|
Маргарита МАСАНОВА
В
России основные направления социальной
политики определены в соответствии с
Указом Президента от 18 июня 1996 г. № 934 «О подготовке программы
социальных реформ» и Постановлением
Правительства РФ от 26 февраля
1997 г. № 222 в Программе социальных
реформ в российской Федерации на период 1996-2000 годы. В Программе
констатируется факт, что в России
отмечается процесс массовой бедности и
число граждан, имеющих доходы ниже
прожиточного минимума, составляет около
четверти общей численности населения. На
первом этапе (1996-97
годы) реализация Плана
мероприятий Программы предполагается
осуществить комплекс мер по стабилизации
уровня жизни населения и постепенному
сокращению масштабов бедности.
Тем
не менее, необходимо отметить, что проблема
бедности интернациональна; бедность
существовала в России на протяжении всей
истории, включая и советский период.
Бедность как социальное явление - это один из старейших
пороков общества, и с момента возникновения
социальной работы основной ее функцией
всегда была борьба с бедностью. Несмотря на
то, что в разных странах в плане социального
обеспечения населения было очень много
сделано, тем не менее, эта проблема остается
актуальной сегодня и в
. высоко развитых странах,
не говоря уже о странах третьего мира.
Однако в каждой стране отношение к бедности
сугубо специфично, являясь отражением не
только закрепленных законодательствами
норм социальной политики, но и принятых
моделей социальной работы с учетом
культурных традиций и стереотипов.
Наиболее
простым инструментом для оценки бедности
является анализ прожиточного минимума,
минимального размера оплаты труда,
минимального размера пенсии и соотношения
между ними, что позволяет установить планку
бедности и определить ту часть населения, у
которой семейные доходы на душу населения
оказываются ниже прожиточного минимума.
Изучая
вопрос бедности или малообеспеченности (такой
термин использовался в России до 1990-х годов),
можно дать оценку бедности в РФ только с
начала 70-х годов, когда было введено пособие
для малообеспеченных семей. В тот период
времени государство установило порог
малообеспеченности для семьи, который
составляет 50 рублей на
одного члена семьи в месяц. Этот уровень
позволил установить две гарантированные
величины доходов семьи: минимальный размер
заработной платы и минимальный размер
пенсии. Министерство труда СССР
разрабатывало методику расчета
прожиточного минимума. Прожиточный минимум
представлял собой сумму расходов,
необходимых для удовлетворения на
минимальном уровне потребностей семьи в
продовольственных и непродовольственных
товарах.
С
января 1973
года, был установлен минимальный размер
оплаты
труда (Постановлением ЦК
КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 12.12.1972 г. № 842), который составлял 70
рублей. В 1985 году величина
прожиточного минимума составляла уже 75 рублей в месяц на душу. Таким
образом, с
1985 по
1991 гг.
прожиточный минимум был выше минимального
размера оплаты труда. И минимальный размер
оплаты труда был увеличен до 130 рублей в месяц только с 1 апреля 1991 года (Постановление
Совмина СССР «О реформе розничных цен и
социальной защите населения» от 19.03.1991 г. № 105), затем до 180 рублей в месяц с 1 октября 1991
года и до 200 рублей в месяц с 1 декабря 1991 г.
По
данным, приведенным в «О положении семей в
Российской Федерации» (М. Юрид.лит..
1994. 144 с.), около 11% семей в СССР жили ниже
черты бедности до начала 90-х годов и к лету 1992
г. уже около 40% населения находились
ниже черты бедности.
В
группу граждан, живущих ниже черты бедности,
в 70-80 годы попадали обычно:
многодетные семьи, которые составляли
половину всех малообеспеченных: молодые
семьи - около 1/3, пенсионеры и
инвалиды.
В
начале 90-х годов, в период формирования
рыночных отношений в России, наибольшее
обнищание коснулось среднего слоя
населения. который всегда является базой
экономической, политической и социальной
стабильности государства. Проводимые
экономические реформы привели к обнищанию
граждан, работавших в учреждениях
бюджетной сферы и на государственных
предприятиях, особенно на предприятиях
военно-промышленного комплекса. В группу
граждан, живущих ниже черты бедности попали:
низкооплачиваемые служащие и рабочие,
среди них более
35% молодежи
от 15 до 29
лет,
женщины
(одинокие, разведенные, вдовы), пожилые люди,
а также граждане, потерявшие работу при
низком спросе на рабочую силу, в период
экономического спада и отсутствия рынка
дополнительной, вторичной и сезонной
занятости. Анализ контингента граждан,
живущих за чертой бедности, показал, что 2/3 - это социально активное
население.
Можно
рассматривать социальную политику лак
комплекс мер по борьбе с бедностью, то есть
определение категорий, живущих ниже уровня
бедности, предоставление им социальных
льгот в виде компенсаций и пособий, что
увеличивает долю расходов бюджета по
защищенным статьям расхода. При этом, если
учесть еще и нарастающий дефицит бюджета,
то выхода из ситуации, казалось бы, просто
нет. Тем не менее, одним из вариантов выхода
из ситуации может стать адресность
социальной помощи, и шаг в этом направлении
сделан -это принятие Федерального Закона «О
прожиточном минимуме".
Необходимо
обратить внимание на то, что в законе
используется понятие, прожиточный минимум
как физиологический минимум. До принятия
настоящего закона существовали временные
методики расчету бюджета прожиточного
минимума, которые использовались органами
государственной власти в субъектах Рф.
В
Новгородской области ежегодно
подготавливалась и реализовывалась
Программа социальной поддержки
малообеспеченных слоев населения области.
Обострение социальной напряженности в
области связано с процессом сокращения
Численности занятых на предприятиях, с
одной стороны, и снижением доходов семей, с
другой стороны, при этом необходимо
учитывать систематические задержки
выплаты заработной платы. Реализация
Программы была направлена на
предотвращение появления в области зон
социального напряжения и бедствия, и
оказание помощи малообеспеченным семьям и
одиноким гражданам области со
среднедушевым совокупным доходом
значительно ниже прожиточного
физиологического минимума. Единым
критерием малообеспеченности в
Новгородской области был прожиточный
минимум, рассчитываемый по методике
Министерства труда РФ
10.11.1992
года в соответствии с Указом Президента РФ
от
02.03.1992 г. №210 «О системе минимальных
потребительских бюджетов РФ» и на
основании данных Новгородского областного
комитета государственной статистики. В
Новгородской области уже существует
система расчета прожиточного минимума,
которая предусматривает расчет
прожиточного минимума в целом по области и
отдельно по городам и районам области по
определенным социально-демографическим
группам населения. По данным Новгородского
областного комитета государственной
статистики численность населения с
доходами ниже прожиточного минимума
составляла в среднем с января по сентябрь 1996
года 110,9 тыс. чел. и к общей численности
населения области составляло
14,9%. Соответственно, за этот же
период
1997 года
численность населения с доходами ниже
прожиточного минимума составляла уже
128,5 тыс. чел. и -
17,4,%
-от общей численности
населения. Минимальный размер пенсии, и
ниже на
1 октября 1997 года получали около 10
тыс. пенсионеров области. Поэтому очень,
важно было принятие закона «0 прожиточном
уровне» в части поэтапного повышения
уровня минимального размера оплаты труда и
минимального размера оплаты пенсий до
уровня прожиточного минимума, что позволит
обеспечить социальные гарантии
малообеспеченным категориям граждан.
Федеральные;
закон, установил
правовую основу для
определения прожиточного минимума в РФ и
его учета при определении социальных
гарантий различным категориям населения и
определил основные понятия, такие, как:
потребительская
корзина -
это минимальный набор продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
необходимый для сохранения здоровья
человека и обеспечения его
жизнедеятельности:
прожиточный
минимум -
это стоимостная оценка потребительской
корзины, а также обязательные платежи и
сборы;
семья - это лица, связанные
родством, совместно проживающие и ведущие
совместное хозяйство;
основные
социально-демографические группы
населения - это трудоспособное
население, пенсионеры и дети.
Расчет
прожиточного минимума позволяет, во-первых,
оценивать уровень жизни населения в
настоящее время и в соответствии с этим
разрабатывать и реализовывать
региональные адресные социальные
программы, и, во-вторых, формировать бюджеты
на всех уровнях с учетом реальных
возможностей в оказании адресной
социальной помощи малоимущим гражданам РФ.
Порядок
установления перечня потребительской
корзины устанавливается методическими
указаниями, которые разрабатываются
специализированными учреждениями,
министерствами и ведомствами с участием
профсоюзов и должны быть утверждены
Правительством РФ. Совершенно очевидно, что
потребительская корзина будет зависеть от
физико-географических и национальных
особенностей региона и населения,
проживающего на его территории. Поэтому в
законе определено, что в целом для России
потребительская корзина будет
устанавливаться федеральным законом один
раз в 5
лет. и соответственно в
субъектах РФ потребительская корзина -
законодательными органами субъекта РФ с
учетом его физико-географических и
национальных особенностей.
Величина
прожиточного минимума на душу населения
будет определяться ежеквартально в целом
по РФ и в субъектах РФ на основании
потребительской корзины и данных
Государственного Комитета РФ по статистике
об уровне потребительских цен и Комитетов
государственной статистики субъектов РФ.
Величина прожиточного минимума
устанавливается органами исполнительной
власти РФ и субъекта РФ.
В
последнее время произошел разрыв между
прожиточным минимумом и минимальным
размером оплаты труда и минимальным
размером пенсии. Совершенно очевидно, что
если порядок величины прожиточного
минимума в целом по РФ и по регионам
значительно отличаются друг от друга, то
МРОТ и МРП остаются постоянными по всей
России. И с учетом факта, что прожиточный
минимум является основой для установления
минимального .размера оплаты труда и
минимального размера пенсии по старости, а
также
для
определения размеров стипендий, пособий и
других социальных выплат гражданам в РФ, в
законе предусмотрено поэтапное повышение
минимального размера оплаты труда и
минимального размера пенсии по старости в
РФ до величины прожиточного минимума, а
соотношение между ними на очередной год
должно устанавливаться Федеральным
Законом «О бюджете» на соответствующий год.
Для
создания системы адресной помощи в законе
предложен порядок для определения
малоимущей семьи в РФ, учета величины
прожиточного минимума при оказании
государственной социальной помощи
гражданам в субъектах РФ, а также условия и
порядок предоставления указанной помощи,
сведения о величине прожиточного минимума
должны публиковаться ежеквартально в
официальных изданиях РФ и субъектов РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу с 1
января 1998
г. Схема реализации
закона представлена на рис. 1.
Для
сравнения приведем примеры минимальных
жизненных стандартов для человека, первый
признается Организацией объединенных
наций и равен 2\3; второй по Европейскому
стандарту равен 50% и для Новгородской области в
среднем с января по сентябрь 1997
г. составлял 52,6% от среднего уровня дохода на
душу населения для страны или региона.
Однако
надо учитывать, что Европейский стандарт в
соответствии со статьей 4 Европейской Социальной
Хартии, принятой Советом Европы в
1961 году и вступившей в силу в 1965 году (напомним, что РФ
вступила в Совет Европы в
1996
году), которая называется «Право на
справедливое вознаграждение». «... признает
право рабочих на такое вознаграждение,
которое обеспечит им и их семьям
достаточный уровень жизни... и...
использование этого права достигается ...установленным
законом механизма фиксированных ставок...»,
что надо понимать как фиксированные
размеры минимального размера оплаты труда
и минимального размера пенсии. которые не
могут быть ниже прожиточного минимума. Таким образом. Федеральный закон «О прожиточном минимуме» закрепил порядок определения величины прожиточного минимума с учетом реально складывающихся расходов в регионе на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги и налоги. Принятие закона позволяет конкретизировать и реализовать адресную социальную помощь малообеспеченным семьям.
|