Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 1

Ирина ПИСАРЕВА

Сельская школа как фактор развития территории

Школа в селе во все времена была, есть и будет социально-культурным центром, ибо она стоит у истоков любви к Отечеству, и там трудится самая образованная, культурная и прогрессивно мыслящая часть сельского населения. Зачастую реальные системные изменения в сельской местности происходят благодаря тому, как определится педагогический коллектив в вопросах: в чем будущее родной деревни и куда, в каком направлении двигаться. Общепринятая позиция ориентации сельской школы на аграрный профиль претерпевает изменения в связи с открывающимися перспективами, которые черпаются из традиционных особенностей территории. Поэтому неизбежно развитие многовариативности в подходах к развитию образования на селе, а значит, и самого села.

Муниципальная общеобразовательная основная школа №14, которую я представляю, располагается на территории Шуйского сельсовета, объединяющего деревни Нелюшка, Терехово, Байнево, Новая, Новотроицы, Ужин, Борисово, Едно, Ключи, Закидово, Плотично, Горки. Данное муниципальное образование располагается на Валдайской возвышенности в 15 км к северо-востоку от города Валдая и занимает северо-восточные окрестности озер Валдайское и Ужин. Первые поселения возникли здесь в V1-VIII веках, о чем свидетельствуют многочисленные сопки, жальники, курганы. Деревня Шуя возникла на тракте "Валдай-Боровичи" в связи со строительством Иверского Богородицкого православного мужского монастыря, основанного Патриархом всея Руси Никоном в XVII веке.

В то время здесь развивались ремесла: гончарное, плотницкое, скорняжное дело и др. После Октябрьской революции был образован колхоз им. Жданова, а позднее-совхоз-техникум "Валдайский". Перестроечные процессы в России привели к снижению объема сельскохозяйственного производства. Вместо совхозных бригад возникли два фермерских, а также получили развитие личные подсобные хозяйства. По официальной статистике, занятость населения на сегодняшний день составляет 100%, а средняя зарплата - 800 руб. Однако основной доход люди имеют от продажи продуктов личных подсобных хозяйств. Распространены охота, рыбалка, сбор грибов и ягод. В 1990 году был создан национальный парк "Валдайский" - особо охраняемая природная территория, в которую вошли Валдайский, Окуловский и Демянский районы.

На территории национального парка довольно активно шел процесс создания рекреационной инфраструктуры. В настоящее время она представлена базами отдыха: "Северное сияние", "Берендеево царство", "Жемчужина Валдая", "Берег Валдая". В связи с интенсивным рекреационным использованием территории национального парка и с целью снижения нагрузки на охраняемые ландшафты перед школой возникла задача пропаганды природоохранной деятельности. Населению, проживающему в пределах национального парка, необходимо было объяснять природоохранные задачи и роль каждого человека в их выполнении, выпускников школы ориентировать на дальнейшее освоение профессий, востребованных национальным парком. Стало ясно, что именно школа как центр развития в селе должна перестроиться в своей работе и помочь обустроить жизнь сельчан, качественно отличную от всего прошлого опыта.

С учетом экономической и демографической ситуации, состояния социальной структуры и качества жизни населения района директор Шуйской школы Писарев А.И. пришел к выводу, что природное богатство территории, ее историко-культурные памятники, с одной стороны, природоохранный режим - с другой, предопределяют ее развитие, возможные точки роста, а именно: наращивание рекреационного потенциала и использование его для познавательного, экологического туризма и просвещения; инвестиции в создание инфраструктуры туризма через стимулирование малого бизнеса в направлениях обслуживания туристов и отдыхающих. Упомянутая инфраструктура должна включать обустройство новых пешеходных наземных и водных экологических маршрутов, открытие цеха по производству русской глиняной игрушки и сувениров с валдайской символикой, выращивание лекарственных трав, развитие пчеловодства и другое.

Таким образом, был найден ответ на вопрос "куда двигаться?", а также поставлена конкретная цель: подготовить проект, преодолевающий противоречие между экономической целесообразностью и жизненной необходимостью сохранения малочисленной сельской школы с целью использования ее базы и кадрового потенциала во благо развития территории. Суть проектного решения была в том, чтобы, не дожидаясь закрытия школы в связи с сокращением числа детей, создать модель социокультурного центра на основе межведомственного объединения ресурсов.

У каждой территории есть свои особенности, традиции и, значит, потенциал в развитии. Нашей особенностью было образование национального парка со своими традициями - ремеслами, фольклором. Заключив договор с парком о создании модели школы с экологической направленностью в развитии в 1993-1998 годах, мы успешно провели эксперимент по теме: "Экологическое образование как способ формирования нового образа жизни, мышления и поведения в окружающей среде". Обновили содержание образования через введение в вариативную часть учебного плана уроков экологии в 1 - 9-х классах и допрофессиональной технологической подготовки по лесоводству в 8 - 9-х классах. Приступили к формированию ресурсной базы будущего экологического центра. Для этого обустроили "зеленую лабораторию" - экологическую тропу, организовали школьное лесничество. Лаборатория размещается на 104 гектарах лесного таежного массива, выделенных школе национальным парком. Совместная работа с природоохранной территорией дала свои плоды, и в 2000 году национальный парк профинансировал экспедицию по созданию нового таежного маршрута Шуя-Нелюшка-Байнево протяженностью 9 км и издание "Путеводителя". Потянулись люди перенимать опыт работы: сначала из районов Новгородчины, затем и из других регионов России и дальнего зарубежья. Стало ясно, что опыт работы школы на территории национального парка имеет большое значение. Так, в 2000 году родилась инновация по созданию модели центра для осуществления культурно-экологической адаптации человека с природой. Авторов инновационного проекта - директора школы Писарева А.И. и учителя экологии Писареву И.Н. поддержали ставшие научными консультантами проекта: Каплунович Т.А. - профессор, кандидат психологических наук, проректор регионального центра развития образования; Рогоцкий В.В. - заместитель директора по науке национального парка "Валдайский"; Юрова Э.А. - доцент кафедры экологии НовГУим. Я.Мудрого.

В течение двух лет проект проходил научно-общественную экспертизу в автономной некоммерческой образовательной организации "Институт образовательной политики "Эврика" (г. Москва). В ноябре 2001 года авторы защитили проект, а в марте 2002 года приказом Министра образования Рф МООШ №14 деревне Шуя Валдайского района присвоен статус "федеральная экспериментальная площадка" по теме: "Школа в национальном парке как межрегиональный центр экологического образования". За двухлетний период мы разработали научное обоснование (концепцию) проекта и модель деятельности центра экообразования, которые обсудили в мае 2001 года на межрегиональном семинаре с педагогами, специалистами ООПТ, представителями природоохранных и административных органов. Провели диагностику концептуально-технологического цикла проектирования ОЭРи развития деятельности творческой группы. Скоординировали деятельность с некоторыми образовательными учреждениями северо-западного и центрального регионов России, с РЦРО Великого Новгорода, с преподавателями НовГУим. Я.Мудрого, с ООПТ "Валдайский", "Смоленское Поозерье", "Мещера". Согласованы задачи, субъекты их решения, сроки, место проведения и формы осуществления комплекса задач, а также форма представления ожидаемых результатов и возможности продолжения общественной экспертизы. Благодаря финансовой поддержке фонда Сороса по проекту директора школы Писарева А.И. создан информационный центр. На базе центра осуществляется информационно-методическая поддержка участников семинаров, детских экологических экспедиций, накапливается ресурсная учебно-методическая база, доступная всем лицам, заинтересованным в экообразовании. За время полевого сезона 2001         года проведены исследовательские экспедиции в долине реки Щегринка (68 км левого притока Меты ), в которых приняли участие 98 школьников Северо-Западного и Центрального регионов России, в 2002 году - в долине реки Валдайки. Итогом культурно-экологической адаптации этих школьников явились их победы на районных, областных, всероссийском конкурсах юных исследователей окружающей среды. Одна работа представлялась на 7-ой Международной экологической олимпиаде в сентябре

2002 года в г. Санкт-Петербурге лицеем - интернатом Великого Новгорода. Работа награждена Дипломом как лучшая в номинации "Исследование биоразнообразия редких и исчезающих видов". Участниками экспедиций издается детский экологический журнал "Everyday-ка" (диагностика "обратной связи"). По этапам становления и развития инновации приступили к собственно реализации авторской идеи, оформлению ценности на основе эксперимента, проверке научной доказательности инновации и ее эффективности. Организовали научно-методический анализ первых результатов эксперимента и их практической значимости.

С целью достижения основной цели (разработка модели деятельности межрегионального центра, ее нормативно-правового, научно-методического, организационного, кадрового и информационного обеспечения) на данном этапе творческой группе удалось решить совокупность следующих задач:

1. Отслеживание предмета эксперимента, а именно: организация условий нормативно - правового, научно-методического, организационного, кадрового и информационного обеспечения культурно - экологической адаптации детей на основе интеграции деятельности образовательного учреждения и природоохранной территории национального парка.

2. Трансляция опыта работы на Северо-Западный и Центральный регионы России.

3. Отслеживание объекта эксперимента, а именно, условия культурно -экологической адаптации, созданные школой и национальным парком и обеспечивающие задачи экообразования, а именно: экологическое обучение (формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и углублению улучшения состояния окружающей среды); экологическое воспитание (потребности, мотивы, побуждения поведения и деятельности, направленные на здоровый образ жизни и улучшение состояния окружающей среды); развитие интеллекта, воли, эмоций.

Таким образом, мы имеем опыт и возможность проводить межрегиональные семинары, конкурсы и экспедиции для учащихся и студентов, содействовать проведению Всероссийских и Международных слетов, соревнований, акций. Все приезжающие в наш Центр имеют возможность работать по новым информационным технологиям, пользуются электронной почтой и услугами интернет. Оформляем на высоком уровне информационную поддержку участников экспедиций, конкурсов, акций, семинаров. Наладили принтерное издание опыта работы учащихся и учителей (журналы, буклеты и др.)

Все чаще к нам обращаются разновозрастные группы отдыхающих с окрестных баз. Удовлетворяя их потребности в экологическом туризме, учитываем возможные перспективы в развитии территории. Экологический туризм расширяет действующую модель, привлекая разные социальные и возрастные слои населения. Их мотивации: естественно-познавательная (национальный парк как первоклассная, эталонная, полноценная территория); религиозная (близость Иверского монастыря, имеющего культовое значение, паломничество); историко-культурная (наличие археологических памятников Культуры Длинных Курганов и Культуры Сопок); туристско-спортивная; эстетическая in siti. Постепенно создаем условия для удовлетворения различных мотиваций. Немало сделано при поддержке российско-датского проекта "Валдайский национальный парк: устойчивое развитие". Приобретено лабораторное оборудование и оптика (бинокли, бинокулярный микроскоп, различные лупы, ловушки и др). Учителем ИЗО Войко Е.В. подана заявка на грант по созданию цеха русской глиняной игрушки на основе местного сырья. Директором школы Писаревым А.И. спроектировано и осуществляется переоформление экологических маршрутов в соответствии с международными стандартами. Информационные щиты изготавливаются в Польше. В этом году мне удалось посетить центры экологического туризма в Польше и пройти стажировку в США (штат Луизиана, Новый Орлеан). Это позволило разработать Концепцию развития экологического туризма на территории близлежащих баз, уже востребованную центром отдыха "Северное сияние". Концепция включает социально-экономический аспект развития прилегающих территорий и привлечение средств.

Мы очень надеемся, что работа по организации экологического Центра на территории национального парка позволит сохранить материальную, ресурсную базу школы и кадровый потенциал. Кто знает, возможно, развитие микроструктуры по его обслуживанию приведет к увеличению населения сельсовета за счет появления новых рабочих мест. Тогда возникнет потребность в школе, которая будет сохранена. Хочется отметить, что существует множество иных вариантов использования кадрового потенциала маленьких неперспективных сельских образовательных учреждений во благо России. Например: открытие "крестьянской школы" и "фермерской школы"; создание информационного и консультативного агрообразовательного сервиса, реабилитационных центров, лесных школ и многого другого. Проектные решения могут быть разными, но цель одна - возрождение российской глубинки.

Предыдущая Главная Вверх 

Hosted by uCoz