Управленческое

консультирование
 

Главная ] Вверх ] Архив публикаций ] Рубрикатор ] Авторы ] Партнёры ] Редколлегия ] Примечания ] English ]

 

2001, № 1

Любовь ПЛАКСИНА

Поиск оптимальной модели управления: подходы и результаты

Более пяти лет идет реализация федерального закона ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”».

Местное самоуправление сегодня с большим трудом “пробивает» себе дорогу“ в ходе не только политических, но и экономических реформ в условиях еще формирующегося законодательства. Правовая среда испытывает мощное влияние практики, и в этом уникальность ситуации.

Нам всем пока не хватает понимания сути местного самоуправления, той огромной роли, которую призван сыграть этот институт власти в жизни страны. Очевидно, что на “созревание“ главных действующих сил в деле становления местного самоуправления требуется не только время, но и активная практика.

В Новгородской области муниципальным образованием определен район. Солецкий район имеет свой Устав, муниципальную собственность, местный бюджет и избранный представительный орган. Так как упомянутый федеральный закон запретил подчинение одного муниципального образования другому, администрации сельсоветов1  потеряли свою самостоятельность, став территориальными подразделениями администрации района. Мы привыкли видеть их способными решать местные вопросы за счет собственных бюджетов, но с 1997 года они стали финансироваться из районного бюджета по утвержденным сметам расходов.

При формировании бюджета на 1998 год остро обозначился вопрос о схеме финансирования сельских учреждений социальной сферы: школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры, клубов и т.п. Администрации сельсоветов приводили аргументы в свою пользу, а отраслевые органы управления образования, здравоохранения, культуры -– в свою. С целью выработки оптимального решения вопроса о распределении функций и ответственности в управлении бюджетными учреждениями Главой района была создана специальная рабочая группа.

В состав рабочей группы вошли три работника сельских администраций и представители отделов администрации района: финансового, муниципальной службы, образования, культуры, социальной защиты населения. В результате, по предложениям рабочей группы было принято принципиальное решение – передать финансовые средства туда, где решаются насущные, повседневные вопросы жизни населения. Таким образом, спор разрешился в пользу сельских администраций. И это правильно, поскольку реальная власть должна подкрепляться необходимыми, прежде всего, финансовыми ресурсами. Такое, на первый взгляд простое решение, являясь муниципальным образованием, стало результатом серьезного анализа правовой, организационной, хозяйственной ситуации, в которой оказались органы местного самоуправления, и началом большой работы по выстраиванию оптимальной модели функционирования местной власти в районе.

В качестве приемлемого варианта была найдена форма трехстороннего соглашения. Глава района, руководитель отраслевого отдела и глава сельской администрации подписывают соглашение, в котором перечисляется используемая нормативная правовая база, разграничиваются функции и ответственность администрации сельсовета и отраслевого отдела. Такие соглашения были заключены по вопросам управления всеми учреждениями образования, здравоохранения и культуры. Идея эта нашла продолжение - позже были заключены подобные соглашения между сельскими администрациями и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, отделом архитектуры и градостроительства.

Три с лишним года работает выработанный механизм взаимодействия. Эффект от проведенной работы ощутим.

Взаимодействуя в рамках соглашения, отдел образования и сельские администрации сумели наладить работу по выявлению детей, нуждающихся в защите государства. Знание ситуации в неблагополучных семьях на своей территории способствует своевременному вмешательству в процесс жизнеобеспечения ребенка, защиты его прав всеми заинтересованными сторонами. Главы сельских администраций стали более инициативны в данном вопросе, оперативно и решительно принимают меры в критических ситуациях. Усилился контроль за положением опекаемых детей, проживающих на территориях соответствующих сельсоветов. Планомерно посещаются семьи, составляются акты обследования. Переданная на места функция контроля за организацией питания в образовательных учреждениях дала возможность использовать местные ресурсы. Родители приносят в школы и детсады картофель, овощи, фрукты, молоко. Хозяйства помогают своей сельхозпродукцией. Сельские администрации отвечают за доставку учащихся в школы и обратно. Кто-то обходится собственным транспортом, кто-то заключает договоры с хозяйствами. Здесь, конечно, не обходится без конфликтных ситуаций и часто источником конфликта является, прежде всего, отсутствие оперативной информации в отдел образования, что не дает возможности своевременно координировать действия.

Как показала практика, заключенные соглашения между отделом культуры и сельскими администрациями способствовали урегулированию взаимоотношений, оказали плодотворное влияние на качество работы сельских учреждений культуры, повлияли на повышение качества учебы кадров. Теперь сельские учреждения культуры используют единые принципы планирования, финансирования, методы оплаты и экономического стимулирования труда, что надежно способствует росту качества их работы. Сельские администрации четко представляют сегодня свою роль в руководстве сельскими учреждениями культуры. Это контроль за режимом работы, соблюдением правил внутреннего распорядка, утверждение ежемесячных планов работы сельских домов культуры и клубов.

Наладилась тесная взаимосвязь в проведении общественно значимых мероприятий на селе. Сегодня сельские администрации болеют и сопереживают за успехи представителей творческих коллективов на районных мероприятиях, усилилась их роль в обеспечении участия творческих коллективов своих сел в массовых мероприятиях в рамках Дня города, на Масленицу, в праздновании Нового года.

В настоящее время четко определены функции субъектов управления, налажено взаимодействие сторон, разграничена ответственность. Данный опыт работы нашел распространение и в других районах области, что еще раз подтверждает правильность выбранного пути.

1 В соответствии с областным законом “О территориально-административном устройстве области“ под “сельсоветом“ понимается административно- территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает один или несколько сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями

 

Предыдущая Главная Вверх Следующая 

Hosted by uCoz