|
Маргарита
МАСАНОВА
В
период становления новых социально-экономических
отношений Россия переживает сложный момент
своей истории. Происходит реформирование
всех форм государственного управления при
постоянном дефиците и противоречивости
правовой базы, регулирующей вопросы
социальной защиты населения, причем
наблюдается постоянное отставание
законодательства от реально происходящих в
обществе процессов, что обуславливает
возникновение сложностей в управлении
органами государственной власти всех
уровней и подготовки квалифицированных
управленческих кадров.
Государственная
безопасность наряду с такими слагающими,
как экономическая безопасность,
обороноспособность страны, защита от
техногенных и
экологических катастроф,
включает социальную безопасность.
Рассматривая узко безопасность страны
только как экономическую, нельзя забывать,
что социальная стабильность
играет ключевую роль и во всей системе
национальной безопасности. Безусловно, что
вся система взаимосвязана и каждая
составляющая не может рассматриваться
изолированно от других. Так, например, не
может быть эффективной реформы экономики
без развития системы социальной защиты
населения.
Социальная
безопасность государства имеет сложную
систему внешних и внутренних связей, среди
которых можно выделить такие как:
1)
социальная
независимость государства
и ее место в структуре международного
сотрудничества. Примером может служить
ситуация, которая сложилась с
лекарственным обеспечением населения.
Недальновидная политика государства в
вопросе развития фармацевтической
промышленности привела к зависимости
России от поставок лекарственных
препаратов из-за рубежа, размеры которых
составляют в настоящее время более
70% от
потребляемых, что обусловило, в свою
очередь, невозможность реализации в полном
объеме права некоторых категорий
малообеспеченных граждан на бесплатное
лекарственное обеспечение;
2)
стабильность
и устойчивость системы социальной защиты в период реформирования
экономики. В качестве примера можно
привести наиболее важный индикатор
социальной стабильности России - это социальная стабильность
средней семьи. Развитие мощного военно-промышленного
комплекса страны предопределило
необходимость подготовки определенного
количества специалистов с высшим и средним
специальным образованием, для этой группы
населения было типичным создание семьи с
двумя или одним ребенком. По результатам
исследований, проведенных в
1993 году к
Международному году семьи, можно отметить,
что в целом для РФ типичным был средний
размер семьи в 1989 году равный 3.2.
Резкая
переориентация экономики не
позволила перестроиться
предприятиям, а не разработанная
социальная политика России по социальной
защите семьи ужесточила экономический
прессинг на семью, что обусловило
нестабильность этой основной
характеристики, социальной и экономической
стабильности государства. В
1996 году
отмечалось уменьшение среднего размера
семьи до 2,1 и наблюдается
дальнейшее уменьшение этой величины в
настоящее время. В то же время рождаемость
снизилась с
2,3 в
1987 до
1,2 в
1997 году.
Создание предпосылок для .установления
социальной стабильности в обществе требует
не только высокопрофессиональных и
эффективных политических и экономических
действий власти, но и изменения социально-психологического
настроения, преобладающего в обществе. И
это взвешенная политика государства по
отношению не только к гражданам, живущим в
пределах РФ, но и к гражданам, проживающих
за пределами ее границ, которые считают
себя и имеют на это полное
право - россиянами. Так как
Россия является гарантом международной
стабильности как одна из великих держав и
несет свою долю ответственности за
соблюдение прав человека;
3)
способность
системы социальной защиты к системному
саморегулированию, развитию и
совершенствованию.
Глубокий экономический кризис, который
охватил все российское общество, это не
только развал системы социальной - защиты, но и утрата
общенациональных ориентиров и идеалов,
интуитивный переход к стратегии
самовыживания, который наблюдался на всех
уровнях общества. Забота о сиюминутных
интересах отодвигает на последний план
решение основных задач будущего России. В
кризисных условиях особую значимость
приобретает осознание как политическими и
государственными деятелями, так и всеми
слоями общества высших национальных
приоритетов и неразрывности личных и
общественных интересов с благополучием
страны. Осознание общности интересов - это сложнейшие социально-психологические
процессы, которые напрямую зависят от
исторических традиций многонационального
государства, уровня политической культуры
масс, степени оправданного доверия к власти
на всех уровнях и возможности создания
условий для развития всех форм социальной
защиты населения.
Россия
как единое многонациональное государство
требует особого подхода для решения
вопросов самосохранения и саморазвития.
Поэтому в развитии стратегии социальной
безопасности отмечается необходимость
концентрации деятельности органов
государственной власти на негативных
явлениях, которые имеют место в обществе,
это, с одной стороны, нарастание
имущественной дифференциации населения и
увеличение количества бедных, а, с другой
стороны, рост неравномерности социально-экономического
развития регионов, т.е. наличие кризисных и
отсталых в социально-экономическом
отношении регионов. Такие характеристики
социальной стабильности, как
квалифицированный труд, который должен
обеспечить достойный уровень жизни, а также
доступность образования, медицинского и
социального обеспечения и обслуживания,
жилищно-коммунальных услуг, транспорта,
связи - являются необходимыми
условиями социальной безопасности России.
Однако,
говоря о показателях социальной
безопасности, необходимо представлять
совокупность социальных индикаторов
общества, среди которых необходимо
выделять, в первую очередь, уровень и
качество жизни, темп инфляции, уровень
безработицы, стабильность заработной
минимальной платы и ее соответствие
прожиточному социальному минимуму,
безопасность труда, социальное партнерство,
уровень социального обеспечения и
социального страхования, степень развития
социальной сферы и другие.
Понятно,
что исключительно к прерогативе
государства относится социальная защита
своих граждан и обеспечение социальной
стабильности в обществе. При этом решающее
значение имеет предвидение зарождающихся
факторов, способных нарушить социальную
стабильность, а не пассивное следование за
событиями и принятие поспешных и не всегда
разумных решений. Для этого необходимо
определение не только самого перечня
индикаторов, но и граничных условий, при
которых начинается нарушение социальной
безопасности общества. Граничные условия
должны быть определены количественно и
качественно, что позволит заблаговременно
принимать меры.
Таким
образом, если сегодня мы говорим о
нарастании процесса обнищания населения,
то очень важно теоретически не допустить
выход показателей бедности, имущественной
дифференциации населения -и безработицы за
границы предельно-допустимых величин с
позиций социальной безопасности общества.
Поэтому
очень важно определить все многообразие
пространственно-временных
характеристик граничных условий, при этом
забыть о ссылках на невозможность сегодня
решить какие
-
то социальные проблемы. В настоящее время
идет обвальный процесс обнищания населения,
связанный, в первую очередь, с задержкой
выплаты заработной платы и массовой
безработицей, о последствия этого даже
предсказать невозможно. При этом нельзя
подгонять систему индикаторов или их
граничных условий под существующее
экономическое положение страны в целом или
регионов, с одной стороны, а с другой,
необходимо понять, что наивысшая
социальная безопасность общества
достигается при условии, когда весь
комплекс индикаторов находится выше зоны
своих граничных условий и не происходит
улучшение значений одного индикатора за
счет другого! Например, снижение уровня
инфляции не должно приводить к увеличению
уровня безработицы, а снижение дефицита
бюджета - к полному прекращению
финансирования мероприятий социальной
защиты населения.
Так
как состояние и
стабильность
безопасности определяют
гармоничность или степень конфликтности
совокупности социальных отношений между
личностью и обществом, личностью и
государством. Совершенно понятно, что
ухудшение показаний такого индикатора
социальной безопасности, как
продолжительность жизни, особенно мужчин,
говорит о взаимосвязи его с другими и
невозможности рассмотрения состояния
одного индикатора без исследования
пространственно-временной динамики всей
совокупности индикаторов.
Дифференциация
доходов и потребления, наблюдающаяся в
стране, не оправдана ни экономически, ни
социально. В 1980
году доля лиц с доходами ниже прожиточного
минимума составляла около
10%, при
минимальном размере заработной платы выше
прожиточного минимума, и в категорию
малообеспеченных в основном попадали семьи
с большим числом иждивенцев, такие, как
многодетные или неполные. В 1996 году эта величина
составляла уже около
40% при
условии, что минимальный размер заработной
платы составлял только 17-19% от прожиточного
минимума. В число бедных попадают как
безработные, так и работающие. Результатом
не подготовки социальной составляющей
экономических реформ или социальной базы
реформ явилось появление большого
количества бездомных, безнадзорных,
безграмотным детей и подростков и
бездомных взрослых.
Важнейшими
элементами механизма обеспечения
социальной безопасности государства
являются:
- непрерывный комплексный
пространственно-временной мониторинг
происходящих социальных явлений в обществе;
- разработка критериев,
качественных и количественных индикаторов
(пороговых значений) состояния социальной
стабильности как всего государства, так и
каждого субъекта;
прогнозирование
комплекса факторов, определяющих угрозу
социальной стабильности в обществе;
- создание моделей социально
значимых проектов; верификация моделей и
выявление случаев, когда модель и
фактические параметры социального
развития приближаются к пороговым
значениям;
- разработка комплексных мер по
выходу государства и целом или субъекта из
зоны социальной опасности.
Кроме
определения количественной характеристики
индикаторов, большую роль играет
качественный анализ характера изменений их
в процессе мониторинга. При анализе
процесса безопасности выделяются обычно
три области изменения индикаторов:
1) область плавного
положительного или отрицательного
изменения состояния системы или
предкризисная зона, в которой могут
накапливаться факторы, способствующие
снижению устойчивости и приближению
кризиса.
2) критическая область - зона кризиса, в которой
нарушается постепенное изменение системы и
могут начаться качественно новые изменения
в системе социальной стабильности общества.
3) послекризисная область
может характеризоваться как вновь плавным
изменением системы, так и резким
неконтролируемым по скорости изменением
системы.
Поэтому,
одной из задач социальной безопасности
является необходимость определения
критериев критического порога всего
комплекса индикаторов, как в общем, так и в
отдельности каждого. А рассмотрение
комплекса государственных мер по
социальной защите населения должно
проводиться в зависимости от
пространственно-временных характеристик
процесса, исторического опыта поколений и
этнических особенностей населения
регионов. Например, можно рассмотреть роль,
которую сыграл закон о принятии
социального стандарта минимального
размера оплаты труда (в начале 90-х годов) и
постепенное превращение его в некую
техническую характеристику, используемую
при различных расчетах государственными
структурами с гражданами. Свою роль как
социальный стандарт, этот показатель не мог
играть изначально, как только его величина
была принята, менее прожиточного
биологического минимума. То есть,
государство, выступая в роли работодателя,
предоставила себе право законодательно
принимать на работу в бюджетные
организации граждан, предоставляя им
заработную плату ниже биологического
прожиточного минимума. И к тому же, не
проводя индексацию этого социального
стандарта в соответствии с ростом
потребительских цен, одновременно
используя его в качестве социального
стандарта для определения минимального
размера пенсий, социальных пособий и
компенсаций, не говоря уже о стипендиях.
При
решения вопросов социальной безопасности
особое место занимает качество управления
в системе органов государственной власти
всех уровней, а именно, необходимость
изменения в организации исполнительной
власти, повышения качества управления,
новейшие тенденции качественных изменений
управления и ряд. других, в том числе
использование новейших технологий при
подготовке специалистов управления в
органах государственной власти всех
уровней. Поэтому одним из вариантов рассмотрения социальной безопасности государства может быть определение роля принятия решения органами государственной власти всех уровней по социальной защите населения и зависимости принятия решения от пространственно-временных характеристик процесса, исторического опыта поколений и этнических особенностей населения регионов. А также необходимость координации работы, как органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, так и органов местного самоуправления, в целях принятия соответствующих законопроектов и нормативных актов, и роль Правительства РФ, в свою очередь, в координации работы органов исполнительной власти всех уровней в целях реализации комплекса мер по преодолению и недопущению угрозы социальной безопасности общества
|