|
Алексей ФИНИКОВ, Алексей ВАРФОЛОМЕЕВ Формирование правовой среды в России и иностранные инвестиции: оценка текущего момента Формирование целостной системы нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, является обязательным условием формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации. 8 последние месяцы представители Правительства Рф сообщают о новых инициативах, которые направлены на улучшение инвестиционного климата. Их сообщения, казалось бы, подтверждаются действиями рейтинговых агентств, повышающих оценки России. Однако главный показатель, иллюстрирующий состояние инвестиционного климата, - объемы прямых иностранных инвестиций, - не оставляет повода для оптимизма. Роста практически не наблюдается. Одной из причин такого положения вещей является состояние нормативной правовой базы. 9 июля исполнилось три года с момента вступления в силу базового закона, регулирующего вопросы иностранных инвестиций, - федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской федерации» № 160-ФЗ. Принятие данного закона три года назад ожидалось с нетерпением, поскольку прежний закон, как считалось, тормозил приток иностранных инвестиций в страну. Новый закон ввел в действие несколько принципиально новых положений. Так, помимо определения терминов «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция» и «инвестиционный проект» появились следующие термины:
Таким образом, видно, что далеко не все проекты иностранных компаний в России являются приоритетными. Прежде всего, введены требования к объему инвестиций или доле иностранных инвесторов в уставном капитале компании (40 млн. долларов США и 4 млн. долларов США соответственно). Понятно стремление правительства стимулировать крупные инвестиционные проекты, однако следует учитывать, что это стремление пагубно сказывается на привлечении средних и малых инвесторов. Однако для получения статуса приоритетного проекта недостаточно соответствия по объему инвестиций, проект должен быть внесен в перечень, утверждаемый Правительством Российской федерации. Пристальное рассмотрение данных определений необходимо потому, что в законе закреплены льготы и гарантии для иностранных инвесторов, и применение ряда этих льгот и гарантий обусловлено наличием у инвестиционного проекта статуса приоритетного. Так, статья 16 устанавливает льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей. Такие льготы предоставляются инвесторам «при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Российской федерации и законодательством Российской федерации о налогах и сборах». На сегодняшний день (равно как и на день вступления закона в силу) такой льготой является освобождение товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями, от таможенных пошлин и НДС. Еще более важным шагом навстречу инвесторам является указанная в статье 9 гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской федерации. По сути это введение «дедушкиной оговорки», означающей, что в случае изменения нормативной правовой базы РФ, приводящей к увеличению совокупной налоговой нагрузки в отношении иностранного инвестора, эти нормы не применяются. Действие данного положения распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации. Стабильность для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. В отдельных случаях при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом инвестиций не менее 40 млн. долларов США, срок окупаемости которых превышает 7 лет, Правительство РФ принимает решение о продлении срока окупаемости для данных проектов. Таким образом, можно сделать вывод, что иностранным инвесторам, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, Закон предоставляет достаточно привлекательные льготы и гарантии. Для их получения инвестор должен получить статус приоритетного инвестиционного проекта. При этом Закон носит явно дискриминационный характер в отношении малых и средних инвесторов. Последнее положение является главным недостатком Закона. Можно было бы сказать - единственным. Однако следует помнить, что любой федеральный закон является системообразующим актом. Для его реального исполнения необходимо принятие целого ряда подзаконных актов, федеральный закон «Об иностранных инвестициях ...» - не исключение. В соответствии с его положениями Правительство Российской Федерации должно было предпринять следующие шаги: 1. Определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. 2. Установить критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской федерации. 3. Утвердить порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. 4. Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской федерации. Из всего перечисленного за три года выполнен только четвертый пункт (частично). Постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 г. №1419 на Министерство экономики (в настоящее время Министерство экономического развития и торговли) возложена функция координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской федерации прямых иностранных инвестиций. Также весной 2001 года было создано Российское государственное инвестиционное агентство. При этом данная структура должна заниматься привлечением иностранных инвестиций, но не регистрацией приоритетных инвестиционных проектов. Таким образом, реальные механизмы применения Закона отсутствуют. Такое положение вещей привело к тому, что после принятия Закона таможенные органы прекратили предоставление льгот инвесторам, мотивируя это тем, что льготы предоставляются только организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты. Естественно, таких организаций просто не существовало. Сложившуюся ситуацию удалось разрешить, фактически отменив отдельные положения закона письмами ГТК (Письмо ПК от 12 августа 1999 г. №01-15/21733 о товарах, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями). Можно констатировать, что целостной системы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы иностранных инвестиций, не создано. Базовый нормативный акт такой системы фактически не действует с момента принятия. Причина такого положения дел - в низком темпе нормотворчества Правительства РФ.
|