|
Маркс
ЛИШАНСКИЙ
Речь
идет об обучении государственных и
муниципальных служащих проблемам денег,
финансов и кредита как самостоятельных
экономических категорий, в указанном
порядке практически изучаемых как в
базовом курсе «Финансы, денежное обращение
и кредит», так в отраслевых дисциплинах "Финансы
промышленности", "Финансы сельского
хозяйства", "Финансы строительства",
"Финансы транспорта", "Финансы
материально-технического снабжения", "Финансы
торговли" и других отраслей народного
хозяйства и непроизводственной сферы.
Видимо, это дань прошлому, когда ныне
отдельные предметы преподавались под
названием "Финансы". В дальнейшем в
целях более глубокого усвоения прошел
процесс дифференциации денежно-кредитных и
финансовых дисциплин не только в финансово-экономических
высших учебных заведениях, но и при
подготовке экономистов в других вузах с
выделением ряда самостоятельных предметов:
"Деньги, кредит, банки", "Финансы",
"Рынок ценных бумаг и биржевое дело",
"Налоги и налогообложение", "Страхование",
"Финансирование инвестиций", "Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения",
"Финансовый менеджмент", "Финансы
предприятий" и других.
Важнейшим
звеном финансовой системы являются
государственные муниципальные финансы,
обеспечивающие органы управления
финансовыми ресурсами. Изменившиеся
условия деятельности с переходом к
рыночной экономике предполагают
творческое освоение государственными и
муниципальными служащими денежно-кредитных
и финансовых отношений, что
предусматривается соответствующим
государственным образовательным
стандартом высшего профессионального
образования.
Подготовку
государственных и муниципальных служащих
в области денег, кредита
и финансов целесообразно осуществлять по
единой программе, так как бессмысленно
выпускать только государственных или
только муниципальных служащих, поскольку
эти должности и взаимосвязаны, и
взаимозаменяемы. Специалист может
выполнять любую из них, переводиться из
одной на другую. Поэтому не практично
осуществлять подготовку по таким узким
специализациям. Специалист
государственной службы должен знать не
только блок денежно-кредитных и финансовых
дисциплин, но и другую работу
муниципального уровня и наоборот. Ни один
вуз не может подготавливать работников на
все случаи жизни, иначе учеба превратилась
бы в бесконечную. Высшее учебное заведение
выпускает мыслящих специалистов, способных
самостоятельно на конкурсной, практической
работе творчески выполнять возложенные
обязанности. Уважающий себя и свою работу
специалист постоянно над собой работает,
повышая квалификацию без отрыва от
производства, что связано с самим процессом
систематического изменения и пополнения
знаний.
По
специальности 0610 "Государственное и
муниципальное управление" на базе
среднего профессионального и высшего
образования, кроме основной дисциплины -
«Финансы, денежное обращение и кредит», в
зависимости от специализации изучаются:
банковская система или банковское дело;
налоги и налоговая политика;
внешнеэкономическая деятельность и
валютно-финансовые операции; финансовый
менеджмент. Основу всей финансовой системы
составляют финансы предприятий,
охватывающие процесс образования,
распределения и использования валового
внутреннего продукта. Они функционируют в
сфере материального производства, где в
основном создаются совокупный
общественный продукт и национальный доход. В этом курсе рассматриваются: сущность, функции и принципы организации финансов предприятий; их финансовые особенности в различных организационно-правовых формах; методы, организация финансирования и кредитования предприятий в целом и с учетом отраслевых особенностей; финансирование инвестиционной деятельности, внеоборотных активов и оборотных средств; планирование, оптимизация и анализ денежного капитала; финансовая несостоятельность; государственное регулирование финансов предприятий и другие финансово-кредитные отношения. Их изучение, с нашей точки зрения, является обязательным для подготовки государственных и муниципальных служащих.
|