Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 2

Валентин СТРАХОВ

Устойчивое развитие лесного сектора Новгородской и Вологодской областей с точки зрения проекта Тасис

Идея устойчивого развития предполагает сбалансированное и одновременное наполнение реальными действиями трех составляющих жизни населения на конкретной территории: экономическое развитие, социальное благополучие и экологическую безопасность. Применительно к лесному сектору это означает:

а) ведение (там, где это возможно) интенсивного лесного хозяйства и лесопользования, не наносящих ущерба лесным экосистемам, и максимальное извлечение дохода из заготовленных лесных ресурсов путем их переработки в высоколиквидные лесоматериалы с максимально возможной добавленной стоимостью;

б) высокая занятость населения во всех подотраслях лесного сектора (лесное хозяйство, лесозаготовка, деревопереработка, услуги, включая транспортные и строительные), обеспеченная системой непрерывного лесного образования и полной социальной инфраструктурой;

в) сохранение лесных экосистем и улучшение показателей биологического разнообразия лесов путем организации ведения лесного хозяйства и лесопользования в рамках лесных экосистем, с учетом биологических особенностей лесов.

Претворение в жизнь идеи устойчивого развития лесного сектора той или иной территории во многом определяется географическими и хозяйственно-историческими условиями. В этом смысле пилотные регионы проекта Тасис (Новгородская и Вологодская области) являются репрезентативными для всего Северо-Запада Европейской части России, да и для всего ее Северо-Запада и Севера. Проект Тасис "Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии" (далее проект Тасис) включал в себя несколько подпроектов, два из них были полностью направлены на поиск новой модели лесного сектора:

bullet

в Новгородской области - "Разработка региональной модели устойчивого использования лесной и деревообрабатывающей промышленности в Новгородском регионе. Рассмотрение вопросов содействия экспорту и инвестициям (сертификации и использования непродуктивных земель для рекультивации леса)";

bullet

в Вологодской области - "Укрепление нормативной правовой базы концессий для хозяйственного использования лесных ресурсов в интересах регионального экономического развития".

Новгородская и Вологодская области, наряду с другими областями Северо-запада и Севера Европейской части России (Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Кировской, Пермской, Вологодской областей и республик Карелия и Коми), давно привлекают аналитиков разных стран. Основанием для этого служат впечатляющие размеры лесных ресурсов, исторически сложившийся мощный лесной сектор, в котором в достаточной степени развиты и лесозаготовительные, и деревопереработывающие предприятия, близость к внутреннему и внешнему (Европейскому) рынкам сбыто лесной продукции. Изменение политической конструкции государства и курс на рыночную экономику предъявили к лесному сектору требования, на которые он реагировал со значительными потерями и с большим опозданием.

В рамках подпроектов были выполнены аналитические разработки и подготовлен ряд рекомендаций по лесной политике пилотных регионов, которые вполне применимы для всего Северо-запада и Севера Европейской России. Благодаря природным и историческим условиям пилотных регионов они обладают значительными лесными ресурсами, часть которых не используется в силу самых различных причин. На территории пилотных регионов развита лесозаготовительная и деревоперерабатывающая промышленности, существуют трудовые ресурсы. Эти достоинства усилены близостью пилотных регионов к внешним рынкам сбыта лесоматериалов в странах Европы. Все вместе образует естественные условия роста внутреннего рынка потребления древесных ресурсов по трем направлениям:

а) строительство домов и развитие строительной индустрии на основе древесины;

б) реструктуризация энергетического сектора и развитие тепло-энергообеспечения регионов на основе биотоплива (древесные отходы и древесные гранулы);

в) развитие различных видов производств по переработке древесины в высоко конкурентные виды лесоматериалов.

В целом пилотные регионы могут стать образцом для выработки новой государственной лесной политики, охватывающей лесное хозяйство, лесопромышленный комплекс и природоохранную деятельность, с последующим распространением на другие регионы Севера и Северо-запада Европейской части России. Развитие лесного сектора Северо-запада и Севера Европейской части России может обеспечить полное использование древесных ресурсов, включая мягколиственную древесину, а также низкосортную древесину, порубочные остатки и древесные отходы. Анализ показал, что наибольшие возможности развития лесного сектора пилотных регионов связаны со следующими видами лесопромышленного производства:

bullet

строительных материалов нового поколения на основе древесины;

bullet

биотоплива на основе низкосортной и мелкотоварной древесины, вклю­чая древесные отходы и старую древесину (постройки), в виде древесных гранул;

bullet

высокосортных пиломатериалов по евростандарту (распиловка, сушка, торцовка, упаковка);

bullet

тарной дощечки;

bullet

целлюлозы и бумаги.

Проект Тасис выявил факторы, сдерживающие развитие лесного сектора пилотных регионов. Общими не только для них, но и для всего Северо-запада и Севера Европейской России определены следующие факторы:

bullet

неразвитость транспортной инфраструктуры, в первую очередь, отсутствие сети лесных дорог круглогодичного пользования;

bullet

устаревшие и изношенные средства производства;

bullet

практическое отсутствие развитой банковской и кредитно-финансовой системы вообще;

bullet

неразвитость торговой инфраструктуры, в первую очередь, слабость внутреннего рынка из-за практического полного отсутствия покупательной способности населения;

bullet

неразвитость маркетинга лесной продукции на ближних, дальних и зарубежных рынках;

bullet

слабая подготовленность управляющего персонала к работе в новых экономических условиях;

bullet

дефрагментация лесного фонда между многочисленными арендаторами, деятельность которых, в основном, направлена на экспорт круглых лесоматериалов, что, практически, ничего не дает экономическому развитию пилотных регионов, но препятствует приходу инвестиций в деревоперерабатывающие предприятия регионов.

Указанное сочетание факторов препятствует реализации традиционных рекомендаций западных экспертов увеличить объемы лесозаготовок. Их рекомендации, как правило, исходят из стремления максимально увеличить ресурсную базу на местах, то есть удельную плотность коммерческого ресурса древесины за счет следующих процедур:

bullet

отмены различных ограничений на рубки главного пользования;

bullet

резкого увеличения объемов промежуточного пользования лесом;

bullet

резкого увеличения размеров съема древесины с одного гектара, приведя его к экономически эффективному, с точки зрения европейского лесного сектора, размеру.

Проект Тасис показал, что подобные рекомендации не могут быть использованы напрямую в пилотных регионах. Причины тому - экологическая специфика лесов и лесного хозяйства Северо-Запада Европейской части России. Леса пилотных регионов произрастают в основном на влажных и переувлажненных мягких почвах, что практически нивелирует эффективность применения технологий многократных избирательных (селективных) рубок вместо традиционных российских рубок главного пользования, в силу необратимого снижения продуктивности лесных земель в результате увеличения плотности почв и гибели тонких корней лесообразующих древесных пород и их микоризы при частом вторжении колесной лесозаготовительной техники. Рекомендации западных экспертов по расширению площадей лесопользования за счет осушения болот и торфяников противоречат тенденции мирового сообщества переходить к экосистемному лесному хозяйству. Болото и торфяники - есть средоточие значительной части биологического разнообразия лесных экосистем пилотных регионов, не говоря уже о том, что болота регулируют водный режим регионов, а высушенные торфяники, если их не эксплуатировать, будут гореть десятилетиями и причинят значительный ущерб продуктивным лесам.

К числу потенциальных экономических и политических угроз устойчивого развития лесного сектора пилотных регионов отнесены:

bullet

ориентация на создание крупных и не подкрепленных маркетинговы­ми исследованиями, дорогостоящих предприятий (производство целлюлозы и бумаги, древесно-волокнистых плит средней плотности (МОР), мебельное производство);

bullet

процесс вхождения экономики сопредельных стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша) в состав Европейского Союза и создания на их территории крупных деревоперерабатывающих предприятий, ориентированных на Европейский рынок;

bullet

медлительность или неспособность Правительства Российской феде­рации (Министерства природных ресурсов) в реализации федерального законодательства, предписывающего создание системы обязательной лесной сертификации.

Проект Тасис показал, что перспективы устойчивого развития лесного сектора пилотных регионов связаны с наличием потенциала быстрого развития сравнительно недорогих видов производств высоколиквидной лесной продукции, ориентированной на внутреннее потребление и на экспорт (производство тарной дощечки (для облицовочной плитки и т.п.); производство сырной дощечки (для сыроварения); производство мебельных заготовок, фанеры, строительных материалов нового поколения на основе древесины (конструкции, платформы, щиты, утеплители и т.п.); производство биотоплива на основе древесины (древесные гранулы). Кроме того, проект Тасис показал, что существует возможность сформировать новые сегменты и ниши на рынке лесоматериалов и продуктов переработки древесины, в первую очередь мягколиственных пород, что приведет к стимуляции роста лесопользования в мягколиственных лесах, развитию транспортной инфраструктуры, особенно лесных и лесовозных дорог, расширению видов пользования лесным фондом, в том числе для создания "Лесов Киото", которые одновременно можно рассматривать в качестве альтернативных источников лесных ресурсов на территории региона при создании "Лесов Киото" на брошенных, пустующих и маргинальных землях, не входящих в лесной фонд.

Новгородский подпроект показал, что существует потребность создания в пилотных регионах (не только в Новгородской области) региональных систем регистрации лесопользования и клеймения (маркировки) древесины и пней для защиты интересов частного сектора в области лесозаготовок и государственного лесного хозяйства. Систему регистрации лесопользования и маркирования (клеймения) заготовленной древесины и пней в лесу предложено рассматривать в качестве дополнения к лесной сертификации, если таковая будет в скором времени создана в России, или же, в качестве ее альтернативы, если создание лесной сертификации в России, в соответствии с Лесным кодексом, затянется еще на несколько лет.

Анализ проблемы в рамках Новгородского подпроекта показал, что введение в Лесной кодекс России статьи об обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов представляет собой принципиально новую корректировку концепции ведения лесного хозяйства и лесопользования в соответствии с современными представлениями мирового сообщества об этом.

Цель лесной сертификации в международном понимании - оценить соответствие фактических лесозаготовок и ведения лесного хозяйства национальным стандартам на эти виды деятельности, если они есть, или определенному набору нормативных документов, которые в целом определяют критерии устойчивого лесопользования.

Фактически термин "лесная сертификация" применяется в мировой практике по отношению к лесозаготовкам и транспортировке заготовленных лесных ресурсов до момента их продажи в качестве сырья. Таким образом, лесная сертификация предполагает создание нового информационного поля, ранее отсутствовавшего в лесном хозяйстве России, - систему учета лесопользования, лесопользователей и всей отпускаемой древесины путем ее маркирования (клеймения) и выдачи соответствующих сопроводительных документов на заготовленную древесину.

Маркирование (клеймение) заготовленной древесины, вывозимой с участков лесного фонда, и остающихся на участках лесного фонда пней может стать серьезным развитием системы контроля над лесопользованием в направлении реализации инспекционных функций государственного и ведомственного контроля над лесопользованием.

По маркерам на вывезенной древесине всегда можно установить, с каких участков лесного фонда она вывезена, а по маркерам на остающихся в лесу пнях всегда возможно оценить объем вывезенной древесины. Существуют технические проблемы маркирования, связанные со способом заготовки и вывозки (хлыстами или сортиментами).

Дифференцированное маркирование (клеймение) стволов отпускаемой на корню древесины следует развивать совместно с системой обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, а также любых схем добровольной лесной сертификации, рассматривая маркеры (клейма) как дополнение к сертификатам (документам), выдаваемым на партию заготовленной (купленной) древесины.

Поскольку выход деловой древесины при рубках ухода, санитарных рубках и прочих видах рубок не главного пользования возможен в коммерческих размерах только в случае отвода в рубку приспевающих, спелых и перестойных насаждений, то решение проблемы маркирования (клеймения) срубленной древесины и маркирования (клеймения) пней, остающихся на участках лесного фонда (вырубки, лесосеки и др.), распадается на три блока:

1. Маркирование древесины и пней в ходе рубок главного пользования.

2. Маркирование древесины и пней в ходе рубок ухода (проходных рубок) и санитарных рубок в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, осуществляемых подрядным способом лесозаготовительной компанией.

3. Маркирование древесины и пней в ходе рубок ухода (проходных рубок) и санитарных рубок в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, осуществляемых силами лесхоза.

Маркирование (клеймение) древесины и пней в ходе рубок главного пользования, а также в ходе проходных рубок и санитарных рубок в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях, осуществляемых лесозаготовительными компаниями по договору с лесхозами, должно осуществляться самими лесозаготовителями. В этом случае лесозаготовитель несет полную ответственность за выставленные клейма (маркировку). Маркеры (клейма) должны быть дифференцированы по видам рубок, по срокам проведения, по объемам рубок, по породам, по фирмам - лесозаготовителям, по лесхозам, по лесничествам, по кварталам, по регионам и т.д.

Региональная система маркирования древесины должна обеспечить контроль над соответствием объема и вида заготовленной древесины разрешающим документом на пользование лесными древесными ресурсами. Она должна создать техническую основу обеспечения системы лесной сертификации соответствующими физическими метками древесины и создать основу технического обеспечения системы мониторинга за движением заготовленной древесины от участков лесного фонда к конечному потребителю. Для ее внедрения потребуется разработать необходимые дополнения к региональной нормативной базе по лесопользованию в части применения дифференцированного маркирования (клеймения) древесины и пней при рубках главного пользования, рубках ухода, санитарных рубках и прочих видах рубок не главного пользования. Кроме того, потребуется разработать необходимые дополнения к федеральной нормативной базе по экспорту древесины и торговле круглыми лесоматериалами в целом, в части применения дифференцированного маркирования (клеймения) древесины и пней при рубках главного пользования, рубках ухода, санитарных рубках и прочих видах рубок не главного пользования.

Технические вопросы внедрения этой системы включают формирование целевого регионального заказа на изготовление маркеров древесины и пней, организацию производства (закупку) дифференцированных маркеров древесины и пней и организацию системы регистрации выдачи, применения и уничтожения маркеров по истечении срока их применения.

Проект Тасис показал, что с недавнего времени стало приобретать все большее значение включение в сертификационные схемы вопросов охраны труда и безопасности для жизни и здоровья работников лесных отраслей всего процесса производства древесины (лесохозяйственных и лесозаготовительных работ) и лесоматериалов (весь цикл деревопереработки).

Многолетняя и, возможно, преднамеренная задержка введения системы лесной сертификации в действие Министерством природных ресурсов Российской Федерации привела фактически к ее дискредитации в глазах покупателей отечественных лесоматериалов на рынках европейских стран.

Создание системы учета лесопользования, лесопользователей и отпускаемой древесины столь жизненно важно, необходимо и полезно для России, что не имеет принципиального значения, в рамках какой сертификации она будет создана: обязательной или добровольной, даже если она будет создана в отдельных субъектах Российской федерации просто как система экологического контроля за ведением лесного хозяйства и лесопользованием. Эта система должна включать в себя мониторинг за движением заготовленной древесины с участков лесного фонда, где ее заготовили в виде хлыстов или сортиментов. Мониторинг за движением заготовленной древесины должен развиваться с учетом региональной специфики в качестве составной части региональной системы контроля над лесопользованием по следующим вариантам:

а) система контроля вывозки и потребления от лесозаготовителя до переработки (на целлюлозу, на распиловку, на щепу);

б) система отслеживания движения лесоматериалов от лесозаготовителя, через стадию переработки до оптовых торговцев;

в) система отслеживания движения лесоматериалов от лесозаготовителя, через стадию переработки до места сбыта.

Для развития системы мониторинга лесоматериалов требуется ясность и прозрачность (открытость) всей системы торговых отношений и предложения лесоматериалов. В случае реализации этой системы по любому из вариантов будет существенно облегчено развитие системы маркетинга и долгосрочных прогнозов лесопотребления и сбыта лесоматериалов. Создание системы мониторинга движения лесоматериалов поможет проанализировать и оптимизировать систему посреднической торговли лесоматериалами. Мониторинг за движением лесоматериалов предполагает наличие следующих условий:

bullet

маркировку лесоматериалов;

bullet

обязательную сопроводительную документацию;

bullet

обязательный учет и отчетность во всех звеньях торговли лесомате­риалами в части маркировки и регистрации;

bullet

открытость и прозрачность системы мониторинга движения лесомате­риалов;

bullet

наличие соответствующих нормативных, правовых и законодательных актов, способствующих вычленению из торгового оборота и признанию незаконными лесоматериалов, не маркированных и не обеспеченных требуемой сопроводительной документацией, с соответствующими административными и штрафными санкциями в отношении нарушителей торговли.

Региональная система мониторинга движения лесоматериалов направлена на достижение следующих целевых задач:

bullet

обеспечить контроль за соответствием объемов вывозки заготовленной древесины объемам торговли лесоматериалами;

bullet

создать обратную связь между рынками лесоматериалов и системами лесной сертификации и маркирования заготовленной древесины;

bullet

создать основу маркетинга и долгосрочного прогноза лесопотребления и рынков сбыта лесоматериалов.

Проект Тасис предложил рассматривать мониторинг за движением лесоматериалов в качестве составной части триады: лесная сертификация -маркирование древесины - мониторинг движения лесоматериалов. Важнейшим организационным условием реализации этого подхода является создание "Региональных советов контроля над лесопользованием при Администрации субъектов Российской федерации" пилотных регионов, что полностью соответствует главной компоненте устойчивого развития - расширению круга участников принятия решений по воздействию на окружающую природную среду.

На "Региональный совет контроля над лесопользованием при Администрации региона" можно возложить множество весьма важных задач, которые выходят за рамки ведомственной бюрократии. Кроме главной задачи - обеспечить представительство всех главных групп населения (женщины, коренные народы, сельское население, неправительственные организации, деловые круги и промышленники, местные власти, научные и инженерно-технические кадры) в лесоуправлении, в лесной сертификации, в маркировании и мониторинге движения маркированных лесоматериалов, отметим следующие задачи:

bullet

вырабатывать механизмы консультаций и участия совета в процессе лесоуправления с учетом местных обычаев по использованию лесных ресурсов;

bullet

устанавливать процедуры вовлечения населения в планирование лесоуправления;

bullet

управлять мотивациями разных групп населения в процессе лесоуправления;

bullet

содействовать использованию традиционных экологически безопасных методов пользования лесом, основанных на культуре и правах коренных народов;

bullet

содействовать поддержанию уровня занятости населения и усилению мотиваций увеличения уровня занятости за счет экологически безопасных приемов лесопользования там, где актуально увеличился на определенный демографический интервал уровень занятости населения;

bullet

содействовать трансформации уровня занятости населения с течением времени в соответствии с изменяющейся демографической характеристикой, развитием внутреннего рынка потребления, ростом строительства жилых домов и вспомогательных сооружений;

bullet

содействовать установлению участков леса, требующих изменения режима лесопользования с точки зрения сохранения и поддержания биологического разнообразия, стаций обитания животных и растений, рекреации населения и экотуризма, а также глобальных и других ценностей лесов, пока еще не имеющих денежного выражения, включая все виды общественных полезностей эксплуатируемых лесов;

bullet

определять реестр выявленных полезностей и потенциальных ценностей окружающей природной среды, связанных с пользованием лесом.

Необходимость обеспечения энергетической безопасности пилотных регионов является объективным и актуальным фактом: теплоэнергетика Северо-Запада России зависит на 65% и более от привозного ископаемого топлива (уголь, мазут и т.п.). В условиях рыночной экономики руководство регионов должно весьма быстро принимать стратегические решения по переходу на альтернативные виды источников энергии, предусмотренные Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата (РКИК) и Протоколами конференций сторон этой Конвенции, в первую очередь, Киотским протоколом 1997 года. В пилотных регионах и на всем Северо-Западе Европейской России альтернативным ископаемому топливу является древесина (от порубочных остатков и древесных гранул до жидких форм), или, в терминах РКИК-биотопливо.

Ориентация на использование порубочных остатков и отходов переработки древесины для получения тепла и электрической энергии способствует развитию малой энергетики и децентрализации тепло- и энергоснабжения на их основе. Это - магистральное направление устойчивого развития теплоэнергетики во всем мире. Следствием этого ожидается развитие рынка мелкотоварной древесины лиственных пород (березы и осины), ориентированного на биотопливо и кустарные промыслы, что обеспечит решение проблемы неравномерности пользования лесом.

Согласно РКИК обязательством Российской федерации являются: проведение национальной политики и принятие соответствующих мер по смягчению антропогенных климатических изменений путем ограничения антропогенных выбросов и усиления стоков парниковых газов. Национальные мероприятия должны осуществляться с учетом того, чтобы антропогенные выбросы С02 и других парниковых газов не превысили уровень базового 1990 года. Общая антропогенная эмиссия всех парниковых газов в России в среднем за бюджетный период 2008 - 2012 годов, несмотря на ожидающийся рост экономики, не должна превысить уровень 1990 года. Таково требование Киотского протокола.

Протокол Киото открыл перспективу использования углерода в качестве главного критерия, оценивающего экономическую эффективность и экологическую допустимость результатов экономической деятельности, поскольку практически более половины в составе парниковых газов приходится на долю двуокиси углерода. В мире возник спрос на принципиально новый товар - специально поглощенный атмосферный углерод и его эквивалент - квоту на эмиссию в атмосферу парниковых газов, равную массе чистого поглощенного углерода.

Проект Тасис показал, что использование резервов земельного фонда для создания целевых углеродопоглощающих лесов ("Лесов Киото") будет способствовать увеличению занятости населения пилотных регионов во всех сферах экономики (транспортная, производственная и социальная инфраструктуры, лесовыращивание, лесопользование, деревопереработка). Посадка "Лесов Киото" и осуществление лесоводственных мероприятий по улучшению качества лесов и увеличению их способности поглощения атмосферного углерода, с переводом в статус "Лесов Киото", обеспечит лесной сектор дополнительными источниками доходов от продажи углеродных квот. Целевые углеродопоглащающие леса, так называемые "Леса Киото", предназначены для увеличения поглощения углерода из атмосферы. Оцененный международным аудитом углерод, поглощаемый этими лесами, становится высоколиквидным товаром в современной мировой экономике, под выработку которого возможно получение инвестиций.

Рекомендованный к созданию финансовый механизм будет работать по схеме: маргинальные земли - инвестиции - углерод - продажа разрешений на эмиссию углерода (парниковых газов) - рекультивированные земли - экологически чистые источники древесных ресурсов.

Ожидаемая выгода для пилотных регионов заключается в привлечении инвестиций под создание нового экологически чистого и высоколиквидного товара специально запасенного "Лесами Киото" атмосферного углерода, покупка которого дает право на дополнительные выбросы (эмиссию) парниковых газов. Этот процесс создания "Лесов Киото" будет сопровождаться увеличением занятости населения в сельской местности, включая увеличение доходной части лесхозов за счет их привлечения по договорам к работам по созданию "Лесов Киото". В результате будет не только проведена рекультивация деградированных земель, но и будут получены новые источники древесных ресурсов, улучшены водосборные характеристики земель, улучшены показатели питьевой воды и состояние малых рек, водоемов и водотоков.

В рамках проекта Тасис были разработаны рекомендации по созданию "Лесов Киото" на территории пилотных регионов. Мероприятия по их созданию включают в себя целый комплекс организационных, экологических и экономических разработок, основу которых составляют:

bullet

новая схема районирования территории регионов для целей создания углеродопоглощающих лесов;

bullet

перечень пустующих земель на территории регионов, пригодных для целей лесовыращивания;

bullet

реестр земельных ресурсов и их резервов на территории регионов;

bullet

программа инвентаризации и сохранения увлажненных лесных земель, болот и водных источников с целью уточнения их вклада в углеродный бюджет регионов;

bullet

финансовый механизм привлечения иностранных инвестиций в экономи­ку регионов в обмен на углеродный сертификат;

bullet

финансовый механизм взаимозачетов по выбросам парниковых газов в атмосферу и по их поглощению созданными лесами;

bullet

документирование созданных лесных культур после 1990 года для их включения в перечень углеродопоглощающих лесов ("Лесов Киото");

bullet

дифференцированное увеличение налоговых платежей за землепользова­ние и лесопользование и его широкое обсуждение в средствах массовой информации;

bullet

недостающие правовые нормы государственного регулирования землепользования, лесного хозяйства и охраны природы на территории регионов;

bullet

новая информационная политика регионов для объективного освещения в средствах массовой информации всех аспектов деятельности по созданию углеродопоглощающих лесов;

bullet

создание новых рабочих мест в области развития инфраструктуры, лесовыращивания, лесопользования, деревопереработки и других видов предпринимательской деятельности с целью создания и сохранения углеродопоглощающих лесов;

bullet

осуществление лесоводственных мероприятий по улучшению качества лесов и увеличению их способности поглощения атмосферного углерода на землях лесного фонда;

bullet

расширение работ по строительству лесных дорог и расчистке лесных просек для улучшения параметров транспортной инфраструктуры и рекреации населения.

Вологодский подпроект проекта Тасис имел направленность на укрепление нормативной правовой базы концессий для хозяйственного использования лесных ресурсов в интересах регионального экономического развития. Задача была непрос­та, потому что институт лесных концессий, в соответствии с лесным законодательством, до сих пор не создан. К тому же Лесной кодекс трактует лесную концессию в духе колониального освоения лесов Африки или Южной Америки, когда под лесной концессией понимается только механизм возмездного пользования участками лесов,

в отношении которых ни государство, ни национальный бизнес не могут организовать коммерческие лесозаготовки. Поэтому данная проблема была всесторонне изучена. В рамках проекта Тасис были идентифицированы основные проблемы установления института лесных концессий с точки зрения устойчивого развития региона (лесная концессия нового типа).

Показано, что простое увеличение лесозаготовок на территории региона на землях лесного фонда, переданных в концессию, не отвечает идее устойчивого развития. Заинтересованность региона в передаче федеральной собственности (участков лесного фонда) по договору концессии во временное возмездное пользование весьма условна из-за однонаправленности финансовых потоков: от концессионера в федеральный бюджет. Даже отсутствующее федеральное концессионное законодательство малопривлекательно и для собственника, и для концессионера с точки зрения реинвестиций концессионного дохода в инновационные проекты лесного сектора. Поэтому заинтересованность концессионера вкладывать средства в глубокую переработку древесины - вопрос веры, за исключением случаев, когда концессионер реинвестирует офшорный капитал. Следовательно, на первом этапе развитие концессионного аппарата более важно, чем принятие федерального закона о лесных концессиях.

Проблемы законодательства и нормативной базы лесных концессий обсуждались на нескольких семинарах проекта Тасис. Они позволили оценить возможности использования лесных концессий в интересах регионального экономического развития.

Проект Тасис обосновал на примере Вологодского пилотного региона целесообразность развития лесной концессии нового типа как источника инвестиций и проводника новой модели лесопользования, ведущей к устойчивому развитию территорий концессии.

В рамках подпроекта по Вологде были обоснованы пути решения проблемных областей установления института лесных концессий нового типа. К числу основных препятствий за пределами законодательства были отмечены следующие:

1. Наличие свободных от аренды лесных ресурсов и способы взаимодействия собственника (государства) и концессионера с существующими арендаторами.

По мнению представителей частного бизнеса, имеющих арендные договоры на территории области, установление института лесной концессии может породить конфликтную ситуацию, выход из которой возможен только в случае, если существующие арендаторы будут вовлечены с самого начала в процесс отвода органами государственного управления лесным хозяйством участков лесного фонда для заключения концессионного соглашения.

2. Отсутствие заинтересованности у органов государственного управления лесным хозяйством в развитии концессионных отношений в регионе, что связано с узкой трактовкой понятия лесной концессии в Лесном кодексе только как института лесопользования.

Таким образом. Вологодский подпроект проекта Тасис показал, что принятая в Лесном кодексе трактовка концессии лесов не подходит для современной России. Эта трактовка направлена только на увеличение производства круглого леса, что не отражает ни потребностей частного бизнеса лесного сектора, ни долговременных интересов государства (собственника) лесов. Это делает лесные концессии инструментом увеличения лесозаготовок, ориентированных на экспорт круглого необработанного или вчерне обработанного леса. Кроме того, такая трактовка практически лишает регион заинтересованности в развитии лесных концессий из-за однонаправленности финансовых потоков (от концессионера в федеральный бюджет) при передаче федеральной собственности (участков лесного фонда) по договору концессии во временное возмездное пользование концессионеру. Поэтому целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения в Лесной кодекс РФ, в том числе о реинвестиции части концессионного дохода государства в развитие лесных дорог с твердым покрытием круглогодичного пользования в регионы, на территории которых выделены леса под концессию.

Низкая привлекательность лесной концессии для пилотных регионов в настоящее время связана также с тем, что предполагаемое в соответствии с Лесным кодексом концессионное законодательство никак не заинтересовывает собственника и концессионера вкладывать концессионный доход в развитие лесного сектора, в частности, в глубокую переработку древесины на месте, в регионе. Целесообразно расширение понятия лесной концессии и включения в него вопросов глубокой переработки древесины, заготовленной по концессии на территории региона, где выделены участки лесного фонда для лесной концессии.

Изученный в рамках проекта Тасис международный опыт по лесным концессиям показал, что лесные концессии распространены в тех странах, где государственная власть недостаточно сильна и общая направленность природо­пользования - сырьевая. Поэтому в таких странах, как правило, и стоимость лесных ресурсов невысока. С другой стороны, принятая в Канаде система выдачи лицензий на длительную эксплуатацию лесных ресурсов, по своей сути близка к лесной концессии, но таковой не является. Общий вывод из анализа международного опыта заключается в отсутствии привлекательных примеров удачных концессий. Большинство из реализованных лесных концессий были неэффективными, ожидаемых доходов не дали, их быстрая реализация привела к утрате ценных лесных массивов.

Анализ международного опыта по лесным концессиям показал также, что подготовка к передаче лесов в концессию требует достаточно длительного времени, в течение которого должны быть определены экономические, социальные и другие стимулы, а также все процедурные моменты, включая контроль над реализацией концессионного соглашения. Лучшим способом выбора концессионера является конкурс с открытыми и понятными процедурами выбора и принятия решений.

Проект Тасис показал, что многие причины малой успешности лесных концессий в России в 1923 - 1929 годах имеют место и в настоящее время. К их числу относятся:

bullet

боязнь, что концессионные предприятия могут представлять опасную конкуренцию существующим предприятиям;

bullet

включение государством в концессионный договор требований, несоразмерных с возможностями концессионных предприятий;

bullet

недоверчивое, придирчивое, предвзятое отношение местных органов к концессионным предприятиям;

bullet

отсутствие механизмов быстрых и эффективных концессионных переговоров и т.п.

В отношении сроков лесной концессии проект Тасис показал, что долгосрочная лесная концессия при всей ее предпочтительности не является достаточным условием обеспечения устойчивого управления лесами в современном мире. Для медленно растущих северных лесов России желательны краткосрочные концессии, так как увеличение сроков лесной концессии таких лесов скорее приведет к их ликвидации, чем к улучшению управления ими. Поэтому очень важно правильно решать вопрос о размере участков леса, передаваемых в концессию.

Проект Тасис показал, что успешное решение многих проблем, связанных с установлением института лесных концессий в России, возможно, будет связано с созданием независимых агентств по лесным концессиям. Нормативно-правовая база установления института лесных концессий должна включать широкий набор документов, начиная от необходимых изменений Лесного кодекса и кончая образцами типовых документов на все процедуры лесной концессии. В результате были сформулированы требования к законодательству о лесных концессиях нового типа. Показано, что основные проблемные области установления института лесных концессий могут быть урегулированы путем принятия дополнений к действующему законодательству в смежных сферах:

  1. Разграничение прав и полномочий Российской федерации и субъектов Российской федерации в отношении лесов, расположенных на территории субъекта федерации, в том числе в отношении заключения договоров о лесной концессии.

  2. Создание механизма учета мнения населения и правительства субъекта Федерации о передаче лесов в лесную концессию, с точки зрения оценки выгод для территории, если ее леса будут переданы в лесную концессию на срок до 49 лет.

  3. Создание механизма открытой состязательности претендентов на получение права заключения договора лесной концессии с точки зрения выяснения баланса получения прибыли концессионером и выгод территории от передачи лесов в концессию.

  4. Создание механизма выделения и концентрации участков лесного фонда для концессионного договора (концессионный резерв лесов), учитывающего мнение и интересы действующих арендаторов лесов, с целью повышения экономической привлекательности лесов для концессионеров в результате концентрации лесосечного фонда.

  5. Создание привлекательных условий для инвестиций концессионеров в развитие транспортной и производственной инфраструктуры, включая инвестиции и в строительство заводов по высокотехнологичной переработке древесины в строительные и мебельные лесоматериалы, а также других производств, путем внесения дополнений в налоговое законодательство Российской федерации.

  6. Создание гарантий сохранения собственности концессионеров на всех этапах концессии вплоть до времени после окончания действия концессионного договора.

  7. Создание механизмов окупаемости инвестиций концессионеров в случаях, если они будут осуществлены в непроизводственную (социальную) сферу развития территорий концессий.

Среди первоочередных задач продвижения института лесных концессий нового типа в России проект Тасис особо отметил следующие:

  1. Необходимо сформулировать очевидные и понятные преимущества лесной концессии над арендой лесов с точки зрения лесозаготовки, если экономические механизмы таковых преимуществ можно создать.

  2. В современных условиях должны быть выработаны, прежде всего, привлекательные и убедительные экономические механизмы для развития института лесных концессий, а затем уже законодательные условия, их закрепляющие, поскольку еще длительное время сохранится недоверие бизнеса к органам власти всех уровней.

  3. Необходимо распространять в кругах бизнеса и власти новое понимание лесной концессии, расширяющее ее от простого возмездного пользования лесом с целью заготовки древесины до механизма долговременных инвестиций в устойчивое развитие лесного сектора и лесных территорий вообще, включая и такие новые формы извлечения лесного дохода, как создание на основе концессий углеродопоглощающих лесов ("Лесов Киото") с целью продажи прав на эмиссию парниковых газов в количестве, эквивалентном поглощенному этими лесами атмосферного углерода.

  4. Реализация новой региональной лесной политики, ориентированной на развитие лесных концессий в качестве механизма привлечения инвестиций для устойчивого развития лесного сектора и лесных территорий в целом, зависит от урегулирования взаимоотношений субъекта федерации с Российской Федерацией в области лесного и налогового законодательств.

Проектом Тасис определены цели лесной концессии нового типа:

  1. Получение стабильного высокого лесного дохода за счет глубокой переработки древесины.

  2. Развитие для этого новых видов производства по высокотехнологичной переработке древесины и выпуску новых видов древесной продукции для строительства и мебельного производства.

  3. Развитие биотоплива на основе низкосортной и мелкотоварной древесины, поскольку теплоэнергетика Вологодской области зависит от закупок внешней электроэнергии примерно на 70%.

  4. Создание "Лесов Киото" с целью продажи углеродных квот.

Кроме того, проектом Тасис выявлены наиболее очевидные препятствия развитию лесной концессии нового типа:

  1. Отсутствие официальной лесной политики Министерства природных ресурсов Российской федерации, в том числе в отношении лесных концессий и вообще роста доходности использования лесных ресурсов России.

  2. Отсутствие концессионного законодательства.

  3. Противоречивость существующих российских законов.

  4. Непривлекательная трактовка лесной концессии в Лесном кодексе России.

  5. Отсутствие на данный момент свободных от лесопользователей лесных ресурсов в Вологодской области.

  6. Фрагментарность теоретически доступных для концессии лесных ресурсов, что делает их не привлекательными для концессионеров.

  7. Крайне низкая официальная стоимость лесных ресурсов (попенная плата), которую устанавливает собственник - правительство Российской федерации, является одной из главных причин, препятствующих привлечению долговременных инвесторов (концессионеров).

Работы по Вологодскому подпроекту проекта Тасис "Региональное Экономическое развитие и Антикризисные Стратегии" выявили также возможность использования лесных концессий для развития источников лесного дохода, не связанного с лесозаготовками, и прямой эксплуатации лесных ресурсов региона. Институт лесных концессий в широком толковании включает не только лесозаготовки и является принципиально новым подходом к использованию лесов. Одним из возможных путей такого использования является передача в долговременное управление участков леса для создания углеродопоглощающих лесов ("Лесов Киото"). Целью лесной концессии может быть также и создание нового источника доходов от продажи углеродного эквивалента эмиссии парниковых газов. Основанием для такого направления развития лесных концессий является Киотский протокол (1997г.) Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК).

Проект Тасис показал, что основными ориентирами устойчивого развития лесного сектора пилотных регионов должны стать:

bullet

оптимизация инфраструктуры лесного сектора (транспортной, перерабатывающей, природоохранной и т.д.);

bullet

экономический механизм финансирования работ по расширению строительства лесных дорог и расчистке лесных просек для улучшения параметров транспортной инфраструктуры, а также для повышения противопожарной устойчивости лесов и энергетической безопасности области (касается просек под ЛЭП);

bullet

энергетическая безопасность регионов. Проект Тасис выявил основные возможности устойчивого развития лесного сектора пилотных регионов при выполнении следующих рамочных условий:

bullet

создание условий формирования рынка второстепенных лесных ресурсов, побочных лесных пользовании, охоты и спортивного рыболовства;

bullet

создание экономического механизма содействию развития межрегио­нального рынка лесоматериалов Северо-Запада России;

bullet

создание условий общего экономического роста и увеличения денеж­ных доходов населения, что, в частности, будет способствовать росту использования новых строительных материалов и технологий, использующих древесину, в домостроении, включая строительство высококомфортных жилых, школьных, офисных, спортивных сооружений;

bullet

совершенствование развития лесозаготовок, вывозки, лесопиления, деревообработки и утилизации древесных отходов путем поэтапной оптимизации технологий лесозаготовки и вывозки: от хлыстовой заготовки к сортиментной, от нижних складов к продаже древесины по прейскуранту.

Существенным моментом реализации идеи устойчивого развития, на примере пилотных регионов проекта Тасис, является усиление ответственности за землепользование и лесопользование, независимо от форм собственности. С этой целью в пилотных регионах предложены к разработке и внедрению:

bullet

система обязательной сертификации лесных ресурсов и система регистрации лесопользования и мониторинга движения заготовленной древесины;

bullet

среднесрочная и долгосрочная программы аренды лесов и лесных концессий;

bullet

механизмы укрепления государственного регулирования в области землепользования и лесного хозяйства;

bullet

создание объединений производителей лесной и сельскохозяйственной продукции;

bullet

разработка необходимых подзаконных актов и уточнение действующего законодательство для осуществления государственной политики в землепользовании, лесном хозяйстве и смежных отраслях (антимонопольное, налоговое, природоохранное,  лесное законодательство).

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz