Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 1

Андрей СМИРНОВ

Модульная система обучения в деле повышения уровня рефлексивной культуры и формирования регионального сознания макроуправленцев

    Выход Российской Федерации из затянувшегося системного кризиса неразрывно связан с преодолением негативных тенденций в развитии ее составляющих - регионах. Данное обстоятельство вызвано тем, что прогрессивные преобразования в масштабах целого невозможны без позитивных изменений в его частях.

    В свою очередь, рост этих позитивных изменений в регионах во многом предопределен авторитетом, профессионализмом и компетентностью носителей региональной власти. Данные качества метауправленцев непосредственно обусловлены уровнем развития их рефлексивной культуры и наличием определенного уровня регионального сознания.

    Качественные характеристики уровня развития рефлексивной культуры и регионального сознания управленческих кадров Новгородской области были исследованы автором данной статьи в период с 1991 года по 1997 год в ходе проведения различного рода оргдеятельности и оргкоммуникативных игр.

    Наиболее ярко особенности регионального сознания и уровня развития рефлексивной культуры макроуправленцев были проявлены в ходе следующих игр: 1. «Развитие Хвойнинского района Новгородской области в условиях перехода к рынку» /1991 г./; 2. «Программа развития народного образования Шимского района Новгородской области» /1991 г./; 3. «Организация технологического цикла управления деятельностью в практике областного Совета народных депутатов» /1993 г./; 4. «Рефлексивная самоорганизация работников аппарата новгородской областной Думы в процессе деятельности с нормативными документами: Уставом Новгородской области» /1995 г./; 5. «Рефлексивный анализ процедуры согласования в процессе подготовки управленческого решения регионального типа» /1996 г./; 6. «Технология проектирования исполнительской деятельности госслужащего регионального уровня управления» /1996 г./; 7. «Организация сложной коммуникации в процедуре согласования деятелей муниципального уровня управления» /1997 г./ и др.

    В ходе проведения указанных игр у участников игрособытий фиксировалось наличие или отсутствие целого ряда необходимых для практики регионального управления специальных представлений. В частности, было выявлено, что подавляющее большинство управленцев, как правило, не видит специфики управления . основными сферами жизнедеятельности региона. В основном они имеют представления об отраслях и управлении этими отраслями. Этот тип регионального сознания нашел свое закономерное воплощение и в адекватной ему структуре управления областью, которая в основном построена по отраслевому образцу.

    К сожалению, не наблюдалось четко оформленных, неслучайных представлений о стратегии развития региона. В лучшем случае можно было зафиксировать достаточно фрагментарные представления о путях развития отдельных ведомств и отраслей, но не целостную картину. Как отмечают исследователи, такое положение дел характерно и для других регионов: «Hа современном этапе развития России ощущается явный дефицит управляющих со стратегическим мышлением, обладающих умением мыслить, и мыслить масштабно».1 Нет и концептуальных представлений о регионе, фактически они подменены эмпирическими обобщениями отраслевой и ведомственной практики.

    Выявилось и отсутствие отработанной техники иерархизации региональных затруднений. Анализ причин зафиксированных затруднений, как правило, является неподъемной задачей, ибо все причины почти всегда видятся только в отсутствии денежных ресурсов. Зачастую затруднения смешивают с проблемами. Анализ и систематизацию региональных проблем практически мало кто может осуществить, ибо большинство управленцев не обучены такого рода деятельности.

    Игры показали случайность и расплывчатость представлений о технологии проектирования управленческой деятельности. Очень часто проектирование смешивают с планированием, а под последним понимают составление перечня будущих мероприятий по временной оси.

    Все это позволяет нам сделать вывод о том, что зафиксированный в играх тип регионального сознания можно охарактеризовать как «естественно» сложившийся. В таком типе сознания преобладают ситуационные, ведомственно-отраслевые компоненты, что в настоящее время не соответствует ни самому объекту управления, ни задачам качественного изменения форм и методов регионального управления.

    Мы полагаем, что данный тип регионального сознания макроуправленцев предопределен их критериально необеспеченной рефлексивной культурой. По поводу рефлексивной культуры, основных типов рефлексивного анализа и уровней развития данной культуры мы присоединяемся к точке зрения, изложенной в работах доктора психологических наук, профессора Анисимова О.С.

    Под рефлексивной культурой деятеля Анисимова О.С. понимает наличие у него осознанных, критериально обеспеченных, социально значимых образцов и моделей действий в ситуационном, проектном, проблемно-задачном, теоретико-концептуальном и ценностном типах рефлексивного анализа2.

    Можно выделить следующие уровни развития рефлексивной культуры макроуправленцев: естественный, естественно-искусственный; искусственно-естественный, искусственный.

    В своей основной массе участники игр действуют в рамках естественного уровня развития рефлексивной культуры. Действия на этом уровне не являются критериально обеспеченными, и поэтому не всегда ведут к необходимому результату. Такая рефлексия и предопределяет естественный уровень регионального сознания макроуправленца.

    Последовательное формирование критериально обеспеченных уровней развития рефлексивной культуры, на наш взгляд, позволяет качественно изменить содержание и формы регионального сознания. Под воздействием искусственных вариантов рефлексии ситуационные и проектные представления о регионе в сознании макроуправленцев дополняются появлением ценностного, теоретико-концептуального и проблемно-задачного компонентов, что и позволяет осуществить переход к качественно новым формам регионального управления и обеспечивает необратимость такого перехода.

    Возникает вопрос, где и как можно повысить уровень рефлексивной культуры наших носителей региональной власти? По нашему мнению, данное повышение наиболее полно реализуется в ходе проведения специальных учебных событий -модулей, базирующихся на рефлексивной самоорганизации обучаемых при решении региональных проблем и задач.

    Апробация подобной системы модулей в настоящее время осуществляется игротехнической командой, под руководством автора данной статьи, в ходе подготовки кадров госслужащих на базе Новгородской кафедры Северо-Западной академии государственной службы.

    Размер статьи не позволяет нам подробно описать содержание структуры каждого модуля и поэтому мы предложим подобное описание в ряде следующих статей.

1 Барзилов С. И., Чернышев А. Г. Провинция: элита, номенклатура, интеллигенция. // Свободная мысль, 1996, № 1, с. 55

2 См.: Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление /динамика и связь времен/. -М., 1996, с. 206; Развитие. Моделирование. Технологии. - Калуга, 1996, с. 56-77; Политическое мышление: процессы, моделирование и культурное обеспечение. - Караганда, 1996, с. 121; Основы методологии: Учебное пособие. - М., 1994, т. 2, с. 138-139 и др.

 

Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz