|
Лариса МАХОВА, Сергей БОЛЬШАКОВ, Петр ЗОЛИН Экономическая оценка процесса интеграции субъектов предпринимательства Основой экономики промышленно развитых стран являются крупные предприятия, они задают темп и ритм поступательного развития страны в целом. Развитие экономики РФ и ее шаги по интеграции в мировое рыночное пространство приводят к концентрации капитала и предприятий для создания более конкурентоспособных фирм с одновременным усложнением их структуры. Появление новых корпоративных объединений перестало являться новшеством в РФ. Но именно в последнее время процессы структуризации компаний в более крупные корпоративные структуры начинают приобретать логичные, осмысленные формы. Современные экономические условия диктуют необходимость оптимального управления образованными корпорациями и их ресурсами, в том числе улучшение качества их финансового менеджмента. Среди задач, которые ставит перед управляющими теория финансового менеджмента, основной считается управление финансами фирмы (бизнес-единицы) с целью повышения ее стоимости. Исходя из этого, стоимость фирмы признается одним из основных показателей ее состояния, который должен постоянно отслеживаться. Концентрация капитала и предприятий допустимо трактовать в качестве способа преодоления запирающих эффектов, характерных как для рыночной, так и для государственной координации экономической деятельности. Под "запирающим эффектом" этих типов координации понимается ситуация, когда они не обеспечивают полного раскрытия экономического потенциала. О корпоративном управлении в российских условиях нельзя судить только по тем теоретическим и практическим меркам, что применяются в развитой рыночной экономике. Действия руководителей предприятий подлежат оценке с разных точек зрения: внешних акционеров, бюджетной, работников, менеджеров, сохранения потенциала развития и др. Перечисленные причины требуют наличия моделей оценки предприятий и корпораций, отвечающих особенностям современного состояния экономики РФ. В настоящее время проблеме оценки бизнес-единиц посвятили свои исследования многие российские ученые1. Все это отражает актуальность проблемы создания модели оценки корпорации, отвечающей особенностям современного состояния экономики РФ. Корпорация - это группа формально (юридически) самостоятельных предприятий, которые функционируют в соответствии с единой системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию. Классифицируем основные виды корпоративных связей (см. табл. 1): Таблица 1. Формы корпоративных связей
Основным этапом анализа является выделение организационно-правовых форм бизнес-единиц, типа "финансово-промышленная группа»" (ФПГ), "холдинг", основным видом корпоративных связей в котором является участие в собственности. При кризисном положении корпорации, холдинга возникает вопрос о качестве корпоративного управления. Оно обнаруживает от ряда факторов. В целом в рамках холдингов, контролируемых менеджерами наблюдаются довольно противоречивые настроения: 1) попытки сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предприятий и поддержание социальной инфраструктуры; 2) готовность к сомнительным операциям, вплоть до искусственного ухудшения финансового положения предприятий, облегчающего скупку их акций; 3) пренебрежение интересами зависимых предприятий; 4) стремление на взаимовыгодной основе реализовать преимущества группового приспособления к рыночным условиям. Претензии к реализации системы качества управления на уровне дочерних АО один из факторов наблюдаемой эволюции внутрихолдинговых отношений, характеризующейся усилением централизации финансовых потоков. Эффективное функционирование холдинговой структуры предполагает рациональность внутрихолдинговых связей, но в первую очередь оптимизацию прав собственности по отношению к самому холдингу. В процессе анализа выделяются следующие методы оценки предприятий (см. табл. 2). Необходимо отметить, что · оценка корпорации с позиций системного подхода требует определения двух видов стоимостей корпорации - обоснованной рыночной стоимости и ликвидационной стоимости. · определенные стоимости корпорации будут отражать два альтернативных способа ее использования с целью получения дохода - использование корпорации как действующей системы и реализацию ее элементов как отдельных активов. · данные стоимости могут послужить для таких целей собственника, как "обоснование цены купли-продажи" и "установление размера выручки при упорядоченной ликвидации". · сравнение выбранных стоимостей будет являться основной информацией при принятии решения о варианте распоряжения собственностью. · при получении данных стоимостей, появляется возможность расчета корпоративного эффекта, который будет отражать качество работы системы. Обоснованная рыночная стоимость корпорации определяется следующим образом: CLV, при SE2 < 0 CFMV = PCV, при SE2 > 0, где CFMV - обоснованная рыночная стоимость корпорации; CLV - доходная стоимость корпорации или текущая ценность ожидаемой долгосрочной прибыли; PCV - чистая стоимость элементов корпорации (ликвидационная стоимость корпорации). Важным элементом определения рыночной стоимости корпорации является оценка ресурсного обеспечения инвестиций посредством интенсификации использования наличного экономического потенциала. К главным направлениям роста отдачи от имеющихся производственных фондов относятся: а) экономия на издержках за счет кооперации в снабженческо-сбытовой и маркетинговой деятельности, снижения потребности в оборотных средствах; б) повышение текущей конкурентоспособности в связи с укреплением партнерских отношений между технологически связанными предприятиями. Модель оценки корпорации является системой взаимоувязанных экономико-математических моделей, построенной с учетом инфляции и предпринимательских рисков. Оценка обоснованной рыночной стоимости корпорации требует от применяемой модели оценки учета стратегического менеджмента корпорации и способностей к учету неколичественной информации, характеризующей эффективность избранной корпорацией стратегии и способность менеджмента эту стратегию успешно реализовать. Обеспечение данного требования к используемой модели может быть достигнуто использованием моделей оценки, основанных на дисконтировании, и прогнозированием данных для процедур дисконтирования с учетом стратегии развития корпорации и сценарного планирования. Использование для указанной цели моделей основанных на дисконтировании, также отвечает требованиям, предъявляемым системным подходом к оценке, и ограничениям, накладываемым текущей российской экономической действительностью. Таким образом система моделей оценки стоимости корпораций и финансово промышленных групп может быть представлена следующим образом:
Определено, что доходная стоимость корпорации составит: PCV = PCV® + PCV[x], (2) , где: PCV® - прогнозная доходная стоимость корпорации или текущая ценность прогнозной ожидаемой долгосрочной прибыли; PCV[x] - добавленная или продленная доходная стоимость корпорации. Ликвидационная стоимость корпорации определена как: (3) , где: FMVCC - обоснованная рыночная стоимость основной деятельности материнской компании как обособленного хозяйственного субъекта; FMVCM - обоснованная рыночная стоимость доли владения зависимой компанией как независимым хозяйственным субъектом; n - количество предприятий-членов корпорации (без учета корпоративного центра). Одним из важных элементов оценки является корректировка стоимости корпорации на ее финансовое положение, основанная на модели структуры капитала Модильяни-Миллера и математическом аппарате теории рискофобии. С учетом произведенных изменений и дополнений стало возможным доработка модели Модильяни-Миллера, позволяющая найти максимумом стоимости корпорации. Который, свою очередь, соответствует максимальной положительной корректировке стоимости корпорации на ее финансовое положение. Основным этапом заключительных процедур оценки является комплексирование рассчитанных промежуточных значений в единый показатель стоимости корпорации. С учетом произведенных в ходе работы исследований, разработанной схемы модели, представленных и разработанных экономико-математических моделей стоимость корпорации определена следующим образом: , при SE2 < 0 CFMV = (4) , при SE2 > 0 где: - коэффициент корректировки на финансовое положение Полученный коэффициент , не зависит от величины дохода и ставки налога на прибыль, что оптимизирует условия его применения.
где: ksU - доходность корпорации для акционеров; pz - вероятность возникновения финансовых затруднений в зависимости от объема используемого заемного капитала; WACC - средневзвешенная цена капитала. Поскольку на современном этапе развития экономики РФ и экономико-математического моделирования управление корпорациями, осуществляемое на основе научно-обоснованных принципов является активным средством повышения качества корпоративного управления, то важно отметить что финансовая основа стратегических преимуществ интегрированных корпоративных структур способность к такому маневрированию инвестиционными ресурсами, при котором имеющиеся сравнительные преимущества трансформируются в новые преимущества и обеспечивается концентрация собственных и привлеченных ресурсов на перспективных направлениях развития.
1 Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // РЭЖ.-1998.-№3; Азроянц Э.А. и др. Холдинговые компании: особенности, опыт проблемы, перспективы. Книга1.-М.: НИИУ, 1992; Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление.-Обнинск: ГЦПИК,1996; Львов Д., Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике// Журнал для акционеров.-1995.-1995.-№2-3; Майзель А.И. и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике.-СПб.: СПУЭиФ,1995. 2 Павловец В.В. Виды стоимости бизнеса. / Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством: Сб. научн. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 7 - СПб.: СПбГИЭУ, 2000. 0,2 п.л.; Павловец В.В. Оценка бизнеса. Системный подход // Журнал "Consulting.ru" № 51 (110) 2000. 0,4 п.л.;
|