|
Т.Н.
ЯРЫШ
В
настоящее время в стране идет интенсивный
процесс создания служб по связям с
общественностью в структуре органов
муниципального самоуправления. Конечной
целью таких служб является гармонизация
интересов властных структур и различных
социальных групп. В этой связи
представляется уместным вспомнить о
взаимодействии с общественностью
организаций КПСС.
Партийные
органы уделяли значительное влияние
массовым организациям, видя их главное
призвание в том, чтобы «привлекать
трудящихся к активному участию в
управлении общественными и
государственными делами, быть органами
подлинного социалистического демократизма,
объединять массы вокруг коммунистической
партии, втягивать их в строительство
социализма и коммунизма».1
Осуществляя
свою политику, свое влияние на развитие
общества, партия действовала не только
через сеть своих организаций, но и через
массовые организации трудящихся - Советы, профсоюзы,
комсомол и др... Она выступала по отношению к
ним как ведущая и руководящая сила.2
Традиционно
контроль за деятельностью общественных
организаций осуществлялся со стороны
идеологического и организационного
отделов партийных комитетов. Внимание
привлекали научные, научно-технические,
научно-просветительские общества,
организации рационализаторов и
изобретателей, союзы писателей, художников,
журналистов, спортивные и другие
объединения граждан.
При
осуществлении руководства деятельностью
общественных организаций использовались
различные формы: инициировалось создание (например - Советы ветеранов войны
и вооруженных сил. женсоветы. Комитет
защиты мира и т.д.): представители партийных
органов присутствовали на общих собраниях
и конференциях общественных объединений;
созданные в них руководящие органы в
большинстве своем возглавляли коммунисты.
Организации информировали о своей
деятельности соответствующие отделы
партийных органов, представляя протоколы
заседаний, информацию и отчеты о
проделанной работе.
Несмотря
на налаженную работу с общественными
организациями, время перестройки
потребовало новых форм общения с ними. В
период демократизации, гласности,
многообразия и многочисленности
объединений осуществление жесткого
партийного контроля со стороны КПСС стало
затруднительным.
Развернувшиеся
в стране процессы коренных преобразований
общественной жизни, способствовали
повышению социально-политической
активности граждан. Одной из форм её
проявления являлись любительские
коллективы и клубы по интересам,
самодеятельные общественные объединения.
По
данным Новгородского обкома КПСС в феврале 1989 года в области
насчитывалось 10
самодеятельных
формирований (и 42 политклуба, созданные при
комитетах ВЛКСМ и организующих свою работу
в соответствии с рекомендациями ЦК ВЛКСМ).3
Прослеживались тенденции не только их
количественного роста, но и политической
активности. Отмечая недостаточную
активность райкомов КПСС по руководству
общественными объединениями,
идеологический отдел обкома КПСС
прогнозировал: «Все это ведет к тому, что, во-первых,
мы лишаем себя возможности влиять на «платформу
«объединений еще на первой стадии их
создания или принимать меры (убеждая и
воспитывая) к никчемносги и бесполезности
создания той или иной группы, во-вторых. «неформальные
объединения», находясь в такого рода
изоляции, становятся источниками
всевозможных слухов, домыслов,
трибуной демагогов, крикунов и просто
экстремистов».
Признавая,
что
время административных методов прошло,
обком КПСС пытался применять новые формы
работы с общественными объединениями.
Работу предлагалось организовать по
следующей схеме:
1. анализ состава объединений, их
структуры, численности;
2. изучение программ, уставов,
самиздатовской литературы для поддержки
конструктивного в них и предложения
альтернативы всему негативному;
3. выявление лидеров и работа с
ними по выяснению позиций, поручение им
конкретных дел в рамках целей, программ
формирований;
4. наблюдение реальных действий
и участие в них, создание неуставных
партийных и комсомольских групп в
объединениях;
5. поддержка диалога с группой
или советом объединения.
Принципами
же работы с неформальными объединениями
должны были бы стать гласность,
откровенность, открытый диалог,
демократизм, законность, компетентность,
что подразумевало: изучение содержательной
стороны работы объединений, привлечение
специалистов для совместной работы с ними,
создание аналитических групп, знание
основных методов ведения полемик,
психолого-педагогических аспектов
идеологической деятельности, открытие
дискуссионных клубов и участие в них
руководителей района, города, области,
осуществление в разных формах принятых
контактов, проведение мероприятий с
участием общественных организаций,
представителей трудящихся, учащейся
молодежи, социологические исследования и
тд.5
В
1989 году для
организации практической работы с
общественными объединениями по инициативе
обкома КПСС был создан областной
координационный центр общественных
организаций и формирований. Перед центром
ставились задачи «организации механизма
диалога на основе нового мышления для
решения спорных вопросов, возникающих в
ходе обновления, изменения общественно-политической
ситуации, координация действий и
непосредственный обмен информацией между
различными объединениями».6
В
состав центра на добровольных началах
вошли представители общественных
организаций и объединений. Основная работа
центра - заседания для обмена
мнениями, оперативного обмена информацией,
анализа положения дел на местах,
координация деятельности общественных
организаций и самодеятельных объединений.
На основе анализа полученной информации
выработка рекомендаций, предложений
оказание помощи партийным, комсомольским,
советским органам, трудовым коллективам в
установлении взаимодействия между
различными общественно-политическими
силами.
Кроме
того, в целях улучшения информированности
журналистов, повышения оперативности
освещения наиболее важных вопросов
практической деятельности руководящих
органов был создан пресс-центр при обкоме
КПСС. При пресс-центре были аккредитованы
журналисты центральных изданий, областных,
городских, районных, многотиражных газет.
Регулярные встречи журналистов и
ответственных работников имели обоюдный
интерес: журналисты получали информацию «из
первых рук», а ответственные работники
изучали настрой журналистов, формы и методы
партийного влияния, выявляли наиболее
острые проблемы.7
Первые
перестроечные формы взаимодействия
управленческих структур с общественными
организациями не получили своего
логического продолжения в силу
приостановления деятельности КПСС. Для
своего времени они были вполне
новаторскими и при разработке современных
форм и методов могут быть использованы, ибо
социальная значимость общественных
организаций не меняется с изменением форм
власти и ее идеологических установок. Они,
как и прежде, «удовлетворяя личные интересы
своих членов... развивают самодеятельность
трудящихся, дают выход энергии, привлекают
к активному участию в общественной жизни».
1«Партийное строительство».
Учебное пособие. М. 1971.С.377
2Там же
3ГАН ПИНО. ф. 260, оп. 66, д. 637. л. 13.
4ГАН ПИНО. Ф. 260, оп. 66, д. 637. л. 25
5Там же, д. 853. л. 6.
6Там же. д. 591, л. 1-3
7Там же, д. 654, л 21.
|