Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

1998, № 1

И. ГРИГОРЬЕВА

Модели социальной политики в современном обществе: одна, две или больше?

Вопрос о том, сколько моделей социальной политики можно выделить и на каких основаниях, не только дискуссионный, но и весьма сложный, так как решение должно учитывать специфику разных стран при наличии общих признаков.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС), чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для «Общеевропейского дома», выделяет две основные модели:

1. Первая, что называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы. их которых и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы. 2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет «бевериджской» (Beveridge). исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности. Обычно над системой «национальной солидарности» надстраиваются дополнительные «этажи» коллективного профессионального (и/или межпрофессионального) или индивидуального характера, что дает новые основания для варьирования моделей. С «нордической» точки зрения, принято рассматривать шведскую модель социальной политики как обобщение институциональной модели социальной политики. Континентальная Европа реализует модель, названную Титмуссом моделью достижений. Эта концепция была развита в работах В. R. Andersen. Он использует все три модели Титмусса, добавив англо-американскую, названную остаточной или либеральной. В двух следующих таблицах отражены некоторые центральные элементы каждой модели с указанием автора и ключевых понятий. Таблица 1. Модели социальной политики.  

Автор, предполагающий типологию

Типы моделей (две, три или четыре в зависимости от оснований

для классификации)

Andersen; Kosonen

Северная («нордическая»)

Европейская («континентальная»)

Комиссия ЕС

Beverige

Bismark

Titmuss

Остаточная

Иституционная

Модель достижений

Espring-Andersen

Либеральная/англо-американская

Социал-демократическая/ скандинавская

Консервативная/ этатистическая

Bislev&Hansen

Либеральная

Северная

Корпоратистская

Католическая

Leibfried

Остаточная

Современная

Институциональная

Рудиментарная

Как видно из вышеприведенной таблицы, модели и различия между ними основываются на разных критериях. Титмусс разделяет модели по организационному принципу и следствиям для граждан. Esping-Andersen проводит разделение между разными стратегиями социальной политики. Andersen и Kosonen отличают модели друг от друга главным образом через разный геополитический опыт, тогда как Комиссия ЕС разделяет модели как и Титмусс - согласно разным принципам организации, обозначенным как Bismark и Beveridge соответственно.

Наиболее  устойчиво  в  литературе используются следующие обозначения моделей: либеральная, социал-демократическая, консервативная и католическая. Их основные характеристики даны в таблице 2.

Таблица 2. Характеристики различных моделей социальной политики.  

 

Католическая

Консервативная

Либеральная

Социал-демократическая

Центральная единица

семья

местный рынок труда

центральное правительство

местные органы управления

Уровень затрат на социальное обеспечение

низкий

высокий

высокий, налогоплательщики требуют понижения

высокий

Занятость

низкая, многие женщины не работают

высокая, широко представлена неполная «распределенная» занятость

высокая

высокая, стимулируется государством

Частный сектор. обеспечивающий предоставление социальных услуг

 

+

+

+

Главный источник финансирования

рынок и инфраструктура; самопомощь; семейная помощь

рынок (страховые выплаты)

государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков

государство и коммуны (муниципалитеты), налоговое перераспределение

Упор на обязательное страхование

(+)

++

+

-

Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь

+

+

+

-

Существенной для оценки всех моделей является также возможность достижения значимого социального результата в виде решения проблем занятости и бедности, что видно из таблицы 3. 

Таблица 3. Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределение.

Перераспределение

Высокое

Низкое

Занятость

Высокая

Социал-демократическая модель

Либеральная модель

Низкая

Консервативная модель

Католическая модель

Уровень бедности

Умеренный

Высокий

Итак, рассмотрим различные модели в отношении их способности «бороться» с бедностью, используя налоговое перераспределение и занятость. Из таблиц 2 и 3 видно, в социалистической или социал-демократической модели акцентируется как социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и занятость. Последняя характеризуется тем. Что большая часть населения представлена на рынке труда , а также высокой степенью занятости, государственной и «искусственной» - инициированной государством. В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. В данном случае мы видим феномен работающего бедняка: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет вылезти из бедности; или же они заняты крайне непостоянно - сезонные работы, неполный рабочий день и т.д.

По-другому обстоят дела в либеральной модели. Здесь уровень распределения занятости большей части населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. И. наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок. Государства с социалистической (социал-демократической) и либеральными моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной ли католической моделей - более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.

Однако это лишь одна сторона медали. Системы социальной защиты практически всех стран Западной Европы в 90-е годы столкнулись с финансовыми трудностями, вызванными, главным образом, старением населения и быстрым ростом расходов на страховые гарантии по старости и болезни. Эта тенденция будет углубляться, так как демографическая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте этих затрат наряду со стабилизацией затрат на семейные пособия в связи с почти неизменным числом их получателей.

Средств на социальное перераспределение будет достаточно, только если макроэкономическая стратегия будет направлена на стимулирование роста и создание новых постоянных рабочих мест. В перспективе эта стратегия выгодна для социального обеспечения, так как при существующем росте доходов работающих предпочтительнее, когда этот рост больше опирается на увеличение занятости, чем на общее увеличение заработной платы. В самом деле, рост занятости сокращает расходы на выплаты страховок по безработице, в то время как рост зарплаты ведет к увеличению ряда социальных расходов (пенсий, суточных выплат, вычисляемых на базе заработной платы, вознаграждения медицинского персонала и т.п.). Ниже раскрываются основные принципы каждой из моделей.

Социал-демократическая модель. Под эти заголовком рассматриваются основные принципы так называемой скандинавской или нордической модели. Главным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение - это право всех граждан. обеспеченное, главным образом, государственным сектором (бюджетом).

«Финансовая подкладка» этой модели держится на стабильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними. которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную  политику  через  систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование различных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления. Исторически сложилось, что коммуны в Скандинавии (Норвегия и Швеция) с XVIII века отвечали за положение бедных, престарелых и детей (особенно осиротевших). Государственные налоги имеют, как правило, косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. При этом прогрессия настолько велика, что шведские предприниматели, чтобы избежать налогового гнета, частенько стремятся зарегистрировать предприятие в Европе. Однако, государство и этот процесс держит под контролем. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание университетов, полиции, армии.

Хотя первой ввела обязательное страхование Германия при канцлере Бисмарке.

Швеция отстала от нее не недолго. Уже перед первой мировой войной действовало две системы обязательного страхования - для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать «обязательную» связь старости и бедности, привело к возникновению понятия «обеспеченная старость».В 30-е годы в Швеции и Норвегии (Финляндия в силу исторических причин запаздывала, однако после второй мировой войны можно уже говорить о Скандинавии в целом) был сформулирован новый подход к социальным целям общества. Необходимо было сократить разницу в условиях жизни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у «слабых» слоев населения и тем самым способствует экономическому росту.

В это период оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную). выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета и трудовую. зависящую от стажа, характера деятельности и т.п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены, дотации на каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т.п.

В результате сложилась некая «картина социального мира», где четко обозначились группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая «исчезла». Это, например, следующие «слабые группы»:

- дети до 6 лет,

- неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

- старики;

- инвалиды (люди с дизабилитациями);

- безработные;

- «зависимые» (алкоголики, наркоманы и т.п.).

Итак, активная перераспределительная политика решила проблемы бедности, но не смогла решить проблемы «слабых групп». Подход к их решению базируется на следующих принципах:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может «выбросить» слабые и должно предоставить  возможности  слабым «респектировать» свои потребности.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью. 4 Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и социальных возможностях «слабых» групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу.

Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих, большинство которых составляют женщины. Как следствие принципа социальных прав граждан, уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации социального обеспечения и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает достаточно успешное использование корпоратизма. результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трехсторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества welfare и терминологии концепции Титмусса. Консервативная модель. Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее континентальной европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение институциональной. Центральный принцип, тем не менее, у всех один - упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе, социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальность.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

- Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда - в 1884 году;

- Закон о страховании от несчастных случаев на производстве - в 1885 голу;

- Закон об инвалидности и страховании по старости -в 1891 году.

Уже этим законам были присуще черты, характерные для системы страхования и сегодня:

- увязывание размеров страховых взносов с заработка, а не, к примеру, с тем или иным риском;

- распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

- публично-правовая форма организации страхования.

Возраст пенсионирования был равен 70 годам при наличии 30 летнего трудового стажа; пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности. Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом. Уже эти первые законы зафиксировали примат реабилитации по отношению к пенсии, поэтому держатели фондов пенсионного страхования использовали накопленные средства для строительства туберкулезных учреждений, квартир для рабочих и т.д. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной, самопомощью и помощью государства, либерализмом и социализмом.

В 10-е годы нашего столетия развитие страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая сегодня), однако, из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Определенное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Система страхования постоянно реформировалась, а пенсионная реформа 1992 года установила единые нормы для всех территорий объединенной Германии.

Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей. Можно получить неполную пенсию с 63 летнего возраста. Условия 35 летнего стажа облегчено женщинам, для которых учитываемым периодом времени теперь является период воспитания детей до 10 летнего возраста. Это положение считается «временно соответствующим Конституции». Существует также пенсия по старости в связи с безработицей. Обоснована она тем, что на рынке труда невозможно трудоустроить 60 - летнего работополучателя.

Законодатель возложил на систему пенсионного страхования выполнение ряда задач, «подрывающих» принцип чистого страхования. Для этого используются дотации государства, например, финансирование срока службы в армии, воспитание детей и т.п. На эти цели тратятся существенные суммы - 18-20 % расходов на пенсии ежегодно. Чтобы уменьшить долю государственной дотации, с 1992 года поставлены узкие рамки инвестиционной деятельности фондов, ибо безоговорочный приоритет должна иметь платежеспособность держателей фондов, наличие резервов предстоящих периодов платежей.

Итак, «немецкая» модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель. Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Но она отличается от консервативной по крайней мере в двух отношениях. В либеральной предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди. как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, ведя таким образом к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия .большого объема добровольной и неформальной помощи.

Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. Проследим развитие модели на примере США. Система социального обеспечения в США базируется на двух основных формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работодатели, так и работополучатели;

- государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного):

Социальное страхование в США гораздо моложе континентального и началось с закона о социальном страховании 1935 г. Толчком для его появления была драматическая ситуация во время Великой депрессии, когда миллионы людей потеряли работу, а пособий по безработице не получали. Федеральный закон 1935 г. установил два вида социального страхования: пенсионирование по старости и пособие по безработице.

Со временем закон обрастал дополнениями и поправками, вводящими новые формы страхования и расширяющими новый круг страхуемых: пенсии в случае утраты кормильца, медицинское страхование «Медикейд» и т.п. Сложились уровни, на которых действовали определенные виды страхования: например, страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни действовало на уровне штатов, учитывая их специфику.

Тем не менее и сегодня существует ряд категории занятых, не охваченных социальным страхованием. Это сельскохозяйственные рабочие, поденщики, работники предприятий численностью менее 50 человек. Наиболее удручающим является то, что около 35 млн. занятых не имеют медицинской страховки. Характерно также, что подавляющее большинство пенсионируемых в США находится в возрасте 62 лет и старше, что связано с тем, что возраст выхода на пенсию там единый - 65 лет, а требуемый для полной пенсии стаж- 35 лет (есть о чем подумать тем, кто утверждает, что наши пенсионеры живут хуже других - ведь и работают меньше).

Государственная социальная помощь, финансируемая из бюджета, а не из предварительно выплаченных вносов-страховок, начала развиваться в США параллельно со страхованием и достигла сейчас расцвета. Толчок к ее развитию был дан президентом Д. Ф. Кеннеди, а затем молодежным движением «зеленеющей Америки» (термин Ч. Рейча). Критерий для получения социальной помощи один - малообеспеченность, бедность. Точное количество программ социальной помощи в США установить трудно, так как среди них есть федеральные, федерально-штатные, штатные и муниципальные. По подсчетам, их около 8 тысяч. Характерно, что критерии нуждаемости варьируются от штата к штату, а пособие ни по одной программе не дотягивает до прожиточного минимума. Зато каждый нуждающийся может получить помощь по нескольким програмам сразу: муниципальное жилье плюс продуктовые талоны плюс медицинская помощь «Медикейд» и т.п.

Это позволяет с достаточной полнотой и гибкостью учитывать потребности разных групп клиентов, но приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны клиентов и ошибкам социальных работников в начислении пособий. В известной мере «играет на руку» недобросовестным просителям и отсутствие института прописки в США, что позволяет получать помощь в нескольких штатах одновременно. Так. власти Нью-Йорка недавно организовали работу целого отряда детективов, которые займутся проверкой условий быта клиентов и правильности оформления документов, выявлением нелегальных доходов. Содержание детективов обойдется городской казне в 50 миллионов долларов в год, но их работа сохранит в городском бюджете примерно 250 миллионов.

Из сказанного становится понятным, почему в США идет постоянная «война» налогоплательщиков с получателями помощи по социальным программам. Ведь из каждого заработанного доллара двадцать центов налогоплательщики через бюджеты разных уровней перечисляют тем, кто, с традиционной протестантской точки зрения, является «плохим» американцем, зависит от государства и т.д. Урезание социальных программ или, наоборот, их расширение является обоюдоострым инструментом политических кампаний, так как затрагивает практически все группы населения. В настоящее время президент Б. Клинтон обещал всех «вэлферщиков» (получателей пособий) перевести на зарплату, то есть заставить работать. Таковы, вкратце, характерные черты «либеральной модели».

Католическая модель. Принципы католической модели социальной политики даны в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В «chrisiliche Soziallehre» (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает то, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращаться к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Таким образом, Христианское социальное учение оперирует иерархией инстанций, показанных в таблице 5.

Таблица 5. Иерархия Христианского социального учения.  

 Индивидуум, исходно несущий ответственность за себя

Семья и родственники

Местная община, включая церковь и различные структуры

Службы страхования

 Государственный сектор (местный)

Ясно, что в католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль. Модель предполагает наличие структуры клиентизма и патронажа, слегка размытой развитием рыночных структур, а также политических и социальных прав личности.

Социальное учение римско-католической церкви - совокупность социально-политических, социально-экономических и этических концепций, изложенных в официальных церковных документах, а также выработанных католическими теологами и одобренных церковной иерархией. Наряду с этим учением, которого обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных церквей, учитывающие местные условия, а также концепции отдельных католических мыслителей или групп, которые иногда значительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношениям -столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX века, и процесс этот продолжается. Его социальной предпосылкой являлось утверждение капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитницы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XII в. своих энцикликах, главным образом в «Рерум новарум» (1891 г.), где отмечалось значение рабочего вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объявила частную собственность и классовое неравенство неизбежно вытекающими из «естественного права» и природы человека.

В основу социального учения католицизма была положена томистская теория «естественного права», из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма: принцип «общего блага» (это понятие - весьма абстрактное и многозначное - по-разному истолковывается католическими правами); принцип «вспомоществования», означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам. Эти общие абстрактные принципы в церковных документах и работах католических авторов наполнялись конкретным содержанием. Допускались умеренные реформы, которые призваны смягчить классовую борьбу. В частности, предлагались «депролетаризация» рабочих путем наделения их мелкой собственностью, а также введение «корпоративизма», опирающегося на профессионально-производственную солидарность: в каждой профессии организуются синдикат рабочих и синдикат предпринимателей, делегаты обеих сторон образуют корпорации , которые руководят синдикатами и координируют их деятельность.

После второй мировой войны церковь пошла по пути модернизации этого учения. Эволюция нашла свое отражение в документах II Ватиканского собора (особенно в конституции «Гаудиум эт спес»), в энцикликах пап Иоанна XXIII. Павла VI, Иоанна Павла II. Сейчас для теоретического обоснования этого учения наряду с неотомизмом довольно широко используются идеи католического персонализма, тейярдизма. экзистенциализма и других течений. При сохранении в основе социального учения католической церкви старого категоричного аппарата там появились новые моменты, например, открытость к изменяющемуся миру, что нашло отражение в часто применяемом понятии «знамения времени», под которыми подразумеваются новые явления общественной жизни. В теологический лексикон вошло понятие «развитие», право частной собственности защищается, но не абсолютизируется, допускается возможность отчуждения частной собственности в интересах «общего блага»: особо подчеркивается, что церковь не связывает себя ни с одной политической системой: церковь отказалась от практики анафемствования инакомыслящих и перешла к диалогу с ними, а также с неверующими.

«Гаудиум эт спес» (лат. «Gaudium et spes» -«Радость и надежда») - конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое название - «О церкви в современном мире». В ней сформулирована позиция католической церкви в отношении важнейших социальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения трудящихся и т.д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается, что она должна рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко критикуются некоторые «пороки» капитализма.

«Популором прогрессио» (лат. «Populorom progressio» - «Развитие народов») - энциклика Павла VI, изданная в Ватикане 26 марта 1967 г.: посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики - «Об интегральном развитии человека» - рассматривает социальное положение в современном мире. обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализирует некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж Маритена в энциклике выдвигается идея интегрального. целостного, экономического и культурного развития человечества: подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, но тем не менее светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотрудничества верующих с неверующими в решении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуществления интегрального гуманизма. В «Популором прогрессио» проявилась дальнейшая эволюция отношения католической церкви к частной собственности. Отмечая, что право частной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным правом, энциклика допускает ради общего блага национализацию частной собственности. Во второй части энциклики - «О солидарном развитии человечества» рассматриваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым: излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам: для этой цели предлагается создать всемирный фонд за счет части военных расходов ($ 51). Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и народов в торговых отношениях: преодолеть препятствия, чинимые национализмом и расизмом.

«Соллицитудо реи социалис» (лат «Sollicitudo rei socialis» - «Забота об общественном») - седьмая энциклика Иоанна Павла II, оглашенная в 1968 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI «Популорум прогрессио». «Солицитудо реи социалис» - типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, определяющая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги прошедшего после публикации «Популором прогрессио» двадцатилетия, папа сделал вывод, что «нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление». Это вызывается, в частности, тем, что увеличивается разрыв между развитым Севером и южными регионами: что существуют различные формы эксплуатации и угнетения: действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бедности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что может произойти только в том случае, если они существенным образом изменяться. Заканчивая дискуссию о количестве моделей социальной политики и их сравнительных достоинствах, можно утверждать, что социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели, а католическая -ухудшенным вариантом консервативной. Поэтому можно оперировать простой двухмодельной схемой, хотя при этом исчезают некоторые важные нюансы.

Итак, в настоящее время четыре или более моделей социальной политики существуют внутри ЕС, поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике «Европейского дома», но во всех странах - членах ЕС видны перемены. Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов путем поиска лежащих в сферах гражданского общества и рынка решений социальных проблем. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации, с упором на частные -добровольные или коммерческие решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центрально-европейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно не работающее, зависит от местных или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб, и например, в Нидерландах и всей Скандинавии, делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая (латинская модель), которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества - церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с развитием институтов остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализует у себя модель, которую можно обозначить как «welfare pluralism».

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни. Быстрый рост доходов в настоящее время объясняется рядом таких факторов, как старение населения или качественные аспекты спроса и предложения по отношению к медицинскому обслуживанию. Среднесрочные финансовые прогнозы различных режимов социальной защиты показывают, что в ближайшие годы должен быть предусмотрен рост финансирования. Эти вызывающие серьезное беспокойство финансовые перспективы требуют необходимых корректировок, относящихся в равной мере как к поступлениям, так и к затратам социального характера. Обоснованность такого беспокойства подтверждают события декабря 1995 года, когда демонстрации получателей различных видов пособий, требующих их увеличения, парализовали на несколько дней жизнь Парижа. Хотя первая статья Кодекса социального страхования и ссылается на национальную солидарность , совершенно очевидно, что в момент своего основания в 1945 году французская система социальной защиты гораздо более походила на страховую модель, нежели на перераспределительную. Так, социальные права в области болезни, пенсии, производственных травм и семейных пособий были связаны с профессиональной деятельностью и отчисления производились для каждого из этих рисков в пределах «потолка» заработной платы, хотя и весьма высокого (в настоящее время примерно три четверти всех заработных плат не превышают этого «потолочного» значения). С другой стороны, организационный механизм, предусмотренный постановлением 1967 года. учитывал широкую автономию управления для различных режимов: правления касс выбирались на паритетной основе (равного представительства трудящихся и предпринимателей) и могли предложить любую меру, способствующую обеспечению финансового равновесия режимов. Таким образом, гарантировалось отделение финансов социального страхования от государственного бюджета. Этот исходный способ организации, однако, претерпел существенную эволюцию под воздействием нескольких реформ:

- в области пенсии закон 1956 года весьма существенно улучшил механизм обеспечения минимальных ресурсов для престарелых («минимум по старости»). «Дополнительное» пособие, независимое от отчислений, вносимых в течение всей активной жизни, добавилось к другим пособиям, не связанным с отчислениями, и его финансирование было взято на себя государством. Закон 1972 года делал обязательным взносы в дополнительные режимы пенсионного обеспечения, в результате чего «потолок» заработной платы играет отныне лишь чисто теоретическую роль в общей системе начисления пенсий;

- в области страхования по болезни законом 1978 года стало допускаться добровольное вступление лиц, которые либо ведут деятельность, не вознаграждаемую заработной платой, либо их взносы недостаточны для последующего получения прав. Впоследствии несколькими текстами были определены те категории населения, для которых взносы в этот новый режим личного страхования должен брать на себя государственный бюджет; в частности, это относится к получателям так называемого «минимального дохода включения»;

- реформа 1983 года перевела на выплаты из государственного бюджета некоторые пособия страхования от безработицы, относящиеся к режиму национальной солидарности;

- в области семейных пособий законом 1985 года о всеобщем распространении социального страхования на территории страны упразднялась какая бы то ни была связь между правами на пособие и профессиональной деятельностью.

- законом от 2 декабря 1988 года был учрежден минимальный доход включения, гарантирующий любому лицу или семье определенный минимум средств в обмен на контрактное обязательство активно стремиться к включению в хозяйственную жизнь страны,

- и наконец, законы, принятые в 1978 году, а затем 1989 и 1990 годах, позволили снять «потолочное» ограничение со всех отчислений в социальное страхование за исключением страхования по старости.

По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Констатируя недостаточность внутренних сбережений по сравнению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять с тем, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, что является важной причиной поддержания банковского процента на высоком уровне, регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды индивидуальные или коллективные - в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.

Вплоть до настоящего времени для государственных пенсий этот путь все еще продолжает оставаться неизведанным. Подтверждается основополагающий вклад системы социальной защиты в национальную солидарность и социальное единство, а также необходимость поддерживать уровень социальной ' защиты французов. При этом. однако, рекомендуется частичный возврат к основополагающим принципам французского социального обеспечения, предлагая ввести более четкое различие между расходами по линии профессиональной солидарности и теми, которые относятся к солидарности национальной. Подобная ориентация требует постоянных преобразований в различных областях социальной защиты для нахождения наиболее разумных сочетаний различных доходов и расходов.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz