Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 3-4

Алина Костюкова

Развитие начального народного образования в Новгородской губернии (первая половина XIX в.)

Начало царствования Александра I характеризуется продолжением просветительских традиций Екатерины II, что во многом было обусловлено экономическим развитием страны, требовавшим большого числа образованных людей. Манифест императора от 8 сентября 1802 г. преобразовал систему высшей администрации России, в числе других министерств было учреждено и Министерство народного просвещения, которому передавались все учебные заведения, кроме военных, духовных и женских институтов. 24 января 1803 г. были утверждены "Предварительные правила народного просвещения"- законодательный акт, излагавший основы новой учебной системы и соответствовавший по значению уставу 1786 г.1  Правила предусматривали создание системы единой школы, принципиально допускавшей в школы все сословия. Школы делились на четыре преемственных ступени: одногодичные приходские, двухгодичные уездные, гимназии, университеты. Страна была поделена на шесть учебных округов с университетами во главе. Университет заведовал гимназиями округа, директор гимназии ведал училищами губернии, а смотритель уездного училища надзирал за приходскими школами уезда. Обучение вводилось бесплатное. В городах и селах каждый церковный приход или два прихода, смотря по числу прихожан, должны были иметь одно приходское училище. В казенных селах училища должны были открываться под руководством священника, в помещичьих - помещика. Целью приходских училищ ставилось приготовление учеников для уездных училищ, а также их физическое и нравственное улучшение. В приходских школах программа включала: чтение, письмо, четыре действия арифметики. Кроме этого, обязательным являлось чтение с объяснением книги "Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья"2. Приходские училища должны были содержаться полностью за счет местного населения (городских обществ, крестьян, помещиков). В уездных училищах программа включала грамматику, орфографию, стилистику, географию, историю, естествознание, геометрию.

К началу школьной реформы 1803 г. в уездных городах Новгородской губернии существовало шесть малых народных училищ, открытых в период правления Екатерины II в 1787 г.: в Старой Руссе, Валдае, Боровичах, Белозерске, Тихвине, Устюжне и преобразованных в уездные училища после 1803 г. В 1805 и 1806 гг. открываются училища в Кириллове и Череповце. Во всех училищах губернии в 1808 г. обучались 479 учеников (из них 9 девочек) 3. В Новгороде существовало четырехклассное главное народное училище, основанное 22 сентября 1786 г. Первые два класса этого училища образовали в 1808 г. уездное училище, а ученики третьего класса составили приготовительный класс гимназии. Уездное училище в Крестцах было открыто только в 1820 г.

Положение уездных училищ Новгородской губернии оставляло желать лучшего. Уездные училища часто помещались в одном доме с магистратом, сиротским судом, богадельней и другими заведениями. Перемещение училищ, не имевших собственных зданий, зависело от произвола городских обществ, смотревших с недоверием на общественную школу. Надзор за училищами был возложен на смотрителя, которого городское общество выбирало из своей среды. Большей частью это были люди неграмотные, не приносящие реальной пользы училищам. Поэтому училищные смотрители по выбору граждан были вскоре отменены, и на их место училищное начальство стало назначать своих чиновников - штатных смотрителей. Кроме того, в некоторых уездах были определены почетные смотрители училищ из местных дворян, обязывавшиеся делать пожертвования в пользу учебных заведений. Устав 5 ноября 1804 г. предусматривал содержание уездных училищ за счет казны, на основании штатного положения, с дополнением от городских обществ, которые обязаны были отпускать на содержание училищ ежегодные суммы. Все уездные училища были разделены на три разряда (в зависимости от дороговизны их содержания в разных губерниях). В губерниях первого разряда полагалось на содержание училища 1600 руб. в год; второго - 1410 руб.; третьего - 1250 руб.4  Суммы от городских обществ выделялись зачастую нерегулярно и произвольно. Только с 1810 г. эти суммы были точнее определены и увеличены: на Старорусское училище было назначено 550 руб. в год; на Боровицкое - 510 руб.; Тихвинское и Валдайское - по 500 руб.; Устюжское - 400 руб.; Череповское - 325 руб.; Кирилловское - 210 руб. и Крестецкое - 200 руб.5

При уездных училищах не было библиотек. Только к 1825 г. в некоторых из них появились небольшие коллекции книг за счет пожертвований смотрителей и частных лиц. Иногда школы терпели крайний недостаток даже в учебных книгах и пособиях. Случалось, что в течение нескольких лет дирекция Новгородских училищ не высылала учебных пособий, несмотря на частые просьбы учителей. О положении дел в уездных училищах свидетельствуют рапорты учителей и смотрителей. Из рапорта Валдайского учителя, 1811 г.: "Честь имею донести, что не могу представить ведомости о сумме, выручаемой за продажу книг, потому что у меня их не имеется..." Рапорт штатного смотрителя Валдайского училища, 1817 г.: "Учащиеся, не имея средств, где купить книги, находятся не в силах исполнять своих обязанностей, а обучающие, не имея без оных способов облегчить детям учение, вынуждены обучать по правилам -Руководства учителям, под заглавием: "Как обучать там, где книг не достает"6.

Ожидая по несколько лет учебников из Новгорода, учителя иногда месяцами не получали своего бедного жалованья и терпели крайнюю нужду. Доказательством служит следующий рапорт 1809 г.: "Ведено нам получить жалованье от казны чрез руки г. директора. Почему, не получив еще такового сей сентябрьской трети за минувший ноябрь и текущий декабрь месяцы, всепокорнейше просим - благоволите выслать к предстоящему празднику надлежащее за упомянутые месяцы наше жалованье, которое нам весьма нужно"7.

При таких обстоятельствах удерживать на местах постоянных, компетентных учителей было очень трудно. В школу шли уволенные из духовного звания семинаристы, выслужившиеся из солдатских детей гарнизонные поручики и ученики главных народных училищ, которых готовили к учительской должности.

В 1825 г. в своем отчете начальству директор Новгородских училищ объяснял нехватку учителей низким денежным содержанием и сообщал, что "... их выбыло 30 человек, а оставшиеся, при всех убеждениях, ожидают удобного случая к перемене рода службы"8. Белозерский штатный смотритель Горбунов писал в 1820 г. директору: "Ныне же квартиры сделались весьма дороги, ибо я плачу 150 р. из получаемого жалованья, из которого малость остается но содержание себя. Сие самое вынуждает, оставя службу, искать себе другой"9. Некоторые уездные училища из-за отсутствия учителей закрывались на несколько лет.

Из десяти уездных училищ Новгородской дирекции только три отличались лучшим устройством и большим числом учеников. Это были: Боровицкое, Старорусское и Новгородское. К тому же и сами города эти были многолюднее и богаче. Успеху этих училищ способствовали также приходские классы, устроенные при училищах в Новгороде и Боровичах. Потребность в элементарном образовании существовала во всех уездных городах и селах Новгородской губернии. В 1806 г. в разных уездах Новгородской губернии возникло сразу 110 сельских училищ, устроенных местными священнослужителями, уступившими под училища собственные дома. К сожалению, эти школы закрылись в течение двух лет10

Казенные приходские училища существовали в Новгороде, Боровичах и Валдае. Частные имелись в Новгородском Зверином монастыре, в Белозерске, в селах Буреги и Марьино Новгородского уезда.

В селе Марьино приходское училище было открыто в 1816 г. местной помещицей графиней Софьей Владимировной Строгановой. В школе обучал священник Григорий Черницкий. Детей учили грамоте, арифметике, закону Божьему. Ученики по окончании учебы сдавали экзамен, на котором присутствовала графиня с семьей. Отличившиеся получали в награду книги, на которых золотыми буквами были напечатаны их имена11 .

Граф Аракчеев, владевший богатым имением Грузина в Новгородском уезде, в 1816 г. начинает обучать своих крепостных мальчиков грамоте.

Всего в уездных и приходских училищах с 1809 по 1828 гг. обучались 13332 ученика (из них 4176 - в приходских школах)12 .

8 декабря 1828 г. был принят новый школьный устав, которым начальная школа была совершенно оторвана от средней и высшей и в основу классификации учебных заведений было положено разделение народа на "состояния": приходские школы для "самых низших состояний", уездные - для купцов и ремесленников, гимназии - для дворян13. Этим был полностью положен конец системе единой организации народного образования, принятой в 1803 г. Устав 1828 г. неминуемо повел за собой значительное ухудшение дела народного образования. В деревнях приходские школы почти не открывались. Городские думы давали деньги на открытие приходских училищ еще менее охотно, чем прежде.

Из позитивных моментов следует отметить распространение в первой половине XIX в. женского образования в провинции. В этот период открывались школы, где образование девочек соединялось с обучением мастерству. В 1844 г. все женские учебные заведения были разделены на 4 разряда, для каждого - особая учебная программа. Программа учебных заведений первого разряда была наиболее приближена к той, по которой обучались мальчики. В учебных заведениях второго разряда было расширено художественное воспитание и обучение рукоделию. Третий разряд (для мещанок) строился на обучении женским ремеслам. Девочки из крестьянских семей принимались только в приходские училища.

О зачатках женского начального образования в Новгородской губернии свидетельствует следующий факт: в 1849 - 1850гг. в селах Померанье и Чудово были открыты школы для девочек. Эти школы предназначались преимущественно для бедных и сирот. Девочек обучали грамоте, закону Божьему и рукоделиям. Попечение о школе было поручено старшине, избранному обществом, обучение - надзирательнице. Под помещения школ были отведены лучшие дома в селах. В школу поступали заказы на рукодельные изделия от местного населения. Из выручаемой от продажи изделий суммы две части шли на содержание школы, третья - но приданое тем, кто оказывался наиболее успешным в учении. В 1852 г. в обеих школах обучались 44 девочки14

Необходимо также сказать несколько слов о частных (так называемых партикулярных) школах, имевших место в отдаленных городах Новгородской губернии. Учителями частных школ были причетники, священники, мещане, приказные, чиновничьи вдовы. Обучали детей азбуке, часослову и псалтыри. Новгородская дирекция училищ пыталась бороться с частными школами административными методами, но местное население зачастую отдавало предпочтение именно им.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: в первой половине XIX в. в Новгородской губернии существовала потребность в грамотности среди низших слоев населения. Тем не менее, начальная школа, накануне реформ 60-х гг., оставалась лишь в зачаточном состоянии.

Аннотация

Под влиянием требований жизни. Министерство народного просвещения в начале XIX в. делает попытку создания всесословной школы с четырьмя преемственными ступенями. Становление начального народного образования в России (в частности - в Новгородской губернии) претерпевало значительные трудности, которые оставили начальную школу в зачаточном состоянии вплоть до реформ 60-х гг. XIX в.

horizontal rule

1 Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902. СПб. 1902.

2 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 г. СПб. 1849, с. 95.

3 Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Новгородской дирекции училищ. СПб, 1865. с. 8.

4 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 г. СПб. 1849, с.98.

5 Там же, с. 75.

6 Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Новгородской дирекции училищ. СПб, 1865, с. 77.

7 Там же, с. 78.

8 Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Новгородской дирекции училищ. СПб, 1865, с.80.

9 Там же, с. 80.

10 Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. СПб, 1849, с. 147.

11 Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения. История Новгородской дирекции училищ. СПб, 1865, с. 131.

12 Там же.

13 Фальборк Г.А., Чарнолуский В.И. Народное образование в России. СПб. 1899.

14 Сельские школы Новгородской губернии./Журнал Министерства народного просвещения. 1852, с. 192.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz