|
Основы консультационной деятельности. Практический консалтинг в сфере публичной власти Введение Одной из особенностей консалтинговой деятельности является отсутствие законодательно или иным образом установленных специальных требований как обязательных предпосылок для занятия ею. Говоря иначе, всякий может объявить себя консультантом и свободно реализовываться в этой сфере деятельности (естественно, при наличии спроса на данную услугу). Для осуществления консультационной деятельности, строго говоря, не требуется ни специального образования, ни определенной квалификации. Необязательно и наличие опыта работы – как в качестве консультанта, так и в той сфере, в которой реализуется консалтинговая деятельность. Наиболее распространенным способом объективизации требований к занятию определенными видами деятельности, как правило, является лицензирование. Консалтинг не относится к лицензируемым видам деятельности. Если рассматривать консультационную деятельность в более широком смысле, то можно выделить ряд сфер, консультирование в которых регулируется специальными законодательными актами, и с этой точки зрения предполагает соответствие законодательно установленным предпосылкам. К таковым относятся, к примеру, юридические консультации, оказываемые адвокатами, консультации и заключения врачей, аудиторов и некоторых других специалистов, деятельность которых включает консультирование в соответствующей сфере. Следует отметить, что консультант до сих пор нередко расценивается не как представитель самостоятельной профессии, а скорее, именно как лицо, которое дает советы (консультирует) в определенной сфере, специалистом в которой он является (назовем ее сферой применения). Соответственно, основное требование, которое предъявляется к консультанту - знание той специальности, в рамках которой он осуществляет свою консультационную деятельность и, как правило, - наличие опыта работы по этой специальности (профессии). Сами по себе эти требования вполне разумны, однако даже соответствие им еще не дает оснований говорить о профессиональном консультанте. То есть, наличие образования (знаний, квалификации) и опыта работы в сфере применения является необходимой, но не достаточной предпосылкой для профессионального занятия консалтингом. Другой особенностью консалтинга является то, что специальное обучение этому виду деятельности в рамках получения иных специальностей (в сферах применения), как правило, не осуществляется. Безусловно, параллельно с развитием рынка консалтинговых услуг в России начал развиваться и рынок услуг по обучению этому виду деятельности. Но для сегодняшнего состояния этого рынка характерно следующее. Во-первых, он рассчитан, как правило, на лиц, которые уже занимаются консалтингом, либо будут заниматься им непосредственно после получения соответствующего обучения (вновь принятые на работу в консалтинговые компании). Во-вторых, он сконцентрирован, в основном, в крупнейших городах. В-третьих, его программы рассчитаны на овладение современными методами консультирования в краткий промежуток времени и предполагают наличие базовых знаний и некоторого опыта. Наконец, в рамках такого краткосрочного обучения основной упор делается на специальный, прикладной консалтинг. Характеризуя в целом ситуацию, сложившуюся на этом рынке, можно утверждать, что он развивается, в первую очередь, как рынок услуг по повышению квалификации и получению дополнительной квалификации в рамках целенаправленного и краткосрочного обучения специалистов, уже работающих в сфере консалтинга. Подчеркивая безусловную важность повышения квалификации и получения дополнительной квалификации консультантов специалистами различных направлений, следует отметить, что обучение основам консалтинга будет полезно гораздо более широкому кругу лиц, и в первую очередь, студентам высших учебных заведений, получающим образование в одной из сфер применения. Иными словами, представляется уместным интегрировать обучение основам консалтинга и практическому консалтингу в программы подготовки специалистов в рамках получения высшего образования. В любом случае, изучение такого курса может быть полезным при подготовке специалистов в сфере экономики, права и управления. Цели интеграции предмета в систему подготовки управленческих кадров Не затрагивая столь обширного направления консультирования, как, так называемый, бизнес-консалтинг, обратимся к такой, в России пока еще довольно специфической области управленческого консалтинга, как консультирование органов публичной власти. Говоря о необходимости интеграции обучения основам консалтинга в подготовку специалистов для органов публичной власти (государственного и муниципального управления), выделим три задачи, которые позволяет решить такая интеграция: 1. Грамотная (профессиональная) закупка консалтинговых услуг со стороны органов государственного и муниципального управления; В западноевропейских странах закупка консалтинговых услуг органами государственного управления и местного самоуправления уже целый ряд десятилетий является повседневной практикой. Даже небольшое муниципальное образование заключает в год по нескольку договоров на получение тех или иных услуг, которые могут быть отнесены к консультационным. В крупных муниципалитетах и органах государственного управления таких договоров заключается в год по нескольку десятков, а иногда - и сотен. При этом в небольших муниципалитетах, либо там, где закупается сравнительно небольшое количество услуг, как правило, отсутствуют специальные структуры по организации их закупки. Соответственно, сами чиновники должны обладать и обладают необходимыми знаниями о сфере консультационных услуг как таковых, и о процедурах их закупки, содержания соответствующих договоров (безусловно, оформлением договоров, а также правовыми аспектами процедуры отбора и заключения договоров занимаются юристы, работающие в соответствующих органах управления). Но и при больших объемах и частоте закупки консалтинговых услуг наличие специальной структуры служит лишь оптимизации процесса закупки услуг. Базовые же знания необходимы практически всем государственным и муниципальным служащим, начиная с определенной ступени должностной иерархии (к примеру, в Германии, начиная с третьей ступени, т.н. «gehobener Dienst»), поскольку в их функции входит постановка задачи, детализация заданий для консультантов, определение временных параметров. Государственные и муниципальные служащие, как правило, сопровождают консультантов в их работе, а также используют результаты деятельности консультантов в своей практической деятельности. Органы публичной власти в России также постепенно осознают пользу от привлечения в рамках закупки консалтинговых услуг дополнительных квалифицированных специалистов для решения задач управления. Многие органы государственной власти и управления, муниципалитеты уже неоднократно пользовались услугами консультантов, выступая либо одновременно заказчиками и получателями услуг, либо - только их получателями (в рамках различных программ содействия). В дальнейшем рынок услуг в сфере консалтинга органов публичной власти будет расти, закупки услуг станут более распространенным явлением, что потребует и более профессионального подхода как к постановке задач, так и к процедуре закупки. Соответственно, возрастут и требования к чиновникам - специалистам органов государственного управления и местного самоуправления; 2. Профессиональное сопровождение консалтинговых проектов, а также освоение навыков проектной организации работы при решении задач управления. Повышение эффективности консалтинговых проектов в сфере публичной власти в значительной мере определяется позицией самих органов управления, их открытостью и готовностью к сотрудничеству, с одной стороны, и умением и подготовленностью к работе с консультантами, к работе в проектном режиме - с другой стороны. Не только грамотная постановка задач, не только правильный выбор консультантов, но и собственное активное и профессиональное участие получателей услуг в консалтинговом проекте, а также умение грамотно использовать его результаты в последующей управленческой деятельности - вот предпосылки успеха привлечения консультантов. Все это предполагает, однако, наличие у чиновников-управленцев определенных знаний об особенностях консалтинговой деятельности, организации и реализации консалтинговых проектов, инструментах консалтинга. Знание проектной организации деятельности, кстати, поможет служащим и в повседневной управленческой деятельности; 3. Самостоятельное консультирование. Студенты, получающие образование в одной из перечисленных сфер (в т.ч. в сфере государственного и муниципального управления), вполне могут выбрать для себя консалтинг в качестве основного или дополнительного вида деятельности. С этой точки зрения наличие у них базовых знаний и подготовки к работе в этом качестве, безусловно, окажется большим плюсом для дальнейших поисков работы и карьеры. Однако, и в рамках управленческой или иной деятельности (юридической, экономической) специалисты постоянно сталкиваются с необходимостью осуществлять консультирование, оказывать иные услуги, которые относятся к консалтинговым. Соответственно, наличие знаний о целях, формах, организации и инструментах консалтинга важно и для повседневной деятельности чиновников-управленцев, юристов, экономистов, возможно и специалистов других, сходных профилей. Целевые группы и методика преподавания курса Как отмечалось выше, интеграция данного курса в систему подготовки, в частности, государственных и муниципальных служащих, предполагает его преподавание в высших учебных заведениях, осуществляющих такую подготовку. Кроме того, курс может преподаваться и студентам, проходящим обучение по юридическим и экономическим специальностям, поскольку представители данных специальностей, с одной стороны, довольно часто оказываются в органах государственного управления и местного самоуправления, с другой стороны - их деятельность по основной специальности также нередко связана с консалтингом. При подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления преподавание данного курса предпочтительнее осуществлять не ранее предпоследнего года обучения, поскольку сам курс предполагает наличие у студентов достаточных знаний в базовых дисциплинах, которые могут быть применены при работе над данным курсом. Курс может быть предложен как в качестве специального курса для студентов, выбравших определенную специализацию, так и общего курса. Учитывая достаточно высокую значимость практических занятий, презентационных и ролевых игр в преподавании курса, он в меньшей степени пригоден для заочной формы обучения, которым, в случае необходимости, может быть рекомендован краткий теоретический курс. Полный курс, в свою очередь, может быть рекомендован не только студентам высших учебных заведений, но и специалистам государственного и муниципального управления в рамках повышения их квалификации, либо получения ими дополнительной квалификации (образования). Преподавание курса включает в себя следующие формы занятий:
Общий объем курса, таким образом, составляет 26 часов. Лекционные занятия проводятся в соответствии с программой курса, краткое описание которой содержится в следующем разделе. Учитывая специфику курса, обязательными требованиями к лекционному курсу являются:
Практические занятия включают в себя:
Практические занятия должны проводиться в небольших группах (не более 20-25 человек). Краткое содержание курса Комментируемый курс включает в себя как наиболее общие сведения о консультационной деятельности (основы консалтинга), так и особенности такой деятельности применительно к органам публичной власти. При этом основы консалтинга также должны преподаваться в преломлении к особенностям практики консультирования органов публичной власти. В рамках курса студенты (слушатели) приобретают знания о целях и задачах консультационной деятельности в целом и в публично-правовой сфере, в частности, о консалтинге как виде профессиональной деятельности, клиентах и взаимоотношениях между консультантами и клиентами. Следующими важными вопросами, подлежащими освещению при преподавании основ консалтинга, являются: консалтинговый продукт, роли (функции) консультанта, требования к консультантам, особенности маркетинга и рекламы в консалтинговой деятельности. Несмотря на некоторую теоретичность перечисленных вопросов, все они имеют важное значение для практической консалтинговой деятельности. В качестве второго самостоятельного блока следует выделить консалтинговый проект. В данном блоке рассматриваются понятие консалтингового проекта, способы и порядок получения заказов на реализацию проектов, планирование и организация проектов (включая различные схемы организации), этапы (циклы) проектов. Вопросы проектной организации являются важными как для самих консультантов, так и для клиентов - органов публичной власти. Наконец, третьим самостоятельным блоком преподаются методы и инструменты практического консалтинга. В ходе обучения студенты (слушатели) знакомятся с перечнем и особенностями применения основных методов и инструментов консалтинга (устное и письменное консультирование, составление заключений и отчетов, экспертирование, моделирование процессов, сбор и анализ информации, интервьюирование, анкетирование, проектная документация, визуализация, проектная отчетность и другие). Полученные в ходе лекционных занятий знания закрепляются в ходе практических занятий, значительное место среди которых занимают ролевые игры, самостоятельная и групповая работа и презентации. Цель ролевых игр заключается, в первую очередь, в освоении навыков модерации процессов. Самостоятельная и групповая работа позволяет студентам (слушателям) освоить навыки подготовки и планирования консалтинговых проектов, применения отдельных инструментов консалтинга. Презентации направлены на приобретение навыков по подготовке презентационных материалов, работе с аудиторией, освоение презентационной техники. Курс заканчивается зачетным тестированием, в рамках которого студентам (слушателям), наряду с проверкой теоретических знаний в области консалтинга, предлагается выполнить практическое задание (формулирование проектной заявки, планирование проекта, организация проекта, анкетирование, интервьюирование, подготовка отчета, презентация и т.п.). Интеграция курса “Основы консультационной деятельности и практический консалтинг в сфере публичной власти” в подготовку специалистов по управленческим, экономическим и юридическим специальностям, а также в программы переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов, позволяет решить ряд задач по подготовке управленческих кадров, а также кадров для консультирующих организаций, о чем шла речь в начале настоящей статьи.
|