|
Сергей
МАЛЫШЕВ
Мотивами
к подготовке данной статьи послужили
вполне определенные обстоятельства. Прежде
всего, это ощущение неудовлетворенности,
которая имеет место, несмотря на имеющийся
у автора двухлетний опыт преподавания
данного курса в Новгородском филиале
Северо-Западной академии государственной
службы. Система подготовки государственных
и муниципальных служащих (впрочем, как и
система государственной и муниципальной
службы в целом) переживает этап становления.
Учебные программы и курсы еще только
обретают свое содержание, поэтому
неизбежны и методические пробелы. Важной
задачей в организации учебного процесса
остается и обеспечение сбалансированности
учебных курсов, выстраивание межпредметных
связей. Короче говоря, налицо насущная
необходимость в активизации и
упорядочивании методической работы.
Усилия,
предпринимаемые сегодня в Новгородском
филиале в этом направлении, в том числе в
форме методических семинаров для
преподавателей, проведении конкурсов на
разработку учебных курсов и
методических рекомендаций весьма
симптоматичны и своевременны.
Поэтому
данный материал можно рассматривать как
заявку на участие в работе по созданию
полноценных учебных курсов, согласованных
между собой и отвечающих потребностям
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации государственных и
муниципальных служащих.
Цель
и задачи курса.
В
отличие от многих учебных курсов данный
курс не имеет статуса традиционной учебной
дисциплины, не говоря уже о статусе
самостоятельной отрасли научного знания. В
то же время он преследует цель обеспечить
системное, всестороннее и глубокое
рассмотрение одной из
основополагающих проблем - характера отношений "общества
и государства", "чиновника и
гражданина" в самой "размытой", "неуловимой"
по определению области - этической сфере. Исходя
из этого, основной задачей можно определить
интеграцию результатов изучения
слушателями гуманитарных дисциплин для
выявления и понимания особенностей
применения этических норм, условий их
становления в системе государственного и
муниципального управления. Другой, не менее
важной задачей курса является
последовательное снятие "покрова
таинственности" с проблем, на самом деле
таковой таинственностью не обладающих,
перевод их рассмотрения с уровня
обыденного сознания на уровень
полноценного научного анализа. Нельзя
игнорировать и психологический фактор - уже само по себе
публичное (в рамках аудиторных занятий)
обсуждение и выработка (читай - одобрение) должных
этических норм и ограничений в сфере
государственной службы, выстраивание
иерархии этических предпочтений
слушателями, являющимися государственными
и муниципальными служащими, создает
определенную атмосферу ответственности,
влияет на практическое поведение. Было бы
наивным рассчитывать на то, что
преподавание такого курса может избавить
нас в результате от негативных явлений в
деятельности госслужащих и власти в целом.
Вместе с тем игнорировать его позитивное
влияние на формирование поведенческих
установок нельзя.
Особенности
курса.
К
особенностям курса, которые, на наш взгляд,
должны учитываться при определении
методики, следует отнести следующие:
непродолжительность
(10 -14
часов аудиторных занятий) и, в связи с этим,
необходимость определенной степени
подготовки слушателей к его изучению, опоры
на курсы политической философии,
социологии, политологии, истории и правовых
основ государственной службы и др. Очевидна
целесообразность изучения данного курса на
последнем этапе обучения; «прикладной»
характер, поскольку он должен
способствовать выстраиванию и
закрепощению в личном и групповом сознании
основных принципов и норм практического
поведения людей, работающих в органах
управления.
Содержание
курса и его структура.
В
подходах к определению содержания и
структуры курса можно выделить ряд
наиболее важных методических аспектов. 1. Само название курса
предполагает, на наш взгляд, сочетание двух
весьма отличающихся предметов: "этику"
и "этикет". Это обязывает провести
четкую границу между первым и вторым,
обеспечив ясное определение их смыслового
содержания. Если под "этикой
госслужащего" мы подразумеваем
обоснование внутреннего, сущностного
порядка, характеризующегося принципами и
ценностными установками
мировоззренческого плана в сочетании с
правом, то под "этикетом госслужащего"
мы понимаем организационно-протокольные,
или внешние аспекты поведения. При всей
важности знания и соблюдения норм этикета,
носящих традиционный и во многом условный (искусственный)
характер, первостепенное значение
несомненно имеют понимание и следование
нормам этики, поскольку именно в этической
области (наряду с правовой) лежат
основополагающие проблемы взаимоотношений
общества и власти. Именно по этой причине в
сталь коротком по
продолжительности курсе
вопросам этики должно, безусловно,
уделяться основное количество аудиторных
занятий, а в вопросах этикета целесообразно
ориентироваться на самостоятельное
изучение имеющейся в достатке литературы и
на проведение одного практического занятия.
Учитывая, что многочисленная литература,
посвященная вопросам этикета,
ориентирована в основном на
предпринимателей, есть смысл в подготовке
специального методического пособия,
учитывающего специфику и потребности
собственно государственной службы. Такое
пособие было бы частью методического
обеспечения учебного процесса в рамках
академии и могло бы служить руководством
для руководителей и специалистов органов
управления, организующих протокольные
мероприятия.
2. Определение предмета
изучаемого курса целесообразно
осуществлять по нескольким основаниям.
Во-первых,
речь идет об этике как философской
дисциплине, имеющей свой собственный
предмет и метод. Естественно, что вводная
лекция должна содержать изложение основных
этических концепций и сравнительный анализ
разрешения ими основного вопроса -
основания этики. Во-вторых,
уточнение предмета данного курса требует
выделения специфики проблематики этики
государственной службы как "сочетания
этик": административной,
профессиональной и политической.
3 Важнейшим вопросом является и
определение объекта -
этической проблемной
области. Сюда относится размежевание
требований, предъявляемых к
государственным служащим, по характеру и
компетенции: этических, правовых и
профессиональных. В результате чего, во-первых,
можно уже делать попытку определения той
стороны практического поведения, которой
присуще этическое, а не правовое или
административное регулирование, и, во-вторых,
вести поиск оптимального соотношения
правовой и этической регламентации
служебного поведения в интересах
обеспечения
эффективности
политического и управленческого процесса.
4. Наконец, содержание курса
должен составлять анализ моделей и уровней
практической морали как для служащего, так
и для органа власти и управления в целом в
качестве субъектов отношений с гражданским
обществом. Здесь очень важно, на наш взгляд,
правильно определить проблемное поле,
которое составляют как вопросы и явления,
имеющие наибольшую общественную
значимость, так и проблемы внутреннего
порядка, влияющие на эффективность
управления. Прикладное значение.
Учитывая,
что абсолютное большинство слушателей
Новгородского филиала Северо-Западной
академий государственной службы
составляет действующие работники органов
власти, мы получаем реальную возможность,
корректировать содержание учебного курса и
формировать подходы к решению практических
проблем. В течение двух лет в рамках данного
курса слушатели участвовали в тестировании,
целью которого было определение требований,
которые должны предъявляться к
государственным и муниципальным служащим,
в том числе в их иерархии. В результате
сложился определенный перечень требований.
Следующим шагом могло бы быть формирование
проекта (прообраза) профессионального
этического кодекса и комплексное
увязывание его с элементами практической
работы с персоналом в органах управления
области. Первоначально речь может идти о
подготовке "памятки для поступающего на
службу", ориентирующей в общих правовых и
этических вопросах. Возможно использование
результатов этой работы при аттестации
сотрудников, при проведении экзаменов для
присвоения квалификационных разрядов и т.д.
для целенаправленного внедрения этических
норм и ориентиров в повседневной работе
служащих.
Опыт
принятия профессиональных этических
кодексов есть в других странах, где это
берут на себя профессиональные ассоциации
государственных служащих. Продвижение в
этом направлении, на наш взгляд, может
принести только пользу. Поскольку, как уже
было отмечено выше, курс "Этика и этикет
госслужащего" еще не устоялся,
специальные учебные пособия еще тоже ждут
своего часа. Подготовка такого пособия, при
координирующей роли РАГС и СЗАГС могла бы
быть возможной и при участии
преподавателей, постоянно ведущих данный
курс. Если же говорить о литературе,
посвященной обсуждаемым в рамках курса
проблемам, то она достаточно многообразна.
Теоретические аспекты общеэтической
проблематики освещены в ряде известных
книг и монографий, многие из которых уже
стали классикой. Основную же часть
источников, которые касаются собственно
проблем становления и функционирования
государственной службы в России и за
рубежом, составляют публикации в научных
журналах и других периодических изданиях.
Некоторые из них бывают лишены
теоретической обстоятельности и глубины,
но несомненно выигрывают в остроте и
оперативности освещения важнейших проблем.
Российской академией государственной
службы подготовлены некоторые материалы (например,
серия реферативных сборников о зарубежном
опыте в регулировании вопросов госслужбы, в
том числе посвященные вопросам этики,
лоббизму). Хотелось бы надеяться, что
подобная практика будет продолжена.
В
заключение предлагаем ряд журнальных
публикаций, которые могут быть
использованы при подготовке лекционных и
практических занятий по данному курсу.
1.
Беленков О. Присяга для... бюрократа.
Российская федерация,
№ 6,1997.
С.54.
2. Бойков В.Э. Государственные
служащие: штрихи коллективного портрета.
Социологические исследования,
№ 6,1997.
С.99.
3.
Войтыла К. Основания этики.
Вопросы философии,
№1,1991.С.208.
4.
Гайденко И.И., Давыдов Ю.Н.
Проблема бюрократии у М.Вебера. Вопросы
философии, №
3.1991.С.174.
5. Ключников Ю.В. Мораль, право,
политика как этическая сфера. Политические
исследования, № 1-2,1992.
6.
Крыштановская О.В. Нелегальные
структуры в России. Социологические
исследования, № 8,1995. С.94.
7. Лапин В .И. Ценности, группы
интересов и трансформация российского
общества. Социологические исследования, № 3,1997. С.14.
8.
Лоббизм в России: этапы
большого пути. Социологические
исследования, № 3-4,1996.
9.
Макаренко В.П. Групповые
интересы и властно-управленческий аппарат:
к методологии исследования.
Социологические исследования, № II, 1996 и №7,1997.
10.
Рывкина Р.В. Влияние новой
политической элиты на ход и результаты
экономических реформ. Социологические
исследования,
№ 11,1995.0.35. I I. Шмиттер Ф. Неокорпоратизм. Политические исследования, № 2,1997. С.14.
|