уровне государства, а прежде всего познание субъектом системы государственного управления как процесса взаимодействия и взаимовлияния двух его составляющих: управляющих и управляемых. "Государствоведение" означает также возможность познающего (то есть уже имеющего маркетинговую информацию) планировать и, следовательно, управлять этим процессом (взаимодействием властных структур и населения) и корректировать его в случае необходимости.

Социономический характер профессиональной деятельности государственных служащих обуславливает необходимость овладения искусством работы в новых рыночных условиях, использования ими современных технологий менеджмента, а также тех инновационных государствоведческих методов, которые способны повысить социальную эффективность и "сервисность" их деятельности в целом.

Таким образом, обращение к государствоведческому маркетингу как инновационной составляющей профессиональной компетентности государственного служащего даёт возможность государственным учреждениям грамотно осваивать передовые управленческие, этические, экономические, социально-психологические знания и на основе этого умело координировать свои профессиональные усилия. Чем большее значение приобретёт вышеназванная компетентность и её человековедческая направленность в деятельности государственных служащих, тем выше, на наш взгляд, будут её количественные и качественные показатели, а именно: ориентированность работы государственных учреждений на главных потребителей их "продукции" - граждан с целью обеспечения высокого и качественного уровня их жизни, преодоление отчуждённости населения от власти, формирование позитивного имиджа государственной службы в глазах общественности.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz