|
Наталья
ЮРОВА
В
основе любого экономического развития
лежат три фактора экономического роста:
трудовые ресурсы, искусственно созданные
средства производства, природные ресурсы.
Экологические аспекты экономического
развития приобретают все большее значение
в качестве лимитирующего фактора. В условиях социального и
экономического кризиса внимание к
экологическим факторам, к сожалению,
снизилось. Это вполне объяснимо -экономические
цели большинства экономических структур и
населения подчинены сейчас сиюминутным
задачам адаптации и выживания в новых
экономических условиях. Здесь уже не до
охраны природы, результаты которой
проявляются в перспективе. Экологические
факторы в этих условиях отходят на второй
план. Сложившаяся ситуация чрезвычайно
опасна для долговременных социальных и
экономических перспектив развития
общества.
Необходимо
попытаться представить по- новому такую
молодую экономическую науку как экономика
природопользования. Сейчас преобладает «узкий»
подход к экономике природопользования. При
таком подходе в центре внимания
оказываются две проблемы: рациональное
использование собственно природных
ресурсов и охрана окружающей среды. В этом
случае происходит своеобразное разделение
народного хозяйства на «природные» отрасли
и виды деятельности, непосредственно
связанные с природопользованием, и все
остальные отрасли. Существует
необходимость другого, глобального подхода
к экономике природопользования, когда
решение экологических проблем возможно
только в рамках всего народного хозяйства.
Это требует формирования нового, эколого-экономического
мышления в науке, исполнительных и
законодательных структурах. Иными словами,
мы все больше нуждаемся не столько в
эффективных способах ликвидации
негативных последствий, сколько в надежных
механизмах их предупреждения. Мало сделать
качественный научный прогноз изменений
окружающей среды в результате того или
иного хозяйственного решения. Важно, чтобы
выводы такого прогноза вошли в содержание
решения до момента его принятия и
осуществления и обеспечивали его
экологическую безопасность для общества.
Главное
внимание будет уделено рассмотрению
целостного эколого-экономического подхода
к экономическому развитию, смены типов
развития. В условиях перехода к рыночной
экономике возникает целый ряд новых слабо
изученных эколого-экономических проблем.
Здесь и проблемы платности
природопользования, создание системы льгот,
кредитов для природоохранной деятельности,
штрафование деятельности, наносящей ущерб
окружающей среде, создание рынка
экологических услуг и многое другое. Эти
вопросы должны найти отражение в разрабатывании лекционного курса. В нем
будет дано введение в курс экологического
права, исследование состояние
вопросов политики окружающей среды в мире и
в России приведены практические примеры
опыта работы, показана работа Всемирного
банка по вопросам экологии, рассмотрен
механизм привлечения инвестиций,
подготовки и экспертизы проектов. Цель
курса - повышение квалификации
чиновников, участвующих в процессе
подготовки и принятия управленческих
решений в области проведения анализа
жизнеспособности проводимой политики
экономического развития и инвестиционной
политики, с точки зрения проблем окружающей
среды.
Показывается
действующая в России и в мире иерархическая
структура организаций, работающих с
экологическими проектами, даны
рекомендации по разработке экологических
инвестиционных проектов, критерии их
привлекательности, где срок окупаемости
стоит далеко не на первом месте.
Необходимо
подвигнуть районные администрации на
создание инвестиционных проектов с
экологической составляющей. Необходимо
знать всю цепочку от зарождения идеи до
реализации проекта. Все вопросы с
исполнительной властью должны быть
согласованы не в виде готового проекта, а
еще на предпроектной стадии, чтобы не
пришлось подтягивать готовый проект к
предъявляемым требованиям и без оценки
воздействия на окружающую среду.
Как
государственный чиновник, вижу большой
пробел в получении подобного рода знаний у
управленцев всех уровней. Так, например,
каждое ведомство рассматривает вопрос
использования, восстановления и охраны
отдельного природного ресурса, а не
комплексности или приоритетности
использования, а федеральное ведомство,
занимающееся вопросами охраны окружающей
среды, в большей степени констатирует
фактическое состояние окружающей среды,
фиксирует выбросы и загрязнения, но не
говорит, как в финансовом, инвестиционном,
экономическом плане изменить ситуацию в
лучшую сторону, не может привлечь
достаточные финансовые ресурсы в
исправление, а тем более в предупреждение
так называемых экологических проблем.
Существующее управление не позволяет
реализовать программно-целевое развитие
территории, это все тот же отраслевой
подход к управлению, где каждая отрасль,
ведомство пытаются "потянуть на себя
ветхое лоскутное одеяло льгот и
приоритетов".
Все
чиновники, участвующие в процессе
подготовки и принятия управленческих
решений от уровня поселка до уровня области,
должны уметь находить и оптимальные
решения со стороны экономических и со
стороны экологических подходов, видеть
проблемы и варианты развития территории. Мы
же часто видим не причину, а следствие.
Этот
курс необходим не только для тех, кто
напрямую занимается вопросами экономики,
финансов, собственности, а и для тех, кто
отвечает за развитие медицины, образования,
культуры.
Необходимо
формирование нового эколого
- экономического мышления, суть
которого в следующем: "Экономика не
ограничивается созданием материальных
ценностей, а экология не относится только к
охране природы; оба понятия в равной мере
касаются улучшения жизни людей".
|