|
Региональный аспект социальной стандартизации В соответствии с проектом федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» к социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается на отрасли социально-культурной сферы, относятся гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры. Для сравнения в Беларуси сфера применения одноименного закона шире и распространяется, помимо перечисленных выше, на оплату труда и пенсионное обеспечение, а также на жилищно-коммунальное обслуживание. Для оценки региональных подходов к социально-экономической стандартизации автором проведен мониторинг правовых баз данных 77 субъектов Российской Федерации1. Результаты мониторинга приведены в таблице 1. Таблица 1 Обзор регионального законодательства в области социально-экономической стандартизации
Из приведенных данных видно, что вопросы социально-экономической стандартизации получили отражение в региональных правовых актах менее половины субъектов федерации. При этом основной акцент в регионах сделан на жилищно-коммунальное хозяйство, что объясняется наличием федерального стандарта в этой области. В других отраслях социально-культурной сферы стандарты получили правовое оформление лишь в двух-трех регионах России. Среди них - Самарская область и Карелия. В Самарской области объект социальной стандартизации рассматривается значительно шире, чем на федеральном уровне. Помимо перечисленных выше отраслей, он включает стандарты в области правового обеспечения и безопасности граждан, физической культуры и спорта, а также поддержки семьи, материнства и детства. В Карелии объект социальной стандартизации еще шире: в дополнение к Самарскому перечню он включает благоустройство территории и функционирование органов местного управления, т.е. весь спектр так называемых бюджетных услуг, а также капитальные расходы на жилищное строительство (см. таблицу 2). Таблица 2 Сравнительная оценка сферы применения социальных стандартов
В правовых актах по социальным стандартам наблюдается также различный подход к содержательной части общепринятых разделов. Так, например, в области культуры в соответствии с федеральным законопроектом социальные стандарты предусматриваются лишь для библиотечного обслуживания населения. Доступ к остальным культурным ценностям, по мнению законодателя, не должен быть бесплатным, и деятельность иных учреждений культуры должна, по-видимому, осуществляться на основе самоокупаемости за счет внебюджетных источников финансирования. В региональных правовых актах можно встретить более широкий подход к стандартизации сферы культуры. Так, в Самарской области в качестве предмета социальной стандартизации предусмотрены не только услуги библиотек, но и учреждения клубного типа, музеи и выставочные залы, художественные, музыкальные школы и школы искусств, парки культуры и отдыха, профессиональные театры. В Карелии социальные стандарты в области культуры распространяются на культурно-досуговые центры, клубы и учреждения клубного типа, методические центры сохранения и развития культуры, библиотеки (включая специализированные детские, для обслуживания юношества и специализированные для слепых), театральные залы и профессиональные театры, концертные залы, парки культуры и отдыха, музеи, выставочные залы. Как известно, государственные минимальные социальные стандарты формируются из отраслевых (профессиональных) стандартов, в которых предусматривается набор требований к объему и качеству предоставления (работ) услуг в соответствующей отрасли и которые регламентируют материально-технические, кадровые, временные и другие виды ресурсов. Рассмотрим региональные особенности социальных стандартов на примере сферы образования. В каждом регионе для системы дошкольного и школьного образования предусмотрены нормативы наполняемости, дифференцированные для классов (групп) общего назначения и коррекционных, а также интернатов и детей (подростков) с девиантным поведением. В Карелии удобным инструментом для целей формирования бюджета расходов на дошкольное образование является процент охвата услугами дошкольного образования. В Самарской области в законе прописаны дополнительные натуральные нормы и нормативы по нагрузке в неделю, а также нормы и нормативы материально-технического и кадрового обеспечения. Для системы профессионального образования нормы и нормативы на региональном уровне почти не формируются, кроме наполняемости групп в учреждениях начального и среднего профессионального образования (15-25 чел.). Во многом это объясняется тем, что значительная часть профессионального образования - высшая школа - как правило, находится вне компетенции региональных органов управления, т.е. на федеральном уровне. Следовательно, высшая школа из сферы социальной стандартизации выпала, т.к. государственные минимальные социальные стандарты федерального уровня до настоящего времени не определены. Таким образом, на фоне отсутствия федеральных основ социальной стандартизации по основным отраслям социально-культурной сферы государственные минимальные социальные стандарты юридически и практически введены в российскую действительность на региональном уровне. Это объясняется тем, что федеральный центр и настоятельная жизненная необходимость заставляют регионы заниматься вопросами социальной стандартизации. Соответствующие законы в контексте приближенном к проекту федерального закона, действуют уже в нескольких субъектах федерации, а также на уровне отдельных муниципальных образований. Однако процесс социальной стандартизации в регионах сдерживается из-за отсутствия необходимых правовых актов федерального уровня и единых методических основ. В этих условиях в субъектах федерации наблюдаются различные подходы как к сфере применения государственных минимальных социальных стандартов, так и к их содержательной части. 1 Санкт-Петербург и Ленинградская область объединены в одну базу данных. 2 Распоряжением создан временный творческий коллектив и представлен календарный план разработки системы государственных минимальных социальных стандартов, о реализации которого информация отсутствует. 3 Постановление предусматривало установление государственного минимального социального стандарта услуг общественного транспорта и утратило силу с принятием Постановления от 17.10.2002 №518-П-П 4 Распоряжением создана комиссия по подготовке законопроекта о ГМСС Ставропольского края, информация о результатах работы которой отсутствует. 5 Распоряжением создано рабочая группа по разработке ГМСС. Информация о результатах работы отсутствует. 6 Закон утратил силу по протесту прокурора Нижегородской области в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания от 29.08.2002 №194-111. 7 Распоряжение касается вопросов разработки минимальных социальных стандартов. О результатах разработки и официальном утверждении информации нет. 8 Распоряжениями утвержден состав рабочей группы по разработке минимальных социальных стандартов. Информации о результатах разработки нет. 9 Утратил силу. 10 Постановлением утвержден состав рабочей группы по разработке предложений и замечаний к проекту Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах». Региональные правовые акты по этому вопросу отсутствуют. 11 Утратил силу. 12 Утратил силу. 13 Составлено по: Проект Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах», ст. 6-9. 14 Составлено по: Закон Самарской области «О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области» от 17 марта 2000 г. №6-ГД, ст. 4. 15 Составлено по: Закон Республики Карелия «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» от 31 марта 2000 г. №404-ЗРК, ст. 6. |