Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2001, № 1

Виктор ЧЕРНОВ

Социальные гарантии в системе муниципальной службы как важный инструмент повышения эффективности управления

Становление и развитие местного самоуправления в нашей области приобретает необратимый характер. Это, прежде всего результат целенаправленных действий Администрации области, областной Думы, которые вопросы развития местного самоуправления постоянно держат в центре внимания. Надо отметить и весомый вклад наших давних партнеров - руководителей и экспертов фонда имени Конрада Аденауэра, в лице которых мы обрели надежных союзников, товарищей и друзей. В результате совместных усилий по правовому регулированию данной сферы, научно-методической и практической работы на протяжении ряда лет мы имеем ощутимые результаты в развитии местного самоуправления в Новгородской области.

Федеральный закон ““Об основах муниципальной службы“” гарантирует муниципальному служащему денежное содержание и иные выплаты. Принятый в декабре прошлого года в соответствии с федеральным  законодательством областной закон ““О денежном содержании в органах государственной власти и в органах местного самоуправления Новгородской области“” позволил нам более полно, по сравнению с ранее действующим аналогичным законом, реализовать права муниципальных служащих.

С января текущего года все нормативные документы приведены в соответствие с вышеназванным законом. Совет депутатов района утвердил Положение о порядке определения денежного содержания и материального стимулирования муниципальных служащих и служащих органов Администрации района. В соответствии с этими документами денежное содержание муниципального служащего складывается из должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, за квалификационный разряд, премии по результатам работы и выплачивается за счет средств районного бюджета. Не останавливаясь на условиях, порядке и размерах выплаты денежного содержания - все это не требовало больших усилий при реализации, считаю необходимым отметить трудные моменты, возникшие в работе с этими документами. Определенные законодательством расчеты фонда оплаты труда, его строгие рамки и ограничения, не позволили в полной мере стимулировать труд опытных специалистов. Прежде всего, это отразилось на определении размера надбавки за особые условия службы. Не удалось полностью выполнить рекомендации аттестационной комиссии по отдельным муниципальным служащим в части присвоения им квалификационного разряда. В областном законе, по-нашему мнению, не учтен еще один момент. При определении должностного оклада Главам администраций сельсоветов учитывался показатель отнесения сельсоветов к группам по оплате труда - это численность населения, проживающего на территории сельсовета. Однако, всем известно, что численность населения ряда сельсоветов в так называемый ““дачный сезон“” значительно увеличивается за счет притока горожан - дачников. В связи с этим у работников Администраций сельсоветов значительно увеличивается объем работы с населением. Ведь не секрет, что городской житель, привыкший к относительно комфортным условиям жизни, переносит свои представления на нашу, порой не очень устроенную, действительность. Однако Глава администрации в силу сложившихся обстоятельств не может выполнить их пожелания, а порой и жесткие требования. Этот значительно увеличившийся объем работы с населением никак не отражается на оценке их труда и заработной плате. Полагаю, что в дальнейшем эти и подобные обстоятельства необходимо учитывать и включать в систему оплаты труда работников администраций сельсоветов. С другой стороны, проблема состоит и в том, что мы сначала планируем бюджеты, в т.ч. рассчитываем фонд оплаты труда управленческого аппарата исходя из финансовых возможностей территории, а только затем пытаемся реализовать в полном объеме положения законов, регламентирующих и стимулирующих оплату труда муниципальных служащих. На практике эта задача остается пока трудноразрешимой.

Тем не менее, упорядочение денежного содержания муниципальных служащих Парфинского района позволило поднять уровень оплаты их труда в среднем на 20 % и тем самым пока только приблизить его к уровню зарплаты по крупным и средним предприятиям. По этой причине мы уже сегодня сталкиваемся с проблемой подбора кадров. Среди муниципальных служащих абсолютное большинство составляют женщины. Мужчины неохотно идут на работу в администрацию, так как для них ответственность и объем работы несоизмеримы с существующей оплатой труда. К примеру, средняя зарплата в АО “Парфинский фанерный комбинат” в прошлом году составила 3527 рублей, а в органах управления - 1810. Кто из серьезных, знающих себе цену специалистов, сделает выбор в пользу ответственной, но менее оплачиваемой должности?

А если учесть возрастающие требования к уровню образования муниципальных служащих, которые часто выражаются в необходимости переподготовки и получения второго высшего образования, то существующие размеры денежного содержания муниципального служащего требуют значительной корректировки в сторону их увеличения.

Понимая это, мы ищем пути стимулирования и эффективной деятельности муниципальных служащих, которые выражаются в системе поощрения и социальных гарантий. Областной закон ““О муниципальной службе в Новгородской области“” содержит нормы, которые определяют основания, виды и порядок применения поощрений. Мы в своем районе в рамках финансовых возможностей сформировали систему работы в этом направлении. И эта система уже себя оправдывает. Уважительное отношение руководителей комитетов, управлений, отделов к подчиненным, вовремя замеченные успехи, участие и помощь в решении профессиональных проблем способствуют созданию работоспособных коллективов, где нет текучести кадров. Так, из 100 муниципальных служащих района 49 имеют стаж муниципальной службы более 10 лет. По итогам последней аттестации муниципальных служащих (декабрь 2000 года) в рамках сложившейся системы поощрения за успешное, добросовестное исполнение своих обязанностей, продолжительную безупречную службу шесть муниципальных служащих награждены Почетными грамотами Администрации района, девяти объявлена благодарность, двум выплачено единовременное материальное вознаграждение. Двое муниципальных служащих рекомендованы районному Совету депутатов для занесения на районную доску почета, четверо зачислены в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность. Вручение Почетных грамот и благодарственных писем было произведено на районных мероприятиях с участием населения в торжественной обстановке. Заведующая организационным отделом администрации района и Глава администрации поселка Парфино были представлены к государственным наградам и получили их.

Администрация района, используя районную газету, старается привлекать внимание населения района к профессиональным и личностным качествам руководителей и служащих муниципальных органов и учреждений. Например, очень интересными и содержательными были очерки о Главе администрации Полавского сельсовета, и о председателе районного комитета кино, культуры и спорта.

В районе практикуется выплата денежного вознаграждения муниципальных служащих в связи с юбилеями и выслугой лет на муниципальной службе. Этим правом служащие у нас пользуются с 1998 года, с момента принятия областного закона ““Об основах муниципальной службы Новгородской области“”. Учет этих дат и соответствующие представления для выплаты денежного вознаграждения осуществляет кадровая служба Администрации района.

Наряду с системой материального и морального поощрения в районе действует система социальных гарантий, в которую в силу ограниченности финансовых средств включаются далеко не все гарантии, определенные законом. Совет депутатов района еще в 1998 году принял ряд решений о социальных гарантиях муниципальным служащим. Так, муниципальным служащим категории ““Б“”, с которыми контракт заключается на срок полномочий Главы района, в случае их увольнения при прекращении полномочий выборного должностного лица, сохраняется средняя заработная  плата по ранее занимаемой должности до устройства на новое место работы, но не более 1 года со дня увольнения. В том случае, если заработная плата на новом месте работы будет меньше, им производится доплата до уровня прежней заработной платы. Этим правом в районе после прошедших выборов осенью прошлого года в настоящее время пользуются пять человек. Решением Совета депутатов Главе района предоставлено право устанавливать руководителям структурных подразделений Администрации района ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности, чем 30 календарных дней. Он может быть увеличен на 14 календарных дней и позволяет муниципальным служащим, особенно на селе, и полноценно отдохнуть, и решить проблемы, связанные с заготовкой кормов, посевными и уборочными работами, т.к. многие из них имеют личные подворья. Советом депутатов района также закреплено право муниципальных служащих на ежегодную материальную помощь в размере двух должностных окладов и материальную помощь за счет экономического фонда оплаты труда - на лечение, и в случае смерти близкого родственника.

В существующей системе социальных гарантий до сих пор отсутствует важное право муниципальных служащих - пенсионное обеспечение за выслугу лет. Тем более, что в районе уже есть пенсионеры – бывшие федеральные государственные служащие, которые получают такую пенсию. К нам обращаются пенсионеры, бывшие муниципальные служащие, проработавшие в органах исполнительной власти района более двух десятков лет, с настоятельной просьбой - ускорить реализацию этой социальной гарантии, надеясь на достойную жизнь на пенсии.

Понимая значимость того, что управленческий аппарат должен состоять из профессионалов, у нас, как и в ряде районов области, непосредственно на месте организовано дистанционное обучение муниципальных служащих,   руководителей и специалистов предприятий и организаций района в филиале Северо-Западной академии государственной службы. По окончании учебы они получают высшее образование по специальности ““Государственное и муниципальное управление“”. Половину стоимости обучения муниципальных служащих взяла на себя Администрация района, оформив муниципальный заказ, который поддержан и утвержден муниципальным Советом. В прошлом году закончила обучение группа из 26 человек, из них 10 - муниципальных служащих. В том же году приступила к обучению группа из 31 человека, в составе которой 13 муниципальных служащих. Таким образом, большая часть муниципальных служащих района в соответствии с квалификационными требованиями имеет образование, соответствующее занимаемой муниципальной должности.

В целом, необходимо отметить, что в обеспечении эффективности системы муниципального управления важную роль играет сближение интересов работника с интересами органа управления. Это сближение может произойти только на основе действий администрации, направленных на развитие персонала, повышение его квалификации, профессиональный рост, справедливую оценку управленческого труда через систему материального и морального поощрения.

Мы как представители местных властей непосредственно занимаемся решением насущных проблем населения. По результатам нашей работы люди судят о власти вообще, поскольку мы являемся своеобразным буфером между государством и населением. Этим и вызваны высокие требования к муниципальным служащим. Поэтому вышеназванные проблемы работы с кадрами были, есть и останутся актуальными. Особенно это касается выстраивания целостной системы социальных гарантий.

Вся эта работа может дать ожидаемые результаты по повышению эффективности местного самоуправления только при условиях системной поддержки государства в лице федеральных и региональных органов власти, разрабатывающих и реализующих государственную кадровую политику. Особенно хотелось бы рассчитывать на твердую поддержку федерального центра, прежде всего - в создании стабильной, реальной финансовой основы местного самоуправления. Здесь мы должны полнее учитывать опыт европейских стран, где существует твердая финансовая основа на местном уровне, есть те налоги, которые не зависят целиком от политической конъюнктуры и внешних факторов.  

* Примечание редактора. Данный материал подготовлен на основе выступления автора на научно-практической конференции “Муниципальная служба: современное состояние и перспективы“. Великий Новгород, 23 марта 2001 г.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz