|
Тамара
МАКОВНИК
8 декабря 1997 года казначейские
органы России отметили свое пятилетие.
Но
так ли уж новы в России и, в частности, в
Новгородской области органы казначейства?
Исторические документы, хранящиеся в
Государственном архиве Новгородской
области, свидетельствуют о том, что с 1775 года Новгородская
казенная палата была главным финансовым
органом губернии, а в качестве уездных
органов - уездные казначейства.
Основная
задача уездных казначейств в то время
определялась в приеме и хранении сборов и
доходов.
До
1863 года
каждое министерство имело свое
казначейство, которое собирало доходы,
хранило их и производило расходы по данному
ведомству, передавая в кассы Министерства
финансов лишь свободные остатки. В 1863 году последовало
преобразование кассового устройства по
принципу «единства кассы», при этом все
казначейства Министерств были упразднены и
обязанности их возложены на кассы
Министерства Финансов -казначейства.
Новгородское
губернское казначейство было создано по
постановлению Совета Департамента
государственной экономии Министерства
Финансов от 16 декабря 1865 года. Основная
обязанность казначейств тех лет -
сбор госдоходов, хранение их, производство
платежей и передвижение денежных сумм из
одного казначейства в другое или в Госбанк.
Деятельность казначейств, как
исключительно исполнительного органа,
проходила по требованиям распорядительных
управлений. Самостоятельно казначейства не
могли ни производить каких-либо расходов,
ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки,
ни останавливать взыскание или делать
отсрочки платежей. Казначейства должны
были следить за своевременным бездоимочным
поступлением доходов, представляя сведения
о накопившихся недоимках Казенной палате.
Избыток
доходов уездные казначейства должны были
передавать в губернские казначейства, а
последние в Государственный банк. Кроме
этого, на казначействах лежала обязанность
выдачи свидетельств и патентов на торгово-промышленные
предприятия и акцизные сборы, а также
продажа марок и гербовой бумаги. «Памятная
книга Новгородской губернии 1899
года» сохранила имена
чиновников- служащих губернского
казначейства. Губернским казначеем был А.И.
Прилежаев, его помощником - Д.И. Харченко, старшим
бухгалтером - П.П. Мининский,
кассирами - А.В. Лазаревич-Шепелевич
и Е.И. Егоров, младшими бухгалтерами - А.Г. Слезскинский, О.И.
Швердыкович-Ковалевский, А.Т. Каменев,
письмоводителем - В.Н. Великославский.
На
1915 год
Новгородское губернское казначейство
располагалось в Кремле, в здании
Присутственных мест. Декретом Совнаркома
от 1 ноября 1918 года казначейства были
упразднены. Функции казначейств до
середины 20-х годов приняли на себя приходно-расходные
кассы Наркомфина. А с середины 20-х годов они
были переданы Госбанку.
Разрушение
централизованной банковской системы
исполнения федерального бюджета привело к
утрате государственного контроля за
поступлением и расходованием федеральных
средств, ослаблению финансовой дисциплины.
Указом
Президента Российской Федерации от 8
декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, а
Постановлением Правительства России от 27 августа
1993 года № 864 в организационном плане
решен вопрос о создании федерального
казначейства в составе Министерства
Финансов Российской Федерации. С этого
момента начался отсчет «второй» жизни
казначейства в России.
Система
федерального казначейства в Новгородской
области существует с 1 января 1994
года. В городах и районах
области создано 21
отделение
федерального казначейства. В соответствии
с Положением о федеральном казначействе
Управление федерального казначейства по
Новгородской области выполняет следующие
функции:
• организует бюджетное и
финансовое исполнение бюджета;
• обеспечивает руководство и
контроль за работой отделений федерального
казначейства в районах и городах области;
• обеспечивает в соответствии с
доводимыми реестрами Главного управления
федерального казначейства финансирование
бюджетных организаций и учреждений, а также
федеральных программ из средств
федерального бюджета;
• организует распределение в
установленном порядке доходов между
бюджетами различных уровней;
• осуществляет, по
представлению налоговых органов, возврат
переплаты по налогам из федерального
бюджета;
• организует и осуществляет
краткосрочное прогнозирование и кассовое
планирование средств федерального бюджета
на территории области;
• осуществляет сводный учет
операций по движению средств федерального
бюджета на счетах казначейства;
осуществляет
сбор, обработку и передачу информации по
доходам и расходам федерального бюджета в
Главное управление федерального
казначейства и администрации области; проводит непосредственно и
организует работу отделений федерального
казначейства по контролю за целевым и
рациональным использованием
государственных средств, по
своевременности исполнения банками
поручений налогоплательщиков на
перечисление платежей в доход федерального
бюджета и своевременному зачислению
средств федерального бюджета на счета
получателей;
взаимодействует
с администрацией области, банками,
налоговыми и иными органами
государственного управления в целях
улучшения организации работы по исполнению
федерального бюджета и другие функции.
Внедрение казначейской системы в
Новгородской области происходило поэтапно.
Периоде
января поиюнь1994 года был посвящен
формированию органов казначейства.
С 1 июля 1994 года органы
казначейства приняли на себя первые
функции по исполнению федерального бюджета - открыли в банке счета по
расходам федерального бюджета, начав
постепенный переход на финансирование
получателей бюджетных средств.
Крупный
шаг вперед сделали органы казначейства по
Новгородской области, приступив с 1 апреля 1995 года к ведению учета и
распределению федеральных налогов.
В
1996 году
областное Управление федерального
казначейства получило право за счет
доходов, поступающих в федеральный бюджет
на территории области, осуществлять
финансирование получателей бюджетных
средств, целевых программ и трансфертов.
Для
сокращения сроков доведения средств до
бюджетных единиц с ноября
1996 года
органы казначейства производят
финансирование текущих расходов бюджетных
учреждений за счет доходов федерального
бюджета без реестров Главного управления
федерального казначейства в порядке их
авансирования в размере до 50% от суммы расходов за
предшествующий месяц. И, наконец, в октябре-
декабре 1997 года органы
казначейства взяли на обслуживание лицевые
счета бюджетных получателей, завершив тем
самым основной этап становления
казначейской системы в Новгородской
области. Четырехлетний опыт работы органов
казначейства области позволяет сделать
выводы о положительном влиянии системы
казначейства на бюджетный процесс. Это
выразилось в усилении контроля за
поступлением доходов в федеральный бюджет
и расходованием его финансовых ресурсов.
Обеспечивается более оперативная
информация и отчетность о ходе исполнения
федерального бюджета, как в целом, так и на
территориях субъектов Федерации. Налажен
контроль за кредитными учреждениями по
вопросам своевременности выполнения
поручений налогоплательщиков на
перечисление платежей в бюджет, а также
своевременным доведением ассигнований до
финансируемых организаций, осуществляется
предварительный и текущий контроль за
целевым и рациональным использованием
бюджетных ассигнований.
Несмотря
на достигнутый уровень развития
казначейской системы, расширения круга
решаемых вопросов и задач существует ряд
проблемных вопросов, требующих своего
разрешения, а именно:
- скорейшее принятие Бюджетного
кодекса, который законодательно закрепит
права и ответственность участников
бюджетного процесса;
- отсутствие достаточной
методологической и нормативной базы
приводит к тому, что на уровне субъекта
Федерации органами казначейства до сих пор
разрабатываются свои индивидуальные
методики, нарушая тем самым принцип
сопоставимости и соответствия;
- использование региональных
программных продуктов не позволяет
обеспечить автоматический сбор и обмен
информацией с ГУФК;
- в целях рационального
управления кассовыми средствами,
необходимо перейти на работу по единому
счету федерального казначейства;
- осуществлять финансирование
всех без исключения бюджетополучателей (включая
силовые министерства и ведомства) через
лицевые счета, открытые в органах
казначейства. Решение вышеуказанных вопросов качественно улучшит управление исполнением федерального бюджета на региональном уровне.
|