Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1999, № 3

А. ТУРГАЕВ, А. КИРИЛЛОВ, В. КОЛЕСНИКОВ

Совершенствование информационно-аналитического обеспечения подготовки государственных служащих

Важнейшим условием развития Российской Федерации как целостного, экономически сильного государства в современных условиях перехода на новые принципы общественных и экономических отношений является успешное развитие ее составляющих - регионов. На данном этапе решение этой задачи во многом определяется профессионализмом и компетентностью региональных управленческих кадров, требования к которым за последнее десятилетие претерпели глубокие и существенные изменения. Одним из направлений решения проблемы обеспечения органов региональной власти высокопрофессиональными кадрами явилось создание в стране сети государственных высших региональных учебных заведений для подготовки и повышения квалификации специалистов в области государственного и муниципального управления.

Организация функционирования учебных заведений данного профиля в крупных регионах России при координирующей роли Российской академии государственной службы (Москва) направлена на получение эффективной системы подготовки управленческих кадров, максимально приближенной к потребностям и специфике регионов страны.

Базовым высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку кадров для органов государственной власти и управления Северо-Западного региона России, является Северо-Западная академия государственной службы (СЗАГС). Созданная в 1992 году в Санкт-Петербурге как Северо-Западный кадровый центр к настоящему времени СЗАГС сформировалась как крупнейшее государственное высшее учебное заведение по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров Северо-Запада. Академия в Санкт-Петербурге и 12 ее филиалов, расположенных в различных городах V Северо-Западного региона, обеспечивают в настоящее время прохождение обучения свыше 8000 студентов и слушателей. Становление СЗАГС по существу как региональной сети высших учебных заведений обусловлено прежде всего масштабностью Северо-Западного региона, имеющего площадь порядка 1 млн. кв. км., численность населения - более 13,5 млн. человек и число административно-территориальных единиц только городского уровня более 100.

О росте потребности органов власти и управления региона в специалистах, подготовленных учебными заведениями СЗАГС, свидетельствуют данные динамики числа обучаемых в СЗАГС. При этом сложившаяся территориально-распределенная структура академии способствует удовлетворению растущих потребностей региона в квалифицированных специалистах- управленцах.

Вместе с тем эффективность деятельности СЗАГС как регионального учебного заведения такой структуры определяется качеством организации его функционирования как единой системы учебных заведений, предусматривающей:

bullet

соответствие учебного процесса требованиям государственного стандарта;

bullet

четкую организацию приема, прохождения обучения и выпуска слушателей на территории региона по различным формам обучения (очная, вечерняя, заочная, ФПК, экстернат);

bullet

обеспечение прохождения обучения и подготовки слушателей по единым программам и методикам обучения;

bullet

качественное, полное и своевременное обеспечение учебных заведений учебно- методическими материалами;

bullet

высокий уровень преподавательского состава по широкому спектру дисциплин;

bullet

эффективную планово-экономическую деятельность в условиях ограниченного бюджетного финансирования и развития хозрасчетного сектора обучения;

bullet

серьезную научно-аналитическую деятельность в целях определения перспектив развития региона и совершенствования системы подготовки управленческих кадров.

Такой широкий спектр направлений деятельности СЗАГС, с одной стороны, и территориальная удаленность входящих в нее учебных заведений, с другой стороны, предполагают достаточно интенсивный характер информационного взаимообмена в системе ее учебных заведений со сложной структурой и значительным объемом информационных потоков.

В этой связи одной из актуальных и сложных проблем организации деятельности СЗАГС является создание эффективной системы информационно-аналитического обеспечения функционирования академии.

Современный уровень решения этой проблемы в крупных организациях, особенно в организациях, имеющих аналогичную СЗАГС территориально-распределенную структуру, предполагает создание корпоративной информационно-аналитической сети на базе передовых компьютерных технологий сбора, хранения, анализа и передачи информации.

В настоящее время в СЗАГС начала функционировать компьютерная информационно- аналитическая корпоративная сеть (ИАКС), осуществляющая информационное взаимодействие центрального учебного заведения академии в Санкт-Петербурге с ее филиалами на территории Северо-Западного региона.

С учетом того, что основным направлением деятельности СЗАГС, как учебного заведения, является организация и обеспечение учебного процесса на первоначальном этапе функционирования ИАКС, осуществляется отработка взаимодействия центра СЗАГС с филиалами по решению задач информационного обеспечения учебного и научно-методического аспектов ее деятельности.

При этом повышение эффективности организации информационного обеспечения единого учебного процесса в системе учебных заведений СЗАГС определяется:

bullet

возможностью оперативного централизованного сбора, хранения и анализа информации по обеспечению учебных заведений СЗАГС учебно-методическими материалами в необходимом объеме и требуемого качества и преподавательским составом соответствующего уровня;

bullet

необходимостью соблюдения единых высоких требовании к организации учебного процесса во всех филиалах академии;

bullet

возможностью централизованного сбора и оперативного обмена информацией по координации работ и мероприятий, направленных на совершенствование учебного процесса (научно- методических семинаров, конференций, защит диссертационных работ и т.п.);

bullet

потребностями быстрого и эффективного обмена между структурными подразделениями и филиалами передовым опытом педагогической и научной работы.

Функции корпоративной сети в рамках проблемы повышения эффективности учебного процесса в СЗАГС этим не ограничиваются и открывают перспективы его совершенствования и по другим направлениям. Так, анализ структуры обучаемых в системе учебных заведений СЗАГС показывает, что доля обучаемых и слушателей академии заочной формы обучения составляет более 50 % и имеет тенденцию к увеличению. При этом основная часть всех слушателей СЗАГС, проходящих обучение по заочной форме, сосредоточена в филиалах академии.

Основным недостатком заочной формы общения, как известно, является значительная удаленность слушателей от преподавателей, слабая обратная связь. Учитывая, что заочная форма обучения является преобладающей в настоящее время и в ближайшей перспективе, вопросы повышения эффективности данной формы обучения являются предметом постоянного внимания в СЗАГС.

Наличие корпоративной компьютерной сети "СЗАГС - филиалы", отработанная система регулярного информационного взаимодействия Информационно-аналитического Центра академии с 12-ю филиалами позволяет реализовать на практике элементы электронного дистанционного обучения, касающиеся тех аспектов учебного процесса, которые объективно требуют тесного контакта слушателей с преподавателями (практические семинары, курсовые и контрольные работы, консультации).

Данный подход к электронному дистанционному обучению отличается от подхода, который развивается в настоящее время многими вузами, и предполагает формирование на электронных носителях полного курса обучения по определенной специальности. Необходимо заметить, что форма дистанционного обучения у нас в стране не прошла еще достаточно широкой апробации на практике, и это требует особого внимания к условиям ее реализации. Поэтому специфическая структура СЗАГС, включающая широкую сеть филиалов и отработанную систему информационно-аналитического взаимодействия, дает возможность осуществлять поэтапный переход к форме дистанционного обучения в различных модификациях. В современных условиях жестких финансовых ограничений такой подход продиктован и экономической целесообразностью.

Совершенствование учебного процесса является основным, но не единственным аспектом информационно-аналитической работы в академии на базе ИАКС "СЗАГС - филиалы". Так, непосредственная близость каждого филиала академии к органам власти соответствующего субъекта федерации позволяет осуществлять целесообразный сбор информации по актуальным вопросам государственной службы и управления в Северо-Западном регионе. Наличие же оперативного информационного взаимодействия между академией и филиалами дает возможность активизировать весь совокупный научный потенциал (сейчас в Академии и филиалах трудятся 33 доктора наук и 106 кандидатов) для выработки научно обоснованных методических рекомендаций по решению выявленных проблем. Конечной целью реализации данного аспекта является мониторинг обстановки в Северо-Западном регионе (государственная служба, политическая обстановка, социально-экономическая обстановка и т.д.)

Накопленная и отработанная информация об обстановке в различных частях Северо-Западного региона является ценным материалом как для учебного процесса и научно-исследовательской работы, так и для органов власти различных уровней.

Можно и далее раскрывать перспективы информационно-аналитической работы на базе корпоративной сети, однако хотелось бы акцентировать внимание на том, что ключевым моментом данной работы в настоящее время мы считаем отработку ее содержательной части, а именно - механизмов информационного взаимодействия академии и филиалов на базе современных и, что немаловажно, доступных по финансовым возможностям, информационных технологий. Пока наша корпоративная сеть имеет "виртуальный" характер - связь осуществляется через электронную почту, но это уже целостная система, работающая по общим корпоративным правилам.

Затронутые в настоящей статье аспекты информационно-аналитического обеспечения деятельности СЗАГС и пути их практической реализации могли бы стать началом широкого обсуждения содержания и возможных конкретных форм информационной и аналитической работы в области подготовки кадров государственной службы.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz