Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Тамара МАКОВНИК
Управление доходной частью федерального бюджета в регионе

Одной из основных функции федерального казначейства является распределение регулирующих налогов по уровням бюджетов в соответствии с законодательством.

Казалось бы, что проще? Определили процентное соотношение между бюджетами и дальше только арифметический подсчет. Действительно, когда в платежах участвуют только денежные средства и предприятия не имеют отсрочек по уплате налогов в один из уровней бюджета, не имеют льгот, предоставленных в один из бюджетов, этот порядок выполняется.

Однако как на местном, так и на федеральном уровнях применяют систему взаимозачетов. Так, в 1996 г. в расчетах с бюджетами всех уровней по Новгородской области использовались, наряду с денежными платежами, казначейские налоговые освобождения: налоговые освобождения, выданные органами местного самоуправления: векселя, выпущенные администрациями области, городов и районов: денежный зачет. Работа органов казначейства в этом случае усложняется.

В соответствии с "Временным порядком распределения органами федерального казначейства налогов между бюджетами различных уровней" от 13 октября 1994 г. финансовые органы два раза в месяц сообщают органам федерального казначейства сведения о предоставленных отсрочках по платежам в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, о произведенных взаимозачетах между предприятиями и указанными бюджетами, о погашении предприятиями задолженности по налоговым платежам материально-техническими, продовольственными и другими ресурсами.

Так же два раза в месяц налоговые органы сообщают органам казначейства сведения о суммах произведенных предприятиями зачетов по казначейским налоговым освобождениям, суммах денежного зачета: подтверждают зачеты с областным и местным бюджетами предприятий посредством налоговых освобождении, векселей и т.д. с указанием сумм и видов налогов.

На основании указанных выше сведений органы казначейства в те же сроки производят перерасчет зачисленных в бюджеты регулирующих налогов. При этом возможны два способа исполнения «Временного порядка...".

Первый, так называемый "котловой" способ, когда перерасчет производится на всю сумму полученных отсрочек, зачетов, гашения налоговых платежей материальными и продовольственными ресурсами и т.д. без учета реальных денежных поступлений по этим предприятиям. Второй предполагает ведение индивидуального учета всех видов взаимозачетов и распределение регулирующих итогов с учетом реальных поступлений от предприятий, использовавших в расчетах с бюджетом итоговые освобождения.

Управление федерального казначейства по Новгородской области считает первый способ неприемлемым по следующим причинам. Довольно часто (это подтверждается практикой) предприятия, произведя взаимозачет по платежам в бюджет одного уровня бюджетной системы, продолжают работу по производству зачета в бюджет другого уровня и до решения этого вопроса денежных перечислений на счет органа казначейства не производят. Еще чаще встречается ситуация, когда недоимка в один из бюджетов после взаимозачета длительное время не гасится в силу объективных экономических причин. Игнорирование данных факторов приводит к необоснованному перераспределению средств между бюджетами.

Чтобы избежать ущемления интересов бюджетов всех уровней, в Управлении федерального казначейства по Новгородской области принят следующий порядок. При получении сведений от финансовых и налоговых органов о суммах зачетов всех видов, гашения налоговых платежей материально-техническими, продовольственными ресурсами и т. д. работники казначейства проверяют поступление указанных налогов за время, прошедшее с момента зачета до представления информации об этом. Если за этот период предприятие рассчиталось с бюджетами полностью, но из-за отсутствия на момент платежа сведений о зачете в один из бюджетов поступления были распределены на общих основаниях, то производится корректировка в следующем порядке:

1) определяется сумма налога, подлежащая уплате в противоположный бюджет;

2) восстанавливается расчет распределения налогов по бюджетам, который был произведен без учета зачетов;

3) производится корректировка распределения налогов.

По предприятиям, по которым информация о доле противоположного бюджета к моменту представления сведений финансового и налогового органов не поступила, заводится "Карточка предприятия по учету поступающих налогов". В карточке указывается: наименование предприятия и его реквизиты; дата и номер документа, подтверждающего зачет, гашение недоимки материально-техническими и продовольственными ресурсами, отсрочки и т. д.

Расчетным путем определяется сумма, подлежащая взносу в противоположный бюджет с учетом перечисленных выше условий. Эта сумма также записывается в "Карточку". Дальнейшее поступление налога по данному предприятию зачисляется в указанный бюджет до погашения задолженности.

следующую картину: по предприятиям, находящимся на территории г. Новгорода, поступил налог на добавленную стоимость за этот период для распределения по бюджетам в сумме 55636 млн. руб., произведено зачетов в местный бюджет налоговыми освобождениями на сумму 4187 млн. руб. При применении "котлового" метода учета зачетов поступившая сумма распределилась бы так: в федеральный бюджет — 44867 млн. руб. ((55636+4187)*75/100); в местный -10769 млн. руб. ((55636+4187)*25/ 100). Фактически же с учетом реально поступивших платежей от предприятий, использовавших налоговые освобождения в местный бюджет, распределение произведено в суммах: в федеральный бюджет — 41076 млн. руб., в местный бюджет — 14 560 млн. руб. Отклонение составляет 3792 млн. руб. При таком методе расчетов ущемляются интересы бюджета, при расчете с которым использовалась большая сумма зачетов.

Задача органов федерального казначейства правильно, с учетом реально сложившихся условий, произвести распределение поступающих доходов по уровням бюджетов, сохраняя при этом интересы как федерального, так и местных бюджетов. Способ решения этой задачи применение индивидуального учета всех видов зачетов и фактических поступлений при распределении налогов.

Такой порядок распределения регулирующих налогов позволяет точно распределять налоги по уровням бюджетов. Однако установленная периодичность представления данных о зачетах (два раза в месяц) приводит к временному изъятию средств из одного бюджета в пользу другого.

Учитывая сегодняшнее финансовое состояние и наполняемость бюджетов всех уровней, ежедневную потребность в финансовых ресурсах, следует исключить даже непродолжительное ущемление интересов бюджетов.

Это станет возможным при создании единой телекоммуникационной сети, что позволит оперативно обмениваться информацией и производить распределение регулирующих итогов с учетом текущей информации.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz