Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 3-4

Александр Жуковский

Об изменении тактики поведения политических движений в 1996-2003 гг.

С 1994 г. на территории Новгородской области на базе научно-образовательного учреждения "Диалог" организовано проведение широкомасштабного социологического мониторинга общественного мнения с целью получения базовой информации об основных тенденциях в социальном, экономическом, политическом процессах в Великом Новгороде, регионе и муниципальных образованиях. Особое внимание в программе мониторинга уделялось созданию надежной технологии сбора социально-политической и экономической информации на территории Новгородской области и формированию объективной информационной основы. В соответствии с российскими информационными стандартами, законодательством в 1996 г. были лицензированы региональные базы данных: "Социальный процесс", "Политический процесс" (Информ-регистр России № 1496 от 11.03.1997г.). В 2002 г. - "Диагностика причин и уровня потребления психически активных веществ (ПАВ)".

Получаемая информация фиксирует изменения общественного мнения по основному спектру социально-политических, экономических проблем в Великом Новгороде, в отдельных муниципальных образованиях и Новгородской области в целом. Постоянно отслеживаются динамические характеристики социального процесса, направленность основных социальных тенденций и предпочтений, сформирована и поддерживается в актуальном состоянии база данных для аналитической обработки и экспертной оценки развития социального, политического, экономического процесса. В данном обзоре приводятся некоторые положения общего информационно-аналитического характера.

 

Обзор основных сложившихся политических технологий: российские и региональные аспекты

Длительное время не развивающаяся идеологическая база СССР законсервировала политическое развитие государственной системы, субъектов политической активности и социальные технологии на уровне начала XIX веко. Либерализация политической жизни расконсервировала политическое сознание, создала условия для развития. Это отразилось на деятельности появившегося к 1996 г. целого спектра политических партий, движений, которые, несмотря на кажущееся многообразие, по технологии работы стали маленькими копиями или "младшими братьями" КПСС. Наиболее типичной ошибкой в их деятельности была попытка выразить интересы всего населения разом как единой общности (как в КПСС -"Советский народ") и по всему спектру проблем социального развития. Наиболее распространенной политической технологией для новых партий периода "Перестройки" становились подготовка и представление общественному мнению Программ выхода из кризиса, или Программ государственного развития. Обычно в среде современных политических движений и их лидеров программы используют как рекламу, афиши (цель - привлечь к себе внимание и поддержку электората) для прохода к ключевым государственным и общественным должностям. До некоторого времени создание и афиширование таких программ происходило из конъюнктурных соображений. Со стороны одних (наиболее типичный пример - М.Горбачев до момента отставки) - это получение отсрочки для того, чтобы успеть сформулировать и принять верные административные решения, со стороны других - наступление на ослабленные звенья политического управления (Программа "500 дней" Б.Ельцина и др.). По большому счету программы для большинства российских партий и движений стали главным образом декларациями, а не конструктивным планом действий. Для основного населения программная дуэль политических партий до 1995 года была просто зрелищем. При этом региональные представительства политических движений и партий, оставшиеся без материальной, кадровой, технологической базы, стали "плохим эхом" деятельности их центральных офисов.

Другой более эффективной политической технологией того времени стала "раскрутка" личностей. Как это и бывает в смутные времена, общественное внимание обращается прежде всего к конкретным лицам (харизмотическим вождям). Это поняли и использовали почти все политические партии в кампаниях 1995 г. Ставку на лидера особенно ярко и эффективно разыграли КРО (А.Лебедь), ЛДПР (В.Жириновский), "Яблоко" (Г.Явлинский). Стратегия развертывания персоны В.Черномырдина была реализована движением "Наш дом - Россия". Значительно проиграли движения, которые явно не сумели заполучить и разыграть подходящую персону (особенно проиграло на данном переходе движение "Женщины России"). Недостатком такого подхода было то, что профессиональный срыв лидера также сразу сказывался на общем рейтинге партии (Е.Гайдар, В.Черномырдин после их отставки). Примечательно, что использование такой технологии вызвало к жизни оригинальную реакцию политического "болота". В командах центральных офисов (Москва) началась складываться обстановка ожидания политического прорыва от индивидуальной активности и виртуозности лидера (особенно ярко демонстрируется на примере В.Жириновского), а не от командной борьбы единомышленников. Появился феномен команд - вампиров, тонкой лестью поддерживающих личностные амбиции своего лидера и высасывающих его ресурсы. В случае проигрыша команда с готовностью покидала своего лидера, меняя его на более "успешного". Элементы таких перебежек зафиксированы и в региональных офисах.

Оппозиционность (критика правящего режима) - еще одна политическая технология, которую часто использовали почти все политические партии до 2000 г. В последние годы такой метод перестал быть популярным. Можно отметить, что к критике органов власти внимание населения достаточно насторожено. Оно с "удовольствием" внимает аргументам оппозиционных партий и движений, однако ориентируется на позицию лидеров по формальному признаку - из органов власти и управления, то есть делает так, как и привыкло это делать в прошлом. С одной стороны, власть рассматривается конструктивно как организатор решения социальных проблем населения (лидер-заступник), с другой стороны, одновременно она (власть) критикуется за бездеятельность, неэффективность, несостоятельность, коррумпированность (типичный набор претензий к бюрократии). По результатам социологических исследований в г. Новгороде и результатов анализа предвыборных программ кандидатов в депутаты в 1993-1995 гг. зафиксировано, что в 1993-1994 гг. основными последовательными противниками бюрократии (критика неспособности органов власти к изменениям и активным действиям, т.е. неэффективность управления) выступали предприниматели и ЛДПР.

С 1995 г. возникло еще одно "специализированное" на критике бюрократии политическое движение "Конгресс русских общин" (КРО), однако результаты выборов показали, что существенного расширения влияния оппозиции на общество не было достигнуто. Однако движение раскололо единый фронт оппозиционных партий (ЛДПР, КПРф), снизило их индивидуальный рейтинг. Если последнее было целью движения КРО, то цель была достигнута.

С 1997-1998 гг., не рассчитывая победить широко развернутой, часто рутинной и долгой работой со своим электоратом, политические движения, партии сконцентрировали внимание на захвате средств массовой информации как технологии быстрого и прямого влияния на человека. Эта кажущаяся легкость сформировала две разрушительные для информационного пространства России тенденции, неблагоприятные прежде всего для самих партий:

bullet

конкуренция за СМИ подняла стоимость эфирного времени до колоссальных размеров, ожесточила социально-экономические отношения в сфере четвертой власти (наиболее яркий пример - конфликт вокруг НТВ и др.);

bullet

искусственно созданный дефицит временного ресурса в СМИ формирует тематику передач, ориентированную на эксплуатацию прежде всего эмоциональной сферы потребителей (сферу, на которую можно быстрее и легче повлиять). При этом не учитывается, что данная сфера неустойчива и ее эффективность может только поддерживаться все новыми и новыми материальными затратами. Остановка таких вложений одномоментно меняет общественное сознание на противоположное.

Общая невысокая эффективность деятельности политических партий заставляет их искать варианты развития. Начиная с декабря 1996 г., по инициативе ДВР ("Демократический выбор России" - Е. Гайдар) была предпринята попытка создания блока (союза) с другими партиями демократических ориентации. В январе-феврале 1997 г. аналогичные попытки блокирования начались в лагерях и других политических движениях всех ориентации.

В конце марта 1997г., опять же по инициативе ДВР (видимо, при поддержке западных грантов) началась разворачиваться новая для политических партий новой России деятельность - просветительская работа с населением. В обществе были отобраны интересные лекторы, ученые, которые стали выступать перед населением с интеллектуальными информационными сообщениями (политинформации). Инновационный для этого периода подход расширил арсенал средств работы современной политической партии. От лозунгов лидеров, демагогических программных заявлений и эксплуатации демократических (коммунистических) терминов стали осваиваться образовательные технологии. Партия и лидеры сделали попытку работать избирательно со своей целевой группой, стали пытаться формировать свою партийную социальную базу, основывающуюся на диалоге и сознательном восприятии социальных процессов населением.

Элементы "включения" в политическую деятельность административного ресурса стали проявляться в работе созданного движения "Наш дом - Россия". Это еще один технологический прием, который стал использоваться и развиваться в политическом пространстве России в это время и продолжается сегодня, оставаясь для многих партий и их лидеров заветной мечтой.

В это же время региональные офисы политических партий, движений стали нащупывать болевые точки и конструктивно вмешиваться в региональный социальный процесс. Новгородское отделение движения "Наш дом - Россия" развернуло поддержку жилищно-коммунальной реформы в регионе. За два года последовательно помогая жителям Великого Новгорода решать проблемы содержания жилого фонда, оказывая бесплатные юридические консультации населению, региональное движение приобрело устойчивую социальную базу (5-7% активных граждан Великого Новгорода), что обеспечило на длительное время явное политическое преимущество (до 26% голосующих) на территории региона. Эффект внимания к движению сохранялся даже после официального роспуска движения. Инициативу подхватили и продолжили некоторые другие политические группы. Уже в 1996 г. квалифицированно заявило о себе движение ветеранов войны в Афганистане и других локальных конфликтов, которое организовало изучение общественного мнения (проведение регионального социологического исследования), предприняло попытку создать паспорт своей социальной базы (это одно из немногих движений, которое может продемонстрировать свою социальную базу и активно занимается ее укреплением). Впоследствии движение в лице его лидеров на российском уровне захватило политическую инициативу и возглавило партию "Единство".

В Новгородской области с 1996 г. получила развитие технология применения общения с избирателями средствами эпистолярного жанра - активной переписки с жителями области по почте. Жанр использовался офисом бывшего депутата Государственной Думы Е.Зеленовым вплоть до начала 2004 г. Оборот переписки достиг примерно 500 писем в неделю и охватывал почти 30% всего населения области. Такая форма рекламной кампании внешне не проявляется, но имела устойчивую положительную динамику, которая позволяла депутату поддерживать свой статус длительное время и конкурировать с другими формами политической рекламы, в том числе административным ресурсом.

Возникшее под выборы в Государственную Думу 2000 г. и выборы Президента РФ 2000 г. "Отечество" сломало начавшийся конструктивный переход к более интеллектуальным политическим технологиям и всей мощью вновь обрушилось на эмоциональную сферу избирателей в гонке, увлекая за собой и другие движения. Еще не достаточно поднявшееся к тому времени "Единство" (Медведь) со временем (когда стали заканчиваться деньги у "Отечества") перехватило стратегическую инициативу, как потом оказалось, нечаянно, эксплуатируя более объективную тенденцию в политике - идею о наведении порядка, безопасности и административный ресурс. Околопогонное окружение движения "Единство" было гарантией такого доверия со стороны населения. Попытка использования символики животного мира в названии и интерпретации политического движения стала еще одной технологией (иррационального плана с новым воздействием на перегруженную эмоциональную сферу избирателя), которую использовала партия.

Начиная с 1999 г., конструктивное освоение интеллектуальных политических технологий также было опрокинуто усилившейся войной компроматов. Отсутствие в социальном процессе позитивного опыта (положительных примеров), конструктивных информационных поводов для диалога с населением стало объективной основой развития черного и серого "РR". Для большинства кандидатов на политические должности политических партий диссонанс (эмоциональный стресс) стал чуть ли не единственной возможностью привлечь к себе внимание.

В период до 2000 г. было заметно, что Москва поощряла и координировала работу политических партий и движений по "захвату" ими отдельных областей Российской федерации (действие административного ресурса). Так Псковская область была "передана" под политический контроль ЛДПР (В Жириновский), КРО (А. Лебедь) - Красноярский край. Предпринималась попытка политического "захвата" Московской области со стороны КПРФ. Идея такого наделения партий вотчинами, видимо, предоставляла возможность последним реализовать свои экономические, социальные идеи на конкретной территории. Возникшая конкуренция за территории могла отвлечь партии от амбиций и снизить фон политической конкуренции в Москве по захвату федеральной власти ("Разделяй и властвуй"). Опыт удался не совсем. Большинство лидеров партий, движений не спешили променять свои московские офисы, бизнес и квартиры на проблемы регионов и конкуренцию с региональными элитами. Однако богатый Красноярский край на некоторое время стал исключением из правила.

После 2000 г. конкретные территории стали "перезахватывать" уже олигархические группы (наиболее яркие примеры: Абрамович - Чукотка, Хлопонин - Красноярский край). Данный опыт политической активности еще не получил оценки, находится в исполнении.

Период с 2001 г. по 2003 г. характеризовался острой конкурентной борьбой политических партий за места в Государственной Думе. Партиями был представлен значительный спектр общественных интересов. Для многих был неожиданным определенный успех блока "Родина", ЛДПР, снижение внимания к СПС, "Яблоку". Однако успех движения "Родина" достаточно объективен. Они заняли нишу левого центра, которую никто в России квалифицированно не представляет. Попытка создать такое движение была предпринята в 2001г. М. Горбачевым, но она не была поддержана, более того, рассеяна определенной активностью в тот период Демократической партией, которую возглавил М.Прусак, и некоторыми другими участниками политического процесса. Почему-то лидеры партий и движений и их штабы не обратили внимания на фактор происхождения основного населения России. Все 100% голосующих граждан России имеют левое происхождение по факту рождения в СССР, и их симпатии прогнозируются без специальных исследований.

Без новизны в рамках традиционных представлений и в условиях постоянной критики со стороны других политических движений и Правительства функционировала Коммунистическая партия РФ.

Попытки некоторых партий ("Народная партия", "Партия жизни", "Партия пенсионеров" и "Партия социальной справедливости") были более похожи на примитивное отнимание голосов у КПРф, чем на разработку и развитие левой политической доктрины в России. Можно сказать о слишком формальной и обезличенной (не яркие, не харизматичные лидеры) деятельности центральных офисов указанных партий. Это не осталось незамеченным интуицией избирателей.

На протяжении всего времени существования партии "Яблоко" ее электорат традиционно проявлял уникальную способность красиво аргументировать и воспринимать критические и конструктивные размышления лидера и сторонников. При этом по репрезентативным выборкам фон внимания к партии всегда оставался достаточно высоким, а по факту конкретного голосования - всегда значительно ниже. Почему? Ответ прост: электорат "Яблока" не приходит на голосование.

На примерах феномена политического лидера можно прокомментировать неудачу "Союза Правых Сил", которая "не спрятала" в глубинах своей деятельности Чубайса, являющегося для большинства граждан России антигероем. Зная, что рейтинг партии складывается из рейтинга идеи и ее воплощения в деятельности партии плюс индивидуальный рейтинг лидера, отрицательный рейтинг Чубайса в данной кампании сыграл плохую службу движению.

Интересным и характерным для периода с 2001 г. было и то, что политические партии и движения на другом уровне вернулись к процедурам блокирования и союзов, получив опыт совершенствования известных приемов в данной области.

Основное преимущество в данный период демонстрировал организованный союз "Единства" и "Отечества", создавшие "Единую Россию" и эффективно реализовавшие элементы "административного ресурса". Кроме того, в партии организована деятельность по политическому (средствами образования) воспитанию сторонников партии. В ряды привлечены местные интересные ученые, практические руководители, которые проводят семинары, политинформации для сторонников движения. Это обстоятельство является важнейшей технологической особенностью, которая начинает формировать устойчивую социальную базу партии.

"Либерально-Демократическая Партия России" в лице В. Жириновского на финише избирательной кампании эффективно использовала также полученный еще в 1996г. опыт и технологию прорыва средствами индивидуальной активности и виртуозности лидера.

 

Тенденции

Снижение влияния людей на социальное развитие повышает рост внимания к авторитарным технологиям государственного управления. Вызывают симпатии авторитарные идеологические схемы, которые еще не успели забыться, проявляется ностальгия (историческое узнавание и аналогия), которые привлекают былой стабильностью, падает авторитет демократических форм управления.

В частности, исследованиями отмечается смещение политических симпатий населения от индивидуальных (демократических) и анархических способов выживания, вызванных к жизни событиями последних двух десятилетий, к неким корпоративным моделям административного характера. Это подтверждает ориентация основного населения на тип современного руководителя и стиль руководства. Люди симпатизируют авторитарному стилю руководства, одновременно отмечая необходимость интеллигентности у своего избранника. Современный социально-психологический профиль главного политического субъекта в стране очень напоминает портрет "просвещенного монарха".

За социальную базу жесткой власти выступают пожилые (67%) и достаточно молодые люди до 25 лет (52%) (люди, теряющие личностный потенциал, и люди, не успевшие его набрать). Первым - необходим уютный инкубатор, в котором они могут благополучно дожить и не быть обузой детям. Вторые - просто растерялись в возникшей информационной разноголосице, неопределенности, потенциально оставаясь благоприятной средой для формирования жестких схем социального протеста.

В то же время социологическими исследованиями установлено, как заметно меняются симпатии людей в периоды проведения выборов любого масштаба. Избирательные кампании в целом формируют тенденцию, которая решительно размывает выбор авторитарного руководителя дополнительными условиями явно демократического содержания. Таким образом, можно констатировать, что само состояние выбора для населения существенно демократизирует общественное сознание, и политический выбор является важной школой демократического развития.

 

Выводы

Таким образом, к 2004 г. можно сказать о некотором развитии технологического арсенала средств современного политического движения, но почти полном истощении идеологической базы. Это обстоятельство потребует от политических партий перехода к новым (старым), еще не скомпрометированным идеологическим ресурсам, скорее всего это будут патриотизм, национализм. Ниша, скорее всего, будет развиваться движением "Родина".

Получают развитие отдельные технологические приемы: виртуозность личности лидера, партийное блокирование и союзы, взаимодействие с журналистами и СМИ, применение серого, черного "РR", социологические исследования (изучение избирателя), полиграфические возможности, издательская деятельность, работа с законодательством, процедурные вопросы повышения эффективности деятельности штабов и команд.

Отходят на задний план в политических кампаниях: подготовка партийных программ, оппозиционность. Сохраняется тенденция "толкучки" около сеток вещания в средствах массовой информации.

Партиями осваиваются технологии работы с ресурсами олигархических групп, административным ресурсом.

Остаются без должного внимания: применение образовательных технологий, эпистолярный жанр, нейролингвистика, процедуры формирования, изучения, укрепления социальной базы партий.

В целом, из-за созданной в России финансовой диспропорции между центром и регионами региональные офисы центральных аппаратов политических партий продолжают быть финансовыми заложниками специфических интересов своих федеральных лидеров и спонсоров. Интересы граждан в российских регионах остаются без поддержки и развития средствами политических партий.

В 2003 г. отмечен рост внимания к социологическим исследованиям со стороны политических факторов. Это обстоятельство может говорить о том, что технологии ведения политической кампании все-таки имеют тенденцию ориентироваться на мнение избирателей в части более эффективного навязывания средствами партий взглядов и представлений федеральных лидеров.

Дальнейшее развитие интеллектуального укрепления деятельности партий создаст условия реализации конкретных проектов на территории, которые расширят и укрепят совместной деятельностью социальную базу партий. Полученные практические результаты станут хорошей информационной основой пропагандистской роботы (белый "РR"), которая вытеснит с рынка политической рекламы черный и серый "РR".

Одновременно с разворачиванием учебно-просветительской работы происходит концентрация интеллектуального потенциала территории под флаг более инициативного политического движения, что будет способствовать формированию более серьезного информационно-аналитического сопровождения политических кампаний со стороны партий и усилению их влияния на социальный процесс, ток как они более квалифицированно начинают выстраивать свою работу с населением. Логическим продолжением тенденций в просветительской деятельности станет появление в политических движениях информационно-аналитических служб, которые смогут обеспечить партиям переход к новым для них стратегиям и формам деятельности (от "борьбы за электорат", то есть агитации "за себя" социальных групп, к активному формированию партиями собственной жесткой, устойчивой социальной базы и политического интереса).

В виду объективной необходимости существенного изменения поведения политических движений необходимо обратить внимание на повышение в ближайшее время роли информационно-аналитических служб и специалистов, способных вести такую работу на территории. Политическое преимущество будут получать структуры, сосредоточившие в своих рядах наиболее эффективные в данной области знания специалистов и технологии.

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz