|
Региональные экономические интересы и противоречия Повышение роли территорий в социально-экономическом развитии российского общества, реализации экономических реформ и формирование рыночных отношений требуют профессионального анализа для ответа на целый ряд вопросов принципиального характера, к которым относится выявление содержания и методов рыночных преобразований не только общества в целом, но и в рамках его региональных структур. В настоящее время регионы превратились в реальные субъекты экономических отношений, в отличие от того формального статуса, который был характерен в условиях плановой системы хозяйствования. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в результате разграничения собственности регионы стали полномасштабными субъектами отношений собственности, образующими ядро экономических отношений. Между тем известно, что экономические отношения проявляются как интересы, именно поэтому регионы как субъекты Российской Федерации становятся носителями качественно самостоятельных экономических интересов, в рамках и за рамками которых функционируют все другие интересы, свойственные обществу с формирующейся рыночной экономикой. Главная причина закрепления и относительного обособления экономических интересов региона дополняется рядом других условий, в основе которых лежит политический фактор соединения российского федерализма, обеспечивающего целостность экономического пространства страны с относительной экономической обособленностью регионов, предполагающего их широкие права во всех сферах, включая экономику. С процессом реформирования именно на уровне регионов возникают и аккумулируются проблемы социального, экономического и политического характера, которые в рамках каждого из них носят специфический характер. Игнорирование особенностей территорий усиливает процесс дифференциации в социально-экономическом развитии и уровне жизни населения, противоречия между центром и регионами. Не случайно многие современные исследователи видят причину снижения темпов рыночной трансформации экономики России в ее сдерживании именно на региональном и микроэкономическом уровнях1. Изучение экономических отношений на уровне региона, особенно исследование этого процесса в аспекте экономических интересов, предполагает системность, в которой эта категория была бы охарактеризована адекватно ее экономической природе. В связи с этим представляется важным учесть методологические подходы, сложившиеся до настоящего времени в изучении этой проблемы. В недалеком прошлом в научной литературе дискутировалась проблема экономических интересов в аспекте выявления их экономической природы, которая до сих пор не привела к однозначному решению. Ряд авторов придерживается взглядов на экономический интерес как категорию субъективную на том основании, что интересы, прежде чем стать побудительными мотивами к действиям, должны быть осознаны субъектом этих действий . Между тем объективность экономических законов и природы экономических интересов не означает их неизменность, так как интересы трансформируются с течением времени под влиянием потребностей и изменившихся экономических отношений, происходивших как в рамках каждого из способов производства, так и за их рамками, о чем свидетельствуют рыночные преобразования в России и ряде других стран. Реализация экономических законов в процессе практической деятельности находит отражение в согласовании экономических интересов с субъектами экономических отношений, то есть интересы могут выступать в качестве индикаторов проявления законов. Индикативный характер экономических интересов по отношению к законам не снижает их ценности, а лишь указывает на необходимость познания и использования глубинных взаимосвязей между ними. В экономической литературе нет однозначного подхода к вопросу о формах проявления и реализации экономических интересов. В некоторых исследованиях формы их проявления и реализации отождествляются с любой хозяйственной практикой . Согласно таким представлениям конкретными формами проявления экономических интересов служат стимулы, различные формы стимулирования, финансовые результаты деятельности. Между тем характеристика категорий "стимул" и "стимулирование", как и самих интересов, неоднозначна. Так, нередко происходит4 отождествление стимулов и интересов, а само стимулирование трактуется в качестве объективной основы экономических интересов5. Не вдаваясь в специальный анализ этого сложного вопроса, мы склонны присоединиться к позиции тех авторов, согласно которой стимулы - это осознанные интересы, а стимулирование - система определенных мер и действий, посредством которых реализуются экономические интересы. Экономическое стимулирование выступает фактором, определяющим целенаправленные действия, средством, с помощью которого один из субъектов интереса воздействует на другой, для чего используются разнообразные экономические формы, включая ценообразование, заработную плату, кредитование, управление, налогообложение и другие. Экономические интересы существуют в виде определенной системы, что обусловлено рядом факторов: народнохозяйственными, характеризующимися интересами субъектов при сложившейся системе разделения труда; государственными, выражающимися в общей системе права, выявления и согласования интересов; этносоциальными, которые проявляются в единых стереотипах поведения, приоритетах развития в общественном сознании; региональными и так далее. В условиях транзитивной экономики особенно актуально потребность в выявлении и характеристике системы экономических интересов и ее важнейших звеньев. В системе интересов, существовавшей в дорыночной экономике РФ, и состоявшей из общенародных, коллективных и личных интересов, выделялись интересы отраслевые, территориальные, ведомственные6. Предполагалось, что интересы отражают специфику общественного производства, в рамках которого существуют интересы промышленности, сельского хозяйства7. Разнообразие мнений отражает сложность данного вопроса и в то же время игнорирование основной связи интересов с экономическими отношениями и потребностями. В данном случае исходим из того, что в обществе существуют различные типы, формы и разновидности интересов, это подчеркивает их связь с отношениями собственности. Так, типу общих экономических интересов соответствуют интересы общества, регионов, определенных трудовых коллективов, которые выражают реально существующие отношения общей собственности. Интересам частной собственности на условия и результаты производства соответствует широкий диапазон частных интересов: от интересов частного предпринимателя до работника. В рамках этих типов существуют формы и в их пределах - разновидности. Например, в аспекте интересующего нас вопроса нельзя отождествлять интересы регионов с различной долей государственной или негосударственной собственности, а в рамках этих форм - такие разновидности, как интересы производственных и рекреационных регионов. Подобный раздел интересов представляется более обоснованным исходя из следующих обстоятельств: объективно обусловленная структура экономических отношений общества включает их разноуровневые, разнокачественные отношения и подсистемы, характеризуемые множеством экономических отношений и потребностей субъектов-носителей интересов, которые позволяют оценить их положение в сфере производства, распределения, обмена и потребления, обуславливает их экономические интересы и противоречия между ними. Это означает соотнесение структуры экономических интересов со структурой экономических отношений в обществе, всеобщий характер интересов и их трансформативность в зависимости от изменений в самой экономической системе. Такой методологический подход особенно важен для формирования теории экономических интересов применительно к условиям рыночной экономики, отличающейся многосубъектностью. Многоукладная экономика означает наличие двух основных типов собственности: частной и общей и соответствующих им форм и разновидностей. Это дает основание тому, чтобы всю систему многообразных экономических интересов дифференцировать также на два типа, каждый из которых имеет свою подсистему, состоящую из разнообразных форм и разновидностей8. Если более подробно остановиться на характеристике региональных экономических интересов, то следует отметить, что этот вопрос не совсем прост ввиду того, что под регионом в прошлом и в настоящее время подразумевают неравнозначные структуры общества, под которыми в одном случае имеют в виду федеральный округ, в другом - каждый из субъектов федерации, в третьем - часть субъекта Федерации с обособленными и ярко выраженными функциональными характеристиками, как, например, рекреационные регионы, административные районы. Этот подход представляется нам хотя и неточным, но имеющим свое оправдание. Неточность, на наш взгляд, состоит в том, что в большинстве из перечисленных случаев определение региона имеет в своей основе не экономический, а территориально-производственный принцип. Что касается оправданности указанного принципа, то она связана с тем, что в прошлом регионы не были относительно обособленными субъектами отношений собственности и товарно-денежных отношений. Многообразие субъектов рыночных отношений, отличающихся различием форм и уровней экономического обособления, сказывается в росте разновидностей и содержания их экономических интересов. При этом следует отметить непрерывный процесс их изменения и взаимопроникновения. Такое взаимопроникновение, наполненность интересов элементами общего и частного характера некоторые авторы считают достаточным, чтобы трактовать, например, интересы региональные как коллективные, на том основании, что региональный интерес проявляется как интерес совокупного работника, его носителя . Подобная трактовка отрывает интерес от собственности, служащей его социальной основой, и ограничивает его содержание только одной плоскостью. В этой связи весьма важно для вычленения типов или форм экономических интересов четкое понимание и установление его субъекта-носителя с учетом экономического и правового статуса последнего . Как было показано, региональная система интересов обладает подсистемами на "горизонтальном" срезе в связи с функциональной значимостью каждой из фаз воспроизводства. Вместе с тем есть все основания говорить об этой системе в "вертикальном" срезе. Здесь, даже абстрагируясь от верхнего среза этой системы ("общество - регион"), хотя очевидно, что и он отнюдь не безразличен для интересов региона, можно четко указать, как на составляющие, на интересы муниципальных образований, государственных территориальных структур и хозяйствующих субъектов во всех их многочисленных разновидностях. Многообразие экономических интересов и их разнонаправленность, рождаемая многосубъектностью их носителей, являются причинами их объективной противоречивости, которая является взаимной и внутренней. Первое означает наличие объективных противоречий между различными субъектами интересов (например, региона и хозяйствующего субъекта), а второе - наличие противоречий в рамках каждого из этих субъектов, когда, например, региону приходится решать вопрос о развитии производственной, социальной или рекреационной сферы, каждая из которых требует ресурсов из одного и того же источника. В определенной научной литературе способом разрешения этих противоречий в рыночных условиях является согласование посредством экономических механизмов, которое исходило бы из правового равенства каждого из носителей экономических интересов. Естественно, что этот принцип относится и к регионам в их экономических отношениях между собой и внутрирегиональными административными и хозяйственными структурами. Становление рыночных отношений приводит к новой персонификации экономических интересов. Признавая равноправие их в рамках названных выше типов - частных и общих, порой отмечается, что в процессе согласования интересов более существенна роль тех из них, которые разворачиваются на макро-, а не на микроуровне, поскольку они определяют правила "игры", создают экономическую среду функционирования субъектов12. В данном случае следует заметить, что такое смещение акцентов в большей мере отражает отношения прошлых лет, когда интересы региона вообще не выделялись в системе экономических интересов в силу неопределенности его экономического статуса. В условиях рыночной трансформации экономики, становления регионов как реальных субъектов экономических отношений возникла возможность выделения региональных экономических интересов как экономической категории. Экономические интересы в регионе проявляются в вертикальном срезе как связи с федеральными структурами, муниципалитетами и хозяйствующими субъектами внутри региона, образуя цепочку: федерация - округ - регион - муниципалитет - хозяйствующие субъекты, а также в качестве горизонтальных связей, проявляющихся в виде взаимодействия между другими регионами и прочими субъектами внутри Федерации и за ее пределами. Реализация таких разнокачественных интересов возможна лишь путем системной организации экономических отношений, которая, в свою очередь, может трактоваться как совокупность норм, механизмов, форм согласования принципов рыночной экономики с принципами федерализма, регионального и местного самоуправления, которые позволяют осуществлять компромисс экономических, социальных, экологических и иных интересов самых различных субъектов рассматриваемых отношений. К числу наиболее важных системно реализуемых средств относятся такие, как закрепление в общественном сознании общепринятых посылок системной организации экономических отношений, в первую очередь отношений собственности: земельных, бюджетно-налоговых, природоресурсных и иных; в сфере регулирования хозяйственной деятельности - правовое оформление экономических отношений на федеральном, региональном и местном уровнях. Основная проблема в построении такой региональной политики заключается в том, что выделение экономических интересов региона и признание их одной из качественно определенных форм общих интересов, наряду с федеральными и муниципальными, происходит в условиях становления многообразных отношений собственности. Речь идет не только об объектах внутри регионов, но и о самих регионах, поскольку они также становятся одними из таких субъектов собственности. Противоречия экономических интересов проявляются и в различных потребностях регионов как их материальной основе. Общим для всех регионов является стремление к достижению устойчивого экономического развития, сбалансированности получения и использования ресурсов, эффективности реализации имеющихся средств, достижение оптимального уровня социального развития, выражающегося в достойном уровне жизни населения и т.д. Каждый регион, занимая определенное место в системе общественного разделения труда, имеет некую специфичность условий: природных, экономических, социальных, обладает в силу этого определенной спецификой потребностей и возможностей. Экономические интересы субъектов хозяйствования весьма разнообразны и разнокачественны как в связи с их разноуровневой принадлежностью, функциональной ориентированностью, так и приоритетностью. Признавая правовое равенство субъектов экономических интересов, тем не менее, следует признать и определенные приоритеты в их реализации, связанные с функциональной ориентированностью региона. Каждый регион обладает определенной воспроизводственной структурой и может быть охарактеризован с позиций производства, распределения, обмена и потребления, а интересы охватывают все эти фазы, реальный путь совершенствования экономических отношений посредством согласования экономических интересов заключается в рассмотрении этой категории в воспроизводственном аспекте. Реализация разнокачественных интересов возможна путем системной организации экономических отношений посредством норм, механизмов и форм согласования рыночной экономики при использовании принципов федерализма, регионального и местного самоуправления. 1 Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управления в условиях федерализма// Вопросы экономики. -1994. - №9 - С. 51.; Малыхин В. Экономическая реформа: необходимость региональной адаптации // Экономист. -1992. - №11. - С. 14. 2 Шапошников А. Н. Категория "интерес" как инструмент экономико-социальных исследований // Экономическая социология и перестройка; под ред. Т.И. Заславской.- М.: 1989.-С. 144. 3 Курочкин Ю.П. Экономические интересы в системе производственных отношений развитого социализма //Потребности, интересы, стимулы в хозяйственном механизме социалистического общества.- Л.: ЛГУ, 19 83.-С. 35. 4 Экономическая теория. Задачи, схемы, методические материалы /под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасовича.- СПб.: 1999.-С.305. 5 Генкин А. Системы экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики.-1993.-№6.-С.147. 6 Валивач Е. Некоторые проблемы экономических интересов при социализме // Экономические науки.- 1970.-№5.-С.39-44. 7 Еремин А. Экономический интерес как проблема политэкономии социализма //Экономические науки.- 1970. -№5. -С. 19-31. 8 Гершкович Б.Я. Предпринимательство в аспекте экономических интересов // Социально-экономические проблемы предпринимательства.- Ростов-на-Дону: 1995.-С.125-131. 9 Баскова М.К. Экономические интересы и их взаимодействие. Региональный аспект. - Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1991.-С.60 10 Гершкович Б.Я. Концепция экономических интересов в условиях реформирования российской экономики // Научная мысль Кавказа. - 1996. - №1. 11 Валентей С. Постсоюзное экономическое пространство // Российский экономический журнал.- 1993. - № 7. -С. 3. 12 Басов В. В. Экономические интересы и их реализация в условиях становления рыночной экономики //Автореферат на соискание степени к.э.н. - Н. Новгород: 1994.-С.18.
|