Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 1

Алексей КОСТЮКОВ

Антикризисные технологии развития региональной промышленной политики

Экономические реформы, проводимые в России в течение последних десяти лет, оказали серьезное влияние на основные принципы функционирования экономики страны. Переход к осуществлению взаимоотношений между федеральными, региональными и местными властями на основании принципа независимости субнациональных властей в рамках собственных сфер компетенции и предметов ведения породил необходимость решения проблем, стоящих перед любым государством с многоуровневым устройством политической и бюджетной систем.

В условиях социально-экономической дифференциации регионов, усиления межрегиональных различий особое значение приобретают методы повышения конкурентоспособности национальной экономики, поддержки отечественного товаропроизводителя.

Региональные органы власти являются основным субъектом регулирования промышленного развития, поддержки устойчивого развития производственно-социального комплекса.

Формируемая промышленная политика, официально регламентируемая на управленческом уровне система включают определение целей и приоритетов развития промышленно-предпринимательской сферы территории, а также выработку многообразных средств их обеспечения (форм и методов влияния на названную сферу).

Эффективность реализации муниципальной промышленной политики во многом зависит от воплощения в ней принципа селективности. Он означает, что в работе с промышленно-предпринимательским сектором органы управления учитывают:

а) систему взаимосвязанных товарных (продуктовых) и научно-технических приоритетов хозяйственной деятельности предприятий территории;

б) значимость территориальных хозяйствующих субъектов для социально- экономического функционирования и развития муниципального образования (внимание прежде всего акцентируется на градообразующих предприятиях, играющих ключевую роль в обеспечении занятости и наполнении местного бюджета);

в) степень соответствия стратегии и тактики собственников и менеджмента территориальных корпораций общетерриториальным стратегическим приоритетам;

г) специфику методов воздействия на предприятия муниципальной и иной форм собственности;

д) степень "проблемности" территориальных предприятий для социального развития территории.

Характерной особенностью переходной экономики является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки.

Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:

1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;

2) внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия.

Основными причинами кризисного состояния российских предприятий являются неблагоприятные внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей; спад спроса; резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства; инфляция; разбалансированность рынка, политическая нестабильность.

Состояние национальной экономики может также сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд.

Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическую нестабильность деятельности правительства; национализацию собственности и т.д. Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.

Такие факторы правовой среды, как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства также могут усугубить кризисные тенденции деятельности предприятий. Кроме того, дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности предприятия, - преступность и коррупция, к сожалению, приобретают в современной России все больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.

Такой фактор, как технологические нововведения, также сильно влияет на эффективность, с которой продукцию можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новшества ожидают потребители от предприятия. Но низкие расходы государства на науку и технику ведут к технологическому застою, в результате большинство предприятий для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, а неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису.

При рассмотрении внешних факторов, способных привести предприятие к экономическому кризису, следует отметить, что на некоторые из них предприятие может оказать существенное влияние и даже предотвратить их возникновение. Это факторы, связанные с конкурентной средой предприятия и определяющие формы конкуренции. Среди них: высокий уровень цен на производимую продукцию, низкий уровень применяемых технологий, неудовлетворительное качество продукции. Однако, изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют значительных капиталовложений и могут в течение относительно продолжительного периода времени отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам продукции фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, повышающая качество товаров.

Причины экономического кризиса российских предприятий во многом кроются в них самих, усугубляя действие внешних факторов. Алгоритм поиска внутренних причин, ведущих предприятие к кризису, начинается с выбора одной из следующих альтернатив:

1) динамика объема продаж на предприятии положительная;

2) динамика объема продаж на предприятии отрицательная.

Если проблем с реализацией продукции нет, значит, причины в другом. Поэтому далее следует обратить внимание на оборачиваемость оборотных средств. Если оборачиваемость низкая, то проблема, как правило, в большой длительности производственного цикла, т.е. необходимо выявить его слабое звено. Это может быть, например, длительность оплаты за отпущенные товары, и в этом случае причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договоров на реализацию товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты).

Также высокие цены могут быть связаны и с издержками производства. Тогда следует проанализировать динамику изменения затрат на производство товара и выяснить причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек - это затраты на энергоносители.

Если же оборачиваемость средств большая, то причины экономического кризиса обычно заключаются в рентабельности выпускаемой продукции.

Снижение объема продаж свидетельствует о наличии проблем с реализацией продукции. Поэтому на следующем этапе необходимо уточнить наличие запасов готовой нереализованной продукции, потребительские свойства товара, ценовую политику и систему распределения и продвижения товара.

Поиск путей выхода из кризиса связан с устранением причин, способствующих его возникновению, и процесс планирования этого выхода можно разделить на две основные стадии:

bullet

разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование);

bullet

определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта) и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.

При разработке антикризисной программы развития бизнес-среды предприятия необходимо найти ответы на три основных вопроса:

1. Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленных целей и задач?

2. Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

3. Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, которое бы обеспечивало платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

При этом следует помнить, что предприятие находится хоть и не в кризисном, но в неустойчивом финансовом состоянии, и это может повлиять на решения потенциальных кредиторов и инвесторов. Поэтому разработка проектов инвестиционного характера по выпуску продукции и/или перепрофилированию производства требует особой тщательности, взвешенности и обоснованности, поскольку времени на исправление допущенных ошибок может не оказаться. Одной из главных задач является определение:

bullet

оптимальности трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

bullet

целесообразности и эффективности вложений в основные фонды с учетом их состава и структуры;

bullet

оптимальности уровня оборотных средств;

bullet

эффективности финансовых вложений.

Принятие решений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных вариантов, принятых с учетом компромисса между требованиями рентабельности, финансовой устойчивости и ликвидности.

Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Эти прогностические финансовые последствия способны оказаться критерием выбора/ отбраковки тех или иных вариантов решений и поведения предприятия в данной ситуации.

С самых общих позиций уровень риска, связанный с фирмой, предопределяется ее адаптационной способностью эффективно реагировать на те или иные внешние и внутренние импульсы. На практике именно с помощью инвестиционной политики предприятие реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним. Логика структуризации управленческих финансовых решений позволяет нам на первом этапе анализа все принимаемые подобные решения разделить на две группы:

1) финансовые решения долгосрочного характера относятся к управлению внеоборотными активами {основные средства, капитальное строительство и т.д.);

2) финансовые решения краткосрочного характера имеют место в отношении управления производственными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами.

В свою очередь долгосрочные решения делятся на решения, связанные с управлением инвестиционными проектами, и решения, связанные с управлением финансовыми активами. Принятие решений по инвестиционным проектам осложняется различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения.

В коммерческой практике принято различать следующие виды инвестиций:

1) инвестиции в физические активы, т.е. в производственные здания и сооружения, а также в любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года;

2) инвестиции в денежные активы. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например, депозиты в банке, облигации, акции и т.п.;

3) инвестиции в нематериальные активы, в приобретаемые фирмой лицензии, проводимые программы переобучения персонала, разработка торговых знаков.

При этом инвестиции в ценные бумаги называют портфельными инвестициями, инвестиции в физические активы - инвестициями в реальные активы предприятия.

 Причины, обуславливающие необходимость инвестиций в реальные активы, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на четыре вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности и инвестиции ради удовлетворения требований государственного управления.

Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть ряд новых факторов: возможность изменения положения предприятия на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и т.д.

Поскольку любое предприятие, а тем более финансово неустойчивое, имеет ограниченные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования, перед руководством предприятия встает задача оптимизации инвестиционного портфеля. Очевидно, что вкладывать деньги в активы предприятия целесообразно при соблюдении следующих условий:

1) чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;

2) рентабельность инвестиций выше уровня инфляции;

3) рентабельность данного проекта с учетом фактора времени (временной стоимости денег) выше рентабельности альтернативных проектов;

4) рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам (т. е. дифференциал финансового рычага будет положительным);

5) рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных, но скромных, либо, наоборот, концентрированных, но оттянутых во времени поступлений и т. д.

Весьма существенным при этом является фактор риска. Инвестиционная деятельность - протяженный во времени процесс и всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой можно существенно варьировать. В момент приобретения новых основных средств никогда нельзя предсказать точный экономический эффект этой операции, и это диктует необходимость учитывать следующие факторы при выборе возможных инвестиционных вариантов:

1) рискованность проектов, так как чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект;

2) временную стоимость денег, так как с течением времени деньги изменяют свою ценность;

3) привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов и имущества акционеров предприятия при приемлемой степени риска, так как именно эта цель для финансового менеджера, в конечном счете, является главной.

В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна: необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости. Критическими моментами в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений являются:

а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большая часть проектов связана с дополнительным выпуском продукции);

б) оценка притока денежных средств по годам;

в) оценка доступности требуемых источников финансирования;

г) оценка приемлемого значения цены капитала (относительный уровень затрат при использовании того или иного источника финансирования), используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.

В расчетах по оценке эффективности инвестиционных проектов целесообразно учитывать влияние изменения цен на продукцию и потребляемые ресурсы под воздействием изменения объема продаж (влияние удовлетворенности спроса и предложений на рынке товаров и услуг). В качестве учетной ставки обычно избирают предполагаемую среднюю процентную ставку за кредит, включая банковскую маржу на период оценки.

Важно также предусмотреть время и условия корректировки этих оценок на случай, если они будут существенно отличаться от действительных. Прогнозы, которые составляют инвесторы в ходе анализа различных технических и экономических факторов, оказывающих влияние на потоки наличности, в большинстве случаев являются более пессимистическими, чем те, которых придерживается заемщик. Разница в том, что инициаторы проекта обычно рассматривают наиболее благоприятные предположения, которые не могут быть положены в основу подхода инвестора к оценке проекта. Сумма финансирования, без права регресса, рассчитывается путем распределения совокупного чистого дисконтированного потока наличности, во-первых, по сроку кредита, во-вторых, по ожидаемому сроку осуществления проекта, который варьируется в зависимости от особенностей проекта и рисков, принимаемых на себя инвестором. Последняя предельная дата погашения кредита определяется в зависимости от производственного профиля, положения заемщика, состояния рынка. Соответствующие взносы в погашение кредита определяются в этом случае на основе прогнозов потока наличности таким образом, чтобы завершить погашение к дате последней выплаты, установленной с учетом коэффициента защиты. Такая процедура приемлема, если только прогнозы, используемые как заемщиком, так и инвесторами для расчета потока наличности, не вполне соответствуют тому, что имеет место в действительности, а в некоторых случаях могут значительно отличаться от нее. При этом выбранный метод расчетов согласовывается между кредиторами и заемщиком для соответствующих корректировок на основе новых прогнозов потока наличности с учетом пересмотренных предположений.

Для оценки эффективности проекта, которая осуществляется на основе расчетов потока наличности, используются следующие основные показатели: рентабельность, период окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности. Первые два показателя относятся к простым методам оценки эффективности, вторые два рассчитываются с помощью дисконтирования.

С учетом эффекта будущего воздействия формирование квалифицированной системы организации инвестиционной деятельности представляется одним из основных путей превентивного антикризисного управления. По мере прогрессирующего нарастания сложности процессов, протекающих в макроэкономической среде, потребность в гибкой, адаптирующейся системе инвестиционной деятельности будет объективно усиливаться во всех без исключения организациях. Несмотря на частичное сходство с текущей деятельностью, из-за относительной длительности инвестиционные процессы всегда будут являться источником возникновения дополнительных многоуровневых рисков, специфика которых, несомненно, должна быть корректно и всесторонне учтена при разработке антикризисных программ, направленных на продолжение гибкого развития организаций.

Отмеченная возрастающая сложность взаимозависимых и взаимообусловленных макроэкономических процессов, в свою очередь, порождает такое обилие инвестиционных альтернатив, простой анализ которых может оказаться по разным причинам "непосилен" для конкретной организации.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz