Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2003, № 1

Юрий МИХЕЕВ, Андрей ЛОЩИНИН, Александр ВОРОТНИКОВ

Размышления об электронных муниципалитетах

Написать данную статью авторов побудило желание обсудить с читателями вопрос о роли и месте информатизации в сфере управления административно-территориальными образованиями, сельскими административными округами и муниципальными образованиями.

Этот вопрос возникает потому, что "местное самоуправление" как политэкономическая категория еще не полностью сформировалась в условиях экономических и других реформ, проходящих в нашей стране.

Это тем более актуально, что степень ротации управленческих структур и кадров довольна высока.

В самом деле, что может успеть сделать любая "команда", пришедшая к власти на четыре года и желающая выполнить свои предвыборные обязательства? Изменить законодательную базу? Нет - это скорее зависит от федерального центра. "Пересмотреть" организационную структуру? Можно, но известно, что это не привнесет ничего нового в качество и эффективность управления столь сложным комплексом, каким является практически любое муниципальное образование. Существует так называемый "второй информационный барьер", при котором возможности традиционных (бумажных) приемов управления в социально-экономических системах оказываются исчерпанными. Пропускная способность человеческого мозга как преобразователя информации хотя и велика, но все-таки ограничена. Мощь и совокупный интеллект управленческого аппарата в настоящий момент обеспечиваются только на основе комплексной информатизации управленческого труда, при которой значительная часть информационных потоков замыкается вне человека - через ЭВМ.

Возможен еще один путь проявления управленческой деятельности -широкомасштабное проведение различных реформ (например, ЖКХ), развитие малого бизнеса, изменение собственности и т.д. Но и этот путь безнадежен, поскольку "неуправляемая" перестройка себя уже показала. Стихийно не должен развиваться даже рынок.

ВНИИПВТИ уже более 30 лет работает над решением проблем так называемой "региональной" информатизации. За этот период творческому коллективу пришлось пережить и "взлеты", и "падения" в поисках путей повышения эффективности деятельности местных администраций на основе применения ими средств и систем информатизации и/или, в современной терминологии, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Сразу скажем, что по нашему опыту и наблюдениям именно сейчас, на современном этапе исторического развития российского общества, использование средств и систем информатизации в управлении муниципальными образованиями является хотя и не единственным, но главным рычагом достижения целей, которые стоят перед органами местного самоуправления. Дело в том, что современные методы и средства информатизации вполне доступны практически любому уровню структур местного самоуправления и имеются все возможности для эффективного использования этого инструментария для решения сложных управленческих задач и глубокого совершенствования управления.

Более того, какой бы комплекс мер по совершенствованию местного самоуправления не использовался - законодательных, организационных, политических, экономических, социальных - сами по себе эти меры не "заработают". Так или иначе процесс реализации нововведений в управление всегда будет связан с использованием компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий. В этом проявляется одно из важнейших свойств информатизации - ее универсализм и всепроникающая способность как инструментария, обеспечивающего процессы в деле совершенствования управления и поддержки систем управления на высоком уровне эффективности.

Несмотря на то, что "перестройка" в экономике и обществе далеко не закончена, социально-экономические реформы идут полным ходом, законодательная база совершенствуется по многим направлениям деятельности муниципальных образований, пересматривается роль и место муниципальных образований в системе общественно-политической структуры Российской федерации, жизнь муниципальных образований ни на миг не останавливается. Действуют органы местного самоуправления, осуществляется текущее руководство территориями со всеми их особенностями и потребностями. И никто, и ничто не мешает органам местного самоуправления повышать и дальше эффективность своей деятельности, добиваться решения поставленных задач социально-экономического развития, выполнения взятых перед населением обязательств. Однако сделать все это без активного применения ИКТ вряд ли возможно.

Рассмотрим следующие практические вопросы.

bullet

Какие принципы должны соблюдаться и какие особенности информатизации должны учитываться, чтобы добиться главной цели - эффективного управления территорией на основе методов и средств информатизации?

bullet

Располагает ли современная наука и практика территориальной информатизации достаточными арсеналами методов и средств для достижения поставленных целей?

bullet

Что практически необходимо знать и делать руководству муниципальных образований, чтобы цели управления вверенной территории были достигнуты?

Руководящие правила (принципы) информатизации

Доступность средств и систем информатизации для эффективного управления муниципальными образованиями не должна ассоциироваться с упрощенным пониманием сути проблемы. ВНИИПВТИ как головной институт в области региональной информатизации и его специалисты сталкиваются с такой ситуацией, когда компьютер имеется практически у каждого работника аппарата местного самоуправления, а документооборот как внутри организаций, так и при межведомственном взаимодействии был и остается полностью бумажным. При этом, как правило, уровень информированности руководства и аналитической деятельности администрации территории не претерпевает заметных изменений.

Такое состояние информатизации является прямым следствием нарушения известных принципов информатизации, сформулированных основоположником информатизации управления академиком В.М.Глушковым, и недостаточным вниманием к учету некоторых особенностей региональной информатизации теми, кто борется за информатизацию органа местного самоуправления.

Первая особенность состоит в том, что муниципальное образование как социально-экономическая категория - это обобщенная динамическая система. Будущее состояние такой системы изменчиво (законодательство, новые цели развития и т.д.), и это состояние можно определить только с определенной долей вероятности. Для нас (информатизаторов) это означает, что компьютерные информационные системы должны создаваться с учетом расширяемости их функций (состава задач, информационной базы, прикладных программ и т.д.) и постоянной готовности программно-технического комплекса и информационной системы в целом к возможным преобразованиям и/или модернизации отдельных подразделений органа местного самоуправления.

Второй особенностью является пороговая зависимость эффективности деятельности органа местного самоуправления от степени интеграции информационных ресурсов. Влияние информатизации на эффективность местного самоуправления становится заметным лишь тогда, когда преодолен некоторый пороговый уровень интеграции первичных информационных ресурсов, используемых для принятия управленческих решений. К примеру, это означает, что если внедрить АИС только по одному-двум функциональным направлениям (например, паспортный стол ЖЭК и бюро технической инвентаризации - БТИ), то можно улучшить работу только этих органов, но накапливаемые ими информационные ресурсы по составу недостаточны для решения каких-либо серьезных задач на уровне администрации муниципального образования. Однако, если дополнительно внедрить АИС в органах земельного учета, в регистрационной палате, в органах регистрации юридических лиц, то тогда можно решать задачи, связанные с учетом населения, с налогообложением и налогооблагаемой базой, с контролем за обеспечением адресности социальной помощи действительно малоимущим гражданам.

Для преодоления порогового уровня интеграции информационные технологии должны удовлетворять двум базовым требованиям. Первое: простота интеграции низовых подсистем в единое информационное пространство данных на сети территориально-разнесенных узлов и возможность корпоративного использования базовых реестров. Второе: оперативная доступность любых информационных срезов по всей совокупности данных для подготовки и принятия управленческих решений.

Третья особенность муниципального образования - корпоративность. Несмотря на стремление единичных организационных структур к независимости и к монополии на "свою информацию", существует объективная заинтересованность в создании и использовании единой системы данных. Корпоративность информационных ресурсов означает, что каждая служба, предоставляя в общее пользование "свои" данные, может пользоваться информацией других служб. Корпоративность также является пороговой характеристикой. То есть существует некоторый пороговый перечень данных, при превышении которого достигается баланс между потребностями в информации, которую можно получить из корпоративного поля данных для "своих" задач, и данными, которые каждый из участников может вложить в корпоративный информационный пул. Корпоративность достигается на сети взаимодействующих по телекоммуникационным каналам информационных подсистем отдельных органов администрации муниципальных образований. При этом положительные стороны корпоративности проявляются в полном объеме только благодаря электронным технологиям

Четвертой особенностью муниципальных образований является их доступность для рядового пользователя-непрограммиста. Среднее время обновления для муниципальных органов управления составляет полтора-два года. Поэтому любая статичная АИС органа местного самоуправления просуществует лишь до тех пор, пока не произойдут существенные изменения в работе этого органа. После этого либо нужно внедрять новую разработку, либо заказывать переработку уже созданной системы. Поэтому АИС станут неотъемлемой частью органов местного самоуправления в том случае, если пользователь будет иметь возможность самостоятельно модернизировать информационную систему по мере появления изменений в административной системе.

Пятая особенность касается условий востребования АИС. Востребование АИС зависит от ее полезности и удобства работы с системой. Пользователь должен применять те же приемы и ту же логику работы с данными, которые присущи не компьютеризованному органу управления. В частности, формы документов должны с минимальными отличиями от бумажного оригинала воспроизводиться на экране и выводиться на бумагу, пользователь должен иметь возможность самостоятельно создать какую-либо новую форму для отчета или справку, формируя на экране компьютера, как на листе, нужную конфигурацию документа и имея возможность обращаться к нужной группе данных. Для заинтересованности пользователя в работе АИС необходимо сокращать объем вновь вводимой информации (в том числе за счет использования данных, введенных другими органами), сокращать ошибки за счет типовых унифицированных словарей и справочников и за счет автоматического ввода повторяющихся данных.

Шестая особенность муниципальных образований - разнообразие типов данных при малой интенсивности потоков информации. Количество полей данных, фиксируемых в первичной документации (карточках, книгах, актах, справках, балансах, в статистических отчетах) и, следовательно, в АИС является очень большим - до 800 форм. Однако потоки обмена не столь значительны. Это практически означает, что не следует допускать принципиальной ошибки начинать дело информатизации с "прокладки дорогостоящих кабелей".

Седьмая особенность муниципальных образований проявляется при обмене данными с вышестоящими органами, когда происходит передача сводных отчетов, которые формируются низовым органом на основании первичной информации. Объем сводки значительно меньше объема первичных данных для этой сводки. В вышестоящем органе собирают сводки от всех нижестоящих органов, делают новую сводку и передают ее "выше". При таком масштабировании сводной информации информационные потоки между уровнями управления не возрастают. Кроме того, объем информационной базы вышестоящего органа существенно не изменяется (или скорее уменьшается) в сравнении с объемом баз данных низовых органов. Соответственно на всех уровнях управления можно предъявить сходные требования к мощности вычислительных средств.

Сохранение целостности и единства деятельности органов местного самоуправления с учетом только что изложенных особенностей этих органов территориального управления связано с необходимостью неукоснительного исполнения ряда принципов информатизации, имеющих прямое отношение к ответу на вопрос о том, будет ли управление эффективным, или этих целей будет невозможно добиться при использовании самых совершенных компьютеров и средств телекоммуникаций.

 Первый принцип - первого лица. Суть этого принципа состоит в том, что все цели и задачи совершенствования управления, достижения необходимого уровня социально-экономического развития населенной территории, решения острых политических, этнических, социальных, техногенных и других проблем должны формулироваться первым руководителем органа управления. К примеру, известные попытки создать единую информационную модель города (или района) чаще всего наталкиваются на стремление различных звеньев управления (в пределах одного органа местного самоуправления) максимально отобразить в ней ведомственные интересы. Это, в свою очередь, приводит к такой степени энтропии модели, что она перестает быть обозримой и практически полезной. На фоне не менее 2-3 тысяч показателей социально-экономического развития, 5-6 тысяч показателей, отражающих текущее состояние населенной территории, и не менее 500 сводных областей и направлений деятельности органов местного самоуправления должны быть выделены главные направления, подконтрольные секторы экономики и общества, а также проблемы, требующие максимального внимания со стороны первого руководителя органа местного самоуправления в целом. На этой основе могут быть определены необходимые информационные ресурсы (информация и данные), которые адекватно отображают необходимые параметры (процессов, явлений и объектов управления), и только при этих условиях можно предполагать, что финансовые средства на информатизацию будут потрачены не впустую.

Далее мы подробнее остановимся на путях и способах реализации этого, да и других принципов. Второй важный принцип информатизации - принцип автоматизации документооборота. Соблюдение этого принципа состоит в том, что компьютер как универсальный инструмент обработки любого вида информации (алфавитно-цифровой, графической или голосовой) должен использоваться соответствующим способом. Если информационные потоки, циркулирующие между органами управления, будут осуществляться по схеме, показанной на рисунке 1, можно быть уверенным, что компьютер используется органом управления как пресловутые "счеты".

Рисунок 1

 

Если схема движения информации осуществляется так, как показано на рисунке 2, то достигается одна из важнейших целей совершенствования управления  - повышение достоверности и скорости обработки информации, снижение трудоемкости обработки данных, усиление аналитической деятельности, многократное использование данных.

Рисунок 2

 

Но главное - обеспечение возможности реализации еще одного важнейшего принципа информатизации - принципа новых задач управления. Под "новыми" мы понимаем, прежде всего, комплексные проблемы и задачи управления. Эти задачи требуют самой разносторонней информационной базы, выбора вариантов (альтернатив) управленческих решений, применения экономико-математических моделей, сравнительного анализа ситуаций, ранжирования уровней развития тех или иных секторов экономики и общества и т.д. В числе таких задач можно было бы назвать "комплексную оценку и анализ деятельности промышленных предприятий" с оценкой качества производимой на территории продукции, уровня банкротства, уровня сбыта, финансового состояния и т.д. Такие же проблемы могут быть и по комплексам сельского хозяйства, строительства, экологии, социальным вопросам, реформе ЖКХ и т.д.

Ясно, что без решения "новых" задач управления органы управления не смогут действовать эффективно и адекватно реагировать на потребности населения, юридических лиц, сохранения ресурсов территории и др.

Следующие два ведущих и взаимосвязанных принципа информатизации - принципы интеграции информационной базы и одноразового ввода данных.

Реализация первого из указанных принципов состоит в том, что в системах территориального управления (так же, как и в любой социально-экономической системе) создается первичная база данных. Создание первичной базы данных является продуктом особого класса функций управления, которые можно выделить как учетно-регистрационные. Грубо говоря, работники аппарата управления частично или полностью занимаются формированием внутри органа управления специализированной системы учета, осуществляя постоянную оперативную актуализацию информации и/или инвентаризацию соответствующих объектов. Скажем, в деятельности органов регистрации юридических лиц непрерывно регистрируются новые предприятия, и таким образом происходит формирование и обновление базы данных о предприятиях. В процессе деятельности органов записи актов гражданского состояния, паспортно-визовых служб, администраций сельских административных округов перманентно накапливаются записи о параметрах состояния населения и т.д.

Но почему потребовалось акцентировать внимание на интеграции информационной базы как на принципе информатизации, имеющем самостоятельное значение? По двум основным причинам: первая состоит в том, что первичная информационная база учетно-регистрационного характера свойственна любому органу местного самоуправления. А, во-вторых, потому, что учетная система может быть развязана с собственно системой управления.

Принцип одноразового ввода информации является соподчиненным принципу интеграции информационной базы и означает лишь то, что данные, накопленные в системе учета (за счет выполнения множества операций по учету и регистрации объектов, взаимодействующих с органом управления) как и другие, в том числе и "сводные" данные, формируемые различными звеньями органов местного самоуправления, должны вводиться в систему управления однократно, но многократно использоваться многими звеньями и подразделениями органов местного самоуправления.

Обсуждение вопроса о принципах информатизации органов местного самоуправления мы завершим изложением еще одного важного принципа - принципа динамической целостности информационной модели объекта управления. Не забудем, что объектом управления для органа местного самоуправления является населенная территория. Это означает, что объект управления состоит из двух органически связанных частей - собственно население (социум) и среда обитания (экономика, культура, жилье, земля, природные ресурсы и т.д.) проживающего населения. Поскольку столь сложный объект постоянно изменяет свое состояние, информационная модель должна адекватно отражать эти изменения. Это значит, что внесение изменений в какую-либо часть модели должно автоматически инициировать процедуры соответствующих изменений всех остальных, зависящих от нее частей. Только такая дисциплина обеспечит полноту и качество (причем динамическую) информационной модели объекта управления.

Изложенные принципы информатизации и особенности муниципальных образований (как объектов управления) и органов местного самоуправления (как субъектов управления) - это не "таблица умножения", требующая особого изучения. Скорее - это общие критерии и параметры, которые следует учитывать при оценке уровня эффективности средств и систем информатизации в деле управления.

О потенциале информатизации

Настало время обсудить вопрос о том, располагает ли современная наука об управлении информатизации достаточным арсеналом методов и средств для повышения эффективности уровня управления, в том числе на муниципальном уровне. Да, ответим мы, располагает.

Во-первых, созданный советской научной школой потенциал фундаментальных и прикладных исследований в области управления социально-экономическими системами и информатизации не потерян и продолжает исправно служить делу совершенствования управления.

С точки зрения политэкономии произошли изменения в формах собственности, появились проблемы социального характера, которые не были свойственны прежнему общественному строю, и с этим нельзя не считаться, решая задачи информатизации. Однако, если абстрагироваться от политической стороны проблемы, нельзя не отметить известную общность и "применимость" в современных условиях таких категорий систем управления, как наличие объекта и субъекта управления, функций и задач управления в области прогнозирования и планирования, учета и регулирования, методов принятия управленческих решений, методов моделирования и анализа ситуаций и проблем методов проведения деловых игр и т.д. Но ведь именно эти научные направления и были сильной стороной советской научной школы управления и информатизации. Поэтому созданный потенциал мы вправе и должны использовать в настоящее время.

В этой связи с благодарностью вспоминаются деловые игры, проводимые в рамках государственной автоматизированной системы "Урожай". Например, в Саратовской области. "В поле" развертывались компьютерные диспетчерские пункты, куда стекались сведения о реальном количестве и качестве зерна на токах, состоянии машинного парка и водительского состава, состоянии и возможностях пунктов приемки зерна. На этих диспетчерских пунктах рассчитывались транспортные потоки, выдавались путевые листы и накладные. В результате на элеваторах исчезли автомобильные очереди, многие хлебосеющие области стали обходиться собственным транспортом и без нервотрепки справляться с "урожайными" проблемами. В те времена это было существенным, поскольку 800 тысяч автомобилей ежегодно уходили из центра на Алтай, в Казахстан, Сибирь для вывоза урожая и безвозвратно там оставались, повышая и без того высокий уровень затрат общественного труда.

Такой же эффект наблюдался и в солнечной Грузии на сборе винограда. Было странным для водителей видеть, что на приемном пункте винограда (винзаводе) стоит всего несколько машин, а ему (конкретному индивидууму) надо проехать еще 3-5 км по "заданному" маршруту, до "заданного" винзавода и в "заданное" время! Однако, именно тогда грузинским товарищам удавалось вывозить рекордное количество урожая (92 тыс.тонн в Телавском районе), причем в значительной мере за счет того, что на "поток" были поставлены не только государственные предприятия, но и сотни индивидуальных сдатчиков винограда. Им достаточно было сделать заявку в центральный диспетчерский пункт, и машина за виноградом приходила "сама собой" (без наличия родственных, дружеских и других "связей", имевших, как правило, некоторое материальное воплощение).

Но разве сейчас нет такого рода проблем и нет нужды в "деловых играх"? Есть, но только в других сферах - управления землей и недвижимостью, ЖКХ, финансами, формирования рынка ценных бумаг при организации крупных общественных мероприятий и т.д.

Во-вторых, как показывает ежегодно проводимый мониторинг состояния развития региональной информатизации, этот потенциал уже востребован Российским сообществом, что является доказательством его возможностей. Вдумаемся в несколько цифр. В стране существуют (!) более 200 тысяч автоматизированных информационных систем. В ряде субъектов Российской федерации таких систем насчитывается до 2-3 тысяч. Число персональных компьютеров в стране превысило несколько миллионов. И при этом по темпам развития информатизации мы отстаем от ряда зарубежных стран. Но тогда тем более надо использовать существующий опыт и позаботиться о том, чтобы современные компьютеры не служили "счетами" или "пишущими машинками". Необходимо в полной мере использовать их возможности для повышения эффективности управления, в частности, территориальными образованиями.

В-третьих, важным свидетельством возможностей отечественного потенциала информатизации является конкретный опыт создания комплексных (интегрированных) автоматизированных информационных систем муниципальных образований. В основе этого опыта - создание информационного базиса территориального управления (сведения о населении, юридических лицах, земле и недвижимости), а также комплексных взаимодействующих между собой информационных систем различных органов местного самоуправления, включая такие сводные системы, как информационно-аналитическая, недвижимости, делопроизводства, обеспечивающие глубокую обратную информационную связь с населением и эффективное руководство аппаратом управления муниципального образования.

В-четвертых, появились возможности все более активного использования зарубежного опыта информатизации при том, что общественно-политические устои России и зарубежных стран сближаются. В настоящее время ВНИИПВТИ совместно с Центром компетенции Торговой палаты США проводят совместный научный семинар по совершенствованию территориального управления на базе ИКТ. В основе занятий семинара - изучение системы стандартов США, Англии, Канады в области построения электронных правительств и модернизации деятельности органов управления (на территориальном уровне) на базе использования ИКТ. Мировое научное сообщество в области ИКТ добилось практически полной совместимости компьютеров, средств телекоммуникации, системных программных средств и т.д. Этому послужила разработка и дальнейшая реализация семиуровневой модели открытых систем, которая обеспечила взаимосвязь систем и машин на физическом уровне. Далее зарубежная научная мысль развивалась по линии разработки и создания узкоспециализированных стандартных информационных систем для банков, финансов, таможни, международной торговли.

Сейчас ставятся принципиально новые задачи.

Начиная с уровня правительств упомянутых стран, должно быть обеспечено "бесшовное" взаимодействие всех управленческих структур (министерств, ведомств, учреждений), которое может быть достигнуто при полной совместимости не столько программно-технических, сколько функциональных, целевых, информационно-логических, структурных и архитектурных установок и решений, которые становятся обязательными для всех организаций, соприкасающихся в своей деятельности с правительственными органами.

Что делать?

Перейдем к ответу на третий поставленный в начале статьи вопрос - что же нужно делать практически, чтобы информатизация служила не "данью моде", а действительно обеспечивала высокое качество и устойчивость работы органа местного самоуправления на его "жизненном" цикле?

Статья - не методическое пособие. Это один из способов обмена мнениями, и поэтому далее будут обозначены некоторые общие подходы к делу информатизации на муниципальном уровне с той точки зрения, что информатиза­ция - это мощнейший инструментарий эффективного управления.

Что является исходными условиями решения этой задачи? Их несколько.

Во-первых, приходу "новой команды" управления предшествует деятельность "старой команды", которую невозможно, а чаще не имеет смысла подвергать оппозиции и отторжению. Однако практика показывает, что смена управленческого персонала как на руководящем, так и на среднем уровнях - весьма заметное явление на протяжении 1,5 - 2 лет от времени проведения выборов.

Во-вторых, во многих регионах (муниципальный уровень) созданы и действуют многочисленные информационные компьютерные системы, общим недостатком которых являются слабая интеграция накопленных информационных ресурсов (сведений о населении и ресурсах территории) и отсутствие реального взаимодействия между органами управления, использующими эти информационные системы.

В-третьих, скорость накопления изменений в сведениях, характеризующих объект управления (население и территории), только кажется незаметной. На самом деле эти изменения весьма и весьма существенны. Практический опыт работы с муниципальными образованиями показывает следующее: годовой уровень изменений

 сведений составляет: по населению - до 30 - 40% граждан тем или иным образом изменяет свое положение (льготы, семейное положение, права собственности, пенсии и т.д.); по объектам недвижимости и земельным участкам - до 10 - 20% (переходы собственности, появление новых объектов и др.); по юридическим лицам - не менее 10% (регистрация, ликвидация и т.д.); по дисциплине платежей - "неплательщиков" различного рода не менее 5 -10%; по аренде имущества - 20 - 30% объектов; состоянию инженерных сетей и сооружений -10 - 15% и т.д.

Неточное знание состояния объекта управления при уровне в 10-20% - это и есть "потеря управления" со стороны органа местного самоуправления. Для теории управления запасами этот порог вообще не должен превышать 3-5% (особенно по стратегически важным ресурсам - запасам продуктов питания, одежде, жилью, лекарствам и др.).

Следует отметить, что "исходные условия информатизации" свойственны очень и очень многим муниципальным образованиям, хотя все большее и большее число муниципальных образований субъектов Российской федерации уже преодолели или успешно преодолевают уровень "потери управления" (Новгородская, Ярославская, Московская, Томская и другие области). Задача состоит в том, чтобы этот ценный опыт был использован максимально большим числом муниципальных образований.

В рамках реализации мероприятий ФЦП "Электронная Россия" начата разработка методов и средств для взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами. Пока речь идет об упомянутом "взаимодействии" по линии налоговой, таможенной, патентно-лицензионной и некоторых других видов деятельности органов государственной власти. Взаимодействие понимается в широком смысле и предусматривает обмен электронными документами в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов по различным направлениям деятельности на всем жизненном цикле того или иного предприятия (организации). При этом разрабатывается нормативно-техническая и правовая база, включающая регламенты и протоколы взаимодействия, первичная документация, процедуры доступа к информации, технологии доступа (интернет, электронная почта, прямое взаимодействие) и т.д. Все это вполне может существенно повлиять и на государственную научно-техническую политику в области территориальной информатизации, так как любое муниципальное образование тоже является "хозяйствующим субъектом", только с более широкими полномочиями и масштабами деятельности, чем обычное "юридическое лицо".

Итак, вывод, касающийся возможностей и потенциала современной информатизации (как особой сферы деятельности), состоит в том, что они достаточны для преобразований таких управленческих объектов, как органы местного самоуправления муниципальных образований.

Рассмотрим далее (на фоне изложенных принципов, особенностей, потенциала информатизации и исходных условий), какими должны быть практические действия органа местного самоуправления и его руководства, которые бы служили гарантией того, что средства, затраченные на информатизацию, будут использованы с максимальной пользой для текущего управления, решения стратегических и тактических задач социально-экономического развития, предвидения и обеспечения недопустимости чрезвычайных ситуаций.*

* Окончание в следующем номере.

 

Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz