Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 2

Сергей МАЛЫШЕВ
К вопросу о подходах к преподаванию курса «этика и этикет государственного служащего»

Мотивами к подготовке данной статьи послужили вполне определенные обстоятельства. Прежде всего, это ощущение неудовлетворенности, которая имеет место, несмотря на имеющийся у автора двухлетний опыт преподавания данного курса в Новгородском филиале Северо-Западной академии государственной службы. Система подготовки государственных и муниципальных служащих (впрочем, как и система государственной и муниципальной службы в целом) переживает этап становления. Учебные программы и курсы еще только обретают свое содержание, поэтому неизбежны и методические пробелы. Важной задачей в организации учебного процесса остается и обеспечение сбалансированности учебных курсов, выстраивание межпредметных связей. Короче говоря, налицо насущная необходимость в активизации и упорядочивании методической работы.

Усилия, предпринимаемые сегодня в Новгородском филиале в этом направлении, в том числе в форме методических семинаров для преподавателей, проведении конкурсов на разработку учебных курсов и методических рекомендаций весьма симптоматичны и своевременны.

Поэтому данный материал можно рассматривать как заявку на участие в работе по созданию полноценных учебных курсов, согласованных между собой и отвечающих потребностям подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

 Цель и задачи курса.

В отличие от многих учебных курсов данный курс не имеет статуса традиционной учебной дисциплины, не говоря уже о статусе самостоятельной отрасли научного знания. В то же время он преследует цель обеспечить системное, всестороннее и глубокое рассмотрение одной из основополагающих проблем - характера отношений "общества и государства", "чиновника и гражданина" в самой "размытой", "неуловимой" по определению области - этической сфере. Исходя из этого, основной задачей можно определить интеграцию результатов изучения слушателями гуманитарных дисциплин для выявления и понимания особенностей применения этических норм, условий их становления в системе государственного и муниципального управления. Другой, не менее важной задачей курса является последовательное снятие "покрова таинственности" с проблем, на самом деле таковой таинственностью не обладающих, перевод их рассмотрения с уровня обыденного сознания на уровень полноценного научного анализа. Нельзя игнорировать и психологический фактор - уже само по себе публичное (в рамках аудиторных занятий) обсуждение и выработка (читай - одобрение) должных этических норм и ограничений в сфере государственной службы, выстраивание иерархии этических предпочтений слушателями, являющимися государственными и муниципальными служащими, создает определенную атмосферу ответственности, влияет на практическое поведение. Было бы наивным рассчитывать на то, что преподавание такого курса может избавить нас в результате от негативных явлений в деятельности госслужащих и власти в целом. Вместе с тем игнорировать его позитивное влияние на формирование поведенческих установок нельзя.

Особенности курса.

К особенностям курса, которые, на наш взгляд, должны учитываться при определении методики, следует отнести следующие: непродолжительность (10 -14 часов аудиторных занятий) и, в связи с этим, необходимость определенной степени подготовки слушателей к его изучению, опоры на курсы политической философии, социологии, политологии, истории и правовых основ государственной службы и др. Очевидна целесообразность изучения данного курса на последнем этапе обучения; «прикладной» характер, поскольку он должен способствовать выстраиванию и закрепощению в личном и групповом сознании основных принципов и норм практического поведения людей, работающих в органах управления.

Содержание курса и его структура.

В подходах к определению содержания и структуры курса можно выделить ряд наиболее важных методических аспектов. 1. Само название курса предполагает, на наш взгляд, сочетание двух весьма отличающихся предметов: "этику" и "этикет". Это обязывает провести четкую границу между первым и вторым, обеспечив ясное определение их смыслового содержания. Если под "этикой госслужащего" мы подразумеваем обоснование внутреннего, сущностного порядка, характеризующегося принципами и ценностными установками мировоззренческого плана в сочетании с правом, то под "этикетом госслужащего" мы понимаем организационно-протокольные, или внешние аспекты поведения. При всей важности знания и соблюдения норм этикета, носящих традиционный и во многом условный (искусственный) характер, первостепенное значение несомненно имеют понимание и следование нормам этики, поскольку именно в этической области (наряду с правовой) лежат основополагающие проблемы взаимоотношений общества и власти. Именно по этой причине в сталь коротком по

продолжительности курсе вопросам этики должно, безусловно, уделяться основное количество аудиторных занятий, а в вопросах этикета целесообразно ориентироваться на самостоятельное изучение имеющейся в достатке литературы и на проведение одного практического занятия. Учитывая, что многочисленная литература, посвященная вопросам этикета, ориентирована в основном на предпринимателей, есть смысл в подготовке специального методического пособия, учитывающего специфику и потребности собственно государственной службы. Такое пособие было бы частью методического обеспечения учебного процесса в рамках академии и могло бы служить руководством для руководителей и специалистов органов управления, организующих протокольные мероприятия.

2. Определение предмета изучаемого курса целесообразно осуществлять по нескольким основаниям.

Во-первых, речь идет об этике как философской дисциплине, имеющей свой собственный предмет и метод. Естественно, что вводная лекция должна содержать изложение основных этических концепций и сравнительный анализ разрешения ими основного вопроса - основания этики. Во-вторых, уточнение предмета данного курса требует выделения специфики проблематики этики государственной службы как "сочетания этик": административной, профессиональной и политической.

3 Важнейшим вопросом является и определение объекта - этической проблемной области. Сюда относится размежевание требований, предъявляемых к государственным служащим, по характеру и компетенции: этических, правовых и профессиональных. В результате чего, во-первых, можно уже делать попытку определения той стороны практического поведения, которой присуще этическое, а не правовое или административное регулирование, и, во-вторых, вести поиск оптимального соотношения правовой и этической регламентации служебного поведения в интересах обеспечения эффективности политического и управленческого процесса.

4. Наконец, содержание курса должен составлять анализ моделей и уровней практической морали как для служащего, так и для органа власти и управления в целом в качестве субъектов отношений с гражданским обществом. Здесь очень важно, на наш взгляд, правильно определить проблемное поле, которое составляют как вопросы и явления, имеющие наибольшую общественную значимость, так и проблемы внутреннего порядка, влияющие на эффективность управления. Прикладное значение.

Учитывая, что абсолютное большинство слушателей Новгородского филиала Северо-Западной академий государственной службы составляет действующие работники органов власти, мы получаем реальную возможность, корректировать содержание учебного курса и формировать подходы к решению практических проблем. В течение двух лет в рамках данного курса слушатели участвовали в тестировании, целью которого было определение требований, которые должны предъявляться к государственным и муниципальным служащим, в том числе в их иерархии. В результате сложился определенный перечень требований. Следующим шагом могло бы быть формирование проекта (прообраза) профессионального этического кодекса и комплексное увязывание его с элементами практической работы с персоналом в органах управления области. Первоначально речь может идти о подготовке "памятки для поступающего на службу", ориентирующей в общих правовых и этических вопросах. Возможно использование результатов этой работы при аттестации сотрудников, при проведении экзаменов для присвоения квалификационных разрядов и т.д. для целенаправленного внедрения этических норм и ориентиров в повседневной работе служащих.

Опыт принятия профессиональных этических кодексов есть в других странах, где это берут на себя профессиональные ассоциации государственных служащих. Продвижение в этом направлении, на наш взгляд, может принести только пользу. Поскольку, как уже было отмечено выше, курс "Этика и этикет госслужащего" еще не устоялся, специальные учебные пособия еще тоже ждут своего часа. Подготовка такого пособия, при координирующей роли РАГС и СЗАГС могла бы быть возможной и при участии преподавателей, постоянно ведущих данный курс. Если же говорить о литературе, посвященной обсуждаемым в рамках курса проблемам, то она достаточно многообразна. Теоретические аспекты общеэтической проблематики освещены в ряде известных книг и монографий, многие из которых уже стали классикой. Основную же часть источников, которые касаются собственно проблем становления и функционирования государственной службы в России и за рубежом, составляют публикации в научных журналах и других периодических изданиях. Некоторые из них бывают лишены теоретической обстоятельности и глубины, но несомненно выигрывают в остроте и оперативности освещения важнейших проблем. Российской академией государственной службы подготовлены некоторые материалы (например, серия реферативных сборников о зарубежном опыте в регулировании вопросов госслужбы, в том числе посвященные вопросам этики, лоббизму). Хотелось бы надеяться, что подобная практика будет продолжена.

В заключение предлагаем ряд журнальных публикаций, которые могут быть использованы при подготовке лекционных и практических занятий по данному курсу.

1. Беленков О. Присяга для... бюрократа. Российская федерация, № 6,1997. С.54.

2. Бойков В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета. Социологические исследования, № 6,1997. С.99.

3. Войтыла К. Основания этики. Вопросы философии, №1,1991.С.208.

4. Гайденко И.И., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у М.Вебера. Вопросы философии, 3.1991.С.174.

5. Ключников Ю.В. Мораль, право, политика как этическая сфера. Политические исследования, № 1-2,1992.

6. Крыштановская О.В. Нелегальные структуры в России. Социологические исследования, № 8,1995. С.94.

7. Лапин В .И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. Социологические исследования, № 3,1997. С.14.

8. Лоббизм в России: этапы большого пути. Социологические исследования, № 3-4,1996.

9. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования. Социологические исследования, № II, 1996 и №7,1997.

10. Рывкина Р.В. Влияние новой политической элиты на ход и результаты экономических реформ. Социологические исследования, № 11,1995.0.35.

I I. Шмиттер Ф. Неокорпоратизм. Политические исследования, № 2,1997. С.14.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz