|
Светлана
ПЕТРОВА
Находясь
на рубеже перехода в новое тысячелетие
можно с уверенностью сказать, что
XX в. стал веком
формирования новой единой цивилизации.
Технологический переворот приводит к
глубоким изменениям не только в
производственных силах общества, но и во
всем образе жизни человека.
К.Ясперс,
один из основоположников так называемого «цивилизационного»
подхода к истории, анализирует причины,
приведшие к возникновению особой «техницистской»
цивилизации. Мы подходим к обществу, в
котором национальные информационные
ресурсы будут составлять основную
экономическую ценность, его самый большой
потенциальный источник богатства. Создание
и хранение, смысловая трансформация,
тиражирование и распространение знаний
занимает все большее место в деятельности
людей. Привлекательность информационного
ресурса заключается в его некоторых
специфических свойствах: если человек
поделится половиной материальных средств с
кем-нибудь, то у него останется лишь вторая
половина, но если у индивида есть
информация, и он ее полностью отдаст
другому индивиду, у него останется все что
было. Вдобавок возникает путь к новому
сотрудничеству. Другая специфическая черта
потребления информации заключается в том,
что в отличие от потребления материалов или
энергии, ведущего к увеличению энтропии во
Вселенной, использование информации
приводит к противоположному эффекту - оно увеличивает знания
человека, повышает организованность в
окружающей среде и уменьшает энтропию. «
Каков
возможный сценарий развития
информационного общества в предстоящие
годы?
... Налицо некая общая
модель изменений - трех стадийное
прогрессирующее движение:
становление основных экономических
отраслей по производству и распределению
информации; расширение номенклатуры
информационных услуг для других отраслей
промышленности и для правительства;
создание широкой сети информационных
средств на потребительском уровне». Для
того чтобы идти в ногу со временем
необходимо создание потенциала для
устойчивого развития. Техника и технологии
современности чрезвычайно наукоемки.
Будущее экономики, экологии и вообще
человеческой жизни зависит от того, каков
интеллектуальный багаж людей.
Возрастание
уровня технологической деятельности
приводит к необходимости увеличения
степени развития самого человека. Отсюда и
новые требования к личности: в ней должны
гармонически сочетаться высокая
квалификация, виртуозное овладение
техникой, предельная компетенция в своей
специальности.
Американский
ученый Дж. Стек считает, что самый высокий
барьер, который необходимо преодолеть на
пути к успеху -
невежество.
Обучение
человека начинается с рождения и
продолжается всю жизнь, но интенсивность
восприятия, столь удивительная в детстве,
падает с годами, и в период
интеллектуального и физического расцвета
личности способность к обучению
значительно снижается. Однако при
современных темпах развития
производственной и управленческой
деятельности, каждому специалисту
необходимо совершенствовать свою
профессиональную подготовку.
Многочисленные институты, колледжи,
семинары и курсы проводят обучение
персонала любого уровня. Предприятия
расходуют большие средства на эти
мероприятия, так как в этом заключается
гарантия их процветания. К примеру, фирма IBM в 198бг. затратили на обучение и
подготовку своих работников 750
млн. долл., а всего в 1985г. в США было
затрачено на все формы обучения
менеджменту 60
млрд. долл. важной системообразующей
составляющей, опирающейся на
апробированные промышленные технологии и
гарантировано реализуемой в разумные сроки
в силу высокой степени определенности.
Одновременно, в контексте архитектуры
созданной сети, как единого обобщенного
взгляда на фундамент информационной
системы, на наиболее важных и ответственных
участках целесообразно выполнять
разработки, насыщающие систему прикладной
функциональностью. В этом контексте
особенно важными становятся: широкий
спектр готовых к применению промышленных
прикладных программ для различных областей
управленческой деятельности; высокая
степень гранулярное™ таких решений (не
обязательно внедрять сразу всю систему
целиком - можно начать с
отдельных участков); построение на основе
единого системного фундамента (как правило,
в качестве фундамента выступает
современная реляционная СУБД).
Подобный
эволюционный
подход, опирающийся на корпоративные
стандарты, в конечном счете, позволит
построить реальную
систему дистанционного обучения.
Дайзард
У. Наступление информационного века. Новая
технократическая волна на западе. Пол ред. П-С.Гурсвича.
М.:Прогресс, 1986с.343 " Герчикова И.Н. Менеджмент. М„
1994. *
Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой
информационной технологии.- М.: Наука, 1988.
С. 20. " Дружинин В.В.. Конторов Д.С.
Проблемы системологии. Проблемы теории
сложных систем/ Предисловие акад. Глушкова
В.М. М.: Сов. радио,
1976.
|