Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 1

Ольга АНДРИАНОВА

Инвестиционная привлекательность региона

Все чаще в последнее время зарубежные инвесторы и российская сторона склоняются к такому мнению, что в региональной стратегии привлечения инвестиций необходимо отражение следующих позиций:

- наличие информационной базы данных, что подразумевает создание широкого информационного поля для инвестора, где было бы определено, что регион может предложить, в чем его слабые места. Все информационные данные следует представлять по различным параметрам: экономическим, политическим, демографическим, социальным, законодательным. Инвестор не станет вкладывать средства в регион, о котором отсутствует информация или она ограничена. Наличие информации и прозрачность информационного поля снижает возможные риски и, следовательно, характеризует регион с положительной стороны:

- определение стимулов по привлечению инвесторов (в том числе иностранных). Из всех стимулов, предлагаемых на региональном уровне, наиболее перспективным является направленность на улучшение в целом делового климата в регионе:

- заинтересованность со стороны региональных административных органов (исполнительных и - законодательных) в привлечении иностранных инвестиций, а отсюда, - их инициативность,

- наличие хорошо функционирующей, отлаженной на всех уровнях организационной структуры, отсутствие бюрократизма, оказание поддержки;

- четкое распределение полномочий между федеральными и региональными органами власти; сочетание заинтересованности и поддержки федеральных и местных властей, связанные с деятельностью иностранных инвесторов, на федеральном, правительственном и ведомственном уровне;

- определение перспектив, долговременных целей деятельности иностранных инвесторов при разработке стратегии развития экономики региона;

- рассмотрение возможностей предоставления гарантий федерального или регионального уровня, создания стабильной правовой базы и предоставления экономических стимулов, льгот. Как показывают некоторые зарубежные исследования, существует целый ряд мотиваций, которыми руководствуется иностранный инвестор. Так, например, многие зарубежные эксперты (как, впрочем, и многие иностранные инвесторы) утверждают, что к таким мотивациям, которые характерны для переходных экономик, прежде всего следует относить не столько низкие факторные затраты (т. е. затраты по труду и капиталу: дешевая рабочая сила, дешевые сырьевые ресурсы и т.д.), сколько доступ к местным рынкам, значение которых для иностранных компаний подчас выше, чем роль экономических послаблений, налоговых льгот. В ряде случаев в последнее время это является основной мотивацией в привлечении большей части инвестиций. При ранжировании мотиваций по степени значимости оказывается, что они располагаются следующим образом:

1) получение доли рынка;

2) проникновение на местный (региональный) рынок и соседние рынки;

3) низкие факторные затраты;

4) проникновение на европейские рынки

(возможность экспорта продукции). По исследованиям Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), факторные затраты играют далеко не такую значительную или решающую роль в привлечении ПИИ (прямых иностранных инвестиций).

Как показывает практический опыт работы и проведения переговоров с иностранными инвесторами, на этапе, предшествующем принятию ими решения об инвестировании, а также согласно мнению многих экспертов, занимающихся этой проблемой, большинство иностранных инвесторов при принятии решения об инвестировании отдают предпочтение «доле рынка», «рыночному потенциалу», а только после этого низким производственным затратам и наличию сырьевых ресурсов.

Таким образом, инвестирование связано большей частью с потребностями местного рынка и предпочтение отдается созданию местного производства с целью удовлетворения спроса на данную продукцию в данном регионе или соседних регионах, т. е. при наличии местного рынка или близлежащих рынков.

Эти исследования показывают, что практика отвергает положения, выдвигаемые традиционной экономической теорией и показывает обратное.

Разумеется, что не всегда и не в каждой стране или регионе привлекательности рынка может быть отдано предпочтение перед факторными затратами со стороны иностранного инвестора. Для каждого региона и для каждого случая требуются дополнительные исследования, изучение среды и изучение мотиваций инвестора. Однако, это мнение зарубежных исследователей и инвесторов следует иметь ввиду, так как по отношению к отдельным инвесторам именно этот фактор часто оказывается решающим для принятия решения об инвестировании.

При рассмотрении проблемы создания привлекательной среды для инвестирования нельзя руководствоваться существующими теоретическими наработками. Следует изучать практический подход самих инвесторов к данному вопросу.

Существенную пользу в этом может оказать изучение зарубежных аналитических обзоров, зарубежной периодики, консультирование зарубежных экспертов, и прежде всего, анализ и обобщение практического опыта общения с иностранными инвесторами. Это может позволить выработать более гибкие подходы к решению проблемы создания инвестиционной привлекательности региона на основе мотиваций иностранного инвестора и позволит избежать ориентации на случайности.

Чтобы понять подход иностранного инвестора к вопросу привлекательности данного региона для его инвестиционной деятельности, важно знать, по каким параметрам та или иная иностранная компания занимается сканированием среды бизнеса в регионе. Например, в чем она видит целесообразность проникновения на данный рынок; какие факторы она считает приемлемыми и какие - неприемлемыми.

Та позиция иностранных инвесторов, которая рассматривается в данной статье, непосредственно основывается на интересе иностранного инвестора получить доступ к местному рынку и свою долю на этом рынке. Почему в последнее время инвестор отдает этому предпочтение при выборе места для инвестирования в сравнении с различными .фискальными льготами, экономическими стимулами, как например, освобождение от налогов в начальный период деятельности, ускоренная амортизация и так далее, или косвенные стимулы, такие, как наличие квалифицированных кадров, дешевая рабочая сила, дешевое доступное сырье и другие? Потому, что этот иностранный инвестор приходит на российский рынок ни на один день. Потому что по истечении начальной стадии его деятельности налоговые послабления и другие стимулы утрачивают для него значение. Куда более важным для него становится перспектива развития бизнеса, адаптация в новой среде, контакт с реальной средой ведения бизнеса. Поэтому уже сейчас в условиях наметившейся стабильности, в условиях снижения политических рисков и в расчете на завоевание своей ниши на перспективном российском рынке иностранные инвесторы принимают решение об инвестировании, указывая два параметра: «привлекательность российского региона и его перспективность с точки зрения завоевания новых рынков» и «конкурентоспособность иностранной компании на этих рынках».

При таком подходе для иностранного инвестора важны доходность инвестиций, а российские регионы ранжируются им уже по таким признакам, как привлекательность для производства продукции, емкость рынка, потенциал его роста, степень контроля над ним, уровень бюрократизма, возможность использования местных комплектующих, наличие местных поставщиков сырья и др.

При определении своей конкурентоспособности в регионе иностранный инвестор учитывает ту долю рынка, которая ему может принадлежать; перспективы удержания этой доли; соответствие выпускаемой продукции потребностям рынка данного региона; приемлемость для данной территории программы продвижения товаров, продукции и т.д.

Если иностранный инвестор заинтересован в долгосрочном размещении капитала, если он пришел на российский рынок, на рынок данного региона надолго, то доминирующим фактором при принятии им решения об инвестировании и при оценке инвестиционной привлекательности региона будет устойчивость и стабильность рынка и деловой среды для ведения бизнеса, а также устойчивость и стабильность отношений. Здоровый коммерческий интерес и стабильная экономическая политика для такого инвестора значат больше, чем иные привилегии.

И напротив, стремление форсировать поступление иностранных инвестиций, толкающее местные власти на предоставление иностранному инвестору любых льгот, налоговых послаблений и различного рода привилегий в масштабах, не вписывающихся в рамки целесообразности, может насторожить инвестора и привести к обратным последствиям.

Многие иностранные инвесторы, из числа пришедших на российский рынок не за сиюминутной выгодой и не с грабительской целью, скорее предпочтут взвешенную политику преференций, нежели широкие обещания любого рода льгот.

По мнению самих инвесторов и зарубежных экспертов, для стимулирования долгосрочных и крупномасштабных вложений иностранного капитала, а именно ПИИ, недостаточно применять лишь методы экономического стимулирования.

Все большее значение приобретает вопрос создания деловой среды, на которую влияют политические, социальные и культурные факторы. В их числе - политическая стабильность региона, взаимоотношения местных и федеральных властей, позиция местных властей по отношению к иностранным инвесторам, степень вмешательства администрации в деятельность предприятий, в том числе и в деятельность иностранных компаний, степень развития инфраструктуры, социальной сферы, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень безработицы, географическое расположение региона, культурная среда.

С учетом этих факторов, которыми руководствуется иностранный инвестор при принятии решения об инвестировании в регионе, следует обращать внимание на то, как со временем должны меняться подходы к решению проблемы создания инвестиционной привлекательности региона. Выработка региональной стратегии является динамичным процессом, поскольку условия изменяются, а с ним меняются и мотивации, которыми руководствуются иностранные инвесторы. Следовательно, чтобы результаты отвечали нашим ожиданиям, вопрос следует рассматривать в процессе динамического развития, а это означает, что методы оптимизации деятельности местных органов власти и тех структур, которые занимаются вопросами привлечения иностранных инвестиций в экономику области, должны изменяться по мере изменения условий. А это означает в свою очередь и изменение приоритетов: от увеличения экономических стимулов и налоговых льгот - к созданию деловой, культурной и социальной среды, маркетингу территории как товара.

Можно отметить, что для ряда иностранных инвесторов решающее значение может иметь географическое расположение региона, сходство культур, знание языка, сходство менталитета. Помимо характера и емкости рынка иностранные инвесторы проявляют интерес к численности населения и уровню душевого дохода, что также может характеризовать район с точки зрения его привлекательности.

Одним из факторов, который многие компании стараются учесть, является уровень бюрократизма. С этим иностранная компания связывает успешность начала своего функционирования, а также возможность преодоления процедурных трудностей, с которыми она столкнется и после перемещения своих ресурсов в российский регион, и с этим она связывает благоприятность условий своего функционирования впоследствии. Условия функционирования иностранной компании чаще всего определяются в ходе переговоров, поэтому для обеих сторон решающее значение может иметь моделирование процесса переговоров как средство прогнозирования реакций обеих сторон и планирования подходов к принятию реального решения. Обычно стороны отличаются по их отношению к своим ожиданиям, поэтому каждой из них приходится находить наиболее убедительные аргументы и стимулы. Одни и те же факторы могут по-разному влиять на ход переговоров, а следовательно, и на принятие решения. Не всегда уступки и широкие обещания льгот и преференций рассматриваются иностранными инвесторами как желание создать для него благоприятную среду для инвестирования.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz