|
Анатолий ПАНОВ
Преобразования
в жилищно-коммунальной сфере области
осуществляются с
1992 года, в
соответствии с законом Российской
Федерации "Об основах федеральной
жилищной политики", последующими Указами
Президента Российской Федерации и
нормативными актами Правительства
Российской Федерации.
В
1992 году в
ходе осуществления процесса
разгосударствления переданы в
муниципальную собственность с правом
юридического лица все предприятия жилищно-коммунального
хозяйства, эксплуатирующие жилищный фонд,
котельные, водопроводно-канализационное
хозяйство, дорожно-мостовое хозяйство, бани,
прачечные и (за исключением г. Новгорода ) гостиницы, предприятия
санитарной очистки и уличной уборки.
Осуществлена
приватизация организаций коммунальной
энергетики и газового хозяйства по всей
области, а также организаций зеленого
хозяйства, гостиниц, санитарной очистки и
уличной уборки в г. Новгороде.
В
результате бесплатной приватизации жилья
гражданами произошли изменения в структуре
собственности жилищного фонда,
сформировался рынок жилья. В собственность
граждан передано 3.1
млн.
кв.м.
жилья, или 32,6%
от всего государственного и
муниципального жилищного фонда,
подлежащего приватизации. В настоящее
время в области осталось только
5,8% жилья,
находящегося в государственной
собственности.
В
этих условиях изменилась структура
управления жилищно-коммунальным
хозяйством области, в 1994
году на смену ТПО ЖКХ пришло
государственное областное
производственное предприятие "Новжилкоммунсервис",
созданное на базе ТОО"Агрожилсервис",
обслуживавшего жилищный фонд
Новгородского района.
Государственное
областное производственное предприятие
"Новжилкоммунсервис" в целях
обеспечения единой технической политики и
стратегии развития отрасли выполняет
функции координации работы по дальнейшему
осуществлению перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг, оказанию
методической и практической помощи органам
местного самоуправления в подготовке
необходимых материалов, обеспечивающих
переход к новому порядку оплаты жилья и
коммунальных услуг, осуществлению контроля
за ходом указанной работы, организации
учебы персонала. На договорной основе с
администрациями городов и районов области
выполняет функции обеспечения топливом
котельных, причем оплата топлива и услуг по
его доставке производится, как правило, не
"живыми деньгами", путем применения
взаимозачетов, налоговых освобождений,
векселей.
Сложившаяся
в прошлом политика замораживания тарифов
на жилищно-коммунальные услуги для
населения на уровне 1926г. в размере 13,5
коп. за 1
кв. м. и право на
получение льгот с
1930 года
вызвала необходимость не только проведения
реформы отрасли, но и ускорение темпов ее
проведения. Вследствие этого с 1 июля 1994 года, в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" и
постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 года № 935 "О переходе на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг и
порядке предоставления гражданам
компенсаций( субсидий) при оплате жилья и
коммунальных услуг", было начато
осуществление перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг, с
применением всех мер социальной защиты
населения. В результате этого уровень
платежей граждан (в процентах к затратам на
содержание и ремонт жилья и коммунальные
услуги) был установлен по городам и районам
области от 15 до
20%,
социальная норма общей площади жилья -18 кв. м. на одного человека. Во
всех 22 городах и
районах были созданы отделы жилищных
субсидий.
Сроки
перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг были рассчитаны на 5
лет, однако
доходы населения в эти годы росли более
низкими темпами, чем затраты на
производство жилищно-коммунальных услуг,
рост которых был обусловлен резким ростом
цен и тарифов на энергоносители, поэтому 1998 год оказался нереальным
сроком оплаты гражданами
100%
затрат на производство жилищно-коммунальных
услуг. Возникла необходимость пересмотра
сроков реализации реформирования системы
оплаты жилья и коммунальных услуг.
Постановлением
Правительства
Российской Федерации от 18 июня
1996 года
№ 707 "Об
упорядочении системы оплаты жилья и
коммунальных услуг" предусмотрено
увеличение сроков поэтапного перехода к
оплате жилья и коммунальных услуг в размере,
обеспечивающем возмещение издержек на их
предоставление с 5 до
10 лет. Последующие Указы
Президента Российской Федерации и
Постановления Правительства Российской
Федерации по вопросам
реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
определили дальнейшие цели и задачи
реформы жилищно-коммунального хозяйства и
направления их реализации. Успешное
проведение реформы жилищно-коммунального
хозяйства напрямую зависит от достижения и
поддержания правильного понимания
населением преобразований в жилищно-коммунальной
сфере и обучения кадров, проводящих эти
преобразования.
Учитывая
общественную значимость реформ жилищно-коммунального
хозяйства и необходимость выработки
наиболее безболезненных пустей ее
проведения, в
1996-1997
г.
г. Администрацией области совместно с ГОУП
"Новжилкоммунсервис" организовано и
проведено
5 семинаров с участием
квалифицированных специалистов из
Министерства экономики России,
Департамента жилищно-коммунального
хозяйства Госстроя России, института
экономики жилищно-коммунального хозяйства.
Выпускается
областная отраслевая газета "Коммунальник",
которая позволяет информировать о ходе
реформы в области, здесь даются
консультации по юридическим вопросам,
жилищным спорам, разъясняются вопросы
получения субсидий, публикуются материалы
по заседаниям коллегий работников жилищно-коммунального
хозяйства.
Для
разработки региональной программы
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства при Администрации области
создана рабочая группа. Для управления
ходом реализации реформы жилищно-коммунального
хозяйства в ГОУП "Новжилкоммунсервис"
введена должность заместителя
генерального директора по реформе жилищно-коммунального
хозяйства. ГОУП "Новжилкоммунсервис" в
июне
1997 года
проведена работа с заместителями Глав
администраций и директорами муниципальных
предприятий жилищно-коммунального
хозяйства по
организации разработки городских и
районных программ реформирования жилищно-коммунального
хозяйства.
Ежемесячно
на коллегиях ГОУП "Новжилкоммунсервис"
рассматриваются вопросы реализации
реформы в городах и районах области, где
заместители Глав администраций, службы
заказчика, организации жилищно-коммунального
хозяйства отчитываются о ходе реформы
жилищно-коммунального хозяйства.
Правительственная
комиссия по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации 26 сентября
1997
года. рассмотрев ход реформы в Новгородской
области, отметила положительный опыт
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства области. В условиях ежегодно
снижающихся бюджетных ассигнований и
невозможности повышения уровня платежей
граждан, в связи с низкими доходами
населения, одной из основных задач реформы
является снижение затрат на производство
жилищно-коммунальных услуг.
Предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства
осуществлен комплекс мероприятий,
способствующих экономии топливно-энергетических
ресурсов, внедрению усовершенствованных
технологических процессов, замене морально
устаревшего оборудования на более
экономичное, ужесточению учета
расходования сохранности топлива,
организации производства собственной
продукции и выполнению работ собственными
силами, совершенствованию оплаты труда
работников отрасли, которые позволили
сократить затраты на жилищно-коммунальное
обслуживание в размере
20,2 млрд. руб.
Программой
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства области предусмотрены
мероприятия, способствующие сокращению
издержек при производстве коммунальных
услуг.. Общая сумма экономии составит - 47,6 млрд. руб., в том числе:
- по теплоэнергетике - 25,7
млрд. руб.;
- по водопроводно-канализационному
хозяйству
-10,9 млрд. руб.;
- по жилищному хозяйству - 6,0 млрд.
руб.;
- за счет мероприятий по
совершенствованию заработной платы - 5,0 млрд. руб.
Важнейшей
задачей также является и контроль за
обоснованностью затрат, включаемых в
тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Установление такого контроля в г. Новгороде
позволило предотвратить рост тарифов на
общую сумму 21
млрд. руб.
Цены
на природный и сжиженный газ для бытовых
нужд населения и тарифы на электроэнергию
регулирует региональная энергетическая
комиссия как юридическое лицо, орган
Администрации области. Для осуществления
контроля за установлением тарифов на
электроэнергию и газ для населения в
правление региональной энергетической
комиссии введены руководители органов
местного самоуправления, антимонопольного
комитета. Федерации независимых профсоюзов.
Администрацией
области дано поручение территориальной
инспекции "Госэнергонадзор" провести
энерго-экономические обследования
предприятий жилищно-коммунального
хозяйства. Обследование проводится,
результаты будут представлены для анализа
и принятия мер.
Во
всех организациях области, оказывающих
услуги жилищно-коммунального хозяйства,
отменена бестарифная система оплаты труда
работников, ведется работа по
присоединению мелких районных предприятий
.предоставляющих коммунальные услуги, к
муниципальным предприятиям жилищно-коммунального
хозяйства, в результате сокращаются
административно-управленческие,
транспортные расходы, расходы на уплату НДС .
ГОУП
"Новжилкоммунсервис" постоянно ведет
мониторинг хода реформирования жилищно-коммунального
хозяйства области и вырабатывает
рекомендации для корректировки его по
городам и районам области.
Еще
не во всех районах области осознали
объективную необходимость снижения затрат,
например, в Парфинском и Старорусском
районах, находящихся в сопоставимых
экономических условиях и получающих помощь
из областного бюджета в виде трансфертов,
подход к реформе жилищно-коммунального
хозяйства существенно различается, если в
Старорусском районе установлен уровень
платежей граждан в размере -43%,то
в Парфинском районе только 17%,
удельный вес численности
работников ЖКХ к численности населения
района составляет в Старорусском
-1,9%. в
Парфинском -
3,4%. В
Боровичском районе максимально допустимая
доля собственных расходов граждан на
оплату жилья и коммунальных услуг в
совокупном семейном доходе установлена в
размере
10% в отличие
от всех остальных городов и районов области,
где она установлена в размере от 15 до
16%, в
результате
10.5% проживающим в
муниципальном фонде Боровичского района
предоставляются субсидии. Принятие
стандартов значительно отличающихся от
средних значений по области вызывает
повышенную потребность в бюджетных
средствах на предоставление жилищно-коммунальных
услуг.
В
то же время города-доноры, не получающие
помощи из областного бюджета, более здраво
и рационально подходят к этим вопросам. Так.
в г. Новгороде идет реорганизация службы
заказчика .направленная на сокращение
численности работников, в г. Чудово служба
заказчика создана с минимальным числом
работников. Стандарты перехода на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг
здесь установлены на уровне
среднеобластных.
Администрациям
городов и районов, где установленные
стандарты перехода на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг резко
отличаются от среднеобластных,
рекомендовано пересмотреть подход к их
установлению, т.к. дополнительных средств
из областного бюджета на эти цели
выделяться не будет.
Важнейшим
условием сокращения издержек является
ресурсосбережение.
Распоряжением
Администрации области введена
обязательная установка приборов учета
расхода тепла, воды и газа на всех вводимых
законченных строительством и после
капитального ремонта жилых домах и
бюджетных учреждениях.
В
начале ноября т. г. в г. Боровичи введен в
эксплуатацию жилой дом , оснащенный приборами
учета расходования коммунальных услуг .
В
области проведены необходимые расчеты по
определению потребности в приборах учета и
подготовлены мероприятия по их внедрению.
Так.
потребность в теплосчетчиках составляет - 5294 штуки, в т.ч. в бюджетных
организациях -
783 штуки, в
счетчиках по учету холодной воды - 5075 штук, в т.ч. в бюджетных
организациях -
709 штук, в
счетчиках по учету горячей воды - 4184 штуки, в т.ч. в бюджетных
организациях -
365 штук, в
счетчиках по учету сетевого газа - 3305 штук, в счетчиках по
учету сжиженного газа -
12882 штуки.
Установлено: теплосчетчиков - всего 37 штук, в т.ч. в бюджетных
организациях -
15 штук,
счетчиков по холодной воде - 932 штук, в т.ч. в бюджетных
организациях -
334 штуки,
счетчиков по учету горячей воды - 36 штук, в т.ч. в бюджетных
организациях -
5 штук,
счетчиков по учету сетевого газа - 204 штуки, счетчиков по учету
сжиженного газа-
198 штук.
Заключен
договор с товариществом с ограниченной
ответственностью "Новгородский центр
ресурсосбережения" на установку узлов
учета теплоэнергии на жилых домах.
Привлекаются
средства организаций и населения для
установки приборов учета воды, тепла и газа.
Установка счетчиков по учету расходования
сжиженного газа для населения дает
потребителям значительную экономию
средств ,
так. если расходы семьи
за пользование сжиженным газом до
установки счетчика составляли в среднем
около 70
тыс. руб. в месяц (в ценах
1997 года), то
после установки счетчика они снизились до 15 тыс. руб. в месяц, т.е.
почти в 5 раз.
Работы
по внедрению приборов учета сдерживаются в
связи с отсутствием средств на их
приобретение и установку.
Кроме
того, проблема состоит и в том, что
бюджетные учреждения и организации
оплачивают коммунальные услуги в размере 15-20% или не оплачивают их
вовсе, т.к. средства на оплату коммунальных
услуг в полном объеме не предусматриваются
при установлении показателей межбюджетных
отношений.
В
настоящее время ведется работа с
межотраслевым фондом энергосбережения
Минтопэнерго Российской Федерации по
разработке и реализации областной
программы энергосбережения, созданию фонда
ресурсосбережения.
Региональной
программой реформирования жилищно-коммунального
хозяйства предусмотрены мероприятия по
реализации реформы жилищно-коммунального
хозяйства. среди которых разработка
нормативных документов и контроль за их
реализацией, разработка механизма
финансового обеспечения реформы и
организация надежной системы информации,
освещение хода реформы в средствах
массовой информации и качественная
подготовка и переобучение кадров, которые
будут ее проводить. привлечение инвестиций
в жилищно-коммунальную сферу. На всероссийской практической конференции "Реформа ЖКХ, стратегия развития до 2000 года", организованной Госстроем Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом России и международным центром финансово-экономического развития 11-12 ноября 1997 года в г. Москве, в докладе начальника Управления реформирования ЖКХ Госстроя Российской Федерации отмечено, что: - по состоянию на 18.10.97 г. из 89 субъектов Российской Федерации информацию о завершении разработки региональных программ реформирования ЖКХ и выполнении первоочередных мер по реформированию ЖКХ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации представили только 47 регионов, из них наиболее полно осветили ход выполнения поручения Алтайский, Ставропольский края. Новгородская, Омская, Курганская. Волгоградская, Нижегородская области, - ряд субъектов федерации (Ставропольский край, Воронежская и др. области) внедрили "образцовую" счет-квитанцию для расчетов с населением, а в Новгородской, Нижегородской, Самарской и других областях она использована в качестве основы для введения региональных документов по оплате жилья и коммунальных услуг, - с целью улучшения работы по информационному обеспечению реформирования ЖКХ в Чувашской республике. Алтайском, Краснодарском краях, Новгородской, Ярославской, Ленинградской, Калужской областях, гг. Санкт-Петербурге и Москве созданы специальные комиссии или рабочие группы, которыми активно ведется освещение хода реформы ЖКХ в регионах через средства массовой информации, местный телеканал, радио и печатные издания. Анализ поступающих материалов и информации в Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации, Госстрой России и другие органы исполнительной власти, показывают, что из регионов, где обеспечено информационное освещение хода реформы, обращений населения по вопросам реформы ЖКХ практически не поступает.
|