Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 2

Евгения БАРАНОВА, Максим ВЛАДИМИРОВ

Информационный день как технология обратной связи в работе власти с населением

Предварительные замечания

«Чтобы общество развивалось по пути демократии, власть должна быть открытой» - этот тезис, кажется, не требует доказательств, но, тем не менее, все чаще становится предметом обсуждения. Нередко приходится слышать или читать высказывания о том, что «сама власть ни в малейшей степени не заинтересована в том, чтобы стать прозрачной для граждан». Причем проблема прозрачности власти часто рассматривается только в одном аспекте - реализации права граждан на доступ к правовой информации, формально право граждан на доступ к правовой информации обеспечивается законодательством. Действует принцип, согласно которому нормативный правовой акт вступает в силу лишь после его официального опубликования.

Но очевидно, что проблема далеко не исчерпывается этим и является более сложной. Надо признать, что потребности основной части населения в информации о деятельности властей, о принимаемых решениях, затрагивающих интересы граждан, не могут быть удовлетворены только фактом публикации нормативных правовых актов. В большинстве случаев требуются специальные усилия, целью которых является разъяснение мотивов принятия важных решений, их значения для граждан и их отдельных категорий, предполагаемых последствий их реализации и т.п. Более того, ответственность власти перед населением проявляется преимущественно тогда, когда упомянутые разъяснения предпринимаются не после, а перед принятием наиболее важных решений или нормативных правовых актов. То есть в ряде случаев речь идет не только о простом информировании о предполагаемых решениях, но и о предварительной общественной экспертизе их проектов.

Необходимо отметить, что к 1995 году в Администрации области уже сложились некоторые формы работы, позволяющие осуществлять контакты с общественностью на постоянной и конструктивной основе. Иными словами, сложилось устойчивое понимание того, что реальные шаги по обеспечению открытости власти для самой власти являются важным политическим ресурсом. Так, появилась областная общественная палата, состоящая из представителей политических партий и общественных организаций, другие общественные советы, позволяющие системно вести диалог с наиболее активными, в том числе и оппозиционными субъектами общественно-политической жизни.

Важно учесть, что эти контакты и консультации в большей мере активизировались в период выборных кампаний разного уровня и других событий преимущественно политической направленности. В то же время задачи социально-экономического развития области, городов и районов требовали от органов власти мер совсем другого масштаба и характера, а именно резкого сокращения дистанции в отношениях со всем населением. Поиски подходящей формы не были долгими – было решено использовать известный опыт проведения единых полит дней, естественно, внеся определенные коррективы.

Технология

Целями областного информационного дня, а именно такое название получило это мероприятие, были определены: во-первых, информирование населения о социально-экономической ситуации в области и важнейших отраслях; во-вторых, разъяснение положений федерального и областного законодательства; в-третьих, получение и анализ информации о реальных проблемах и запросах людей и содействие в их разрешении.

Технологически весь комплекс работ, связанный с проведением информационных дней, сложился уже в течение первого года, и уже седьмой год представляет собой перечень последовательно проводимых мероприятий. В начале каждого года распоряжением Администрации области утверждается график проведения информационных дней с указанием конкретных дат. За три - четыре недели определяется тематика и начинается комплектование рабочих групп. Параллельно в администрациях районов определяются места встреч - населенные пункты и трудовые коллективы. Каждый из трех членов рабочей группы проводит в районе по две-три встречи, поэтому во всех районах, а их в области 21, в течение информационного дня планируются и проходят в среднем около 150 встреч. Накануне выезда в районы члены рабочих групп собираются на инструктаж, где получают необходимые материалы и устные консультации по вопросам информационного дня, а также по текущей ситуации в городах, районах и области в целом.

Все встречи проходят с участием руководителей и специалистов районных администраций, а сходы граждан - и с участием глав администраций сельсоветов и поселков. Это позволяет сразу в ходе встречи снимать большое количество вопросов, относящихся к компетенции сельской или районной администрации. Таким образом, реализуется принцип, когда представители трех уровней власти действуют согласованно и распределяют ответственность в соответствии с уровнем компетенции. Подобная практика проведения встреч позволила к 2000 году отказаться от фиксирования и обобщения в областной Администрации всей совокупности обращений. Анализ показал, что доля вопросов, относящихся к деятельности районных, сельских и поселковых администраций, составляла более 40 процентов от их общего числа. Теперь на уровне области по итогам информационных дней идет работа только по проблемам, относящимся к компетенции органов власти областного и федерального уровней.

Стало правилом после проведения встреч с населением в администрациях районов подводить итоги информационного дня и окончательно распределять ответственность между областным и районным уровнями за работу по поступившим обращениям.

В Положении об областном информационном дне предусмотрено, что каждый член рабочей группы, принимавший участие в информационном дне, в течение трех дней после его проведения представляет в комитет государственной службы области отчет, в котором указываются не только коллективы, в которых он встречался с людьми, но и критические замечания, обращения и предложения в адрес органов исполнительной власти области и должностных лиц.

Все критические замечания и обращения, высказанные в ходе информационного дня, обобщаются и направляются на рассмотрение в структурные подразделения Администрации области. Итогом этой работы становится распоряжение Администрации области, которым утверждается план мероприятий по реализации обращений граждан, высказанных на информационном дне . Необходимо заметить, что по разным основаниям значительная часть обращений не включается в план. По итогам его выполнения в администрации городов и районов области направляется соответствующая информация. Эта информация также доводится до сведения тех коллективов или сходов граждан, где предложения были высказаны.

Вот такая цепочка последовательных действий от предоставления информации до реализации конкретных вопросов.

Практика

Первый информационный день в области был проведен в ноябре 1995 года. Это был пробный, первый шаг, но уже он дал нам возможность убедиться, что эта форма предоставления информации через живое общение воспринимается населением с гораздо большим интересом, нежели через средства массовой информации.

В 1996 году было проведено шесть информационных дней. Наряду с положительными результатами, давшими нам возможность укрепиться во мнении об эффективности такой формы работы, мы получили и несколько неожиданный для себя, хотя вполне закономерный результат, - количество не всегда дает качество. Только за этот один год в планы мероприятий по итогам информационных дней было включено более 200 обращений. Для того, чтобы обеспечить их качественную реализацию, действенный контроль, элементарно не хватало времени. Поэтому было решено ограничиться ежеквартальным проведением информационных дней. Такую позицию разделили и администрации городов и районов области.

Подтверждением эффективности информационных дней является тот факт, что эту форму информирования граждан стали использовать и районные администрации. Сегодня в целом ряде муниципальных образований: Батецком, Волотовском, Демянском, Крестецком, Старорусском, Хвойнинском районах - проводятся наряду с областными и районные информационные дни. Поддержав идею и взяв за основу технологию, разработанную Администрацией области, многие из них совершенствуют эту форму работы, приспосабливая ее к местным условиям и потребностям.

Интересен, на наш взгляд, в этом отношении опыт организации информационных дней, используемый в Хвойнинском районе. Здесь применяют две формы проведения информационных дней - по отраслевым вопросам и по социальным вопросам. При подготовке отраслевого информационного дня создается рабочая группа из ведущих специалистов одной отрасли - промышленной или бюджетной. Рабочая группа определяет для обсуждения одну из самых важных проблем, существующих в этих сферах в районе, анализирует ее, разрабатывает предложения по ее решению, которые выносятся для обсуждения в трудовые коллективы. Замечания и предложения, высказанные на таких информационных днях, становятся основой рекомендаций органам власти.

Проведение информационного дня по социальным вопросам ориентировано на все категории населения, и они проводятся и в трудовых коллективах, и на сходах граждан. Здесь в составы рабочих групп включаются не только работники районной Администрации, но и Главы администраций сельсоветов и представители территориального общественного самоуправления. Как правило, проведение таких информационных дней совпадает по времени с проведением областных информационных дней. В этом есть рациональное зерно, поскольку население района, участвующее в информационном дне, имеет возможность провести параллель между развитием области, района и территории своего сельсовета, получить ответы на волнующие их вопросы как от работников областной, так и районной Администрации.

Очень важно, что по окончании информационного дня Глава района проводит совещание рабочих групп, где анализируются и обобщаются все критические замечания и предложения граждан, высказанные на встречах. Соответствующим подразделениям Администрации района даются поручения для принятия конкретных мер. Кроме того, предложения граждан учитываются при формировании планов социально-экономического развития района.

Хвойнинцы справедливо полагают, что использование этих двух форм проведения информационных дней позволяет не только информировать население о ходе социально-экономического развития области и района, но и вовлекать его в решение социальных и производственных проблем. А своевременное реагирование на замечания и предложения, высказанные гражданами в ходе информационных дней, усиливает доверие людей к органам власти.

В настоящее время эта работа в Хвойнинском районе приобретает системный характер, ведь только в 2001 году проведено восемь районных информационных дней-пять по отраслевым вопросам и три по социальным, в ходе которых состоялось более 150 встреч в трудовых коллективах и на сходах граждан. В текущем году проведено два информационных дня в 137 трудовых коллективах и на сходах.

Аналитика

По итогам каждого информационного дня вся информация, содержащаяся в отчетах, обобщается комитетом государственной службы области, группируется в соответствии с проблематикой по Департаментам Администрации области для дальнейшего рассмотрения и выработки управленческих решений. За весь период проведения информационных дней собрана и систематизирована уникальная информация, дающая сегодня возможность объективной характеристики проблемного поля глазами населения в динамике. В качестве иллюстрации к рассматриваемому вопросу предлагаем ряд выводов, основанных на анализе этой информации.

Первый информационный день был проведен осенью 1995 года, а на постоянной основе они стали проводиться с 1996 года. Всего с 1996 года по сегодняшний день организовано и проведено 28 информационных дней. В рамках информационных дней было организовано около 800 сходов граждан, порядка 2200 встреч с трудовыми коллективами и приблизительно 100 встреч с активами районов области.

Ежегодно на сходы граждан и встречи в трудовых коллективах приходят до 10 тысяч новгородцев. 26% из них - молодежь до 30 лет, а 20% - пенсионеры. Данная статистика показывает, что охватываются все слои и категории граждан. А при учете отработанной технологии, когда встречи, как правило, организуются в не повторяющихся местах, можно говорить о том, что собранная база данных является ценнейшей информацией о социально-экономической ситуации в регионе. А это значит, что идет не только решение каких-либо конкретных проблем и вопросов: на основе этой уникальной информации разрабатываются стратегические управленческие решения и программы действий.

В таблице 1 приведено общее количество информационных дней за период с 1996 года.

Таблица 1

Год

Количество информационных дней

1996

6

1997

4

1998

3

1999

5

2000

4

2001

4

2002, 1 полугодие

2

Всего

28

За время проведения информационных дней в Новгородской области Администрацией области было рассмотрено порядка 1200 критических замечаний (каждое второе касается выделения бюджетных средств).

Проработка всех поднятых критических замечаний, проблем, вопросов в Администрации области проводится структурными подразделениями в соответствии с их группировкой по Департаментам. В таблице 2 указано общее количество рассматриваемых критических замечаний за 1996-2002 гг. с разбивкой по годам и Департаментам Администрации области.

По увеличению доли критических замечаний того или иного департамента можно судить о напряженности в курируемой сфере. Так, распределение сфер между департаментами Администрации Новгородской области выглядит следующим образом.

bullet

Департамент экономической и инвестиционной политики рассматривает вопросы социально-экономического развития территории, инвестиционной политики, внешнеэкономических связей, промышленности, связи, строительства.

bullet

Департамент продовольственной политики рассматривает вопросы аграрной, торговой, продовольственной, природоохранной политики.

bullet

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (в таблицах для краткости - Департамент ЖКХ и ТЭК) также рассматривает вопросы лесного и дорожного хозяйства.

bullet

Департамент образования, здравоохранения, культуры и социальной политики (Департамент социальной сферы) - вопросы молодежной политики и трудовых отношений, спорта.

bullet

Департамент по управлению недвижимостью - вопросы приватизации, землепользования, управление имуществом государственных организаций, защита вкладчиков и акционеров.

bullet

Департамент административной и кадровой работы - вопросы правопорядка, ГО и ЧС, государственной и муниципальной службы, связь с общественностью.

bullet

Управление Делами - организационное обеспечение деятельности областных органов управления.

Часть рассматриваемых вопросов связана с выделением бюджетных средств на решение различных проблем (как показывает практика, каждый второй вопрос касается выделения финансовых средств). Поэтому подобные вопросы могут проходить по какому-либо департаменту и параллельно рассматриваться комитетом финансов области. В данном случае, в целях исключения двойного учета подобные обращения проходят только по соответствующему Департаменту. К компетенции комитета финансов при данном анализе отнесены вопросы межбюджетных отношений, проведения взаимозачетов, выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы и их индексации, финансирования льгот для населения в соответствии с действующим законодательством.

Рост ряда позиций во временном интервале связан и с объективной актуальностью различных проблем, и с определением отраслевой и ситуационной тематики каждого информационного дня.

Например, в 1996-1997 годах высокое значение доли критических замечаний по вопросам ЖКХ связано с началом реформы ЖКХ. А в 2001 году определено проведением тематического информационного дня по вопросам применения ресурсосберегающих технологий в ЖКХ.

Периодическое изменение доли критических замечаний по Департаменту продовольственной политики связано с сезонным увеличением внимания к аграрной отрасли (посевная и уборочная кампании).

Резкий рост доли критических замечаний по Департаменту административной и кадровой работы обусловлен проведением 15 мая 2002 года тематического информационного дня «О состоянии правопорядка и законности на территории Новгородской области».

Критические замечания, рассматриваемые Управлением Делами Администрации области, связаны с целевой программой приобретения автотранспорта для сельских администраций.

Диаграмма 1

В диаграмме 1 приведено распределение по Департаментам всех критических замечаний, вопросов, адресованных Администрации области в ходе информационных дней с 1996 по 2002 год.

Основная доля критических замечаний приходится на сферы ведения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (треть всех вопросов), Департамента образования, здравоохранения, культуры и социальной политики и Департамента продовольственной политики (по 20%).

В ряде районов доля обращений выше среднего уровня: Батецкий, Солецкий, Парфинский, Чудовский, Крестецкий, Шимский, Хвойнинский, Валдайский районы.

Анализ показывает, что указанные районы будто бы являются самыми «проблемными» в Новгородской области. Но такой однозначный вывод не совсем верен. Необходимо учитывать активность самого населения, присутствующего на сходах и встречах в трудовых коллективах, а также «активность» представителей областной (членов рабочей группы) и районных администраций, решающих вопросы прямо на месте.

В таблице 2 представлено распределение рассмотренных обращений по райрнам Новгородской области.

Общее количество обращений несколько отличается от итогового количества упоминаний районов области в связи с тем, что рассматриваемые обращения касались одновременно нескольких районов.

Анализ работы по всей совокупности обращений граждан показывает, что до 50% вопросов положительно решается в результате рассмотрения критических замечаний, каждый десятый вопрос откладывается до появления возможности его разрешения (как правило, до составления бюджета на следующий финансовый год), и только 20% всех обращений не могут быть решены (в первую очередь из-за отсутствия свободных бюджетных средств).

Таблица 2

Районы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Всего

Батецкий

20

16

15

18

12

12

12

105

Валдайский

6

2

0

9

4

12

18

51

Волотовский

10

1

4

10

6

6

5

42

Демянский

10

7

7

11

20

13

7

75

Крестецкий

11

5

7

4

13

7

6

53

Любытинский

6

6

5

3

2

8

2

32

Маловишерский

12

6

7

3

2

14

2

46

Маревский

14

6

7

7

9

7

4

54

Мошенской

7

14

2

5

3

8

3

42

Новгородский

5

4

5

7

6

8

3

38

Окуловский

19

15

4

14

19

15

3

89

Парфинский

5

7

9

8

8

17

2

56

Пестовский

11

9

5

7

9

6

4

51

Поддорский

18

12

5

18

16

18

4

91

Солецкий

11

12

8

7

7

15

5

65

Хвойнинский

16

7

12

17

9

10

6

77

Холмский

9

6

4

17

4

21

5

66

Чудовский

4

2

1

5

4

13

0

29

Шимский

13

6

10

7

8

8

3

55

г.Боровичи и район

16

13

2

10

2

13

9

65

г. Старая русса и район

1

2

4

6

22

9

5

49

Великий Новгород

13

10

0

0

0

0

0

23

Итого

237

168

123

193

185

240

108

1254

Достаточно малое количество критических замечаний по Великому Новгороду связано с особой формой проведения в областном центре областного информационного дня и порядка рассмотрения обращений граждан.

Одни из высоких значений по Департаменту образования, здравоохранения, культуры и социальной политики в разрезе районов обусловлены не только существованием данных проблем в определенном районе, но и наличием в данной территории общеобластного учреждения этой сферы. Например, Боровичи - объединение для детей-сирот, Шимск - детский дом-интернат им.Ушинского и т.д.

Можно определить группы районов, характерные проблемы которых лежат в сферах деятельности того или иного департамента.

bullet

Департамент экономической и инвестиционной политики - Волотовский, Демянский, Любытинский, Маревский, Мошенской, Окуловский, Парфинский, Солецкий, Холмский районы.

bullet

Департамент продовольственной политики - Волотовский, Демянский, Маревский, Мошенской, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, г.Старая русса и район.

bullet

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса - Валдайский, Маловишерский, Новгородский, Окуловский, Солецкий, Холмский, Шимский районы.

bullet

Департамент образования, здравоохранения, культуры и социальной политики - Батецкий, Крестецкий, Любытинский, Мошенской, Новгородский, Поддорский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский, г.Боровичи и район, Великий Новгород.

bullet

Департамент по управлению недвижимостью - Батецкий, Валдайский, Крестецкий, Любытинский, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский, г.Старая Русса и район, Великий Новгород.

bullet

Департамент административной и кадровой работы - Валдайский, Крестецкий, Мошенской, Пестовский, г.Боровичи и район, г.Старая Русса и район.

bullet

Управление Делами - Маревский, Холмский, Шимский районы.

bullet

Комитет финансов - Валдайский, Демянский, Любытинский, Пестовский, Поддорский, Холмский, Чудовский, г. Старая Русса и район, Великий Новгород.

Выводы

Областной информационный день сегодня - это уже опробованная, зарекомендовавшая себя технология работы с населением, обеспечивающая обратную связь. Содержание информации, получаемой в ходе его проведения, наряду со статистическими данными, материалами средств массовой информации и т.п., является важнейшим источником для определения приоритетов социально-экономического развития территории, принятия управленческих решений в масштабах города, района и области.

Информационный день является и важнейшим подтверждением открытости власти, средством вовлечения общественности и населения в решение насущных проблем местного сообщества, фактором повышения доверия к власти.

Предыдущая Главная Вверх 

Hosted by uCoz