Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 1

Ольга АНДРИАНОВА

Рынок инвестиционных проектов на региональном уровне

Без выработки четко разработанной региональной программы привлечения иностранных инвесторов, включающей программу маркетинга области и обоснованную стратегию привлечения иностранных инвестиций, любая деятельность по улучшению инвестиционного климата не будет достаточно эффективной, а любые попытки привлечения иностранных инвесторов будут носить лишь случайный характер. Необходимо четко сформулировать принципы и методы организации инвестиционного рынка на региональном уровне, в частности, рынка инвестиционных проектов.

Управление инвестиционной деятельностью, осуществляемое в рамках единой государственной политики, опирается на совокупность знаний и представлений о состоянии и перспективах развития специфической рыночной сферы, характеризуемой как инвестиционный рынок. Инвестиционный рынок представляется комплексной агрегированной категорией, охватывающей сложный симбиоз объектов инвестирования, представляющих реальный интерес для различных участников инвестиционной деятельности, которые выступают в роли субъектов рыночной среды1.

Субъектный состав инвестиционного рынка достаточно обширен и включает в себя:

bullet

государственные институты и организации;

bullet

негосударственных корпоративных заказчиков;

bullet

конечных пользователей объектов инвестиционной деятельности;

bullet

организации инфраструктуры российского рынка;

bullet

организации, ведущие подрядные работы;

bullet

международные организации;

bullet

граждан России, выступающих как индивидуальные самостоятельные субъекты;

bullet

юридические и физические лица иностранных государств.

Их инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов; заемных финансовых средств банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов; привлеченных финансовых средств; денежных средств, централизуемых профессиональными объединениями; инвестированных ассигнований из федерального, региональных и местных бюджетов; иностранных инвестиций (прямых или портфельных).

При этом обеспечиваются равные возможности государственным, корпоративным и частным инвесторам и создаются условия для реализации интересов различных инвесторов с точки зрения эффективности вложения средств и стремления инвесторов к укреплению позиций в определенной области инвестиционной сферы.

Анализ структуры инвестиционного рынка позволяет выделить два типа объектов инвестирования3- объекты, представленные на рынке реального инвестирования, и объекты, являющиеся инструментами финансового инвестирования. Данные типы формируют две относительно самостоятельные рыночные сферы, в составе которых выделяются: рынок прямых капитальных вложений, рынок приватизируемых объектов, рынок недвижимости, рынок прочих объектов реального инвестирования, фондовый рынок, денежный рынок.

Одним из наиболее значимых сегментов российского рынка продолжает оставаться рынок капитальных вложений, формой инвестирования на этом рынке являются капитальные вложения во всех видах: капитальные вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение4.

Целевая ориентация рынка инвестиций заключается в формировании и эффективном использовании механизма, регулирующего действия участников инвестиционных сделок. Функционирование данного рынка обеспечивается собственной инфраструктурой, которая подразделяется на институциональную (организационную) и инвестиционную инфраструктуры, в рамках которых определяется и внедряется система правил, регламентирующих инвестиционную деятельность. Определяющее место в структуре инвестиционного рынка принадлежит рынку объектов реального инвестирования.

При этом выразителем потребностей в инвестициях являются представленные на рынке инвестиционные проекты, отражающие, в свою очередь, потребности конечных потребителей проектируемых объектов. В этом контексте целесообразно ориентировать процесс сегментации в сторону структуризации совокупности инвестиционных проектов (разработок), нуждающихся в обеспечении инвестициями и образующих своеобразную рыночную сферу, которую можно идентифицировать как рынок конкретных инвестиционных проектов.

Сегментация рынка инвестиционных проектов должна базироваться на ряде ключевых принципов. Первым из них является принцип комплексности. При сегментации любого рынка используются различные критерии. Практика сегментирования стремится к сокращению их числа. Предельная степень агрегирования позволяет ограничиться двумя критериями:

bullet

стратегической значимостью инвестиционных проектов;

bullet

социально-экономической эффективностью.

При анализе стратегической важности проектов рассматривается широкая совокупность факторов: отраслевых, территориальных, технологических, научно-технических; выстраивается ряд сегментных структур, которые затем с помощью экономико-математических методов могут быть сведены в единую агрегированную структуру.

Характеристика социально-экономической эффективности инвестиционных проектов представляется в симбиозной форме, отражающей экономические, социальные и экологические проблемы, а также иерархические уровни экономической среды, на которых отражается эффективность инвестиционных решений.

Логическим продолжением процесса сегментации является выбор целевого сегмента. Целевым сегментом в данном случае является тот инвестиционный проект (проекты), который обеспечивает инвестору наибольшие преимущества по сравнению с конкурентами. Такие преимущества могут отражаться различными показателями, выступающими в качестве критериев при сопоставлении альтернатив и выборе целевого сегмента. Можно выделить следующие оценочные показатели и характеристики:

1. Планируемый уровень рентабельности проектируемого объекта, зависящий от ожидаемой прибыли и уровня издержек.

2. Уровень стабильности внешней среды. Он определяется в ходе анализа динамики внешних факторов и их способности ограничить возможности реализации инвестиционных проектов.

3. Степень государственной поддержки проекта, которая не только повышает гарантированность возврата вложенных средств и повышения прибыли, но и создает благоприятные условия для деятельности инвесторов по широкому кругу направлений.

4. Предполагаемое положение проектируемого объекта на отраслевом и (или) территориальном рынке. Данная характеристика отражает стратегические позиции объекта и его возможности для удовлетворения потребностей конечных пользователей в длительной перспективе.

При анализе предлагаемого положения проектируемого объекта в рыночной среде важно объективно оценить уровень конкуренции, который является одним из основных факторов, обуславливающих выбор целевого рынка.

При выборе целевого сегмента на рынке инвестиционных проектов необходимо провести следующие процедуры:

bullet

оценку потребительского спроса пользователей объектов;

bullet

оценку уровня рентабельности проектируемых объектов;

bullet

комплексную оценку факторов в рыночной среде;

bullet

оценку потребительской привлекательности инвестиционных проектов.

С позиций системного подхода, свойственного современной экономической науке, рынок инвестиций представляется сложным системно-организационным образованием, обладающим структурными взаимосвязями и взаимодействующим с внешней средой.

Инвестиционная система, подверженная влиянию многих факторов внешнего окружения, испытывает непосредственное воздействие со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также со стороны профессиональных общественных объединений. Это влияние столь ощутимо, что позволяет, в принципе, рассматривать данных субъектов как полноправных участников инвестиционного рынка. Ключевыми функциями органов государственного управления различного уровня являются организация и регламентация деятельности всех участников рынка в соответствии с едиными целевыми ориентирами инвестиционной системы.

Органы государственного управления приобретают особый статус в условиях переходной экономики, когда осуществляется переход от "жесткого" административного воздействия, основанного на запретительно-разрешительных механизмах, к гибкой системе управления инвестициями, сочетающей в себе рыночную ориентацию и элементы правового государственного воздействия.

В условиях ограниченной инвестиционной активности неизбежен государственный протекционизм в отношении стратегически значимых отраслей, территорий, инвестиционных проектов, а также реальных и потенциальных инвесторов. Протекционизм не противоречит идее свободных рыночных отношений, а рассматривается как условие создания предпосылок для эффективного функционирования инвестиционных процессов.

Активными участниками инвестиционных процессов являются представители иностранных государств - иностранные инвесторы. Они могут выступать в качестве прямых инвесторов инвестиционных процессов или как партнеры отечественных предпринимательских структур (в рамках совместного предпринимательства).

Инвестиционный кризис в российской экономике переходного периода обусловлен концептуально-методологической и организационной необеспеченностью инвестиционной деятельности на уровне локального предпринимательского звена. Данная проблема проявляется в недостаточной научной обоснованности инвестиций и связанных с ними экономических и организационных решений. Приходится констатировать, в частности, отсутствие целостной теории инвестиций как системы научных положений в области формирования терминологии, истолкования, прогнозирования, управления и планирования инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности предпринимательства и решения на этой основе важнейших социально-экономических задач.

Вторым направлением актуальной научной проблематики является отсутствие методического базиса, необходимого для успешного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью . В наибольшей степени это касается разработки, реализации и сопровождения инвестиционных проектов и вопросов измерения и оценки их эффективности.

В ряде случаев наблюдается полное игнорирование экономических обоснований инвестиционных программ и проектов, что вносит в процесс управления инвестиционной деятельностью элементы субъективизма, чреватые многими негативными последствиями7. Инвестиционные проекты, не подкрепленные методически верными обоснованиями, не в состоянии обеспечить достаточный уровень привлекательности, обеспечивающий появление экономической заинтересованности со стороны потенциальных инвесторов, не убеждают их в целесообразности инвестиционных вложений и умеренной степени риска.

В качестве третьего направления совершенствования инвестиционного процесса необходимо выделить проблему преодоления низкого уровня правовой обеспеченности инвестиционной деятельности. Эта проблема носит преимущественно организационный характер, т.к. затрагивает механизмы реализации инвестиционных решений. Для укрепления правовой базы инвестиционной деятельности целесообразно, в первую очередь, сформировать единые основы государственного законодательства об инвестиционной деятельности Российской федерации, определяющие правовые границы в деятельности всех участников инвестиционного процесса, в том числе и иностранных.

Среди проблем управления инвестиционной деятельностью бизнес-субъектов особая роль принадлежит вопросам обоснования инвестиционных решений.

Увеличение степени обоснованности инвестиционных разработок должно происходить в соответствии с единой методологией экономического управления и мировым опытом в области рационального инвестирования.

Идеология системного подхода требует соблюдения ряда принципов:

bullet

принципа комплексности, который способствует интеграции интересов всех участников инвестиционного рынка и созданию взаимосвязанных условий для всех сторон, участвующих в инвестиционном процессе;

bullet

принципа оптимальности инвестиционных решений. Его суть состоит в необходимости разработки множества сравнительных вариантов решений и выбора одного из них в качестве оптимального с помощью определенного критерия;

bullet

принципа своевременности, основанного на прогнозировании и связанного с временными характеристиками. Отражает готовность к практическому применению.

Для эффективного функционирования рынка инвестиционных проектов необходимо создание организационных структур управления. Это подразумевает организацию управления в области инвестиционного поиска и формирования стратегии инвестирования и оптимизацию системы управления инвестиционно-производственной деятельностью.

Важнейшей особенностью процесса формирования и принятия инвестиционных решений является его тесная взаимосвязь с региональными факторами. Независимо от вида функционирующей инвестиционной системы в инвестиционной среде всегда присутствуют элементы региональной, муниципальной инфраструктуры, лимитирующие или стимулирующие инвестиционную предпринимательскую деятельность. Среди таких элементов выделяются, в первую очередь, административные органы территориального управления, задачей которых является не только создание комплексного благоприятного инвестиционного климата, но и поддержка приоритетных инвестиционных решений, обеспечивающих наибольший доход по стратегически значимым направлениям регионального развития.

В условиях ограниченности региональных ресурсов имеет место строго дифференцированный подход к отбору инвестиционных решений, обеспечиваемых поддерживающими мерами со стороны действующих управленческих структур. В этой связи становится необходимым установление прочных двусторонних коммуникаций между инвестиционными системами и органами регионального регулирования как наиболее интенсивными характеристиками среды. Такие коммуникации должны соответствовать единым принципам организации взаимодействия с внешней средой:

bullet

принципу непрерывности долгосрочной стратегической ориентации;

bullet

принципу обратной связи;

bullet

принципу взаимного интереса и др.

Одним из проявлений инвестиционно-рыночных коммуникаций является участие производственно-предпринимательских структур и их проектов в реализации целевых программ, формирующихся в границах региона и на межрегиональном уровне.

Выработка региональной инвестиционной политики тесно связана с поиском оптимального подхода к организации инвестиционного рынка и принятию инвестиционных решений. Это сложный процесс выделения приоритетных задач и разработки определенной схемы и механизма, которые могли бы удовлетворить и российские, и иностранные фирмы.

Основная задача на региональном уровне - правильное трактование проблемы и выработка правильного подхода к ее решению. 

horizontal rule

1. Баумгатнер В. Маркетинг инвестиций. СПб., СПУЭиф, 1998 г.; с.ЗЗО.

2. Там же.

3. Масленников Н.И. Стратегия привлечения инвестиций в Санкт-Петербург//Гуманитарные науки.- №3.-1997. -с.29-31.

4. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной дея­тельности. СПб., СПб ГУЭф, 1997 л

5. Ильясов М.С. Управление инвестиционными процессами в транзитивной экономике.- Авто­реферат кандидатской диссертации. - СПб.: СПбГУЭф, 1998, с.8.

6. Баумгатнер В. Маркетинг инвестиций. СПб., СПУЭиф, 1998 г.; с.ЗЗО.

7. Когут А.Е, Бахарев С.Ю., Шопенко Д.В. Управление инвестиционной деятельностью на предп-риятии.-СПб.:ИСЭП РАН, 1997. С.26.

8. Баумгатнер В. Маркетинг инвестиций. СПб., СПУЭиф, 1998 г.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz