|
О структурной перестройке в сфере управления. В течение последних лет все чаще обсуждается объективная необходимость "структурной перестройки" системы управления государством как в сферах государственного и муниципального управления, так и в сфере управления молодого российского бизнеса. Эта тенденция является закономерным следствием изменений в отношении "внешней среды" к России и изменений "внутренней среды" самой страны (новая Конституция и Законы, новое мышление граждан, новые социальные и экономические проблемы и т. д.). Новые условия и задачи обуславливают необходимость использования в сфере управления новых понятий и технологий, таких, как: "структурная перестройка", "управление изменениями", "организационное развитие", "реструктуризационный менеджмент", "управленческий консалтинг "под ключ", "управленческий реинжиниринг" и пр. Смыслом "структурной перестройки" является приведение "внутренней среды" государства: его целей, задач, политики, идеологии, политической, социальной и экономической целеустремленности граждан, их мышления, прав и свобод в соответствие с изменениями в "среде внешней" (интеграция в мировые политическую, социальную и экономическую системы) на всех уровнях государственного управления, управления структурами частного бизнеса. Для этого необходимы структурные изменения ("самое постоянное в природе - это перемены" (древнекит. поговорка) в управленческой, социальной, политической, идеологической и экономической сферах нашей жизни. К особенностям "структурной перестройки" в России относятся:
Выгодами "структурной перестройки" являются: Социальные. Заметное сокращение сроков реализации организационных (управленческих и структурных) изменений, в том числе связанных с "непопулярными" управленческими мерами, а следовательно, непревышение "порога социальной терпимости" граждан в отношении государственных структурных преобразований, что особенно актуально после двенадцати лет "строительства новой России". Экономические. Организационные изменения, в отличие от материально-технических, не требуют капитальных финансовых вложений и большого количества времени для их окупаемости. Политические. В период, когда в стране образовался "идеологический вакуум", граждане страны объективно нуждаются в "системообразующей" ("Мы - граждане страны") и "энергомобилизующей" ("Все - как один на структурные преобразования") идеологической цели, объединяющей этнос и мобилизующей его энергию на конструктивные преобразования. Нельзя допустить, чтобы накопленная в этносе (за двенадцать лет отсутствия видимых благоприятных перемен) отрицательная энергия была кем-либо направлена в деструктивное для страны русло. Конечно, одних деклараций о необходимости "структурной перестройки" сегодня уже явно недостаточно - ни "верхам", ни "низам". На самом деле, инициатива должна исходить от "верхов", с опорой на профессиональные, обладающие теоретическими и практическими возможностями творческими подходами и технологиями "низы". Думается, Академия государственной службы могла бы стать "альфой" и "омегой" таких преобразований в структурах государственного и муниципального управления. Для этой цели возможно на базе филиалов Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) организовать практические реструктуризационные штабы с участием управленцев государственных, муниципальных и частных структур. В локальном же масштабе можно отметить отрадный факт включения в образовательную программу Архангельского филиала СЗАГС на 2003-2004 гг. образовательных курсов "Организационное развитие и управление нововведениями" и "Управленческое консультирование". Данные курсы, кроме теоретической основы, дают обучающимся и практические навыки: в разработке организационных нормативных документов, в реализации организационных замыслов в конкретной (хотя и смоделированной для учебных целей) организационной структуре. Никто не опроверг один из основных управленческих постулатов - "любая проблема разрешается с поиском человека, который ее разрешает". К сожалению, сегодня даже наиболее престижное и дорогое бизнес-образование - МВА - не предполагает подготовку специалистов данного профиля. Поэтому необходимо аккумулировать практический опыт и наработанные в регионах технологии, вести поиск специалистов и сконцентрировать их усилия для достижения цели развития общества. Нам представляется это возможным.
|