Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 4

Тамара МАКОВНИК

К вопросу об истории и роли казначейства в финансовом управлении России

Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль, поэтому представляет интерес обращение к истории российского казначейства. В конце XIX века известный ученый Иосиф Блех писал: «Устройство финансового управления в историческом его развитии имеет интерес не только научный, но и практический. Если история вообще, указывая ошибки прошедшего, дает уроки будущего, то наиболее ценными эти уроки должны быть для финансового управления и его устройства»1.

Для России слово «казначейство» не ново, и родилась эта структура не по задумке какого-нибудь мудрого современного политика или экономиста. Казначейство в России прошло длинный и сложный путь эволюции.2 И поэтому, начав говорить о казначействе, нельзя не коснуться его истории: истоков развития, причин упразднения, а впоследствии и возрождения этой системы.

Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств сначала княжеской, а затем и царской казны. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерство, Наркомат, снова Министерство, но не менялось основное предназначение.

Первое упоминание о казначеях мы находим в тексте Никоновского летописного свода 1409 года, в котором содержится письмо золотоордынского мурзы Едигея к московскому великому князю Василию Дмитриевичу. Едигей писал: «Добры нравы и добра дума и добрыя дела были в Орде от Федора; добрый был человек, которые добрые дела ординьские тот тебе возпоминал; и то ся минуло, и ныне у тебя его сын Иван, казначей твой….»3, а несколько позднее в летописи 1450 года сообщается о постройке В.Г.Ховриным, «казначеем великого князя», каменной церкви возле своего дома. Но есть и более раннее упоминание о казначее в «штатном расписании» Казенного приказа, учреждении, которое заведовало, начиная с царствования Ивана III, казной царя. Во главе казенного приказа стоял казначей.

В период царствования Петра I (1682-1725 гг) старые приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – Сенат из 9-ти человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 года.

«До 1722 года Сенат в отсутствии Государя сам издавал законы: в области администрации он ведал и военное дело, и иностранную политику, и полицию безопасности и благосостояния. Наконец, одну из главнейших забот его составляли финансы, т.е. государственные доходы и расходы, новые налоги, монетное дело, а также устройство всех видов торговли и промышленности.»4. Вместе с тем необходимо отметить, что Сенат как высший орган финансового и бюджетного управления располагал неудовлетворительными подчиненными органами. При Сенате состояли Расправная палата и счетная Ближняя канцелярия. Главная обязанность Сената была «денег возможно сбирать» и определять необходимые расходы. В то же время отчеты о сборах и расходах ему ниоткуда не присылались, и он не мог составить ведомости в целом по государству о суммах прихода, расхода и остатках. Эта безотчетность в период войны и финансового кризиса сильнее всего убедила Петра I в необходимости полного переустройства центрального управления. Результатом этого переустройства явилось создание Петром I в 1717-1718 годах вместо всей массы приказов 12 коллегий для дел государственных и главной канцелярии, заменившей собой все придворные приказы. Обязанности каждой коллегии были точно определены. Три из двенадцати имели финансовый характер. Обязанности между ними распределились следующим образом:

bullet

Камер-коллегия – ведала окладными и неокладными денежными доходами, кроме подведомственных Берг,- Мануфактур- и Коммерц-коллегий; Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продавать соль, вино, табак;

bullet

 Штатс-контора - управляла расходами государства. Она производила ассигнования на различные нужды: армию, флот, промышленные предприятия, принадлежащие государству, учебные заведения;

bullet

 Ревизион-контора – осуществляла контрольные функции как за поступлением государственных доходов, так и за расходованием средств и вещей казенных.

Создание финансовых коллегий явилось первым принципиальным признанием самостоятельности финансовой администрации, и не смотря на то, что коллегии частично сохранили порядки приказов, например, сосредоточение в одних руках заведования делом и сбор доходов от этого дела (Берг- коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия), вместе с тем создание коллегий явилось значительным шагом вперед.

В 1722 году была утверждена должность Генерал-Прокурора, который являлся представителем Верховной Власти и государства перед Сенатом.

Обновление центральных управлений вело к новому переустройству территориальных органов. За образец была взята шведская структура управления, которую попытались совместить с русскими обычаями. В результате этого переустройства все государство было разделено на 11 губерний. Губернии делились на провинции, во главе провинций стояли воеводы. Контроль за поступлением доходов на местах был поручен воеводам, но ближайший контроль был возложен на надзирателей сборов, или камериров, под непосредственным начальством Камер-коллегии. Одновременно утверждается должность рентмейстера или казначея в ведении Штатс-конторы. Казначей принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или "рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице была учреждена для этих целей Казенная палата.

Исследуя роль и значение вышеназванных должностей в то время, Комягин Д. отмечает, что "камерир" был "знатнейшим камерным чиновником в провинции"; он наблюдал за всеми сборами, за продовольствием войск, за государственными имуществами и отдачей на откуп казенных статей и за хозяйством общественных учреждений. Это - предшественник казенной палаты и, вместе с рентмейстером, первый по времени местный орган финансового управления.» 5.

В период царствования Екатерины II (1762-1796гг) снижается значение Сената. В нем происходит деление правительственных функций. Сенат подразделяется на шесть департаментов: четыре - в Санкт-Петербурге и два - в Москве. Вводится должность Генерал-Прокурора, и он становится первым по значению правительственным лицом. Сосредоточение финансового управления в руках Генерал-Прокурора особенно усилилось с 1780 года, когда по Указам от 24 октября 1780 года и от 15 февраля 1781 года при Сенате устроилась особая организация финансового управления. Под ее заведованием находилась экспедиция о государственных доходах (состоящая из 4-х экспедиций: доходов, расходов, счетов (контроль) и экспедиции о государственных недоимках.) Для заведования предлагалось учредить должность Государственного Казначея, но она учреждена была лишь впоследствии Императором Павлом I. Несмотря на то, что учреждение должности Государственного Казначея в период правления Екатерины II не состоялось, в 1775 году была учреждена должность уездного казначея. В его обязанности входили прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он выдавал квитанции.

При Екатерине II заведование казначейской частью поручено было прямо Генерал-Прокурору князю Вяземскому. Это положило начало сосредоточению государственных доходов и расходов в одном ведомстве. Объединение в руках Генерал- Прокурора общего надзора за государственными доходами и расходами дало возможность установить более правильную финансовую систему. Генерал-Прокурор ежегодно представлял на утверждение Императрицы табели о государственных доходах, расходах и остатках. В конце года он представлял ведомости по доходам, расходам, недоимкам и подробный доклад с обоснованием каждой суммы, т.е. исполнение государственной росписи.

Таким образом, жизнь и объективное развитие экономики и государственного строительства подвели к необходимости создания таких органов, как Государственное казначейство и Министерство финансов. У истоков образования этих органов стояли неординарные люди, во многом определившие их становление и развитие. По восшествии на престол Императора Павла I (1796-1801 гг.) учреждается должность Государственного Казначея, которая обособляется от должности Генерал-Прокурора, и управление финансовой частью становится самостоятельным. Первым Государственным Казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев, а затем он становится членом состоявшего при Императоре Совета. В Именном Указе, данном Васильеву А.И. 4 декабря 1796 года, перечисляются учреждения, вверяемые его управлению, и дается поручение заняться выяснением бюджета государства. "Определив Вас Государственным Казначеем", гласит этот Указ, "соизволяем чтобы ВЫ по тому имели в точном ведении Вашем, как казначейство, так и экспедиции о доходах, расходах для свидетельства счетов и о доимках, причисляя к оным и особую экспедицию для разбора и расчета внутренних долгов учрежденную. при самом вступлении в важную должность, на Вас возлагаемую, приложите старанее собрать сведения и Нам, как наискорее, доставить о штатных и чрезвычайных или временных расходах, дабы Мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякий недостаток или затруднения"6.

За время заведования Государственным казначейством А.И. Васильевым было издано много работ. Особого упоминания заслуживают труды по упорядочению составления смет доходов и расходов и отчетов по казначейству, а также устройство бухгалтерии по этой части. Труды Васильева не замедлили снискать расположение Императора Павла I, пожаловавшего ему ряд наград и отличий. Преобразования, проводимые Павлом I, повлекло за собой значительное сокращение штатов многих учреждений, однако органы казначейства оставались без изменения, что свидетельствует о той роли и значении, которое придавал Павел I этому органу.

 При Императоре Александре I (1801-1825 гг), с учреждением в 1802 году министерств, заведование делами государственного хозяйства было вверено Государственному Казначею и Министрам: Финансов, Коммерции и Внутренних Дел. "Ведомство Государственного Казначея осталось пока не тронутым, и должность Главного Казначея оставлена без изменения, какою она была в царствование Павла I. Правда, казенные палаты были отнесены к ведению Государственного Казначейства лишь по части казенных сборов, законами установленных, доставление их в подлежащие места и хранения денежной казны, следовательно, ему были подчинены все губернские и уездные казначеи, счетные экспедиции казенных палат и статные и остаточные казначейства"7

Ведомство Государственного Казначея по закону было обособлено от Министерства финансов, но фактически было соединено с ним. По назначении в 1802 году графа Васильева А.И. Министром финансов ему принадлежало и высшее руководство ведомством Государственного Казначея. Со смертью первого министра финансов в 1807 году все функции министерства были переданы в управление Государственного Казначея. Новый Министр финансов был назначен лишь в 1810 году. До этого времени Главный Казначей Голубцов Ф.А. оставался во главе обоих ведомств.

В 1810 году последовательно издаются два манифеста о преобразованиях в центральном управлении государственными делами и уточнении функций министерств. В результате этих преобразований Государственный Казначей являлся исполнителем государственной росписи. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное Казначейство для его исполнения. В 1811 году был учрежден Государственный Контроль. Таким образом, высшее управление финансов разделено на три отдела: источники доходов поручены Министерству финансов, движение сумм - Государственному казначейству, проверка счетов - Государственному контролю. Рассмотрение государственной росписи и обсуждение чрезвычайных финансовых мер с 1810 года поручены Государственному Совету.

Росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались на Руси тайною, не подлежащей обнародованию. Отчасти это объяснялось тем, что исполнение росписей в царствование Александра I совершенно не соответствовало сметным назначениям и давало ежегодные дефициты. Кризисное положение государственного казначейства (постоянно увеличивающаяся сумма годового дефицита) в 1809 году привело к необходимости финансовых преобразований, разработать которые было поручено М.М. Сперанскому. "План финансов", предложенный Сперанским включал в себя две части. Первая часть плана содержала теоретические обоснования финансовой политики, включающей в себя следующие задачи и предложения:

bullet

«остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнаций»;

bullet

«никакой новый расход не может быть назначаем прежде, нежели приискан будет источник прихода, ему соразмерного»;

bullet

экономия государственных расходов путем разделения их на необходимые, полезные и излишние;

bullet

образовать Государственный банк, основанный на серебре, признав ассигнации государственным долгом, выкупить их у населения и уничтожить;

bullet

укрепить доходную базу за счет замены подушной подати поземельной;

bullet

реформировать откупную систему и заменить ее акцизом.

Последние два пункта удалось реализовать лишь после отмены крепостного права.

Вторая часть «Плана финансов» посвящена устройству новой финансовой системы. Она представляла собой проект "финансового закона или сметных правил для руководства ведомств". Управление государственными финансами представлено М.М.Сперанским в этом документе как соединение деятельности Министра финансов, Министра казначейства и Министра государственного контроля. Была предложена развернутая программа деятельности и структура соответствующих ведомств. В результате была сформирована принципиальная схема управления государственными финансами, которая не теряет своего значения и в настоящее время.

Исследуя значение деятельности М.М.Сперанского, А.Г. Коломиец отмечает, что «предложенные «Планом финансов» реформы охватили практически все главные стороны финансового хозяйства страны. В результате проведения этих реформ Россия впервые получила законодательно оформленную схему бюджетного процесса, включавшую составление, утверждение, исполнение, контроль бюджета и бюджетных назначений»8. Издание этого документа составило эпоху в истории нашего бюджетного хозяйства; подобного систематического свода правил о составлении, рассмотрении и исполнении смет никогда перед тем не было.

В 1821 году был учрежден Департамент государственного казначейства и все казначеи с их функциями были переданы в ведение этого Департамента. Именно эту дату можно считать датой рождения Казначейства России. На указе об учреждении Департамента государственного казначейства от 2 февраля 1821 года имеется надпись: «На подлинном написано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою такое: Быть по сему. АЛЕКСАНДР»9

Вместе с тем, войны и нестабильная обстановка в стране требовали привлечения дополнительных финансовых средств, напряженной работы со стороны финансовых ведомств и их руководителей. Была проделана большая созидательная работа по разработке бюджетного устройства государства, и хотя эти усилия не сразу достигли своей цели, они, тем не менее, подготовили почву для полного государственного переустройства сметной и кассовой частей в начале шестидесятых годов XIX столетия.

Коренных изменений в финансовом и бюджетном устройстве России в царствование Императора Николая I (1825-1855гг) было немного. Но, вместе с тем, шла постоянная и упорная работа по внутреннему упорядочению управления и улучшению содержания личного его состава, в частности, в Департаменте государственного казначейства был проведен ряд мероприятий по систематизации переписки и отчетности (отменили более 10 тысяч ведомостей в год) и улучшению благосостояния чиновников.

Император Николай I внимательно следил за положением Государственного казначейства и принимал живое участие в установлении цифр годовых бюджетов. До 1832 года государственная роспись доходов и расходов подписывалась Государем Императором.

В 1837 году уездным казначеям была дана Высочайше утвержденная инструкция, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм, ведения книг, отчетности и т.д.

С приходом к власти Императора Александра II (1855-1881гг) произошли коренные изменения в жизни страны, повлекшие за собой и финансовые преобразования. Началом реформы в бюджетном, кассовом и ревизионном деле следует считать 1858 год- это начало разработки бюджетного законодательства, которое продолжалось более трех лет. В мае 1862 года были утверждены "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений", которые можно рассматривать как результат командировки в Европу Действительного Статского Советника В.Татаринова. Новая система включала в себя три главных положения: а) государственная роспись представляет собой свод всех доходов и расходов за исключением специальных, б) все государственные доходы сосредотачиваются в кассах Министерства Финансов, которые производят расходы напрямую кредиторам, в) проверка доходов и расходов осуществляется по подлинным документам. В этом же году было принято решение о всеобщей гласности сведений государственной росписи доходов и расходов.

В период царствования Императора Александра II была поставлена задача ввести единство кассы. Кассы Министерства финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие государственные доходы, с другой - производить государственные расходы, непосредственно выдавая их прямым кредиторам казны. В 1864 году единство кассы было введено в 12 губерниях, а в 1866 году - повсеместно. Это выразилось в том, что все кассы Министерства Финансов были подразделены на доходные и расходные. К доходным отнесены все казначейства в уездных и губернских городах, а также кассы специальных сборщиков. К расходным кассам - Главное казначейство в Санкт-Петербурге, касса Комиссии погашения долгов и расходные отделы губернских казначейств.

Представляет интерес история губернского казначейства, которую рассмотрим на примере Новгородской губернии. Новгородское губернское казначейство было создано по постановлению Совета Департамента государственной экономии Министерства финансов от 16 декабря 1865года. Основная обязанность Новгородского казначейства тех лет – сбор госдоходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое или в Госбанк. Казначейство являлось исполнительным органом. Казначейство не могло самостоятельно производить расходы, слагать недоимки, останавливать взыскание или делать отсрочки платежей. Оно следило за своевременным и полным поступлением доходов, представляя сведения о накопившихся недоимках Казенной палате. Избыток доходов уездные казначейства передавали в губернские, а последние - в Государственный банк

Кроме этого, на Новгородском казначействе лежала обязанность выдачи свидетельств и патентов на торгово-промышленные предприятия и акцизные сборы, а также продажа марок и гербовой бумаги.

В 1872 году была издана единая для всех казначейств Империи инструкция, в которой содержались правила: о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий как единовременных, так и постоянных; выдаче казначействами процентов по ценным бумагам. Изменения в организации казначейств заключалось в том, что они были освобождены от ведения сметного счетоводства по приходу сумм государственных доходов. Не входило также в их функции ведение отчетности по этим доходам, ведение книг по недоимкам и составление массы срочных сведений об оборотах сумм Государственного казначейства. Изменения коснулись и губернских казначейств. Они также освободились от ведения сметной бухгалтерии по расходу сумм государственных доходов и представлении отчетов по доходам за губернию. Таким образом, в тот период казначейства представляли собой центральные кассы, в которых сосредотачивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их в Государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.

В царствование Императора Александра III (1881-1894 гг.) центральные учреждения Министерства Финансов с формальной стороны не испытали преобразований. По Департаменту Государственного Казначейства можно отметить только передачу 22 апреля 1894 года монетного отделения по монетной части - в особенную канцелярию по кредитной части, а по пробирной - в ведение Департамента торговли и мануфактур.

Заслуживает внимания из новшеств тех лет пересмотр в 1891 году действовавшей в России с 1862 года бюджетной классификации. Согласно вновь принятой классификации, все доходы были поделены на 9 отделов. Каждый отдел разделен на параграфы, а параграфы на статьи и в некоторых случаях - на литеры.

В 1892 году пост Министра финансов занял С.Ю.Витте, выдающийся деятель и реформатор. Во времена, когда министрами были Вышнеградский И.А. (1887-1892гг.) и Витте С.Ю.(1892-1903гг.), был принят ряд энергичных мер для развития отечественной промышленности. Для этой цели служил протекционистский таможенный тариф, принятый в 1891 году. В 1897 году Витте осуществил денежную реформу, введя в России золотую валюту. В деле увеличения государственных доходов огромную роль сыграла казенная винная монополия, которая в начале XX века ежегодно давала казне около 500 млн. рублей. В 1891 году начато сооружение великого сибирского пути (от Челябинска до Владивостока), который имел огромное народнохозяйственное и общегосударственное значение. В 1903году Витте становится Председателем Кабинета Министров, а затем Председателем Совета Министров (1905-1906гг).

Учитывая административное преобразование и быстрое развитие экономики страны, повлекшие возрастание роли финансов, в царствование последнего императора Николая II (1894-1917гг) были проведены структурные и качественные изменения в деятельности Министерства Финансов и, в частности, в Департаменте Главного Казначейства.

Как отмечает Д.Комягин, «В 1900 году произошло значительное возрастание штатов, изменение структуры казначейств. Это было вызвано тем, что увеличилось не только общее число приходно-расходных статей, но и число отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств. Независимо от расчетов по казенным сборам, казначейства должны были вести расчеты с плательщиками по земским, казачьим и некоторым другим местным сборам. Некоторые новые налоги, например, раскладочный сбор и квартирный налог, являлись очень обременительными в кассовом отношении, т.к. суммы распределялись между огромным числом плательщиков.»10. Наблюдалось увеличение объема работы казначейств по хранению залогов продавцов вин и по выдаче процентов по этим залогам, счету и сортировке серебряной и медной монеты от сборщиков доходов от казенной продажи вина. Продажа гербовых, торговых документов, разного рода патентов и бандеролей также входила в обязанности казначейства. Усложнилось счетоводство и отчетность в связи с тем, что с 1890 года разрешено отпускать гербовые знаки в кредит волостным правлениям, лесничим и некоторым другим учреждениям и должностным лицам, а также с введением судебно-пошлинных марок и марок по благотворительному сбору с публичных зрелищ и увеселений. В связи с упразднением отдельных касс при окружных судах и старших нотариусах обязанности приема судебных сборов были возложены на казначейства.

 С 1897 года в обязанности казначейства входил прием золотых и серебряных изделий для отправления в окружные пробирные управления для испытаний на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчетности по этой операции. Следует обратить внимание на тот факт, что в 1899 году казначейства стали распределять между государственной казной и земствами в определенном процентном соотношении поступающие поземельные сборы. В городах, где не было контор или отделений Государственного банка, местные казначейства выполняли также банковские операции.

Изменений в штатах Департамента государственного казначейства долгое время не происходило. При образовании этого департамента в 1864 году с численностью в 143 человека было назначено 178 тыс.руб. на его содержание. За тридцатилетний период эта сумма увеличилась всего лишь на 30 тыс. руб., при этом численность сократилась до 86 человек. Оклады многих чинов были ниже чем в других департаментах Министерства Финансов. Вместе с тем, как следует из вышесказанного, функции казначейства росли безостановочно. Интересна оценка деятельности казначейства, данная Государственным Советом: «Отрадно, что столь тяжелый , но по истине громадный труд выполнялся лицами, в материальном отношении обставленными скудно, с редким усердием, беззаветным самоотвержением и преданностью долгу. Оставление же их в прежнем стесненном положении противоречило бы началам справедливости»11. Это послужило причиной издания 10 июня 1900 года нового штата Департамента государственного казначейства. По этому штату утверждена численность в 158 человек, а сумма содержания увеличена до 356 тыс.руб.

В 1900 году в России насчитывалось 728 уездных казначейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись Казенным палатам. Управление казначейством было построено по принципу единоначалия. Исполнительная власть в казначействах принадлежала казначею. Он осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес ответственность за сохранность денежных средств и имущества, за исполнением казначейством своих функций и своевременностью представления отчетности. Ежемесячно в казначействах проводились плановые ревизии, кроме того, проводились внезапные ревизии. И те, и другие оформлялись актами. Нормальной работе Департамента государственного казначейства и связанных с ним подразделений способствовало законодательное закрепление и неукоснительное выполнение всеми министерствами и ведомствами порядка составления и рассмотрения государственной росписи доходов и расходов.

В 1917 году Департамент Государственного казначейства был основным в системе Министерства финансов. Казначейство выполняло следующие функции: устанавливало бюджет для каждого уезда, ведало составлением и рассылкой окладных листов, продажей государственных бланков и гербовой бумаги, взысканием штрафов и недоимок, выдачей пенсий и пособий, выдачей кормовых денег арестантам, ведением отчетности по государственным доходам и расходам, земским сбором, выдачей паспортов, ведением следственных дел о чиновниках отделения и уездных казначейств и дел по недоимкам, а также взысканиям и штрафам.

После 1917 года Народный комиссар финансов РСФСР, наследуя прежние традиции, одновременно формировал и новые подходы к управлению финансовой деятельностью. В мае 1918 года принимается постановление Совнаркома РСФСР, вводившее единство кассы, обязавшее все предприятия, учреждения и должностные лица вносить все денежные средства в кассы Народного банка или Государственного Казначейства. С одной стороны, исполнение государственного бюджета осуществляется по принципу «единство кассы», существовавшему до революции, вместе с тем наметился переход к банковской системе исполнения бюджета. В октябре 1918 года кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР. Департамент государственного казначейства и его местные органы присоединились к учреждениям Народного банка, образовав там сметный отдел. Завершился этот процесс в 1926 году. С этого времени в России устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета, которая просуществовала свыше 60 лет.

Таким образом, в историю развития казначейства как институционального органа финансовой системы и в историю функционирования казначейской системы исполнения бюджета России была вписана значительная страница. Именно в этот период сформировалась единая централизованная трехзвенная система казначейских органов, был внедрен принцип единства кассы и были разработаны и применены казначейские технологии исполнения бюджетов, которые после существенного обновления нашли свое отражение в современных бюджетных технологиях.

 

1. Блех И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии.- СПб, 1895. С.3

2. Гумилевская М.В. О казначействе в России: что было и стало // Финансы. – 1999.- №7

3. Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. Изд-во Московского университета. М.:1961.-с.45)

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. М.:Мысль,1993.

5. Комягин Д.Л. Федеральное казначейство – из прошлого в будущее // Финансы.М.,- 1998-№5.

6. Министерство финансов 1802-1902гг. С.П. Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902.

7. Министерство финансов 1802-1902гг. С.П. Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902.

8. Коломиец А.Г. Дней Александровских прекрасное начало (государственные финансы России в первые годы 19 столетия) // Финансы.М.,-1998-№№11,12.

9. Министерство финансов 1802-1902 гг. Экспедиция заготовления государственных бумаг.-СПб,1902. С.314

10. Комягин Д.Л. Из истории федерального казначейства // Финансовая газета. М.,-1996-№48.

11. Министерство финансов 1802-1902 гг. Экспедиция заготовления государственных бумаг.-СПб,1902. С.314

Предыдущая Главная Вверх 

Hosted by uCoz