|
Н.
ПОБЕРЕЖНАЯ
Важнейшим
этапом при переходе к рыночным отношениям
является подготовка
высококвалифицированных специалистов
руководителей, владеющих необходимыми
знаниями. Новгородский филиал Северо-Западной
академии государственной службы в течение
нескольких лет проводит подготовку и
повышение квалификации руководителей и
специалистов администрации города и
области. Хуже обстоит дело со специалистами
районных и сельских администраций
Новгородской области. В сложившихся на
сегодняшний день экономических условиях,
районные администрации не имеют
возможности оплатить командировочные
расходы своих сотрудников, желающих
обучаться в Новгородском филиале СЗАГС.
В
качестве решения данной проблемы
предлагается организация в районных
центрах Новгородской области
консультационных пунктов. оснащенных
необходимой компьютерной техникой и учебно-методическими
пособиями в электронной форме, и
формирование на этой базе учебных групп
дистанционного обучения.
Дистанционное
образование (ДО) является одним из методов
получения образования. основанном на
использовании специфических
образовательных технологий, базирующихся
на современных методиках обучения,
технических средствах связи и передачи
информации.
Под
дистанционным образованием понимается
комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в
стране и за рубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной
среды на любом расстоянии от
образовательных учреждений.
Технология
дистанционного образования включает в себя:
- комплекты («кейсы»)
специальных учебных пособий для системы ДО
в твердых копиях.
- электронную почту:
- телеконференции по
электронной почте;
- электронные библиотеки,
- доступ к базам данных в
оперативном режиме,
- голосовую почту;
- видеокассеты;
- электронные учебники:
- лазерные диски и учебные
пособия в среде мультимедиа:
- системы телекоммуникаций:
- телевидение.
Обучение
в системе дистанционного образования (СДО)
предполагает самостоятельное изучение
обучающимися отдельных учебных курсов под
руководством преподавателя-консультанта (тьютора)
с использованием учебно-практических
пособий для СДО, а также современных
средств обучения (компьютерных,
телекоммуникационных и т.п.).
Обучение
осуществляется в следующих формах:
заочная:
на базе высшего образования - 2
года 4 мес., на базе среднего
специального -
3 года; на базе
среднего образования - 6
лет.
Также
предполагается повышение квалификации
специалистов районных администраций с
объемом и содержанием знаний в каждом
случае конкретно.
Обучающиеся
СДО в основном не посещают регулярных
занятий в виде лекций и семинаров, а
работают в удобное для себя время в удобном
месте и удобном темпе, что представляет
большое преимущество для тех, кто не может
учится столько, сколько ему лично
необходимо для освоения курса дисциплины и
получения необходимых знаний по выбранным
дисциплинам.
При
этом изменяется роль преподавателя как
транслятора и контролера знаний. На
преподавателя возлагаются функции
координирования познавательного процесса,
корректировки преподаваемой дисциплины,
консультирования при составлении
индивидуального учебного плана,
руководство учебными проектами и др.
Основной задачей здесь является
расстановка необходимых акцентов и
приоритетов в материале. В результате объем
лекционной нагрузки уменьшается на
50-60 %.
Обучение
в СДО осуществляется по индивидуальному
принципу. В рамках обучения СДО обучающийся
может изучить отдельные дисциплины или
курсы ряда дисциплин, закончить обучение на
любом уровне СДО с получением документа об
образовании. Дистанционное обучение
осуществляется по индивидуальному графику.
Обучение
в течение учебных семестров заключается в
самостоятельном изучении учебно-методических
пособий, представленных в виде электронных
учебников, хранящихся на машинных
носителях в консультационном пункте. Есть
возможность распечатать интересующий
материал. В основу программ ДО
закладывается модульный принцип. Поэтому
учебно-методические материалы
разрабатываются в блочно-модульной форме.
Каждая отдельная дисциплина или ряд
дисциплин, учебный курс которых освоен
обучающимся. создает целостное
представление об определенной предметной
области. Это позволяет из набора
независимых учебных курсов формировать
учебный план, отвечающий индивидуальным
или групповым потребностям. В качестве
системы контроля слушателей применяются:
- проверка письменных работ (рефератов,
контрольных работ, эссе). Письменные работы
по электронной почте пересылаются на
сервер вуза и в дальнейшем оцениваются
преподавателем;
- тестирование;
- начеты:
- экзамены.
Для
слушателей, обучающихся в СДО, кроме
основных видов учебных занятий проводится
установочная и лабораторно-экзаменационные
сессии. Установочная сессия для
поступивших на первый курс организуется в
консультационных пунктах. Лабораторно-экзаменационная
сессия -завершение итогов
самостоятельной работы обучающегося в
межсессионный период, проводится по месту
расположения вуза.
В
свою очередь, консультационные пункты,
организованные в местах компактного
проживания обучающихся, должны быть
оснащены персональными компьютерами,
объединенными в локальную сеть, сетевым
принтером, сканером (для возможности
использования иллюстраций) и модемом для
связи с сервером, расположенным в головном
учебном заведении.
На
наш взгляд, компьютеры консультационного
пункта должны обеспечивать работу пакета
программ, типа Windows -95, Ms -Office' 95, иметь достаточные
ресурсы памяти для хранения большого
объема информации. Так, например, этим
требованиям удовлетворяют компьютеры
класса Pentium - 133 (166), с объемом
оперативной памяти от 16 Мбайт, накопителем на жестком
диске от
1.2 Гбайт.
SVGA - дисплеем
высокого разрешения, мышью, клавиатурой, CD-ROM - диском и накопителем на
гибком диске
3.5", звуковой платой и
динамиками (при использовании
мультимедийных материалов).
В
свою очередь, компьютерные средства
обучения включают в себя электронные
учебники, мультимедийные курсы,
тренинговые программы с обратной связью, а
также возможности сетей «Интернет».
Дистанционные
средства обучения - это и активные методы
коллективных занятий в виде деловых и
операционных игр. дискуссий,
коммуникативных занятий, а также
проблемные и междисциплинарные лекции,
читаемые в виртуальных средах. В настоящее время в нашем филиале идет активная проработка дидактического, учебно-методического, технического и организационного аспектов дистанционного обучения кадров управления области. Такой подход находит поддержку ряда глав администраций районов. Отмечается потребность в такой форме обучения и значительного числа муниципальных служащих. Полагаем, что организация такого обучения - реальность сегодняшнего дня.
|