Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2002, № 1

Людмила ИВАНОВА

Система территориального общественного самоуправления в городе Твери. Основные направления и формы его поддержки и развития

Территориальное общественное самоуправление в городе Твери осуществляется через общие собрания, сходы, конференции граждан, органы ТОС и выборных лиц ТОС. Исходя из принятых на себя функций и осуществляемых полномочий, правового статуса и особенностей зоны деятельности, в городе избраны 6 советов ТОС с правом юридического лица, 362 уличных и 311 домовых комитетов, 38 дворовых советов, 1096 старших по домам и 1376 старших по подъездам, созданы 96 товариществ собственников жилья в кондоминиуме и 134 жилищно-строительных кооператива.

Правовую основу ТОС составляют Устав города, признающий территориальное общественное самоуправление самостоятельным элементом системы городского самоуправления, и Положение о ТОС в городе Твери. Два этих документа в совокупности определяют роль и место ТОС в системе городского управления, устанавливают формы участия населения в ТОС, права и обязанности органов и выборных лиц ТОС и их компетенцию, права и обязанности органов местного самоуправления при взаимодействии с субъектами ТОС. В целом территориальное общественное самоуправление определяется как самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам, которые затрагивают интересы жителей данной территории и находятся в ведении городского самоуправления. Таким образом, общественное самоуправление -– это право, а совсем не обязанность граждан и не низшая ступень городского управления.

Понимание общественной природы ТОСов, с одной стороны, и включенность их в систему городского самоуправления, с другой, позволили сформировать достаточно корректную, на наш взгляд, систему взаимодействия администрации города, Тверской городской Думы и субъектов ТОС, включающую в себя:

bullet

совместное участие в создании и совершенствовании нормативно-правовой базы ТОС;

bullet

формирование источников финансирования деятельности субъектов ТОС, создание условий для осуществления ими хозяйственной деятельности;

bullet

передачу отдельных полномочий органов городского самоуправления субъектам ТОС;

bullet

оказание консультативно-методической помощи, обучение выборных лиц и актива ТОС;

bullet

обобщение и распространение опыта, информационная поддержка ТОС.

Начиная с 1996 года, в бюджет города отдельной строкой включаются целевые средства на поддержку территориального общественного самоуправления, которые направляются на поощрение актива ТОС, изготовление методических пособий, премирование победителей городских и районных конкурсов по благоустройству, подписку на периодическую печать, приобретение канцелярских принадлежностей для советов ТОС.

Создание при Администрации города методического совета по территориальному общественному самоуправлению позволило сделать эту систему устойчивой, динамичной и постоянно развивающейся. Методический совет -– общественное формирование. В его составе –- представители субъектов ТОС, чиновники и депутаты, юристы и экономисты. Ни один из документов, так или иначе регулирующих территориальное общественное самоуправление, не принимается к рассмотрению Администрацией или Думой без заключения методического совета. Им же разработаны новая редакция Положения о ТОС в городе Твери, Порядок передачи органам ТОС города отдельных полномочий органов городского самоуправления, Порядок согласования вопросов, относящихся к совместному ведению органов городского самоуправления и органов ТОС в городе. Самое непосредственное участие принял совет в разработке проекта Положения о порядке информирования и учета мнений граждан, их объединений и юридических лиц в области градостроительной деятельности на территории города. Ежеквартально методический совет выпускает информационный бюллетень “Вопросы территориального общественного самоуправления”», в котором публикуются материалы по теории и практике ТОС, официальная информация и проекты программ, планов, концепций как по развитию муниципального образования, так и отдельных сфер его хозяйства, а также постановления Главы города, решения городской Думы, затрагивающие интересы населения, с комментариями и разъяснениями должностных лиц городского самоуправления. Эти яркие по цвету обложки и богатые по содержанию брошюры стали самой популярной и востребованной литературой среди актива ТОС. Начав с тиража 400 экземпляров и доведя его за два года издания до тысячи, мы стоим перед необходимостью увеличить тираж до трех тысяч экземпляров. По общему мнению наш бюллетень выполняет большую информационную, методическую, образовательную функции, объединяет актив в хорошо организованную группу.

Надежным каналом связи с жителями города стала еженедельная газета ”Муниципальные вести”», распространяемая среди актива ТОС, в муниципальных учреждениях и предприятиях, ЖЭУ и домоуправлениях бесплатно общим тиражом 15 тысяч экземпляров. Это абсолютно неполитизированное СМИ. Его главная задача -– информирование населения. В ”Муниципальных вестях”» размещаются материалы, которые дают практическую пользу жителям, например, как и где получить социальное пособие, земельный участок под индивидуальное строительство, место в муниципальном общежитии или схему движения общественного пассажирского транспорта, информацию для потребителей, предпринимателей и многое другое. Эта же газета сообщает горожанам о доходах и расходах бюджета города за неделю, предстоящих конкурсах и торгах, что делает муниципалитет более открытым, прозрачным, публичным.

Созданный недавно консультативный совет по территориальному общественному самоуправлению при Главе города объединяет представителей всех уровней и форм организации ТОС, начиная от старших по домам. В составе совета 30 человек. Работает он на общественных началах, по статусу является совещательным и консультативным формированием. Совет вправе участвовать в решении вопросов, находящихся в ведении городского самоуправления и затрагивающих интересы жителей города, обсуждать предполагаемые изменения Устава города, организацию городского самоуправления, программы и проекты совершенствования его территориальной основы. Подлежат предварительному обсуждению на совете вопросы общественного порядка, приобретения или отчуждения важных объектов муниципальной собственности, проекты застройки и благоустройства города, особенно его исторического центра, наименования улиц и площадей, установления памятных знаков и другие.

В последние год-полтора проблема ТОС в городе стала политической, что почувствовали на себе органы городского самоуправления, зафиксировало общественное мнение. Это подтвердило и специальное исследование, проведенное по заказу Администрации города Центром изучения общественного мнения г. Твери (ТверьЦИОМ). Отдельные участники репрезентативного опроса полагают, ”что речь идет уже не столько об организации и технологии решения текущих вопросов жизнеобеспечения по месту жительства, сколько о формировании управленческой политики на территории”. Часть опрошенных видят в ТОСах опасность превращения их в инструмент борьбы за власть. Исходя из итогов исследования, ТверьЦИОМ сформулировал вывод, небезынтересный для профессиональных управленцев и территорий, где созданы предпосылки и условия для дальнейшего развития общественной инициативы и общественных формирований граждан, в том числе ТОС. Привожу его почти дословно: ”... учитывая относительную новизну тематики, в бытовом сознании сформировался заметный интерес к ней. Немалая часть населения (27%) уже связывает с ТОС определенные надежды в решении своих проблем. На данный момент пока главной движущей силой здесь являются бытовые недостатки и проблемы. Если они будут эффективно устраняться, будет ослабевать сама основа ТОС и возможность его спекулятивного использования. Если ситуация законсервируется как она есть сегодня, то движение приобретет выраженную политическую направленность уже независимо от остроты (или отсутствия) бытовых проблем и эффективности работы учреждений ЖКХ”».

Это серьезные предостережения. Особенно в условиях однозначной поддержки Президентом страны элементов гражданского общества, выстраивания государственной вертикали и создания реальных механизмов подотчетности органов и должностных лиц местного самоуправления государству и населению. Именно поэтому сегодня особенно важны для городского управления изучение и анализ проявлений гражданской инициативы и участия, особенно в ТОС, чтобы своевременно понять и почувствовать, когда они из ресурса городского развития перерождаются в инструмент политической борьбы и дестабилизации обстановки в муниципальном образовании.

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz