Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 1

Александр РАЙКОВ

Телекоммуникационная вертикаль и местные горизонты

Телекоммуникационные успехи и риски

Российская телекоммуникационная индустрия стала важнейшим фактором политического, экономического, социального, технологического и культурного развития. Сущность ее становления определяется процессами, реализуемыми на международном, федеральном, межрегиональном и местном (муниципальном) уровнях:

bullet

поиск путей совершенствования системы федерального, регионального и местного управления;

bullet

формируется международный и российский межрегиональный рынок информационных и телекоммуникационных услуг как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда, капитала;

bullet

заметно растет удельный вес отраслей деятельности, обеспечивающих создание, передачу, использование и аналитическую обработку знаний и информации;

bullet

телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровень конкурентоспособности продукции и услуг промышленности;

bullet

внедрение телекоммуникационных технологий существенно меняет модели управления, образования, труда, общественной жизни, отдыха.

Все больше городов России становятся центрами отработки перспективных телекоммуникационных решений в области совершенствования муниципального управления, информатизации, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования, технологий добычи нефти и газа, улучшения снабжения и быта населения и др.

Вместе с тем развитие телекоммуникационной инфраструктуры, давая значительные преимущества в различных направлениях деятельности органов власти и управления, несет в себе новые проблемы и риски. Так, повышение доступности информации о различных субъектах экономической деятельности формирует проблему информационной безопасности, заставляющую искать новые способы обеспечения устойчивости развития территорий.

Информация о человеке становится существенно более открытой, что может быть использовано в ущерб соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Раскрытие информации о корпоративных участниках фондового рынка может вызвать ненужный интерес мошенников и криминальных структур.

Телекоммуникационная инфраструктура территории формируется, с одной стороны, под давлением потребностей потребителей различных сегментов рынка услуг, с другой -– внутренних организационных, кадровых, научных, финансовых ресурсов производителей телекоммуникационных услуг. Производство телекоммуникационных услуг имеет сравнительно низкий финансовый порог вхождения в бизнес, что является привлекательным для развития частного предпринимательства. В то же время, телекоммуникационная индустрия нуждается в глобализации, соблюдении международных стандартов, что не всегда подъемно для отдельных территорий, малого и среднего бизнеса.

Органы местного самоуправления и корпоративный мир имеют доступ к информации по самым современным достижениям информационно-технологической индустрии, могут предложить различные варианты регулирующих решений по развитию тех или иных видов услуг. Вместе с тем административный и корпоративный ресурсы всегда ограничены. Органы власти и местного самоуправления ищут пути оптимизации использования своих организационных и финансовых ресурсов при выработке и проведении в жизнь политики развития телекоммуникационной инфраструктуры отдельных территорий, муниципальных образований.

Правда, издержки перемен, не всегда адекватное бюджетное распределение ресурсов на производство телекоммуникационных услуг порождают соответствующие финансовые, экономические, социальные и политические риски в управлении территориями. Это может сопровождаться снижением уровня удовлетворенности потребителей телекоммуникационных услуг, понижением конкурентоспособности информационной продукции на межрегиональном рынке.

Любые перемены - не без трудностей

Современный этап становления и развития российской телекоммуникационной инфраструктуры характеризуется реорганизацией организационной структуры основных операторов на всех уровнях управления. Сейчас на развитии муниципального телекоммуникационного рынка сильно сказываются решения, принимаемые на федеральном уровне. Так, в 2001 году краевые, областные, окружные юридически самостоятельные “телекомы” становятся составными частями ”телекомов” федеральных округов, входящими в ”федеральную вертикаль”. Это определенным образом меняет условия функционирования телекоммуникационных операторов на местном уровне, порождает естественные проблемы и трудности, связанные с регулированием рынка.

На федеральном уровне выстраивается новая институциональная структура управления телекоммуникационной сферой, связанная с укрупнением организационных структур в рамках федеральных округов. Вновь создаваемые окружные телекоммуникационные системы, как правило, ставят своей главной целью создание мощных, высококапитализированных, прибыльных компаний национального масштаба. Руководство этих образований имеет намерения: интегрировать субъекты Федерации в международное информационное общество, провести международную стандартизацию и сертификацию, постоянно расширять спектр и повышать качество, снижать себестоимость продукции и услуг, улучшать прозрачность управления, повышать конкурентоспособность телекоммуникационной индустрии.

Вместе с тем ряд областных операторов к этапу преобразований уже имели высокий статус на международном рынке. Этим они были обязаны, прежде всего, большой поддержке местных органов власти и корпоративных структур соответствующих территорий. Интеграция же этих структур в более крупные образования создает риск потери прежде наработанных преимуществ.

Ведь как показывает российский опыт становления менеджмента крупных естественных монополий (например, РАО ЕЭС, «Связьинвест»), благие намерения их топ-менеджеров, направленные на повышение капитализации и снижение себестоимости услуг, имеют в большинстве случаев обратные результаты. Возможно, причиной тому являются нетрадиционные российские условия для слишком прямолинейного внедрения современных зарубежных технологий постановки менеджмента, систем управления качеством и корпоративных информационных систем.

Создание естественных монополий в российских условиях порождает для российских территорий дополнительные риски, связанные с возможностью чрезмерной монополизации рынка, необходимостью быстрого изменения статуса действующих участников телекоммуникационного рынка, опасностью дальнейшего повышения тарифов, ”оттока” местных капиталов в другие регионы, ”разбазаривания” накопленного местного телекоммуникационного потенциала, сохранением теневого сектора и пр.

Все операторы рынка телекоммуникационных услуг (как правило, независимо от провозглашаемых целей) основное внимание уделяют потребителям, готовым платить деньги за услуги. Прибыль и доходы - это основной критерий деятельности операторов, это центральный фактор выживаемости компаний на конкурентном рынке. Вместе с тем, такая естественная предрасположенность приводит к завышению тарифов, неравномерности распределения услуг по районам и категориям потребителей. В мотивации деятельности телекоммуникационных компаний на второе место уходит социальный фактор, по остаточному принципу обеспечивается телекоммуникационное обеспечение реализации прикладных вопросов муниципального управления, поддержки управленческих решений.

Проводимые изменения на рынке производителей телекоммуникационных услуг сопровождаются естественными конфликтными явлениями, порождаемыми, прежде всего:

bullet

неурегулированностью вопросов управления собственностью, имеющей бюджетную основу;

bullet

становлением процессов формирования единого порядка определения принадлежности объектов, построенных на бюджетные деньги;

bullet

возможностью блокировки работ конкурентов по строительству объектов средств связи;

bullet

недостаточной эффективностью и согласованностью процесса расчета стоимости на предоставляемые операторами сетевые услуги, оценки себестоимости услуг;

bullet

неэффективностью системы документопроизводства при строительстве телекоммуникационных объектов, нарушением регламента, норм и правил разработки, принципиальной недоступностью, возможностью утери проектной документации по объектам строительства;

bullet

неэффективностью конкурсной системы выбора подрядчика и разработчика в плане их организации и повышения качества телекоммуникационных услуг;

bullet

неотработанностью и, соответственно, необязательностью выполнения участниками рынка нормативно-технических документов;

bullet

отсутствием необходимых соглашений о межсетевом взаимодействии производителей услуг, договоров по определению взаимоотношений между операторами;

bullet

отсутствием эффективных инструментов регулирования рынка телекоммуникационых услуг на местном уровне.

Своя рубашка ближе к телу

В условиях проводимых на федеральном уровне институциональных телекоммуникационных перемен, связанных с укреплением “федеральной вертикали”, укрупнением территориальных операторов и усилением естественной телекоммуникационной монополии, процесс самоопределения местных телекоммуникационных компаний вступает в новую фазу.

Это определяется известной возможностью органов местного самоуправления вести сравнительно самостоятельную политику, жизненной необходимостью учета ими местной специфики, большей обусловленностью действий местных властей реальными запросами населения. Эти факторы заставляют местные власти создавать свои собственные муниципальные предприятия, производящие телекоммуникационные услуги.

Муниципальные предприятия конкурируют с операторами, имеющими государственный контрольный пакет акций. Примером основной задачи, которую берутся решать эти муниципальные предприятия, является создание корпоративной компьютерной сети города. Они также решают ряд задач, связанных с развитием телевидения, сотовой связи, голосовой почты, телеметрии, библиотечным обслуживанием, управлением дорожным движением, прокладкой волоконно-оптического кабеля, развитием телефонии, установкой таксофонов, распространением Интернета, созданием центров коллективного пользования телекоммуникационными услугами, формированием системы электронной коммерции и пр. Однако на этих сегментах рынка работают и федеральные предприятия. В складывающихся условиях у местных властей возможны различные сценарии поведения, например:

bullet

Исключительная поддержка местными властями телекоммуникационного оператора из ”федеральной вертикали”;

bullet

Исключительная поддержка местными властями только своего телекоммуникационного муниципального предприятия;

bullet

Сравнительно равномерная поддержка местными властями как федерального, так и муниципального оператора.

Могут быть предложены и любые другие сценарии. Очевидно, любой сценарий имеет свои плюсы и минусы в различных местных условиях - одинаковых муниципальных образований не бывает. Поэтому на принятие руководством органа местного самоуправления решения по выбору того или иного сценария поведения влияет множество факторов. Такими факторами могут быть:

bullet

Уровень конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг.

bullet

Состояние муниципального и корпоративного менеджмента.

bullet

Уровень качества телекоммуникационных услуг, предоставляемых потребителям, включая корпорации и население.

bullet

Величина тарифов на телекоммуникационные услуги.

bullet

Состояние нормативной и законодательной базы в сфере телекоммуникационной инфраструктуры.

bullet

Развитие индивидуального предпринимательства.

bullet

Равномерность (доступность по сегментам и территориям) предоставления услуг населению.

bullet

Широта спектра индивидуальных потребностей в телекоммуникационных услугах.

bullet

Уровень бюджетной самообеспеченности муниципального образования.

bullet

Уровень развития корпоративного сектора.

bullet

Ресурсы, затрачиваемые на развитие местной инфраструктуры.

bullet

Имидж руководителя органа местного самоуправления и др.

Большинство перечисленных факторов взаимозависимы и противоречивы - выделение ресурсов на развитие одного из факторов снижает возможность реализации другого. Перечень этих факторов можно продолжить, но даже приведенный список говорит о трудностях, с которыми сталкиваются руководители муниципальных образований при выборе сценария поведения. Ведь достаточно очевидные, на первый взгляд, решения могут иметь через некоторое время нежелательные для территории последствия. Спрогнозировать это в условиях множественности взаимосвязанных факторов руководителям муниципальных образований непросто.

Иногда в этой работе помогают современные компьютерные методы поддержки управленческих решений. Они помогают руководителю органа местного самоуправления отвечать на вопросы типа: Что будет, если поддерживать только муниципальное телекоммуникационное предприятие, вступив в конкуренцию с федеральным?. Очевидно, ответы на такие вопросы для разных образований будут различны, и они не всегда могут быть получены на уровне здравого смысла.

Чтобы понять проблему, ее надо промоделировать

Для того, чтобы углубить понимание процессов развития телекоммуникационной сферы некоторого муниципального образования, можно провести компьютерное моделирование ситуации. Модель условно заменяет возможные управленческие ситуации, помогает руководителю органа местного самоуправления углубить понимание ситуации. Для проведения моделирования можно реализовать следующую последовательность действий:

bullet

Описать ситуацию с помощью набора характеристик (факторов);

bullet

Оценить значимость факторов на момент исследования;

bullet

Оценить взаимовлияние отдельных факторов друг на друга;

bullet

Предложить несколько возможных сценариев действий руководства;

bullet

Провести компьютерное моделирование - оценить, каким образом будут развиваться события с учетом этих сценариев действий.

Количество факторов, характеризующих телекоммуникационную проблему, может достигать нескольких десятков и сотен. Число взаимовлияний факторов друг на друга – существенно больше. Оценку значимости факторов и их взаимовлияний проводят эксперты, знающие специфику развития конкретной территории. Оценку результатов тех или иных управляющих воздействий берет на себя компьютер.

Предложенный подход был использован для прогноза последствий различных вариантов действий Администрации одного из российских городов с числом жителей около 400 тыс. Этот город не испытывал до настоящего времени особых сложностей с финансированием и развитием телекоммуникационной инфраструктуры. Но усиление федеральной естественной телекоммуникационной монополии обострило конфликтные явления, иногда принимающие деструктивный характер. Моделирование позволило сделать следующие выводы:

1. Администрации города целесообразно проводить достаточно жесткую линию действий, направленную, прежде всего, на поддержание высокого уровня конкуренции на телекоммуникационном рынке. Это необходимо для развития потенциала участников рынка, обеспечения постоянного роста качества предоставляемых услуг по широкому спектру сегментов рынка: населения, корпораций, местного самоуправления.

2. Моделирование сценария односторонней поддержки Администрацией города федерального предприятия показало, что сначала ситуация в целом с развитием телекоммуникационной инфраструктуры в городе будет улучшаться, немного повысится качество услуг. Однако достаточно быстро качество услуг начнет падать. Если управляющую политику не менять, то через некоторое время начнет ухудшаться ситуация и с развитием самого федерального предприятия (падение капитализации, повышение себестоимости услуг и др.).

3. Компьютерное моделирование показало, что ощутимых позитивных результатов в развитии телекоммуникационной инфраструктуры можно достигнуть при явной поддержке Администрацией города собственного муниципального предприятия и других – более мелких - местных операторов. Некоторое время эта линия действий будет сопровождаться определенной конфликтностью ситуации из-за наложения состояния естественной конкуренции местных операторов с федеральным предприятием.

Мерами гармонизации процесса управления конфликтной ситуацией, исключающими деструктивный характер ее развития, могут быть действия Администрации города по усилению нормативно-правовых и организационно-технологических мероприятий, направленных, в первую очередь, на:

bullet

заключение соглашений о межсетевом взаимодействии производителей услуг, договоров о социальном партнерстве между Администрацией города и операторами;

bullet

последовательное совершенствование процессов управления муниципальной телекоммуникационной собственностью, переход на принципы создания систем качества, внедрение корпоративной информационной системы управления ресурсами города;

bullet

инвентаризацию муниципальной телекоммуникационной собственности, составление соответствующих реестров и компьютерных банков данных;

bullet

построение типовых сетевых процессов производства и предоставления телекоммуникационных услуг с адекватным отображением этих процессов на пооперационные финансовые схемы и бюджеты;

bullet

создание адекватной системы документооборота при строительстве телекоммуникационных объектов, исключающей нарушение регламента разработки, повышающей доступность проектной документации и др.

4. Разработка стратегии развития телекоммуникационной инфраструктуры города. Стратегия должна включать общепринятые и согласованные всеми основными участниками рынка цели развития телекоммуникационной инфраструктуры города и пути их достижения.

5. Организация некоммерческого маркетинга городского рынка телекоммуникационных услуг с оценкой перспективности различных сегментов рынка (включая государственный, муниципальный, гражданский). Результаты маркетинга должны включать оценку качества предоставляемых услуг как показатель удовлетворения потребительских требований при постоянном снижении себестоимости услуг.

6. Повышение эффективности конкурсной системы выбора поставщиков (подрядчиков и разработчиков) в плане повышения качества телекоммуникационных услуг. Рассмотрение возможности выбора поставщика не обязательно по принципу “наименьшей цены»”;

7. Инициация Администрацией города разработки нормативного соглашения по рассматриваемым проблемам между Администрациями федерального округа, субъекта Федерации и города с целью защиты инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и постоянного повышения качества услуг на основе совершенствования процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz