Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 4

Ахмед ЮЗБЕКОВ

Регулирующая роль административных органов  в формировании экологического мировоззрения населения

Современный этап развития человечества характеризуется резким возрастанием техногенного пресса на природу. Материальный и духовный дуализм, проявляющийся во взаимоотношениях человека и природы, превращенный в антагонизм, ведет к разрушению природных связей как внутри природы, так и внутри человечества. Однако исторический процесс во взаимоотношениях человека и природы, несмотря на его нарушенность, развивается. В настоящее время этот процесс находится в критической кризисной точке на перегибе нисходящей и восходящей части исторической кривой. Природа молчит, но она мстит. Она не выдерживает бездушного отношения к ней со стороны человека, поэтому и поставила перед ним главную проблему эпохи – проблему выживания человечества. Гибнущие по вине человека реки и подземные воды, задымленная и искаженная атмосфера, сведенные леса и мелиорированные болота, разрушенные и загрязненные почвы, химическое и радиоактивное загрязнение природной среды – все это, как бумеранг, бьет по человеку, «награждая» его десятками видимых и невидимых болезней, как соматических, так и генетических. И только лучшая часть человечества осознает все происходящее, выдвинув на арену истории обширные всеобъемлющие науки (новые парадигмы) – биологию и экологию 1.

Человек стал умным, но не стал мудрым. Мудрый от умного отличается способностью мыслить обозримыми временами. Для достижения этого необходимо уважение к исторической памяти и мудрым людям.

Упомянутый выше дуализм взаимоотношения человека и природы сохраняется и поныне в виде двух экологических, точнее, биосферных начал: эколого-экономического и эколого-духовного. Сопряженное их развитие, включая управление и регламентацию (коэволюция по Н.Н. Моисееву) способно вывести человечество и природу на новый (неосферный) виток глобальной эволюции биосферной Земли.

Люди долго воспитывались под наркозом крылатых фраз типа: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» и т.д., которые и до сих пор на устах людей старшего поколения. Таким образом экологическая опасность становится препятствием социально-экономическому развитию общества. Но пока еще можно принять меры, позволяющие смягчить натиск на природную среду, сберечь здоровье людей. В этих условиях необходим поиск таких методов управления экологической обстановкой, которые обеспечивали бы поступательное движение к главной цели в области природопользования и охраны окружающей среды – обеспечению устойчивого и экологически безопасного развития экономики региона.

Понятие «устойчивое развитие» – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» заимствовано из ресурсной концепции развития мировой системы, которая рассматривает Землю только или в основном как источник ресурсов. Современная экономика в этом случае не может не разрушать биоту и окружающую среду, а, следовательно, невозможно решить существующие экологические и социальные проблемы только технологическими разработками и экономическим ростом. Тем более невозможно поддерживать состояние равновесия, если общество будет опираться только на технические решения, а не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Преобразование социально-экономической системы должно происходить на основе не только технологически новой производственной деятельности людей, но и на изменении системы взглядов человека на окружающий мир и самого себя. Стремление к изменению социально-экономической системы всегда было присуще человеку, но обоснование этих стремлений ранее выводилось из внутренних противоречий и недостатков существовавших систем. Теперь очевидно, что человеческое общество должно измениться в силу объективных внешних причин, которые диктуются биосферой и законами ее развития.

Смысл изменения системы взглядов состоит в том, что человек должен осознать себя естественной составляющей биосферы, что он возник в результате ее эволюции и на него, как и на остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как и любой биологический вид, человек имеет свою экологическую нишу, т.е. свою систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития которой человек обязан учитывать в своей практической деятельности. Человек не имеет права ощущать себя выше породившей его биоты, обеспечивающей ему питание и оптимальную для жизни окружающую среду. Человек должен понять и нормально воспринимать свою роль в механизме поддержания стабильности биосферы, что в свою очередь будет способствовать формированию новой нравственности, т.е. новому общественно необходимому поведению людей. Таким образом, среди конкретных проблем в программе «устойчивое развитие» на первый план выступает просвещение: только образованное и по-настоящему интеллигентное общество способно реализовать совместное преобразование природы и общества. Наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать экологическое воспитание и образование. Их формирование будет идти постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования, достижения науки, т.е. наших знаний об окружающем мире, и деятельности политиков.

Экологическое воспитание должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать прогрессу общества. Человек должен быть ответственен за состояние окружающей среды, должен ясно представлять неблагоприятные последствия для общества, семьи и для каждого человека, связанные с его воздействием на окружающую среду. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием, которое отражает современный уровень научных знаний.

В условиях экологического кризиса необходима такая структура власти, которая способна обеспечить реализацию экологической политики на высшем уровне и в регионах. Необходимость реализации принципа «устойчивое развитие» ставит перед обществом задачу выдвижения на ответственные роли людей образованных, способных соблюдать интересы общества в целом. Исключительное значение для регионов имеет специальная подготовка экологически грамотных чиновников и управленцев всех ведомств и многочисленных служб. Необходима подготовка экологически грамотных экономистов, юристов, управленцев, психологически и профессионально ориентированных на организацию жизни в экологически сложных условиях в регионе.

Система экологического образования должна осуществляться по разным направлениям, основными из которых являются дошкольное экологическое воспитание с элементами образования, школьное образование (в массовой школе и специально-экологически направленное); экологическое образование в профессиональных средних учебных заведениях; вузовское образование (по инженерно-технологическим направлениям, педагогическое, для пополнения управленческого аппарата); поствузовское образование.2,3

Решение проблемы организации системы экологического воспитания и образования связано с определенными трудностями, которые обусловлены тем, что сама проблема, с одной стороны, носит межведомственный характер, с другой – имеет острую региональную направленность. В связи с этим необходим поиск таких форм организации, которые сочетали бы государственную и общественную активность при направляющей роли государства и региональной администрации. Во-первых, в этих условиях представляется возможным создание при Комитете образования Великого Новгорода специального консультативного общественного Совета, обсуждающего как стратегические, так и текущие тактические вопросы экологического образования. В его состав могут войти ученые, ведущие специалисты в области экологии и природопользования, авторы–разработчики программ, учителя-практики. Основная научная задача Совета – наметить пути реализации программы. Учитывая многообразие задач, которые будет решать Совет, целесообразно выделить в нем специальные секции – дошкольного и школьного образования, образование в семье, поствузовское образование, образование военных и т.д. Во-вторых, необходимо реализовать идею об организации муниципального экологического центра (возможно, на базе Новгородского муниципального научно-образовательного учреждения «Диалог»). Его создание поможет решить следующие задачи:

bullet

подготовка экологически грамотных сотрудников муниципального аппарата и муниципальных служб по всему спектру вопросов, решение которых находится в ведении Администрации Великого Новгорода и области (экологи-эксперты, юристы-экологи, экономисты-экологи, управленцы и т.д.);

bullet

переподготовка сотрудников муниципального аппарата;

bullet

переподготовка учителей экологически ориентированных школ и колледжей;

bullet

поствузовское экологическое образование для людей, желающих повысить свою профессиональную квалификацию;

bullet

организация методической помощи преподавателям средней и высшей школы;

bullet

отработка вопросов адаптации экологического образования к конкретным нуждам региона.

1. Н.Н.Моисеев. Историческое развитие и экологическое образование. – Москва.: МНЭПУ, 1995. – 56 с.

2. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?/Под ред. профессора В.И.Данилова-Данильяна. – М.: изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.

3. А.К.Юзбеков. Валдайский государственный природный национальный парк как объект изучения биологического разнообразия и мониторинга состояния окружающей среды//Вестник. МАНЭиБЖ. – 2001. –№7 (43).–с.91-96.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz