|
Андрей
СМИРНОВ
Выход Российской
Федерации из затянувшегося системного
кризиса неразрывно связан с преодолением
негативных тенденций в развитии ее
составляющих - регионах. Данное
обстоятельство вызвано тем, что
прогрессивные преобразования в масштабах
целого невозможны без позитивных изменений
в его частях.
В свою очередь, рост этих позитивных
изменений в регионах во многом
предопределен авторитетом,
профессионализмом и компетентностью
носителей региональной власти. Данные
качества метауправленцев непосредственно
обусловлены уровнем развития их
рефлексивной культуры и наличием
определенного уровня регионального
сознания.
Качественные характеристики уровня
развития рефлексивной культуры и
регионального сознания управленческих
кадров Новгородской области были
исследованы автором данной статьи в период
с 1991 года по 1997 год в ходе проведения
различного рода оргдеятельности и
оргкоммуникативных игр.
Наиболее ярко особенности регионального
сознания и уровня развития рефлексивной
культуры макроуправленцев были проявлены в
ходе следующих игр: 1. «Развитие
Хвойнинского района Новгородской области в
условиях перехода к рынку» /1991 г./; 2. «Программа
развития народного образования Шимского
района Новгородской области» /1991 г./; 3. «Организация
технологического цикла управления
деятельностью в практике областного Совета
народных депутатов» /1993 г./; 4. «Рефлексивная
самоорганизация работников аппарата
новгородской областной Думы в процессе
деятельности с нормативными документами:
Уставом Новгородской области» /1995 г./; 5. «Рефлексивный
анализ процедуры согласования в процессе
подготовки управленческого решения
регионального типа» /1996 г./; 6. «Технология
проектирования исполнительской
деятельности госслужащего регионального
уровня управления» /1996 г./; 7. «Организация
сложной коммуникации в процедуре
согласования деятелей муниципального
уровня управления» /1997 г./ и др.
В ходе проведения указанных игр у
участников игрособытий фиксировалось
наличие или отсутствие целого ряда
необходимых для практики регионального
управления специальных представлений. В
частности, было выявлено, что подавляющее
большинство управленцев, как правило, не
видит специфики управления . основными
сферами жизнедеятельности региона. В
основном они имеют представления об
отраслях и управлении этими отраслями. Этот
тип регионального сознания нашел свое
закономерное воплощение и в адекватной ему
структуре управления областью, которая в
основном построена по отраслевому образцу.
К сожалению, не наблюдалось четко
оформленных, неслучайных представлений о
стратегии развития региона. В лучшем случае
можно было зафиксировать достаточно
фрагментарные представления о путях
развития отдельных ведомств и отраслей, но
не целостную картину. Как отмечают
исследователи, такое положение дел
характерно и для других регионов: «Hа
современном этапе развития России
ощущается явный дефицит управляющих со
стратегическим мышлением, обладающих
умением мыслить, и мыслить масштабно».1 Нет
и концептуальных представлений о регионе,
фактически они подменены эмпирическими
обобщениями отраслевой и ведомственной
практики.
Выявилось
и отсутствие отработанной техники
иерархизации региональных затруднений.
Анализ причин зафиксированных затруднений,
как правило, является неподъемной задачей,
ибо все причины почти всегда видятся только
в отсутствии денежных ресурсов. Зачастую
затруднения смешивают с проблемами. Анализ
и систематизацию региональных проблем
практически мало кто может осуществить, ибо
большинство управленцев не обучены такого
рода деятельности.
Игры показали случайность и расплывчатость
представлений о технологии проектирования
управленческой деятельности. Очень часто
проектирование смешивают с планированием,
а под последним понимают составление
перечня будущих мероприятий по временной
оси.
Все это позволяет нам сделать вывод о том,
что зафиксированный в играх тип
регионального сознания можно
охарактеризовать как «естественно»
сложившийся. В таком типе сознания
преобладают ситуационные, ведомственно-отраслевые
компоненты, что в настоящее время не
соответствует ни самому объекту управления,
ни задачам качественного изменения форм и
методов регионального управления.
Мы полагаем, что данный тип регионального
сознания макроуправленцев предопределен
их критериально необеспеченной
рефлексивной культурой. По поводу
рефлексивной культуры, основных типов
рефлексивного анализа и уровней развития
данной культуры мы присоединяемся к точке
зрения, изложенной в работах доктора
психологических наук, профессора Анисимова
О.С.
Под рефлексивной культурой деятеля
Анисимова О.С. понимает наличие у него
осознанных, критериально обеспеченных,
социально значимых образцов и моделей
действий в ситуационном, проектном,
проблемно-задачном, теоретико-концептуальном
и ценностном типах рефлексивного анализа2.
Можно выделить следующие уровни развития
рефлексивной культуры макроуправленцев:
естественный, естественно-искусственный;
искусственно-естественный, искусственный.
В своей основной массе участники игр
действуют в рамках естественного уровня
развития рефлексивной культуры. Действия
на этом уровне не являются критериально
обеспеченными, и поэтому не всегда ведут к
необходимому результату. Такая рефлексия и
предопределяет естественный уровень
регионального сознания макроуправленца.
Последовательное формирование
критериально обеспеченных уровней
развития рефлексивной культуры, на наш
взгляд, позволяет качественно изменить
содержание и формы регионального сознания.
Под воздействием искусственных вариантов
рефлексии ситуационные и проектные
представления о регионе в сознании
макроуправленцев дополняются появлением
ценностного, теоретико-концептуального и
проблемно-задачного компонентов, что и
позволяет осуществить переход к
качественно новым формам регионального
управления и обеспечивает необратимость
такого перехода.
Возникает вопрос, где и как можно повысить
уровень рефлексивной культуры наших
носителей региональной власти? По нашему
мнению, данное повышение наиболее полно
реализуется в ходе проведения специальных
учебных событий -модулей, базирующихся на
рефлексивной самоорганизации обучаемых
при решении региональных проблем и задач.
Апробация подобной системы модулей в
настоящее время осуществляется
игротехнической командой, под руководством
автора данной статьи, в ходе подготовки
кадров госслужащих на базе Новгородской
кафедры Северо-Западной академии
государственной службы.
Размер статьи не позволяет нам подробно
описать содержание структуры каждого
модуля и поэтому мы предложим подобное
описание в ряде следующих статей.
1
Барзилов С. И., Чернышев А. Г. Провинция:
элита, номенклатура, интеллигенция. //
Свободная мысль, 1996, № 1, с. 55
2
См.: Анисимов О. С. Методология: функции,
сущность, становление /динамика и связь
времен/. -М., 1996, с. 206; Развитие. Моделирование.
Технологии. - Калуга, 1996, с. 56-77; Политическое
мышление: процессы, моделирование и
культурное обеспечение. - Караганда, 1996, с.
121; Основы методологии: Учебное пособие. - М.,
1994, т. 2, с. 138-139 и др.
|