Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 3

Валентина ЧАНИНА

Ресурсы территории и стратегическое планирование в муниципальном образовании 

Большинство муниципальных образований объединяет одна и та же беда -  слабость экономической базы, в результате  низкий уровень собственных доходов бюджета, трудности в решении многочисленных социальных проблем. Кроме того, отсутствуют четкие согласованные с местным сообществом стратегические цели и приоритеты в социально-экономическом развитии, что создает почву для принятия неэффективных управленческих решений.

Анализ социально-экономической ситуации показывает, что самостоятельное преодоление органами местного самоуправления кризисных явлений проблематично или вообще неосуществимо. Нужны новые организационные модели, новые инструменты муниципального управления и координации социально-экономических процессов.

Стратегическое планирование на муниципальном уровне дает возможность руководителям местного самоуправления и гражданам видеть перспективу развития своей территории, осознанно осуществлять свой стратегический выбор, а не следовать,  к сожалению, сложившейся тенденции  реагировать лишь на события, которые уже наступили.

Разработка и реализация такой стратегии требует выстраивания эффективного механизма согласования, установления отношений между властью, сообществом и бизнесом, создания технологии их конструктивного взаимодействия.

Отсутствие опыта стратегического планирования, потребность в методологической и технической поддержке данной деятельности органов местного самоуправления и инициировали участие района в программе Института "Открытое общество" (ИОО) Фонда Сороса "Малые города России". Центральный проект программы "Стратегии развития малых городов" направлен на содействие муниципальным образованиям в разработке представлений о желаемом будущем и направлений деятельности для его достижения; обеспечение реализации разработанной стратегии с опорой на собственные экономические возможности, развитие местного бизнеса, улучшение инвестиционного климата.

Методологическое обеспечение стратегического планирования программы ИОО включает:

bullet

единые требования к структуре документа "Стратегия социально-экономического развития муниципального образования";

bullet

обучающие семинары для глав муниципальных образований и членов групп стратегического планирования;

bullet

обучающие семинары для глав муниципальных образований и членов групп стратегического планирования;

bullet

привлечение консалтинга и организация презентации консалтинговых фирм;

bullet

обучающий и консультирующий мониторинг процесса разработки стратегии;

bullet

программы обмена опытом и текущие консультации.

Стратегия развития муниципального образования представлена участникам программы и как инструмент управления, и как рабочий документ.

Примерная структура документа "Стратегия социально-экономического развития муниципального образования", разрабатываемого в рамках программы, содержит:

bullet

титульный лист;

bullet

список участников разработки стратегии;

bullet

копию документа об утверждении стратегии представительным органом муниципального образования;

bullet

преамбулу (перспективное видение роли МО в социально-экономической системе региона и страны, ориентиры, на которые надо выйти в результате реализации стратегии);

bullet

анализ ситуации и динамики ее развития;

bullet

цели и ресурсы стратегического развития;

bullet

описание условий, создаваемых для предпринимательской деятельности и благоприятного инвестиционного климата;

bullet

описание механизмов организации взаимодействия власти, сообщества и бизнеса;

bullet

описание инструментов привлечения средств некоммерческих, благотворительных и иных организаций и фондов в развитие социальной сферы;

bullet

этапы реализации стратегии, мониторинг и систему оценки результатов;

bullet

программы реализации отельных направлений стратегии с разбивкой по этапам, исполнителям и объемам финансирования;

bullet

перечень и описание наиболее значимых инвестиционных проектов.

Стратегия как инструмент управления дает муниципальному образованию перспективу, которая затем превращается в планы работы и позицию, дающую возможность формулировать принципы, организующие работу. В результате формируются новый образ местной власти, новые инструменты и технологии муниципального управления.

Началом разработки стратегии в Солецком районе следует считать конец марта 2002 года, когда был принят первый нормативно-правовой документ - постановление Администрации района "О процессе стратегического планирования в районе".

Для организационной и координационной деятельности в процессе разработки стратегии развития района была создана группа стратегического планирования (ГСП) в составе 8 человек под руководством Главы района. Кроме того, организован общественный Совет для решения практических вопросов, формулирования видения будущего района.

В целях глубокой проработки отдельных направлений стратегического плана сформированы тематические группы из представителей организаций и жителей района, заинтересованных в поступательном развитии нашей территории.

В соответствии с утвержденной схемой процесса стратегического планирования результаты работы тематических групп рассматриваются общественным Советом, корректируются и используются группой стратегического планирования для написания (подготовки) разделов стратегии. Сформированный таким образом проект, после общественного обсуждения рассматривается и утверждается Советом депутатов.

Разъяснительная работа среди населения началась с того, что Администрация через газету обратилась к сольчанам с просьбой принять участие в общественном обсуждении районных проблем и направлений стратегического развития, а точнее ответить на три вопроса: "В какой ситуации мы находимся? Куда хотим двигаться? Каким образом мы можем этого достичь?"

Чтобы использовать местное сообщество как ресурс муниципального развития, были составлены (разработаны): программа действий по организации процесса разработки стратегии, план информирования населения района и план мероприятий по обеспечению обратной связи с жителями района.

Сотрудничество с жителями района группа стратегического планирогвания стремилась налаживать по двум направлениям - это взаимодействие с представителями местного бизнеса и непосредственно с населением. О работе по стратегическому планированию докладывалось в различных аудиториях: на расширенных совещаниях при Главе района, днях Администрации, в Совете ветеранов, на общем собрании жителей района, совещаниях директоров школ и дошкольных учреждений, заседании уличных комитетов, сельских сходах, конференции врачей, на встречах с учащимися школ, семинарах с предпринимателями, собраниях работников организации, "круглых столах»". В "Солецкой газете»" открыта постоянная рубрика "Стратегия на завтра", в которой постоянно освещается работа над стратегией. С помощью анкетирования изучено мнение населения о сильных и слабых сторонах района, точки зрения на проблемы в области образования, медицины, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, местного самоуправления.

Еще одним партнером в разработке стратегии стали консультанты, привлеченные Администрацией для методической поддержки, - группа компаний "Инвест Ин»" и Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (НГФПМП).

Много внимания ГСП уделялось сбору аналитической информации в соответствии с запросами консультантов, что позволило определить стартовые условия развития района перед разработкой стратегии, потенциал и конкурентные преимущества.

Результаты анализа стали основой формирования задач стратегического плана.

В ходе реализации проекта выработана стратегическая позиция в отрасли сельского хозяйства, направленная на развитие в районе молочного животноводства. Определена "точка роста" в промышленности - организация и развитие на базе ООО "Завод Эллипс" новых производств. Сформулированы стратегические направления развития инфраструктуры бизнеса, газификация района, внедрение энергосберегающих технологий, реконструкция и ремонт дорог, реконструкция очистных сооружений.

Эксперты "Инвест Ин" по вопросам земли и недвижимости провели работы по описанию двух перспективных инвестиционных площадок, на которые в последующем будут привлекаться инвесторы. На своем Интернет - портале "Инвест Ин" разместил сайт, посвященный инвестиционным возможностям Солецкого района.

С помощью консультантов НГФПМП проведены два обучающих семинара для предпринимателей и «круглый стол» по проблемам организации и ведения бизнеса, где были предложены меры по совершенствованию деятельности Солецкого муниципального фонда поддержки предпринимательства, организована работа по кредитованию малого предпринимательства (5 предпринимателей получили кредит на сумму 53 тыс. рублей).

В большинстве тематических групп проведена аналитическая работа, есть конкретные предложения по направлениям стратегического планирования. Разработаны проекты целевых программ по сохранению культурного наследия в районе на 2003  2005 годы и "Молодежь 2002-2005 годы".

Работа над текстом стратегии продолжается. Впереди общественное обсуждение проекта и внесение его на утверждение районного Совета депутатов. В конечном счете всех нас интересует воплощение стратегии, но для этого она должна появиться, в частности, и как документ, в котором четко сформулировано желаемое будущее, определен потенциал, обоснованы приоритетные направления развития, определены способы достижения поставленных целей.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz