|
Тамара
МАКОВНИК
Одной
из основных функции федерального
казначейства является распределение
регулирующих налогов по уровням бюджетов в
соответствии с законодательством.
Казалось
бы, что проще? Определили процентное
соотношение между бюджетами и дальше
— только арифметический
подсчет. Действительно, когда в платежах
участвуют только денежные средства и
предприятия не имеют отсрочек по уплате
налогов в один из уровней бюджета, не имеют
льгот, предоставленных в один из бюджетов,
этот порядок выполняется.
Однако
как на местном, так и на федеральном уровнях
применяют систему взаимозачетов. Так, в
1996
г. в расчетах с бюджетами всех уровней по
Новгородской области использовались,
наряду с денежными платежами, казначейские
налоговые освобождения: налоговые
освобождения, выданные органами местного
самоуправления: векселя, выпущенные
администрациями области, городов и районов:
денежный зачет. Работа органов
казначейства в этом случае усложняется.
В
соответствии с "Временным порядком
распределения органами федерального
казначейства налогов между бюджетами
различных уровней" от 13 октября
1994 г.
финансовые органы два раза в месяц сообщают
органам федерального казначейства
сведения о предоставленных отсрочках по
платежам в бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты, о произведенных
взаимозачетах между предприятиями и
указанными бюджетами, о погашении
предприятиями задолженности по налоговым
платежам материально-техническими,
продовольственными и другими ресурсами.
Так
же два раза в месяц налоговые органы
сообщают органам казначейства сведения о
суммах произведенных предприятиями
зачетов по казначейским налоговым
освобождениям, суммах денежного зачета:
подтверждают зачеты с областным и местным
бюджетами предприятий посредством
налоговых освобождении, векселей и
т.д. с указанием сумм и
видов налогов.
На
основании указанных выше сведений органы
казначейства в те же сроки производят
перерасчет зачисленных в бюджеты
регулирующих налогов. При этом возможны два
способа исполнения «Временного порядка...".
Первый,
так называемый "котловой" способ,
когда перерасчет производится на всю сумму
полученных отсрочек, зачетов, гашения
налоговых платежей материальными и
продовольственными ресурсами и т.д. без
учета реальных денежных поступлений по
этим предприятиям. Второй — предполагает ведение
индивидуального учета всех видов
взаимозачетов и распределение
регулирующих итогов с учетом реальных
поступлений от предприятий, использовавших
в расчетах с бюджетом итоговые
освобождения.
Управление
федерального казначейства по Новгородской
области считает первый способ неприемлемым
по следующим причинам. Довольно часто (это
подтверждается практикой) предприятия,
произведя взаимозачет по платежам в
бюджет одного
уровня бюджетной системы, продолжают
работу по производству зачета в бюджет
другого уровня и до решения этого вопроса
денежных перечислений на счет органа
казначейства не производят. Еще чаще
встречается ситуация, когда недоимка в один
из бюджетов после взаимозачета длительное
время не гасится в силу объективных
экономических причин. Игнорирование данных
факторов приводит к необоснованному
перераспределению средств между бюджетами.
Чтобы
избежать ущемления интересов бюджетов всех
уровней, в Управлении федерального
казначейства по Новгородской области
принят следующий порядок. При получении
сведений от финансовых и налоговых органов
о суммах зачетов всех видов, гашения
налоговых платежей материально-техническими,
продовольственными ресурсами и т. д.
работники казначейства проверяют
поступление указанных налогов за время,
прошедшее с момента зачета до
представления информации об этом. Если за
этот период предприятие рассчиталось с
бюджетами полностью, но из-за отсутствия на
момент платежа сведений о зачете в один из
бюджетов поступления были распределены на
общих основаниях, то производится
корректировка в следующем порядке:
1) определяется сумма налога,
подлежащая уплате в противоположный бюджет;
2) восстанавливается расчет
распределения налогов по бюджетам, который
был произведен без учета зачетов;
3) производится корректировка
распределения налогов.
По
предприятиям, по которым информация о доле
противоположного бюджета к моменту
представления сведений финансового и
налогового органов не поступила, заводится
"Карточка предприятия по учету
поступающих налогов". В карточке
указывается: наименование предприятия и
его реквизиты; дата и номер документа,
подтверждающего зачет, гашение недоимки
материально-техническими и
продовольственными ресурсами, отсрочки и т.
д.
Расчетным
путем определяется сумма, подлежащая
взносу в противоположный бюджет с учетом
перечисленных выше условий. Эта сумма также
записывается в "Карточку". Дальнейшее
поступление налога по данному предприятию
зачисляется в указанный бюджет до
погашения задолженности.
следующую
картину: по предприятиям, находящимся на
территории г. Новгорода, поступил налог на
добавленную стоимость за этот период для
распределения по бюджетам в сумме 55636
млн. руб., произведено зачетов в местный
бюджет налоговыми освобождениями на сумму 4187
млн. руб. При применении "котлового"
метода учета зачетов поступившая сумма
распределилась бы так: в федеральный бюджет — 44867 млн. руб.
((55636+4187)*75/100);
в местный -10769 млн. руб. ((55636+4187)*25/
100). Фактически
же с учетом реально поступивших платежей от
предприятий, использовавших налоговые
освобождения в местный бюджет,
распределение произведено в суммах: в
федеральный бюджет — 41076 млн. руб., в местный бюджет — 14 560 млн. руб. Отклонение
составляет
3792 млн. руб. При таком
методе расчетов ущемляются интересы
бюджета, при расчете с которым
использовалась большая сумма зачетов.
Задача
органов федерального казначейства —
правильно, с учетом
реально сложившихся условий, произвести
распределение поступающих доходов по
уровням бюджетов, сохраняя при этом
интересы как федерального, так и местных
бюджетов. Способ решения этой задачи — применение индивидуального
учета всех видов зачетов и фактических
поступлений при распределении налогов.
Такой
порядок распределения регулирующих
налогов позволяет точно распределять
налоги по уровням бюджетов. Однако
установленная периодичность представления
данных о зачетах (два раза в месяц) приводит
к временному изъятию средств из одного
бюджета в пользу другого.
Учитывая
сегодняшнее финансовое состояние и
наполняемость бюджетов всех уровней,
ежедневную потребность в финансовых
ресурсах, следует исключить даже
непродолжительное ущемление интересов
бюджетов. Это станет возможным при создании единой телекоммуникационной сети, что позволит оперативно обмениваться информацией и производить распределение регулирующих итогов с учетом текущей информации.
|