Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 3-4

Виталий Тупчиенко

Социально-экономическая политика финансирования социальной сферы

Главной целью социально- экономической политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий.

Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями 7, 38, 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации, а также Уставами субъектов Российской Федерации; Федеральными и региональными законами, нормативными документами муниципальных образований.

К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается но отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

Для чего предлагается установление государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

В плане действий Правительства РФ в сфере образования предусматривается создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. В связи с этим Правительством РФ планируется:

bullet

увеличение финансирования образования из бюджетных и внебюджетных источников;

bullet

обеспечение софинансирования на конкурсной основе инвестиционных проектов;

bullet

установление порядка функционирования гимназий и других типов государственных средних школ, расширенный учебный план которых софинансируется родителями учащихся;

bullet

установление особого статуса образовательных организаций ("учебное заведение") вместо существующего статуса государственных учреждений. Переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством, предполагающую нормативно-подушевое финансирование учебных заведений одной строкой "Исполнение государственных именных финансовых обязательств". Внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ;

bullet

установление федеральной составляющей и рамочных условий разработки региональной составляющей государственного стандарта основного общего образования. Принятие документов, определяющих принцип минимального бюджетного финансирования образовательных стандартов на федеральном и региональном (местном) уровнях, возможность финансирования дополнительных образовательных услуг в системе общего образования за счет средств родителей;

bullet

формирование новой системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии).

Главной целью политики государство в сфере здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной медицинской помощи и обеспечения качества лечебных услуг. Особое внимание будет уделено:

bullet

формированию объединенной системы медико-социального страхования, повышению эффективности государственного регулирования системы медико-социального страхования (уточнение поднадзорных полномочий на федеральном и региональном уровне, а также процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков);

bullet

рационализации программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе стационарнозамещающих технологий, включение в ее стоимость расходов но амортизацию и капитальный ремонт;

bullet

разработке социальных нормативов обеспечения населения лекарственными средствами;

bullet

переходу к единым методам оплаты медицинской помощи в системе медико-социального страхования.

Политика государства в сфере культуры будет направлена на:

bullet

развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны;

bullet

обеспечение единства культурного пространства страны;

bullet

формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие дальнейшее развитие российского общества.

Одним из мероприятий по стабилизации обстановки в этой сфере будет разработка финансово-хозяйственного механизма, обеспечивающего последовательное внедрение программно-целевого, контрактного и инвестиционного методов финансирования учреждений культуры.

Внимание Правительства Российской Федерации в области социальной поддержки населения будет сконцентрировано на повышении защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке; создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.

В основу будут положены мероприятия по:

bullet

передаче большинства полномочий по установлению размеров и условий предоставления государственной помощи на региональный и муниципальный уровень с одновременным расширением их возможностей по финансовому обеспечению социальных выплат;

bullet

постепенной замене большинства льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, адресными формами социальной поддержки без снижения совокупных расходов на социальную помощь в реальном выражении;

bullet

изменению принципов и источников финансирования выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

bullet

расширению рынка социальных услуг, развитию конкуренции за счет расширения номенклатуры услуг, повышению их качества и снижению издержек.

Первоочередные действия Правительства Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения и страхования предусматривают:

bullet

поэтапное повышение до 1,2 предельного соотношения заработка при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера;

bullet

введение механизмов накопительного финансирования досрочных пенсий;

bullet

организацию государственного пенсионного страхования. Определение

bullet

норм и видов пенсий, условий их предоставления в системе государственного пенсионного страхования;

bullet

введение учета накоплений на индивидуальных счетах граждан в системе пенсионного страхования на основе индивидуального (персонифицированного) учета.

Главной целью развития жилищно-коммунального хозяйства является создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище в соответствии с установленными социальными стандартами безопасности проживания.

Для выполнения этой цели будут проведены мероприятия:

bullet

усиление адресности бюджетных расходов на субсидирование оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами и совершенствование порядка предоставления адресных жилищных компенсаций (субсидий) семьям с низкими доходами;

bullet

ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов коммунальных предприятий, предоставляющих услуги в жилищном секторе;

bullet

обеспечение жилищных прав граждан на собственность, аренду, наем, социальный наем;

bullet

активизация развития ипотечного жилищного кредитования, рынка закладных на жилье и ипотечных ценных бумаг;

bullet

создание законодательной базы для привлечения долгосрочных инвестиций в жилищный сектор и создание кредитных и заемных механизмов использования их гражданами и др.

Реализация поставленных задач в социальной сфере позволит более рационально использовать финансовые ресурсы государства, обеспечить единый подход к установлению федеральной составляющей и рамочных условий для разработки региональной составляющей государственного стандарта во всех отраслях этой сферы. Поэтому роль государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает.

С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного и муниципального регулирования рынка услуг.

Немаловажную роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В настоящее время нет стройной системы государственных минимальных социальных стандартов. Отдельные социальные нормативы и нормы, касающиеся отраслей образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, одобрены распоряжением Правительства РФ от 23 мая 1996г. № 769. Правительство Российской Федерации рекомендовало органам региональной исполнительной власти и органам местного самоуправления использовать эти нормы и нормативы при формировании проектов своих бюджетов.

Отдельно было принято постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 205 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 г.".

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 была утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Однако установленные указанными решениями Правительства Российской Федерации стандарты и нормативы охватывают далеко не весь перечень государственных минимальных социальных стандартов и нормативов финансирования социально-значимых расходов. Это значительно осложняет работу по формированию региональных и местных бюджетов, так как отсутствие четкого перечня ГМСС приводит к несогласованности в определении их состава и методики обеспечения финансовыми ресурсами.

Поэтому одной из задач по улучшению состояния социальной сферы является разработка Единого перечня государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов. Этим вопросом в настоящее время занимается Министерство экономики и развития РФ совместно с министерствами и ведомствами и Государственной Думой федерального Собрания Российской Федерации.

В 1998г. в результате исследования, проведенного по заказу Правительства Российской Федерации, была дана общая характеристика положения дел с применением государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов на примере Иркутской, Московской, Ленинградской, Свердловской и Ростовской областей, а также проанализированы методики расчета нормативов в указанных регионах. Анализ работы по нормированию бюджетных расходов свидетельствует о преимуществах нормативного подхода в практике бюджетного планирования и финансирования социальной сферы и целесообразности его дальнейшего расширения. В то же время он требует и совершенствования.

Прежде всего, должно быть ускорено формирование правовой базы, единых методологических основ, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.

Одним из основных направлений совершенствования методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство и исполнение действующих нормативных правовых актов, о также увязка с принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения в стране, оздоровлению государственных финансов и упорядочению расходов бюджетных учреждений.

На наш взгляд, необходимо при разработке нормативов расходования финансовых средств максимально учитывать все социально-экономические и природно-климатические (географические) особенности регионов, обуславливающие повышение или, наоборот, снижение стоимости государственных услуг, финансируемых из бюджета и государственных внебюджетных фондов. А значит, при расчете норм и нормативов не должно быть какого-либо субъективного подхода, и важно исключить чье-либо вмешательство в компетенцию региональных и местных органов власти.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz