Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 3

Лариса МАХОВА,  Сергей БОЛЬШАКОВ,  Петр ЗОЛИН

Экономическая оценка процесса интеграции субъектов предпринимательства

Основой экономики промышленно развитых стран являются крупные предприятия, они задают темп и ритм поступательного развития страны в целом. Развитие экономики РФ и ее шаги по интеграции в мировое рыночное пространство приводят к концентрации капитала и предприятий для создания более конкурентоспособных фирм с одновременным усложнением их структуры.

Появление новых корпоративных объединений перестало являться новшеством в РФ. Но именно в последнее время процессы структуризации компаний в более крупные корпоративные структуры начинают приобретать логичные, осмысленные формы. Современные экономические условия диктуют необходимость оптимального управления образованными корпорациями и их ресурсами, в том числе улучшение качества их финансового менеджмента.

Среди задач, которые ставит перед управляющими теория финансового менеджмента, основной считается управление финансами фирмы (бизнес-единицы) с целью повышения ее стоимости. Исходя из этого, стоимость фирмы признается одним из основных показателей ее состояния, который должен постоянно отслеживаться.

Концентрация капитала и предприятий допустимо трактовать в качестве способа преодоления запирающих эффектов, характерных как для рыночной, так и для государственной координации экономической деятельности. Под "запирающим эффектом" этих типов координации понимается ситуация, когда они не обеспечивают полного раскрытия экономического потенциала.

О корпоративном управлении в российских условиях нельзя судить только по тем теоретическим и практическим меркам, что применяются в развитой рыночной экономике. Действия руководителей предприятий подлежат оценке с разных точек зрения: внешних акционеров, бюджетной, работников, менеджеров, сохранения потенциала развития и др.

Перечисленные причины требуют наличия моделей оценки предприятий и корпораций, отвечающих особенностям современного состояния экономики РФ. В настоящее время проблеме оценки бизнес-единиц посвятили свои исследования многие российские ученые1.

Все это отражает актуальность проблемы создания модели оценки корпорации, отвечающей особенностям современного состояния экономики РФ.

Корпорация - это группа формально (юридически) самостоятельных предприятий, которые функционируют в соответствии с единой системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.

Классифицируем основные виды корпоративных связей (см. табл. 1):

Таблица 1. Формы корпоративных связей

Степень контроля

Форма корпоративной связи

Слабая

Долгосрочное соглашение о поставке

Картель

Консорциум

Лицензионное (патентное) соглашение

Участие в собственности (связанная, зависящая компания)

Средняя

Синдикат

Взаимное участие в собственности и советах директоров

Франчайзинг

Участие в собственности (ассоциированная компания)

Высокая

Участие в собственности (дочерняя компания)

Основным этапом анализа является выделение организационно-правовых форм бизнес-единиц, типа "финансово-промышленная группа»" (ФПГ), "холдинг", основным видом корпоративных связей в котором является участие в собственности.

При кризисном положении корпорации, холдинга возникает вопрос о качестве корпоративного управления.  Оно обнаруживает от ряда факторов. В целом в рамках холдингов, контролируемых менеджерами наблюдаются довольно противоречивые настроения: 1) попытки сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предприятий и поддержание социальной инфраструктуры; 2) готовность к сомнительным операциям, вплоть до искусственного ухудшения финансового положения предприятий, облегчающего скупку их акций; 3) пренебрежение интересами зависимых предприятий; 4) стремление на взаимовыгодной основе реализовать преимущества группового приспособления к рыночным условиям.

Претензии к реализации системы качества управления на уровне дочерних АО  один из факторов наблюдаемой эволюции внутрихолдинговых отношений, характеризующейся усилением централизации финансовых потоков. Эффективное функционирование холдинговой структуры предполагает рациональность внутрихолдинговых связей, но в первую очередь  оптимизацию прав собственности по отношению к самому холдингу.

В процессе анализа выделяются следующие методы оценки предприятий (см. табл. 2).

 Необходимо отметить, что

·  оценка корпорации с позиций системного подхода требует определения двух видов стоимостей корпорации - обоснованной рыночной стоимости и ликвидационной стоимости.

· определенные стоимости корпорации будут отражать два альтернативных способа ее использования с целью получения дохода - использование корпорации как действующей системы и реализацию ее элементов как отдельных активов.

·  данные стоимости могут послужить для таких целей собственника, как "обоснование цены купли-продажи" и "установление размера выручки при упорядоченной ликвидации".

·  сравнение выбранных стоимостей будет являться основной информацией при принятии решения о варианте распоряжения собственностью.

·  при получении данных стоимостей, появляется возможность расчета корпоративного эффекта, который будет отражать качество работы системы.

Обоснованная рыночная стоимость корпорации определяется следующим образом:

                        CLV,     при SE2  < 0

CFMV  =

                       PCV,    при SE2  > 0,     где

 CFMV  - обоснованная рыночная стоимость корпорации;

CLV - доходная стоимость корпорации или текущая ценность ожидаемой долгосрочной прибыли;

PCV - чистая стоимость элементов корпорации (ликвидационная стоимость корпорации).

Важным элементом определения рыночной стоимости корпорации является оценка ресурсного обеспечения инвестиций посредством интенсификации использования наличного экономического потенциала. К главным направлениям роста отдачи от имеющихся производственных фондов относятся: а) экономия на издержках за счет кооперации в снабженческо-сбытовой и маркетинговой деятельности, снижения потребности в оборотных средствах; б) повышение текущей конкурентоспособности в связи с укреплением партнерских отношений между технологически связанными предприятиями.

Модель оценки корпорации является системой взаимоувязанных экономико-математических моделей, построенной с учетом инфляции и предпринимательских рисков.

Оценка обоснованной рыночной стоимости корпорации требует от применяемой модели оценки учета стратегического менеджмента корпорации и способностей к учету неколичественной информации, характеризующей эффективность избранной корпорацией стратегии и способность менеджмента эту стратегию успешно реализовать. Обеспечение данного требования к используемой модели может быть достигнуто использованием моделей оценки, основанных на дисконтировании, и прогнозированием данных для процедур дисконтирования с учетом стратегии развития корпорации и сценарного планирования. Использование для указанной цели моделей основанных на дисконтировании, также отвечает требованиям, предъявляемым системным подходом к оценке, и ограничениям, накладываемым текущей российской экономической действительностью.

Таким образом система моделей оценки стоимости корпораций и финансово промышленных групп может быть представлена следующим образом:

bullet

модель доходной оценки корпорации, в свою очередь, состоящая из моделей:

a)  учета рисков,

b)  консолидации рисков,

c)  оценки корпорации доходным методом;

bullet

модель оценки ликвидационной стоимости корпорации.

Определено, что доходная стоимость корпорации составит:

PCV = PCV® + PCV[x],                                   (2) ,  где:

PCV® - прогнозная доходная стоимость корпорации или текущая ценность прогнозной ожидаемой долгосрочной прибыли;

PCV[x] - добавленная или продленная доходная стоимость корпорации.

Ликвидационная стоимость корпорации определена как:

            (3) ,  где:

 FMVCC - обоснованная рыночная стоимость основной деятельности материнской компании как обособленного хозяйственного субъекта;

FMVCM - обоснованная рыночная стоимость доли владения зависимой компанией как независимым хозяйственным субъектом;

n - количество предприятий-членов корпорации (без учета корпоративного центра).

 Одним из важных элементов оценки является корректировка стоимости корпорации на ее финансовое положение, основанная на модели структуры капитала Модильяни-Миллера и математическом аппарате теории рискофобии. С учетом произведенных изменений и дополнений стало возможным доработка модели Модильяни-Миллера, позволяющая найти максимумом стоимости корпорации. Который, свою очередь, соответствует максимальной положительной корректировке стоимости корпорации на ее финансовое положение.

Основным этапом заключительных процедур оценки является комплексирование рассчитанных промежуточных значений в единый показатель стоимости корпорации. С учетом произведенных в ходе работы исследований, разработанной схемы модели, представленных и разработанных экономико-математических моделей стоимость корпорации определена следующим образом:

                       , при SE2 < 0

CFMV =                                                                                 (4)

                       , при SE2 > 0

где:  - коэффициент корректировки на финансовое положение

 Полученный коэффициент , не зависит от величины дохода и ставки налога на прибыль, что оптимизирует условия его применения.

 

где:

ksU - доходность корпорации для акционеров;

pz - вероятность возникновения финансовых затруднений в зависимости от объема используемого заемного капитала;

WACC - средневзвешенная цена капитала.

Поскольку на современном этапе развития экономики РФ и экономико-математического моделирования управление корпорациями, осуществляемое на основе научно-обоснованных принципов является активным средством повышения качества корпоративного управления, то важно отметить что финансовая основа стратегических преимуществ интегрированных корпоративных структур  способность к такому маневрированию инвестиционными ресурсами, при котором имеющиеся сравнительные преимущества трансформируются в новые преимущества и обеспечивается концентрация собственных и привлеченных ресурсов на перспективных направлениях развития.

 

1 Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // РЭЖ.-1998.-№3; Азроянц Э.А. и др. Холдинговые компании: особенности, опыт проблемы, перспективы. Книга1.-М.: НИИУ, 1992; Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление.-Обнинск: ГЦПИК,1996; Львов Д., Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике// Журнал для акционеров.-1995.-1995.-№2-3; Майзель А.И. и др. Предпринимательские структуры в рыночной экономике.-СПб.: СПУЭиФ,1995.

2 Павловец В.В. Виды стоимости бизнеса. / Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством: Сб. научн. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 7 - СПб.: СПбГИЭУ, 2000. 0,2 п.л.; Павловец В.В. Оценка бизнеса. Системный подход // Журнал "Consulting.ru" № 51 (110) 2000. 0,4 п.л.;

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz