Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 3-4

Юрий Ковалев

О структурной перестройке в сфере управления.

В течение последних лет все чаще обсуждается объективная необходимость "структурной перестройки" системы управления государством как в сферах государственного и муниципального управления, так и в сфере управления молодого российского бизнеса.

Эта тенденция является закономерным следствием изменений в отношении "внешней среды" к России и изменений "внутренней среды" самой страны (новая Конституция и Законы, новое мышление граждан, новые социальные и экономические проблемы и т. д.).

Новые условия и задачи обуславливают необходимость использования в сфере управления новых понятий и технологий, таких, как: "структурная перестройка", "управление изменениями", "организационное развитие", "реструктуризационный менеджмент", "управленческий консалтинг "под ключ", "управленческий реинжиниринг" и пр.

Смыслом "структурной перестройки" является приведение "внутренней среды" государства: его целей, задач, политики, идеологии, политической, социальной и экономической целеустремленности граждан, их мышления, прав и свобод в соответствие с изменениями в "среде внешней" (интеграция в мировые политическую, социальную и экономическую системы) на всех уровнях государственного управления, управления структурами частного бизнеса.

Для этого необходимы структурные изменения ("самое постоянное в природе - это перемены" (древнекит. поговорка) в управленческой, социальной, политической, идеологической и экономической сферах нашей жизни.

К особенностям "структурной перестройки" в России относятся:

bullet

практически полное отсутствие как отечественной, так и зарубежной теоретической и методической литературы для профессиональной подготовки;

bullet

высочайшая востребованность не "механических" (обращенных к прошлому опыту), а творческих подходов и технологий при реализации замысла любой "перестройки";

bullet

отсутствие в высшей школе системного изложения образовательных курсов с теоретической и практической составляющими, причем, достаточного объема;

bullet

наличие на этом сегменте рынка шарлатанов, выдающих себя за "профессионалов реструктуризации", распознать которых неспециалисту практически невозможно.

Выгодами "структурной перестройки" являются:

Социальные. Заметное сокращение сроков реализации организационных (управленческих и структурных) изменений, в том числе связанных с "непопулярными" управленческими мерами, а следовательно, непревышение "порога социальной терпимости" граждан в отношении государственных структурных преобразований, что особенно актуально после двенадцати лет "строительства новой России".

Экономические. Организационные изменения, в отличие от материально-технических, не требуют капитальных финансовых вложений и большого количества времени для их окупаемости.

Политические. В период, когда в стране образовался "идеологический вакуум", граждане страны объективно нуждаются в "системообразующей" ("Мы - граждане страны") и "энергомобилизующей" ("Все - как один на структурные преобразования") идеологической цели, объединяющей этнос и мобилизующей его энергию на конструктивные преобразования. Нельзя допустить, чтобы накопленная в этносе (за двенадцать лет отсутствия видимых благоприятных перемен) отрицательная энергия была кем-либо направлена в деструктивное для страны русло.

Конечно, одних деклараций о необходимости "структурной перестройки" сегодня уже явно недостаточно - ни "верхам", ни "низам".

На самом деле, инициатива должна исходить от "верхов", с опорой на профессиональные, обладающие теоретическими и практическими возможностями творческими подходами и технологиями "низы".

Думается, Академия государственной службы могла бы стать "альфой" и "омегой" таких преобразований в структурах государственного и муниципального управления. Для этой цели возможно на базе филиалов Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) организовать практические реструктуризационные штабы с участием управленцев государственных, муниципальных и частных структур.

В локальном же масштабе можно отметить отрадный факт включения в образовательную программу Архангельского филиала СЗАГС на 2003-2004 гг. образовательных курсов "Организационное развитие и управление нововведениями" и "Управленческое консультирование". Данные курсы, кроме теоретической основы, дают обучающимся и практические навыки: в разработке организационных нормативных документов, в реализации организационных замыслов в конкретной (хотя и смоделированной для учебных целей) организационной структуре.

Никто не опроверг один из основных управленческих постулатов - "любая проблема разрешается с поиском человека, который ее разрешает". К сожалению, сегодня даже наиболее престижное и дорогое бизнес-образование - МВА - не предполагает подготовку специалистов данного профиля. Поэтому необходимо аккумулировать практический опыт и наработанные в регионах технологии, вести поиск специалистов и сконцентрировать их усилия для достижения цели развития общества. Нам представляется это возможным.

Предыдущая Главная Вверх 

Hosted by uCoz