Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1999, № 1

Тамара МАКОВНИК

Казначейство в Новгородской области. История и современность

8 декабря 1997 года казначейские органы России отметили свое пятилетие.

Но так ли уж новы в России и, в частности, в Новгородской области органы казначейства? Исторические документы, хранящиеся в Государственном архиве Новгородской области, свидетельствуют о том, что с 1775 года Новгородская казенная палата была главным финансовым органом губернии, а в качестве уездных органов - уездные казначейства.

Основная задача уездных казначейств в то время определялась в приеме и хранении сборов и доходов.

До 1863 года каждое министерство имело свое казначейство, которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 году последовало преобразование кассового устройства по принципу «единства кассы», при этом все казначейства Министерств были упразднены и обязанности их возложены на кассы Министерства Финансов -казначейства.

Новгородское губернское казначейство было создано по постановлению Совета Департамента государственной экономии Министерства Финансов от 16 декабря 1865 года. Основная обязанность казначейств тех лет - сбор госдоходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое или в Госбанк. Деятельность казначейств, как исключительно исполнительного органа, проходила по требованиям распорядительных управлений. Самостоятельно казначейства не могли ни производить каких-либо расходов, ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать взыскание или делать отсрочки платежей. Казначейства должны были следить за своевременным бездоимочным поступлением доходов, представляя сведения о накопившихся недоимках Казенной палате.

Избыток доходов уездные казначейства должны были передавать в губернские казначейства, а последние в Государственный банк. Кроме этого, на казначействах лежала обязанность выдачи свидетельств и патентов на торгово-промышленные предприятия и акцизные сборы, а также продажа марок и гербовой бумаги. «Памятная книга Новгородской губернии 1899 года» сохранила имена чиновников- служащих губернского казначейства. Губернским казначеем был А.И. Прилежаев, его помощником - Д.И. Харченко, старшим бухгалтером - П.П. Мининский, кассирами - А.В. Лазаревич-Шепелевич и Е.И. Егоров, младшими бухгалтерами - А.Г. Слезскинский, О.И. Швердыкович-Ковалевский, А.Т. Каменев, письмоводителем - В.Н. Великославский.

На 1915 год Новгородское губернское казначейство располагалось в Кремле, в здании Присутственных мест. Декретом Совнаркома от 1 ноября 1918 года казначейства были упразднены. Функции казначейств до середины 20-х годов приняли на себя приходно-расходные кассы Наркомфина. А с середины 20-х годов они были переданы Госбанку.

Разрушение централизованной банковской системы исполнения федерального бюджета привело к утрате государственного контроля за поступлением и расходованием федеральных средств, ослаблению финансовой дисциплины.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства Финансов Российской Федерации. С этого момента начался отсчет «второй» жизни казначейства в России.

Система федерального казначейства в Новгородской области существует с 1 января 1994 года. В городах и районах области создано 21 отделение федерального казначейства. В соответствии с Положением о федеральном казначействе Управление федерального казначейства по Новгородской области выполняет следующие функции:

организует бюджетное и финансовое исполнение бюджета;

обеспечивает руководство и контроль за работой отделений федерального казначейства в районах и городах области;

обеспечивает в соответствии с доводимыми реестрами Главного управления федерального казначейства финансирование бюджетных организаций и учреждений, а также федеральных программ из средств федерального бюджета;

организует распределение в установленном порядке доходов между бюджетами различных уровней;

осуществляет, по представлению налоговых органов, возврат переплаты по налогам из федерального бюджета;

организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета на территории области;

осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета на счетах казначейства;

 осуществляет сбор, обработку и передачу информации по доходам и расходам федерального бюджета в Главное управление федерального казначейства и администрации области;  проводит непосредственно и организует работу отделений федерального казначейства по контролю за целевым и рациональным использованием государственных средств, по своевременности исполнения банками поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в доход федерального бюджета и своевременному зачислению средств федерального бюджета на счета получателей;

 взаимодействует с администрацией области, банками, налоговыми и иными органами государственного управления в целях улучшения организации работы по исполнению федерального бюджета и другие функции. Внедрение казначейской системы в Новгородской области происходило поэтапно.

Периоде января поиюнь1994 года был посвящен формированию органов казначейства.

С 1 июля 1994 года органы казначейства приняли на себя первые функции по исполнению федерального бюджета - открыли в банке счета по расходам федерального бюджета, начав постепенный переход на финансирование получателей бюджетных средств.

Крупный шаг вперед сделали органы казначейства по Новгородской области, приступив с 1 апреля 1995 года к ведению учета и распределению федеральных налогов.

В 1996 году областное Управление федерального казначейства получило право за счет доходов, поступающих в федеральный бюджет на территории области, осуществлять финансирование получателей бюджетных средств, целевых программ и трансфертов.

Для сокращения сроков доведения средств до бюджетных единиц с ноября 1996 года органы казначейства производят финансирование текущих расходов бюджетных учреждений за счет доходов федерального бюджета без реестров Главного управления федерального казначейства в порядке их авансирования в размере до 50% от суммы расходов за предшествующий месяц. И, наконец, в октябре- декабре 1997 года органы казначейства взяли на обслуживание лицевые счета бюджетных получателей, завершив тем самым основной этап становления казначейской системы в Новгородской области. Четырехлетний опыт работы органов казначейства области позволяет сделать выводы о положительном влиянии системы казначейства на бюджетный процесс. Это выразилось в усилении контроля за поступлением доходов в федеральный бюджет и расходованием его финансовых ресурсов. Обеспечивается более оперативная информация и отчетность о ходе исполнения федерального бюджета, как в целом, так и на территориях субъектов Федерации. Налажен контроль за кредитными учреждениями по вопросам своевременности выполнения поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в бюджет, а также своевременным доведением ассигнований до финансируемых организаций, осуществляется предварительный и текущий контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований.

Несмотря на достигнутый уровень развития казначейской системы, расширения круга решаемых вопросов и задач существует ряд проблемных вопросов, требующих своего разрешения, а именно:

- скорейшее принятие Бюджетного кодекса, который законодательно закрепит права и ответственность участников бюджетного процесса;

- отсутствие достаточной методологической и нормативной базы приводит к тому, что на уровне субъекта Федерации органами казначейства до сих пор разрабатываются свои индивидуальные методики, нарушая тем самым принцип сопоставимости и соответствия;

- использование региональных программных продуктов не позволяет обеспечить автоматический сбор и обмен информацией с ГУФК;

- в целях рационального управления кассовыми средствами, необходимо перейти на работу по единому счету федерального казначейства;

- осуществлять финансирование всех без исключения бюджетополучателей (включая силовые министерства и ведомства) через лицевые счета, открытые в органах казначейства.

Решение вышеуказанных вопросов качественно улучшит управление исполнением федерального бюджета на региональном уровне.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz