Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Сергей КРУГЛИК
Средний город: ход жилищной реформы

Сегодня очень много говорят о жилищно-коммунальной реформе, на которую стране отвели 10 лет. Но закрадывается сомнение: неужели за этот срок можно решить все проблемы, накопившиеся в «коммуналке»? Необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс совершенствования жилищно-коммунальной сферы бесконечен. Это эволюционный процесс, очень длительный, основная цель которого сформировать собственника, способного грамотно эксплуатировать свое имущество. Так в Америке регулирование тарифов идет с 1903 года. А период, который отведен собственно на реформу - это время главнейших управленческих и хозяйственных преобразований. Российскому обществу необходимо менять отношение к жилью. На Западе человек понимает, что жилье - это недвижимость, которая гарантирует нормальную старость. Для государства оно является своеобразным национальным богатством. Отсюда -отношение и к строительству, и к эксплуатации. У нас отношение к дому как к важнейшей собственности истреблено в трех поколениях, человек безразличен к имуществу. Более того, есть даже такой стереотип - «если я приватизировал квартиру, значит, не буду платить».

Как же сложились такие отношения? Мы всегда платили за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства по ценам, которые были «родом» из 1926 года. До революции жилье было чьим-то имуществом, которое сдавали, о котором заботились. После революции два года вообще не платили, за жилье - «было революционное послабление трудящемуся народу». Первые годы советской власти приучили людей относиться к квартирам, как к чему-то не своему, сформировали иждивенчески-потребительское отношение к дому. Платили символическую плату, но при этом деньги на содержание жилья все равно брали, только другим путем. В итоге, огромное количество зданий пришло в негодность.

Ничего удивительного в том, что существует наплевательское отношение к своим подъездам, дворам и квартирам, нет. Трудно осознать другую простую вещь: есть люди, которые заботятся о наших удобствах, и их работа стоит денег. И платить надо осознанно.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это многоотраслевая система: жилищное хозяйство и теплоснабжение, благоустройство и ремонтно-строительные работы и что очень важно - одна из форм социальной защиты людей. Здесь необходимо остановиться на роли и месте муниципалитетов в проведении реформы ЖКХ. Это предоставление льгот населению и поддержка малообеспеченных. Поскольку жилищно-коммунальная реформа учитывает реальные условия, то у нас по закону человек платит за жилье не больше 17% от своих доходов. Если платит больше - ему положена субсидия. То есть муниципалитет доплачивает до социальной нормы, чтобы человек не был ущемлен. У нас в городе 90000 лицевых счетов. За субсидиями обратились и получили их около 4,5 тысяч. Получается интересная ситуация - льготу предоставляет государство, а платить ее должен муниципалитет. Как форму социальной защиты можно рассматривать и систему, по которой человек, переезжающий в меньшую по площади квартиру, 30% суммы получает наличными, а остальные деньги идут на его счет, и из них он расплачивается за коммунальные платежи. Ветеранам не доплачивается разница, но они пожизненно освобождаются от квартплаты. Отработаны все необходимые правовые механизмы, позволяющие людям открыто, при помощи государства, совершать такие сделки.

Созданы расчетно-кассовые центры, которые более удобны для оплаты жилья, чем отделения Сбербанка: в них человек может расплатиться за квартиру так, как он может, и, если он имеет долги, то распределить их выплату на удобный для себя срок. В администрации создана комиссия по нестандартным ситуациям, которая реструктуризирует долги населения по квартплате.

Любое повышение тщательно анализируется и планируется. Администрации важно, чтобы интересы жителей в это трудное время не пострадали. В таком подходе есть и социальная справедливость. Почему тот, кто имеет жил. площадь без водопровода, должен платить по той же схеме, что и человек, проживающий в 600 кв. м? За удобства надо платить. Такой стереотип рано или поздно сформируется - у каждого качества должна быть своя стоимость.

Поскольку наша главная задача - снижение себестоимости услуг и повышение их качества, то мы формируем регулируемый рынок. 21% муниципального жилого фонда Новгорода переведено сегодня на обслуживание по конкурсу. Частные компании работают лучше, чем муниципальные, их тарифы ниже. Формируются товарищества собственников жилья (ТСЖ), где люди, живущие рядом друг с другом, экономически эффективнее используют жилье. После проведения реорганизации самой системы управления сэкономили 9,8 млрд. рублей, а на 22 млрд. рублей предотвратили повышение тарифов. Запустили систему перевода .жилищных предприятий на использование новых технологий. Модернизируются предприятия, занимающиеся теплоснабжением, водоснабжением, удалением мусора.

Реформа, жилищно-коммунального хозяйства идет с 1990-91 года, а в Новгороде активны с 1995 года. Интенсивность.проведения реформы повысилась, когда сократился поток федеральных средств. До этого, город не думал, откуда взять ресурсы на коммуналку». Деньги давал «Центр» а теперь те же суммы «жилищники» потребовали , .от муниципалитета. Создание комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, муниципальных унитарных жилищно-экплуатационных предприятий (МУЖЭПов, которые стали самостоятельными юридическими лицами), службы заказчика (которой муниципалитет передал функцию управления) позволили разделить функции собственника и функции заказчика. Сегодня Служба заказчика оптимизирует обслуживание жилищного фонда на основе заключения договоров. Она заключает договоры с теплоэнерго, водоканалом, межрайгазом и другими хозяйствующими субъектами.

Изменение привычной схемы управления далось нелегко. Эта работа не является линейным процессом, она разворачивается по нескольким направлениям одновременно. Параллельным образом осуществляется работа с платежами. Так, 21% жилого фонда переведен на конкурсное обслуживание. Кроме того, проведены конкурсы на оптовые поставки материалов, капитальный ремонт домов.

Создан и отделен от Службы заказчика отдел субсидий (ведь заниматься сбором платежей -дело собственника). Через год-два возникнет необходимость реорганизации и этого отдела. Поток населения сегодня большой, и прогнозируется его увеличение. Так что через некоторое время отдел субсидий должен перейти в сферу социальной защиты. Необходимо создать общую базу данных, которая бы показывала, сколько человек берет в виде помощи от государства и от муниципалитета. При работе с монополиями делаем ставку на снижение себестоимости, внедрение энергосберегающих технологий, из-за отсутствия которых у наших монополистов потери до 12%. Любое повышение тарифа проходит тщательную экономическую экспертизу.

Уже сейчас сэкономили на сокращении штатов, на конкурсах за счет снижения тарифов, цен на стройматериалы, затрат на кап. ремонт - это 4 млрд. рублей, плюс - новые технологии (например, обычный рубероид на кровлю требует ремонта уже через два года, а по новой технологии кровля стоит 15 лет без ремонта). И, конечно, создание товариществ собственников жилья (ТСЖ), которым оказывается большая поддержка. Ведь когда человек собственник, он начинает свой дом эффективнее обслуживать. Выгода людей в том, что их деньги идут только на их дом, кроме того, они сами выбирают форму управления жильем.

Ведется подготовка кадров для реформы. Муниципальное научно-образовательное учреждение «Диалог» бесплатно готовит председателей товариществ. Средства на их обучение выделяет муниципалитет.

У реформы как бы два лица - с одной стороны, это большая хозяйственная и управленческая деятельность, а с другой - работа с людьми. Найти свою траекторию проведения реформы, улучшить жизнь в небольших городах - достойная задача для управленцев. В нашем городе в ее решение включены значительные научные силы и менеджерские команды. Однако, работы предстоит сделать еще очень много.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz